Jump to content

Аниэла Павликовска

Аниела «Лела» Павликовска
Рожденный
Аниела Вольска

11 июля 1901 г.
Умер 23 декабря 1980 г. ( 1980-12-24 ) (79 лет)
Национальность Польский
Образование Краковская академия изящных искусств
Известный Живопись , графика , книжная иллюстрация, сакральное искусство.
Заметная работа портретная живопись в Польше , Италии и Великобритании.

Аниела Павликовска , известная как Лела Павликовска (11 июля 1901, Львов — 23 декабря 1980, Лондон ) — польская художница, иллюстратор и светский портретист, получившая известность в Великобритании в 1950-х и 60-х годах.

Марыля Вольска
Вацлав Вольский

Аниэла Павликовска родилась в семье с богатым литературным и научным наследием. Ее матерью была Марыля Вольска , польская поэтесса, дочь Ванды Млодницкой, урожденной Монне, музы и невесты художника Артура Гроттгера , писательницы и переводчицы. Ее отцом был Вацлав Вольский [ pl ] , инженер, изобретатель, автор математической логики , лингвист , пионер польской нефтяной промышленности и соратник канадского нефтяного предпринимателя Уильяма Генри МакГарви .

Аниела была младшей из пяти детей. Ее старшей сестрой была писательница и поэтесса Беата Обертыньска .

Аниела обучалась на дому . Одним из ее наставников был друг семьи, профессор университета философии и психологии и художник Владислав Витвицкий . [ 1 ] Художественный талант Анелы («Лелы») Вольской был отмечен рано; Свою первую персональную выставку она провела в девять лет. По этому случаю 54 ее работы были выставлены Львовским обществом друзей изящных искусств ( Towarzystwo Przyjaciół Sztuk Pięknych ). Ее домашнее образование не завершилось вступительным экзаменом , поэтому она посещала лекции по истории искусства, читаемые во Львовском университете профессорами Болозом-Антоневичем и Владиславом Подлачей [ pl ] в качестве слушателя.

Вилла «Под Едлами» («Елки») в Закопане .

В 1923 году Лела Вольска вышла замуж за Михала Гвальберта Павликовского [ pl ] , библиофила, писателя и издателя. Она присоединилась к нему в родовой резиденции Медыка , недалеко от Пшемысля . «Медика» также была небольшим издательско-полиграфическим предприятием ее мужа, которое специализировалось на выпуске небольшими тиражами литературных произведений, для которых Лела создавала иллюстрации. У них было три дочери и сын. Семья также проводила много времени в своем горном шале «Под Едлами» («Елки») в Закопане . Он был спроектирован для отца Михала, Яна Гвальберта Павликовского [ pl ] художником-модернистом Станиславом Виткевичем . При активной поддержке мужа она продолжила обучение искусству в Краковской Академии изящных искусств у Войцеха Вайса и Казимежа Сихульского .

В 1930-е годы она широко выставлялась во Львове, Кракове, Варшаве и Закопане, а также за границей в Лейпциге , Риме , Флоренции и Турине . С началом Второй мировой войны она отвезла своих четырех маленьких детей во Львов, где переехала жить со своей сестрой на виллу Вольских, известную как «Засвенце». В мае 1940 года, уже после первой волны советских депортаций поляков в Сибирь , ей удалось получить пропуск для себя и детей в нацистское Генерал-губернаторство . Их приютила родственница, политическая активистка и поэтесса Зофья Кернова [ пл ] , в своем имении в Гошице . В апреле 1942 года благодаря вмешательству мужа она смогла поехать в Италию, чтобы присоединиться к нему в Риме. [ 1 ]

В Риме она обеспечивала семью, рисуя портреты итальянских аристократов и дипломатов, находившихся там. Это было также время семейной трагедии, когда вторая дочь Павликовских умерла от лейкемии . К концу 1946 года семья переехала в Лондон, чтобы присоединиться к тысячам демобилизованных союзных польских военнослужащих, которым было разрешено поселиться в Соединенном Королевстве теперь, когда их родина была передана Советской Украине в рамках Ялтинского соглашения . В Лондоне она продолжала поддерживать семью, заказывая портреты, и стала одним из самых востребованных художников-портретистов в стране. [ 1 ]

