Руди Мартинус ван Дейк
Руди Мартинус ван Дейк 1932 — 29 ноября 2003) — голландский и канадский композитор оркестровой (27 марта , камерной и вокальной музыки.
Во всей музыке Ван Дейка, к какому бы из его стилистических направлений он ни отдавал предпочтение, слышен голос весьма оригинального творца. Источники, как заметил Бела Барток , гораздо менее важны для описания достижений композитора, чем то, как он их использует. [ 1 ] Проницательный слух, который делает оркестровую музыку Ван Дейка одновременно привлекательной и сразу узнаваемой как личное выражение, можно также различить в более мелком звуковом масштабе его камерных композиций. И одна из наиболее примечательных характеристик Ван Дейка – целенаправленная твердость басовой партии – наполняет его музыку во всех жанрах неизменным чувством логического и выразительного направления, даже в контексте сильно измененного гармонического хроматизма. Был бы смелый комментатор, отважившийся связать творческое происхождение Ван Дейка с тем или иным национальным или стилистическим источником. Что можно сказать, так это то, что он с необычайным успехом соединил эмоциональную интенсивность, временами напоминающую мир австро-германского экспрессионизма, с захватывающей тонкостью и косвенностью высказываний, наводящими на мысль скорее о французском родстве. Время от времени аналитик, склонный к таким трувалям, может обнаружить в сочинениях Ван Дейка серию из 12 нот; но это случайное следствие его избегания случайного повторения нот, и они никогда не используются систематически и последовательно. Ван Дейк не последователь систем, а, скорее, творец, обладающий богатым воображением поэта, мыслителя и ненасытного читателя, способного выражать свои идеи, и целеустремленностью, необходимой для реализации этой цели. [ 2 ]
Одним из свойств ртути является то, что она не соединяется с веществом, с которым соприкасается, а, скорее, остается по самой своей природе неизменной по своей форме. Именно это неподдельное качество является визитной карточкой композиционного творческого процесса Руди Мартинуса ван Дейка; качество, которое отмечает его как композитора, принадлежащего всем возрастам и в то же время вообще ни к какому возрасту. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Детство и начало музыкальной карьеры (1938–1955)
[ редактировать ]Музыкальное образование Ван Дейка началось с игры на фортепиано в возрасте шести лет. В 1944 году он начал подготовительное обучение игре на фортепиано у Корри Вирдаг. [ 4 ] в Королевской консерватории Гааги . С 18 лет Ван Дейк продолжал учиться на дневном отделении консерватории, изучая фортепиано у Леона Ортеля , гобой у Яапа Стотейна , а также композицию и анализ у Хендрика Андриссена . Ван Дейк вышел на первый план как композитор, когда его Сонатина для фортепиано была выбрана и исполнена на Международной неделе музыки Gaudeamus в 1953 году. [ 5 ] Позже в том же году канадская армия наняла его в в Канадский гренадерский гвардейский оркестр качестве гобоиста . Он женился на Жанне Конинг, и они переехали в Онтарио, Канада . В качестве оркестранта он также стал учеником (летом 1955 года) американского композитора Роя Харриса . [ 6 ]
Ранняя карьера и средние годы в Канаде и США (1955–1982).
