Философия архитектуры
Философия архитектуры — раздел философии искусства , занимающийся эстетической ценностью архитектуры , ее смыслом и связью с развитием культуры .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Платон , чье влияние на архитектуру широко документировано (например, «идеализм», «неоплатоническая» архитектура [1] ), можно считать частью классической геометрической модели космологии, популярность которой можно приписать более ранним мыслителям, таким как Пифагор . В ранней истории философы отличали архитектуру («технион») от строительства («демиоргос»), приписывая первое ментальным чертам, а второе — божественному или природному. Наличие некоторой степени формализма продолжает оставаться важной чертой, позволяющей отличить один архитектурный стиль от другого и, следовательно, отличить философию стиля.
По характеру критики философия архитектуры является результатом философии искусства , которая начала выражаться в книгах по архитектуре и истории архитектуры во второй половине двадцатого века. [2] До этого, во многом из-за своей зависимости от технологий и инженерии, архитектура рассматривалась как несовместимая или стоящая ниже правильных предметных областей классической эстетики, которые были определены, в частности, Иммануилом Кантом и Александром Готлибом Баумгартеном с их идеалом «чистого искусства». ." [2]
Современный период
[ редактировать ]Как заметил философ-постмодернист Мишель Фуко , архитектура способна задавать жизнь общества, а потому она особенно важна для понимания ценностей и культуры человека. В « Дисциплине и наказании » Фуко проанализировал современную культуру посредством сравнения с Паноптикумом . Паноптикум, спроектированный Джереми Бентамом, должен был стать особой прозрачной средой для заключенных, где все будут находиться под постоянным наблюдением. Хотя проект не был реализован, мысль Бентама глубоко повлияла на идеологию тюрем, изменив социальную практику наказания. Одновременно со своими основными выводами Фуко достиг и другой цели - его инструментальное использование архитектуры в культурологии показало потенциал этой философской темы. [ нужна ссылка ]
Однако философия архитектуры как полноценная часть философии искусства была бы невозможна без смены авангардом эстетической парадигмы. Искусство, поставленное в условия механического воспроизведения изображения , было вынуждено искать новые пути. Примерно в то же время архитектурные стили конструктивизма и функционализма находят способ оправдать новую, полностью инженерную эстетику. Та сторона архитектуры, которая раньше считалась позором (как признак ее связи с прагматическими потребностями человека и общества), стала важнейшим достоинством, центральной частью новой системы эстетических ценностей. Кубизм и футуризм задали эстетику, полную механизированных, убойных, брутальных форм, что было очень близко к тому же инженерному идеалу. Все это создало более чем благоприятную среду для изменения статуса архитектуры в нашей системе искусства, а также нашего понимания искусства как такового. [ нужна ссылка ]
Постмодернизм
[ редактировать ]Архитектура приобрела гораздо более значительную роль после возникновения феномена постмодернизма . По словам Р. Мартина, «по-прежнему удивительно, как много влиятельных источников культурного постмодернизма ссылаются на архитектуру». [3] Некоторые ученые заходят так далеко, что утверждают, что весь постмодернизм происходит из практики архитектуры и отказа от « стиля Модерн » как архитектурного стиля, и тем самым архитекторы терминологически сформулировали постмодернизм. Так, Ф. Джеймсон пишет, что «однако именно в сфере архитектуры изменения в эстетическом производстве наиболее заметны, и что их теоретические проблемы были подняты и сформулированы наиболее централизованно (...) это действительно было из архитектурного дебаты о том, что изначально начала зарождаться моя собственная концепция постмодернизма (...)». [4] Как отмечали исследователи, «Барт и Эко, взяв пример с русского формализма, рассматривают нарушение норм как признак эстетики (т. е. эстетического кода). Искусство характерно изобретательно в своей способности заставить знаки выполнять свой долг как означающее дальнейших значений в потенциально бесконечной игре с конвенцией, а также внутри нее или на ее границах». [5] Столь важные для постмодернистских писателей, такие как Р. Барт и У. Эко , видели в архитектуре источник революционных инноваций в искусстве. [5]