В 1955 году ее популярность привела к персональной выставке в лондонской галерее Парсонс , которая была признана одним из культурных событий года, не в последнюю очередь среди польской эмигрантской общины. Среди ее натурщиц были принцесса Александра Кентская , дочери короля Испании и военный ЗОЕ агент Кристина Скарбек . [ 1 ] [ 2 ] Она продолжала работать практически до конца жизни, несмотря на потерю зрения на один глаз. [ 1 ] С 1962 года она ежегодно посещала Польшу на несколько месяцев и останавливалась в Закопане в семейном шале. Ее муж погиб в дорожно-транспортном происшествии в 1970 году. [ 1 ]

Она умерла в 1980 году в польском доме престарелых «Антокол» на окраине Лондона. Ее прах был захоронен в Польше. [ 3 ]

Судьба Медыки

[ редактировать ]

После советского вторжения в Польшу в 1939 году деревня Медыка и, следовательно, поместье Павликовских оказались аннексированы Советским Союзом . После корректировки границы между новой Польской Народной Республикой и ее соседом в 1948 году Медыка снова оказалась прямо за польской стороной новой границы. Имение Павликовских перешло в собственность государства и было превращено в Государственное сельскохозяйственное хозяйство ( ГСХ ). В 1960-х годах дворец было решено снести на том основании, что он был пережитком прежней «буржуазной гегемонии». К счастью, с началом войны семья приняла меры предосторожности и пожертвовала часть своих ценных коллекций Оссолинеуму во Львове, а другие части перевезла в свое шале в Закопане. Риск оправдался, поскольку большая часть архива сумела сохраниться в разрозненном виде. Павликовская и семья так и не вернулись в Медыку после войны, чтобы увидеть опустошение места, где они провели самое счастливое время своей жизни. Такую судьбу разделили все польские землевладельцы в Кресы в Польше и ознаменовали «цезуру» в истории и уничтожение не только образа жизни, но и многовекового чрезвычайно богатого и разнообразного культурного наследия, сосредоточенного в городе Львов. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

Учитывая, что творчество Павликовской можно определить по ее весьма традиционному и консервативному происхождению, на которое, несомненно, повлияли патриотические и националистические взгляды ее мужа, как главного поборника своей работы, во время глубокого кризиса нации в сочетании с изгнанием в Свободный мир . она не стремилась присоединиться к авангарду, а стремилась, по ее собственным словам, «связать основные элементы искусства и средства выражения со своей польскостью». Ее вдохновение в сочетании со зрелым стилем творчества позволяет охарактеризовать ее работы как ар-деко . стиль [ 3 ]

Иллюстрации

[ редактировать ]

Ее публичным дебютом, помимо « Ювенилии» , были иллюстрации и графический дизайн для первого библиотечного издания произведения ее мужа « Агнешка альбо о Панни на недзвидзиу» , «Агнесса, или Девушка на вершине медведя» (Медыка, 1925). Это была стилизация средневекового Инкунаблы , особенно Кодекса Бальтазара Бехема , хорошо известного ей и положившего начало издательскому предприятию серии «Библиотека Медика», которая, пока она не прекратилась в 1939 году, продолжала выпускать 15 богато иллюстрированных названий, в основном работы Павликовской. Среди ее значительных вкладов были два тома Беаты Обеситинской, «Гитара» и других - «Гитара и тамци» (Медыка, 1926) и «Сказка о братьях Морозах». Календарный сон - О Брацях Мрознич. Сен календарный (Medyka 1930). Примечательны ее гуашью цветные и черно-белые линогравюры, выполненные , к произведению Зофьи Коссак-Щуцкой « Божий сумасшедший - Шаленцы Божи» (Краков, 1929). В Лондоне Павликовская проиллюстрировала более дюжины наименований для Veritas, польского религиозного издательского фонда. [ 3 ]

Религиозные темы

[ редактировать ]

Священные темы были центральными в творчестве Павликовской, особенно в плане вдохновения Мариан . Ее портфолио из десяти линогравюр «Богородица» («Богоматерь»), покрытых акварелью и позолоченных, является отсылкой к народной резьбе по дереву и росписи по стеклу. Они были опубликованы издательством «Медыка» в 1930 году. Комментируя эту серию ар-деко и другие отдельные работы после войны, Павликовская сказала: «Эти картины на религиозную тему, но моей целью было выразить их на польском языке, не опираясь на какой-либо шаблон». или стиль, скорее, возможно, опираясь на народное искусство (...) целью было отразить мир через Марианский календарь и традиции, например, Богоматерь Сея, Богоматерь Ягод, Богоматерь Трав... а также к передать его простейшими художественными средствами через линию и тем самым придать как можно большую выразительность». [ а ] Подобный замысел лежит в основе стиля цветной линогравюры «Св. Губерта» 1936 года. [ 3 ]