[ редактировать ]Регулярно в 1950-х и 60-х годах Ван Дейк не только сочинял фоновую музыку для образовательных программ, но и использовал свои импровизационные навыки пианиста в прямом эфире по радио Канадской радиовещательной корпорации . Эти отношения позже завершились мировой премьерой его «Четырех эпиграмм для симфонического оркестра» (1962) с Симфоническим оркестром CBC под управлением Уолтера Зюскинда в рамках сериала Национальной школьной трансляции CBC « Узнайте о музыке» . [ 7 ] «Четыре эпиграммы для симфонического оркестра», оригинальное музыкальное произведение, созданное по заказу CBC, указывают на два основных компонента произведения, написанного для юных слушателей: мощные, меняющиеся ритмы и драматические цветовые контрасты. [ 8 ]
Совет Канады позволил Ван Дейку продолжить обучение композиции в Париже (1964–1965) у Макса Дойча , ученика Арнольда Шенберга . [ 9 ] В это время он завершил обучение игре на фортепиано у Кендалла Тейлора в Лондоне. Между 1964 и 1966 годами Ван Дейк также работал в Британской радиовещательной корпорации в Лондоне. [ 10 ] в образовательных телевизионных программах [ 11 ] которые транслировались по всему миру. С 1966 года преподавание стало частью его музыкальной жизни. Ван Дейк вернулся со своей семьей в Канаду и был назначен преподавателем игры на фортепиано в Королевской музыкальной консерватории в Торонто. CBC поручил ему написать кантату с либреттистом Джорджем Бенсоном Джонстоном , которую Ван Дейк назвал «Сейчас время пророка» (1967). Его премьера состоялась в Нидерландах в Харлемской филармонии с участием хора мальчиков собора Св. Бавона Гроота Омрупкура и Symfonieorkest Haerlem для голландской радиопередачи под управлением Яна Стулена. В 1972 году Ван Дейк был назначен на музыкальный факультет Университета Индианы . В это время его композиция Immobile Eden (1972), написанная на собственный текст композитора, написанная для Toronto Lyric Arts Trio, впервые прозвучала на Национальном общественном радио в Нью-Йорке в ноябре 1975 года. [ 12 ] С 1975 по 1981 год Ван Дейк преподавал композицию и анализ в музыкальном колледже Беркли в Бостоне, и в это время его «Движения для альт-саксофона и фортепиано» состоялась премьера (1960).
Его Концерт для флейты, арфы, ударных и струнных инструментов (1963) имел мировую премьеру в Королевском театре Александры в Торонто с Камерным оркестром Торонто и транслировался в прямом эфире по телевидению CBC в январе 1964 года. Французский флейтист Жан-Пьер Рампал написал в письмо Ван Дейку: «Это очень хорошо построенное произведение, замечательно написанное для флейты». [ 13 ] Его европейская премьера состоялась в Нидерландах в 1965 году с флейтистом Коосом Верхеулом и членами Камерного оркестра Нидерландского радио. В нее много раз играли в Канаде , Финляндии , [ 14 ] и США . [ 15 ] К ярким событиям сезона 1978–79 Симфонического оркестра Торонто относится мировая премьера оперы Ван Дейка «Создатель теней» (1977). [ 16 ] под руководством Марио Бернарди [ 17 ] и при участии канадского баритона Виктора Брауна . [ 18 ] [ 19 ] Оно было исполнено в Мэсси-холле в Торонто в октябре 1978 года. Произведение было включено в сборник стихов «Создатель теней», написанный в 1969 году канадской поэтессой Гвендолин МакЭван . Биограф Макьюэна, Розмари Салливан , цитирует Ван Дейка в своей книге: «Что привлекло меня в поэзии, так это суть предмета, а именно сон. Мне кажется, что поэзия пытается приоткрыть завесу «Майи». (иллюзия). Является ли наш чувственный опыт реальностью или иллюзией? Макьюэн имеет что-то общее со Стриндбергом и Д.Х. Лоуренсом как исследователем этих темных уголков души, которые большинство из нас закрывают. удобно, чтобы создать безопасную, но иллюзорную реальность». [ 20 ] Как пишет голландский музыковед Маартен Брандт: «Смелая и экспрессионистская сторона Берга и Шёнберга обнаруживается в произведении Ван Дейка «Создатель теней» для баритона и большого оркестра, написанном в 1977 году. Однако, как и в каждом отдельном сочинении ван Дейка, здесь присутствуют тональные отсылки. кроме того, демонстрируя родство не только с Бергом, но и с Бриттеном, Хенце, Типпетом и Мартином — всеми ими композиторами, которые не просто эксплуатировали; доступные им ресурсы, а скорее были благодарными «жителями» богатого и насыщенного музыкального ландшафта». [ 21 ]
Летом 1982 года Ван Дейк получил известие, что невеста их сына Феликса (Линн Сальвуччи) трагически погибла при падении. В день ее смерти Ван Дейк начал сочинять скрипичный концерт в ее память. Мировая премьера его Скрипичного концерта (1984) позже состоится 20 сентября 1991 года польским скрипачом Робертом Шредером с Симфоническим оркестром Нидерландского радио под управлением Яна Стулена в Гроте Керк, Тернёзен, в рамках фестиваля Zeeuws Vlaanderen. [ 22 ] Маартен Брандт продолжает, упоминая сходство со Скрипичным концертом (Берг) : «Произведение элегично по тону с музыкальными всплесками душещипательной трагедии. Регулярное повторение хоровых мелодий неизбежно вызывает ассоциации с создателем «Dem andenken eines Engels». Ван Дейк разделяет с Альбаном Бергом либеральное и неортодоксальное отношение к тому, что традиция передалась по наследству. Непоколебима связь между формой и содержанием, именно содержание определяет форму в музыке Ван Дейка, а не наоборот». [ 23 ]
Его возвращение в Европу и последние годы в Соединенном Королевстве (1985–2003).