Ф. Джеймсон считает, что существует особая связь между постмодернизмом и американской архитектурой, в которой зарождение национальной архитектуры совпало, по его мнению, с возникновением терминологии или даже реальности постмодернизма. [6] Однако не все исследователи согласны с его постмодернистским «архитектурным происхождением», поэтому Андреас Гюйссен предполагает, что концептуальные рамки постмодернизма были определены в рамках определенных литературных направлений. Однако этот исследователь отмечает и особую роль архитектуры в развитии постмодернизма. Мартин описывает, что «Хюссен считает, что архитектура помогла распространить термин постмодернизм, родом из литературы, в расширенную эстетическую сферу в 1970-е годы». [3] Лиотар утверждает, что постмодернистские архитекторы не имеют ничего общего с истинным постмодернизмом. [3] и, как утверждает Лиотар в своей статье « Отвечая на вопрос: что такое постмодернизм?» : «под именем постмодернизма архитекторы избавляются от проекта Баухауза, выплескивая дитя экспериментов вместе с водой функционализма». [7]
Особой фигурой для философии архитектуры можно считать архитектора Роберта Вентури , книги которого, возможно, сыграли не меньшую роль в развитии постмодернизма , чем его стилистические эксперименты в архитектуре. Р. Вентури впервые привлек внимание архитекторов к поп-арту . Отвергая архитектурный модернизм, Вентури создал новую культурную среду. Этим Вентури показал глубокую связь между цивилизацией и архитектурными формами. [8]
Витгенштейн и философия архитектуры
[ редактировать ]Дом Витгенштейна считается одним из важнейших примеров взаимодействия философии и архитектуры. Дом, построенный известным австрийским философом Людвигом Витгенштейном , стал предметом обширных исследований связи между его стилистическими особенностями, личностью Витгенштейна и его философией. [9] [10] [11] [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хендрикс, Джон Шеннон (1999). «Неоплатоническая философия и архитектура римского барокко». Журнал европейских исследований . 16 (1). Университет Северной Айовы: 31–60.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис К. (зима 1987 г.). «Философия и задачи архитектуры». Журнал архитектурного образования . 40 (2): 29. дои : 10.2307/1424928 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мартин Р. «Проблема имиджа архитектуры. Были ли мы когда-нибудь постмодернистами». Серая комната, № 22 (Зима, 2006), с. 7.
- ^ Джеймсон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. 2003. с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Донохо М. Язык архитектуры // Журнал эстетического воспитания, Vol. 21, № 3 (Осень, 1987), с. 65.
- ^ Джеймсон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. 2003. с. 97.
- ^ Лиотар Ж.-Ф. Отвечая на вопрос: Что такое постмодернизм? // Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: отчет о знаниях. 1984. с. 71.
- ^ Мартин Р. Проблема имиджа архитектуры. Были ли мы когда-нибудь постмодернистами // Серая комната, № 22 (зима, 2006 г.), стр. 9-11.
- ^ Химмельфарб Г. «Дом с привидениями Джереми Бентама». Викторианские умы. (Кнопф, 1968).
- ^ Тилман Б.Р. «Людвиг Витгенштейн, архитектор». Журнал эстетики и художественной критики. Том. 53 (осень)., Вейдевельд П. Людвиг Витгенштейн, архитектор. (MIT Press, 1994).
- ^ Уилсон С.Дж. «Игра использования и использование игры: интерпретация комментариев Витгенштейна об архитектуре». Архитектурный обзор. 180.1073 (июль 1986 г.).
- ^ Макартур, Дэвид (2014). «Работа над собой в философии и архитектуре: перфекционистское прочтение дома Витгенштейна». Обзор архитектурной теории . 19 (2): 124–140. дои : 10.1080/13264826.2014.951869 . ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Бродский-Лакур К. Линии мысли: дискурс, архитектоника и происхождение современной философии. (Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1996).
- Капон Д.С. Архитектурная теория: Витрувианское заблуждение. (Нью-Йорк: Уайли, 1999).
- Донохо М. «Язык архитектуры». Журнал эстетического воспитания, Vol. 21, № 3 (осень 1987 г.), стр. 53–67.
- Фишер С. «Аналитическая философия архитектуры: курс» .
