Арборихой
Арборихой [а] ( греч . Αρβόρυχοι) — народ, упомянутый Прокопием как живший в Галлии в V веке нашей эры. [1] Единого мнения о том, кем они были, нет. [2]
Прокопий упоминает арборихоев в своем описании земель и народов к западу от нижнего Рейна . По его описанию, они «оккупировали побережье нынешней Бельгии». [3] Написав в 550-х годах, он, вероятно, получил информацию из франкского посольства. [4] Это часть отрывка, объясняющего происхождение франков и их могущество. [5] Вероятно, его следует связать, поскольку его искаженное описание является историческим, с правлением франкских королей Хильдерика I и Хлодвига I. [6] [1] Арборихои описываются как федераты Римской империи . [4] Говорят, что они изменили форму правления, вероятно, это означает, что они стали признавать других правителей, а не римских императоров. [5] Они вели безрезультатную войну с франками, прежде чем вступить с ними в союз и вступить в брак, став одним народом. [6] Оба они были в то время христианами (т. е. халкидонцами , а не арианами ), что указывает на то, что это произошло после обращения Хлодвига. [7] В его время, пишет Прокопий, потомки арборихов все еще собирались в соответствии со старыми римскими списками и несли свои старые знамена. [4]
Имя Арборихой обычно рассматривается как искажение латинского Armorici или Armoricani . [1] Эта идентификация была распространена еще в 18 веке, когда Эдвард Гиббон поставил ее под сомнение на основе географии. [4] Эрнст Штайн принял это, но Фердинанд Лот утверждал, что Прокопий исказил латинское слово аборигены (туземцы). [2] Томас Шарль-Эдвардс отмечает, что путаница b и m также встречается в трактовке Кономора современником Прокопия Григорием Турским , который называет его Хономорисом и Хонообером . [5] Эдвард Джеймс принимает этимологию, [7] но указывает, что этот термин не может относиться к народу Арморики (тогда завоеванного бретонцами ) , а только к Трактусу Армориканусу , римскому военному региону, соответствующему Галлии к северу от Луары и к западу от Сены , области, населенной галло- Римляне . [6] [5] В этом смысле оно может относиться не к народу, а к римской армии на Луаре. [1]
Жан-Пьер Поли считает отождествление Арборихой с Армориканами «маловероятным, если не невозможным». [4] Он предполагает, что на самом деле является орфографической ошибкой Arboruchtoi и является родственником Boructuari Беды Arboruchoi . [8] Это имя означает «первый» или «великий» Bructeri (этимологически «принесенный с земли»). [4] По мнению Маурица Гисселинга , он сохранился в раннесредневековом топониме Бороктра (Борхтерго). [8] Наличие шести рейнских паги с бантом (знаменем) в названии может быть свидетельством длительного использования римских знамен, отмеченного Прокопием. [4]
Текст Прокопия
[ редактировать ]. . . и именно здесь в древности жили немцы, варварский народ, вначале не имевший большого значения, которых теперь называют франками. Рядом с ними жили арборихи , которые вместе со всей остальной Галлией, а также и с Испанией, издревле были подданными римлян. А за ними, на востоке, поселились тюрингские варвары, Август, первый император, подаривший им эту страну. Недалеко от них, к югу, жили бургунды, а за тюрингами и аламанами жили также свевы, могущественные народы. Все они были расселены здесь как независимые народы в прежние времена. Но со временем вестготы ворвались в Римскую империю и захватили всю Испанию и часть Галлии, лежащую за рекой Рона, и сделали их подданными и данниками себе. К тому времени так случилось, что арборычи стали воинами римлян. И немцы, желая подчинить себе этот народ, так как его территория примыкала к его собственной и они изменили правительство, при котором они жили издревле, начали грабить их землю и, желая воевать, выступили против них. со всем своим народом. Но Арборычи доказали римлянам свою доблесть и преданность и проявили себя храбрыми людьми в этой войне, а так как германцы не смогли одолеть их силой, то пожелали привлечь их на свою сторону и роднить два народа посредством смешанных браков. Это предложение Арборычи восприняли вовсе не неохотно; оба, как оказалось, были христианами. И таким образом они объединились в один народ и обрели великую силу. Теперь и другие римские солдаты были размещены на границах Галлии в качестве стражи. И эти солдаты, не имея возможности вернуться в Рим и в то же время не желая уступать своему врагу-арианцу, отдали себя вместе со своими военными знаменами и землей, которую они долгое время охраняли для римлян, арборычи ; и немцы и они передали своим потомкам все обычаи своих отцов, которые были таким образом сохранены, и этот народ относился к ним с достаточным почтением, чтобы охранять их даже до моего времени. Ибо даже в наши дни в них четко осознают принадлежность к легионам, к которым они были приписаны, когда служили в древние времена, и они всегда несут свои собственные знамена, когда вступают в битву, и всегда следуют обычаям своих отцов. И одежду римлян они сохраняют во всех деталях, даже в том, что касается обуви. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие варианты написания: Арборухой, Арборичи, Арборыхой и Арборухой.
- ^ Jump up to: а б с д Холсолл 2007 , стр. 304–305.
- ^ Jump up to: а б Арриньон и Дюно, 1981 , с. 22н.
- ^ Дьюинг, nn1 и 2, у Прокопия 1919 , стр. 119.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Поли 2016 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Чарльз-Эдвардс 2013 , с. 71–72.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс 1982 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 2014 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Поли 1993 , с. 297н.
- ^ Прокопий 1919 , xii.9–19, стр. 118–123.
Источники
[ редактировать ]- Арриньон, Жан-Пьер [на французском языке] ; Дюно, Жан-Франсуа (1981). «Граница у двух византийских авторов: Прокопия Кесарийского и Константина VII Багрянородного» . В Элен Арвайлер (ред.). География Византии . Публикации Сорбонны. стр. 17–30.
- Чарльз-Эдвардс, ТМ (2013). Уэльс и бритты, 350–1064 гг . Издательство Оксфордского университета.
- Холсолл, Гай (2007). Миграции варваров и римский Запад, 376–568 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Джеймс, Эдвард (1982). Истоки Франции: от Хлодвига до Капетингов, 500–1000 гг . Макмиллан.
- Джеймс, Эдвард (2014). Европейские варвары, 200–600 гг . н.э. Рутледж.
- Поли, Жан-Пьер (1993). «Петля на шее: франки, Франция и Салический закон» . Публикации Французской Римской школы (168): 287–320.
- Поли, Жан-Пьер (2016). «Свобода, узы воинов, Юридическая книга: Lex Salica между варварскими обычаями и римским правом» . Клио и Фемида . 11 :1–25. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Прокопий (1919). История войн . Том. III, Книги V и VI. Перевод Х.Б. Дьюинга. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.