[ редактировать ]В 1985 году Ван Дейк вернулся в Европу со своей женой Жанной. Он провел год, сосредоточившись на своих сочинениях в Касаресе, Малага , Испания , после чего стал композитором по месту жительства, преподавал фортепиано и композицию в Дартингтон-холле в Девоне , Соединенное Королевство . Ван Дейка Ирландская симфония (1990) была заказана для радиотрансляции Национальным симфоническим оркестром RTÉ в честь Дублина как культурной столицы Европы 1991 года и поддерживалась голландским финансирующим органом Fonds voor de Scheppende Toonkunst. Он транслировался из Национального концертного зала в Дублине под управлением Национального симфонического оркестра RTÉ под управлением Колмана Пирса на Raidió Teilifís Éireann . [ 24 ] Европейская премьера « Четырех эпиграмм для симфонического оркестра» (1962) состоялась 25 сентября 1993 года. [ 25 ] с Резидентным оркестром в Гааге под управлением Жака ван Стена . [ 26 ] Мировая премьера Фортепианного концерта (1994) состоялась 22 мая 1996 года. [ 27 ] Симфоническим оркестром Северных Нидерландов под управлением австралийского пианиста Джеффри Дугласа Мэджа под управлением Виктора Либермана. [ 28 ] Маартен Брандт отмечает: «Блестящий фортепианный концерт Ван Дейка (также известный как три пьесы для фортепиано с оркестром), написанный для Бернарда Якобсона, в котором мелодический аспект всегда первичен, а гармония, как правило, усиливается приятным мелосом». [ 29 ]
В Соединенном Королевстве ансамбль Рафаэля заказал и дал мировую премьеру его струнного секстета в 1998 году на Брайтонском фестивале , и в том же году британский скрипач Энтони Марвуд заказал и дал мировую премьеру своей Сонаты для скрипки и фортепиано в лондонском Вигморе. Зал . В 2003 году концерт в честь 70-летия Ван Дейка. [ 30 ] было дано в лондонском зале Перселла в Центре Саут-Бэнк. [ 31 ] который включал исполнение его музыки пианисткой Кёко Хасимото, квартетом Данте и британским тенором Яном Партриджем , который дал мировую премьеру « Песней Дао дэ Цзин » Ван Дейка . [ 32 ] С тех пор Энтони Марвуд несколько раз исполнял свою музыку на BBC Radio 3. [ 33 ] В 2000 году классическая индийская Бхаратанатьям Маюри Бунэм. танцовщица [ 34 ] заказал Ван Дейку «Тройной гимн», основанный на мантре из ведической литературы, для исполнения во время турне по Великобритании и на фестивале Spring Loaded в театре Place в Лондоне. Маартен Брандт пишет: « Тройной гимн — яркий танцевальный дуэт. Музыка написана для виолончели, сопрано, мидрангама, трубчатого колокола и гонга, изображая трехчастное проявление Богинь Гаятри, Савитри и Сарасвати. Произведение звучит на межкультурный край и исследует ценную территорию. Музыка ритмически сложная, динамично разнообразная и запоминающаяся». [ 35 ]
В рамках Международной серии камерной музыки 2001 года в Концертгебау в Амстердаме . [ 36 ] Hyperion записывает исполнителей Florestan Trio [ 37 ] исполнили Фортепианное трио Ван Дейка (2001), которое они специально заказали для Флорестанского фестиваля в Писмарше в Восточном Суссексе.