- Фишер С. «Философия архитектуры» , Эдвард Н. Залта (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2015 г.).
- Голдблатт Д. «Частота архитектурных действий: разнообразие и количество в архитектуре». Журнал эстетики и художественной критики. Том. 46.
- Грэм Г. «Искусство и архитектура». Британский журнал эстетики. Том. 29 (1989).
- Гайер П. «Кант и философия архитектуры». Журнал эстетики и художественной критики. Спецвыпуск: Эстетика архитектуры. Том. 69. стр. 7–19.
- Холдейн Дж. Дж. «Эстетический натурализм и упадок архитектуры». Международный журнал моральных и социальных исследований. Том. 2–3 (1987, 1988).
- Харрис К. Философия и задачи архитектуры // Журнал архитектурного образования, Vol. 40, № 2 (зима 1987 г.), стр. 29–30.
- Хершбергер Р.Г. Архитектура и смысл // Журнал эстетического воспитания, Vol. 4, № 4, специальный выпуск: Окружающая среда и эстетическое качество жизни (октябрь 1970 г.), стр. 37–55.
- Кунце Д. Архитектура как чтение. Виртуальность, тайна, чудовищность // Журнал архитектурного образования (1984), Vol. 41, № 4 (лето 1988 г.), стр. 28–37.
- Ледди Т. «Эстетика Канта: татуировки, архитектура и гендерные изменения» .
- Макартур, Д. «Прагматизм как философия архитектуры». След: Делфтский журнал теории архитектуры. Специальный выпуск: Аналитическая философия и архитектура. Выпуск 20 (2017): 105–120.
- Мартин Р. Проблема имиджа архитектуры. Были ли мы когда-нибудь постмодернистами // Серая комната, № 22 (зима, 2006 г.), стр. 6–29.
- Масьеро Р., Уго В. Эпистемологические замечания об архитектуре // Эпистемология. Том 14 (1991).
- О'Хир А. Историзм и архитектурное знание // Философия. Том. 68 (1993).
- Порфириос Д. Избранные аспекты архитектуры и философии в теории XVIII века // Международный архитектор 1 4 (1981).
- Рикверт Дж. Первые модемы: архитекторы восемнадцатого века (Кембридж: MIT Press, 1980).
- Шакил, М. Сакральная архитектура Кашмира: синкретизм духовной философии в переосмыслении будущего , 2024.
- Скратон, Роджер «Эстетика архитектуры» , Princeton University Press; Первое издание (1979)
- Смит Хр. Архитектура в культуре раннего гуманизма: этика, эстетика и красноречие, 1400–1470 (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1992).
- Суппес П. Правила пропорций в архитектуре // Философские исследования Среднего Запада. Том. 16 (1991).
- Вайс А.С. Зеркала бесконечности: французский формальный сад и метафизика 17-го века (Принстон: Princeton Architectural Press, 1995).
- Уайт В. Что означают здания. Некоторые вопросы интерпретации в истории архитектуры // История и теория, Том. 45, № 2 (май 2006 г.), стр. 153–177.
- Уинтерс Э. Технологический прогресс и архитектурная реакция // Британский журнал эстетики. Том. 31 (1991).
- Деревянная архитектура RE: слияние искусства, технологий, политики и природы // Американский католический философский ежеквартальный журнал. Том. 70 (1996).
Философский анализ архитектуры Витгенштейна
[ редактировать ]- Химмельфарб Г. «Дом с привидениями Джереми Бентама». Викторианские умы. (Кнопф, 1968).
- Макартур, Д. «Работа над собой в философии и архитектуре: перфекционистское прочтение дома Витгенштейна». Обзор теории архитектуры , том. 19, нет. 2 (2014): 124–140.
- Тилман Б.Р. «Людвиг Витгенштейн, архитектор». Журнал эстетики и художественной критики. Том. 53 (Осень).
- Вейдевельд П. Людвиг Витгенштейн, архитектор. (MIT Press, 1994).
- Уилсон С.Дж. «Игра использования и использование игры: интерпретация комментариев Витгенштейна об архитектуре». Архитектурный обзор. 180.1073 (июль 1986 г.).