Аниэла Павликовска
Аниела «Лела» Павликовска | |
---|---|
Рожденный | Аниела Вольска 11 июля 1901 г. |
Умер | 23 декабря 1980 г. | (79 лет)
Национальность | Польский |
Образование | Краковская академия изящных искусств |
Известный | Живопись , графика , книжная иллюстрация, сакральное искусство. |
Заметная работа | портретная живопись в Польше , Италии и Великобритании. |
Аниела Павликовска , известная как Лела Павликовска (11 июля 1901, Львов — 23 декабря 1980, Лондон ) — польская художница, иллюстратор и светский портретист, получившая известность в Великобритании в 1950-х и 60-х годах.
Жизнь
[ редактировать ]

Аниэла Павликовска родилась в семье с богатым литературным и научным наследием. Ее матерью была Марыля Вольска , польская поэтесса, дочь Ванды Млодницкой, урожденной Монне, музы и невесты художника Артура Гроттгера , писательницы и переводчицы. Ее отцом был Вацлав Вольский , инженер, изобретатель, автор математической логики , лингвист , пионер польской нефтяной промышленности и соратник канадского нефтяного предпринимателя Уильяма Генри МакГарви .
Аниела была младшей из пяти детей. Ее старшей сестрой была писательница и поэтесса Беата Обертыньска .
Аниела обучалась на дому . Одним из ее наставников был друг семьи, профессор университета философии и психологии и художник Владислав Витвицкий . [ 1 ] Художественный талант Анелы («Лелы») Вольской был отмечен рано; Свою первую персональную выставку она провела в девять лет. По этому случаю 54 ее работы были выставлены Львовским обществом друзей изящных искусств ( Towarzystwo Przyjaciół Sztuk Pięknych ). Ее домашнее образование не завершилось вступительным экзаменом , поэтому она посещала лекции по истории искусства, читаемые во Львовском университете профессорами Болозом-Антоневичем и Владиславом Подлачей в качестве слушателя.
В 1923 году Лела Вольска вышла замуж за Михала Гвальберта Павликовского , библиофила, писателя и издателя. Она присоединилась к нему в родовой резиденции Медыка , недалеко от Пшемысля . «Медика» также была небольшим издательско-полиграфическим предприятием ее мужа, которое специализировалось на выпуске небольшими тиражами литературных произведений, для которых Лела создавала иллюстрации. У них было три дочери и сын. Семья также проводила много времени в своем горном шале «Под Едлами» («Елки») в Закопане . Он был спроектирован для отца Михала, Яна Гвальберта Павликовского художником-модернистом Станиславом Виткевичем . При активной поддержке мужа она продолжила обучение искусству в Краковской Академии изящных искусств у Войцеха Вайса и Казимежа Сихульского .
В 1930-е годы она широко выставлялась во Львове, Кракове, Варшаве и Закопане, а также за границей в Лейпциге , Риме , Флоренции и Турине . С началом Второй мировой войны она отвезла своих четырех маленьких детей во Львов, где переехала жить со своей сестрой на виллу Вольских, известную как «Засвенце». В мае 1940 года, уже после первой волны советских депортаций поляков в Сибирь , ей удалось получить пропуск для себя и детей в нацистское Генерал-губернаторство . Их приютила родственница, политическая активистка и поэтесса Зофья Кернова , в своем имении в Гошице . В апреле 1942 года благодаря вмешательству мужа она смогла поехать в Италию, чтобы присоединиться к нему в Риме. [ 1 ]
В Риме она обеспечивала семью, рисуя портреты итальянских аристократов и дипломатов, находившихся там. Это было также время семейной трагедии, когда вторая дочь Павликовских умерла от лейкемии . К концу 1946 года семья переехала в Лондон, чтобы присоединиться к тысячам демобилизованных союзных польских военнослужащих, которым было разрешено поселиться в Соединенном Королевстве теперь, когда их родина была передана Советской Украине в рамках Ялтинского соглашения . В Лондоне она продолжала поддерживать семью, заказывая портреты, и стала одним из самых востребованных художников-портретистов в стране. [ 1 ]
В 1955 году ее популярность привела к персональной выставке в лондонской галерее Парсонс , которая была признана одним из культурных событий года, не в последнюю очередь среди польской эмигрантской общины. Среди ее натурщиц были принцесса Александра Кентская , дочери короля Испании и военный ЗОЕ агент Кристина Скарбек . [ 1 ] [ 2 ] Она продолжала работать практически до конца жизни, несмотря на потерю зрения на один глаз. [ 1 ] С 1962 года она ежегодно посещала Польшу на несколько месяцев и останавливалась в Закопане в семейном шале. Ее муж погиб в дорожно-транспортном происшествии в 1970 году. [ 1 ]