В послевоенный период Павликовская создала несколько важных религиозных произведений. Среди них изображение « Святого Станислава Щепановского, епископа и мученика » 1947 года для алтаря часовни Марианских отцов в Фоли-Корт в Бакингемшире, Англия , а также две картины, судьба которых неизвестна: одна 1947 года, другая датирована 1962 годом. репродукции «Молитвы о душах в чистилище» (1947) и «Отец Максимилиан Кольбе » (1962). За свою карьеру она создала множество рождественских и пасхальных открыток. [ 3 ]

Портреты и пейзажи

[ редактировать ]

Павликовская всю свою жизнь посвятила изучению человеческого облика и природы. Ее альбомы для рисования были заполнены человеческими фигурами, растениями и животными как часть ее непрерывного ежедневного ателье. Она была ботаником-любителем и проницательным наблюдателем. Ее пейзажи, преимущественно акварельные, изначально были возвратом к XIX веку. Позже они явно ссылались на растущее увлечение японской живописью и цветовые эксперименты межвоенного периода . Отдельной главой в ее творчестве были исследования интерьеров – преимущественно дворца в Медыке. После войны, зная, что она никогда не сможет вернуться в свой дом, она увековечила эти интерьеры по памяти, заменив выветрившиеся детали художественным стилем. [ 3 ]

Ее портретная живопись, которая должна была стать основой семейной жизни эмигрантов и опорой шале в Польше, первоначально колебалась между стилем, отдающим сепаратизмом , и новыми экспериментами с цветом и формой. Однако давление военного времени и трудный период в Италии по необходимости превратили большую часть ее произведений искусства в заказной товар. Оно приобрело популярность в высшем обществе, но ценой возврата к традиционному академическому искусству. [ 3 ]

За годы ее эмиграции сохранилось лишь несколько работ, которые не были запятнаны потерей надежды когда-либо вернуться на родину или растущей строгостью необходимости зарабатывать себе на жизнь. Среди них три натюрморта и картина с розами. Это выдающиеся произведения, вырванные из повседневной рутины и знаменующие прощание художника с творческой свободой. Словно написанная на скорую руку мясистым маслом картина «Розы», затем в дисгармоничных цветах появляются гротескные «Буратино и кукла» (около 1943 г.), «кровяная колбаса на соломе» (1960 г.) и, наконец, «глиняные горшки». (1970) были последними проявлениями души художника. [ 3 ] Из ее заказов в Англии осталась некая «реликвия» в виде рисунка пастелью младенческой головы будущей Дианы, принцессы Уэльской . [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Богоматерь Ягодная, Матка Боска Ягодна ( праздник , 2 июля), является примером сельских дохристианских верований, вплетенных в польские католические предания в Праздник Посещения , как праздник плодородия. Согласно польскому фольклору, Дева Мария, будучи беременной, направлялась навестить свою кузину Елизавету и ела только лесные ягоды. Чтобы не лишать ее еды, в сельской Польше 2 июля традиционно запрещалось есть лесные плоды. Матка Боска Ягодна является покровительницей беременных женщин, особенно тех, кто с трудом вынашивает ребенка или у кого недавно случился выкидыш. [ 4 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Марта Трояновская. «Аниела (Лела) из Вольской Павликовской. Szkic do biographi» (PDF) (на польском языке). Библиотека Ягеллонского Ягеллонского университета . Проверено 27 октября 2019 г.
  2. ^ Клэр Малли , Шпион, который любил: Тайны и жизнь Кристины Грэнвилл, первого специального агента Великобритании времен Второй мировой войны , Макмиллан, 2012. с. 321 ISBN   978-1-4472-2565-2 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Из траурной открытки» . Бюллетень (на польском языке). Львовский кружок в Лондоне, № 39-40: 132. Декабрь 1980. Некролог в Вестнике Львовского кружка.
  4. ^ Барбара Огродовска, Ежегодные польские ритуалы и обычаи , Варшава, Спорт и туризм – Муза, 2004, ISBN   83-7200-947-3 .
  5. ^ Джейди Трой-Прайд (10 июня 2019 г.). «Дом, где прошло детство принцессы Дианы, будет открыт для публики в следующем месяце» . Мариклер . Проверено 26 октября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a274c83efcab099b0892d8efe7cd4d2e__1707177960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/2e/a274c83efcab099b0892d8efe7cd4d2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aniela Pawlikowska - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)