Она умерла в 1980 году в польском доме престарелых «Антокол» на окраине Лондона. Ее прах был захоронен в Польше. [ 3 ]
Судьба Медыки
[ редактировать ]После советского вторжения в Польшу в 1939 году деревня Медыка и, следовательно, поместье Павликовских оказались аннексированы Советским Союзом . После корректировки границы между новой Польской Народной Республикой и ее соседом в 1948 году Медыка снова оказалась прямо за польской стороной новой границы. Имение Павликовских перешло в собственность государства и было превращено в Государственное сельскохозяйственное хозяйство ( ГСХ ). В 1960-х годах дворец было решено снести на том основании, что он был пережитком прежней «буржуазной гегемонии». К счастью, с началом войны семья приняла меры предосторожности и пожертвовала часть своих ценных коллекций Оссолинеуму во Львове, а другие части перевезла в свое шале в Закопане. Риск оправдался, поскольку большая часть архива сумела сохраниться в разрозненном виде. Павликовская и семья так и не вернулись в Медыку после войны, чтобы увидеть опустошение места, где они провели самое счастливое время своей жизни. Такую судьбу разделили все польские землевладельцы в Кресы в Польше и ознаменовали «цезуру» в истории и уничтожение не только образа жизни, но и многовекового чрезвычайно богатого и разнообразного культурного наследия, сосредоточенного в городе Львов. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Учитывая, что творчество Павликовской можно определить по ее весьма традиционному и консервативному происхождению, на которое, несомненно, повлияли патриотические и националистические взгляды ее мужа, как главного поборника своей работы, во время глубокого кризиса нации в сочетании с изгнанием в Свободный мир . она не стремилась присоединиться к авангарду, а стремилась, по ее собственным словам, «связать основные элементы искусства и средства выражения со своей польскостью». Ее вдохновение в сочетании со зрелым стилем творчества позволяет охарактеризовать ее работы как ар-деко . стиль [ 3 ]
Иллюстрации
[ редактировать ]Ее публичным дебютом, помимо « Ювенилии» , были иллюстрации и графический дизайн для первого библиотечного издания произведения ее мужа « Агнешка альбо о Панни на недзвидзиу» , «Агнесса, или Девушка на вершине медведя» (Медыка, 1925). Это была стилизация средневекового Инкунаблы , особенно Кодекса Бальтазара Бехема , хорошо известного ей и положившего начало издательскому предприятию серии «Библиотека Медика», которая, пока она не прекратилась в 1939 году, продолжала выпускать 15 богато иллюстрированных названий, в основном работы Павликовской. Среди ее значительных вкладов были два тома Беаты Обеситинской, «Гитара» и других - «Гитара и тамци» (Медыка, 1926) и «Сказка о братьях Морозах». Календарный сон - О Брацях Мрознич. Сен календарный (Medyka 1930). Примечательны ее гуашью цветные и черно-белые линогравюры, выполненные , к произведению Зофьи Коссак-Щуцкой « Божий сумасшедший - Шаленцы Божи» (Краков, 1929). В Лондоне Павликовская проиллюстрировала более дюжины наименований для Veritas, польского религиозного издательского фонда. [ 3 ]
Религиозные темы
[ редактировать ]Священные темы были центральными в творчестве Павликовской, особенно в плане вдохновения Мариан . Ее портфолио из десяти линогравюр «Богородица» («Богоматерь»), покрытых акварелью и позолоченных, является отсылкой к народной резьбе по дереву и росписи по стеклу. Они были опубликованы издательством «Медыка» в 1930 году. Комментируя эту серию ар-деко и другие отдельные работы после войны, Павликовская сказала: «Эти картины на религиозную тему, но моей целью было выразить их на польском языке, не опираясь на какой-либо шаблон». или стиль, скорее, возможно, опираясь на народное искусство (...) целью было отразить мир через Марианский календарь и традиции, например, Богоматерь Сея, Богоматерь Ягод, Богоматерь Трав... а также к передать его простейшими художественными средствами через линию и тем самым придать как можно большую выразительность». [ а ] Подобный замысел лежит в основе стиля цветной линогравюры «Св. Губерта» 1936 года. [ 3 ]
В послевоенный период Павликовская создала несколько важных религиозных произведений. Среди них изображение « Святого Станислава Щепановского, епископа и мученика » 1947 года для алтаря часовни Марианских отцов в Фоли-Корт в Бакингемшире, Англия , а также две картины, судьба которых неизвестна: одна 1947 года, другая датирована 1962 годом. репродукции «Молитвы о душах в чистилище» (1947) и «Отец Максимилиан Кольбе » (1962). За свою карьеру она создала множество рождественских и пасхальных открыток. [ 3 ]
Портреты и пейзажи
[ редактировать ]Павликовская всю свою жизнь посвятила изучению человеческого облика и природы. Ее альбомы для рисования были заполнены человеческими фигурами, растениями и животными как часть ее непрерывного ежедневного ателье. Она была ботаником-любителем и проницательным наблюдателем. Ее пейзажи, преимущественно акварельные, изначально были возвратом к XIX веку. Позже они явно ссылались на растущее увлечение японской живописью и цветовые эксперименты межвоенного периода . Отдельной главой в ее творчестве были исследования интерьеров – преимущественно дворца в Медыке. После войны, зная, что она никогда не сможет вернуться в свой дом, она увековечила эти интерьеры по памяти, заменив выветрившиеся детали художественным стилем. [ 3 ]
Ее портретная живопись, которая должна была стать основой семейной жизни эмигрантов и опорой шале в Польше, первоначально колебалась между стилем, отдающим сепаратизмом , и новыми экспериментами с цветом и формой. Однако давление военного времени и трудный период в Италии по необходимости превратили большую часть ее произведений искусства в заказной товар. Оно приобрело популярность в высшем обществе, но ценой возврата к традиционному академическому искусству. [ 3 ]
За годы ее эмиграции сохранилось лишь несколько работ, которые не были запятнаны потерей надежды когда-либо вернуться на родину или растущей строгостью необходимости зарабатывать себе на жизнь. Среди них три натюрморта и картина с розами. Это выдающиеся произведения, вырванные из повседневной рутины и знаменующие прощание художника с творческой свободой. Словно написанная на скорую руку мясистым маслом картина «Розы», затем в дисгармоничных цветах появляются гротескные «Буратино и кукла» (около 1943 г.), «кровяная колбаса на соломе» (1960 г.) и, наконец, «глиняные горшки». (1970) были последними проявлениями души художника. [ 3 ] Из ее заказов в Англии осталась некая «реликвия» в виде рисунка пастелью младенческой головы будущей Дианы, принцессы Уэльской . [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Богоматерь Ягодная, Матка Боска Ягодна ( праздник , 2 июля), является примером сельских дохристианских верований, вплетенных в польские католические предания в Праздник Посещения , как праздник плодородия. Согласно польскому фольклору, Дева Мария, будучи беременной, направлялась навестить свою кузину Елизавету и ела только лесные ягоды. Чтобы не лишать ее еды, в сельской Польше 2 июля традиционно запрещалось есть лесные плоды. Матка Боска Ягодна является покровительницей беременных женщин, особенно тех, кто с трудом вынашивает ребенка или у кого недавно случился выкидыш. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Марта Трояновская. «Аниела (Лела) из Вольской Павликовской. Szkic do biographi» (PDF) (на польском языке). Библиотека Ягеллонского Ягеллонского университета . Проверено 27 октября 2019 г.
- ^ Клэр Малли , Шпион, который любил: Тайны и жизнь Кристины Грэнвилл, первого специального агента Великобритании времен Второй мировой войны , Макмиллан, 2012. с. 321 ISBN 978-1-4472-2565-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Из траурной открытки» . Бюллетень (на польском языке). Львовский кружок в Лондоне, № 39-40: 132. Декабрь 1980. Некролог в Вестнике Львовского кружка.
- ^ Барбара Огродовска, Ежегодные польские ритуалы и обычаи , Варшава, Спорт и туризм – Муза, 2004, ISBN 83-7200-947-3 .
- ^ Джейди Трой-Прайд (10 июня 2019 г.). «Дом, где прошло детство принцессы Дианы, будет открыт для публики в следующем месяце» . Мариклер . Проверено 26 октября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мир Лелы Павликовской. Работает с 1915-1965 гг . Каталог выставки в Краковском национальном музее изд. М. Романовская, Краков, 1997 г.
- Лела Павликовская в «Медике» , изд. М. Трояновская, Пшемысль, 2002 г.
- Марта Трояновская. Леди из Медыки из Лондона. Лела Павликовская 1901-1980 , Пшемысль, 2005 г.
- Марта Трояновская. Леди из Медыки из Лондона. Лела Павликовска 1901-1980 Подборка работ, включая масло, гравюру на дереве, акварель и остроумные иллюстрации.