поручил Ван Дейку В 2002 году Дюссельдорфский симфонический оркестр написать масштабное произведение для баритона, полного хора и оркестра в память о немецко-голландском пианисте Карлроберте Крейтене . назвал Крайтена Дирижер Вильгельм Фуртвенглер одним из самых талантливых пианистов своего поколения. Жизнь и карьера Крейтена трагически оборвались, когда сосед-нацист сообщил о нем в гестапо за негативные высказывания об Адольфе Гитлере и военных действиях. Он был арестован за государственную измену нацистскими офицерами перед утренним исполнением Фортепианного концерта Листа в Гейдельберге. Крайтен был приговорен к смертной казни и казнен через повешение в тюрьме Плётцензее в Берлине в 1943 году. В 2003 году Ван Дейк провел последний год своей жизни, завершая композицию под названием « Страсти по Крейтену» . [ 38 ] на текст немецкого драматурга Генриха Рименшнейдера. [ 39 ] Ван Дейк дожил до того, чтобы присутствовать на всех трех выступлениях на мировой премьере « Страстей по Крайтену » в Тонхалле Дюссельдорфа в исполнении Дюссельдорфского симфонического оркестра баритона Андреаса Шмидта и американского дирижера Джона Фиоре в октябре 2003 года. Ван Дейк скончался месяц спустя, 29 ноября. 2003 год , Писмарш , Восточный Суссекс. [ 40 ] [ 41 ]
У Ван Дейка остались жена Жанна Элизабет Анна ван Дейк-Конинг, которая скончалась в 2024 году в возрасте 93 лет (родилась Ворбург, Нидерланды, 4 сентября 1930 года – умерла Писмарш, Восточный Суссекс, 3 февраля 2024 года) и двое его сыновей Феликс ван Дейк. Дейк (родился Лейдсендам, Нидерланды, 5 октября 1954–) и Вальтер ван Дейк. (родился Торонто, Онтарио, Канада, 20 мая 1961–).
Фонд Руди Мартинуса ван Дейка [ 42 ] — это благотворительный музыкальный фонд по сбору средств, который спонсирует начинающих композиторов и дирижеров, живущих в частях мира, где существуют политические раздоры и/или экономические лишения.
Известные работы
[ редактировать ]- Четыре эпиграммы для симфонического оркестра (1962)
- Концерт для флейты и струнного оркестра (1963)
- Рождественская кантата («Теперь время пророка») для тенора соло, школьного хора, смешанного хора и оркестра (1967)
- Неподвижный рай для сопрано, флейты и фортепиано (1972)
- Создатель теней , четыре пьесы для баритона с оркестром (1977)
- Концерт для скрипки с оркестром (1984)
- Ирландская симфония в четырех частях для оркестра (1990)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1994)
- Страсти Крейтена для баритона, хора и оркестра (2003)
Камерные работы
[ редактировать ]- Сонатина для фортепиано (1951)
- Соната для кларнета и фортепиано (1955)
- Две песни для сопрано и фортепиано (1958)
- Движение для альт-саксофона и фортепиано (1960)
- Могила Франсиса Пуленка : для фортепиано в четыре руки или 2 фортепиано, 1965 (1964)
- Багатель для фортепиано (1969)
- Плач по умирающей птице : Три пьесы для кларнета соло (1979)
- Заклинание для флейты соло (1982)
- Соната для скрипки и фортепиано (1995)
- Две пьесы с интерлюдией : для сопрано, флейты/пикколо/басовой флейты и фортепиано (1995)
- Красный, белый и синий : новые голландские блюзовые пьесы для фортепиано (1996)
- Струнный секстет (1997)
- Прикосновение блюза : для фортепиано соло (1998)
- Струнный квартет в пяти частях (1999)
- Фортепианное трио : для скрипки, виолончели и фортепиано (2001)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Emergo Classics, Руди Мартинус ван Дейк, Immobile Eden. Заметки Бернарда Джейкобсона. Филадельфия, 1996 г.
- ^ Emergo Classics, Руди Мартинус ван Дейк, Immobile Eden. Заметки Бернарда Джейкобсона. Филадельфия, 1996 г.
- ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
- ^ «Память о Нидерландах» .
- ^ Питерс, Питер (1995). Вечная молодость: полвека Фонда Гаудеамус (на голландском языке). Амстердам: Донемус. стр. 34, 230. ISBN 978-90-74560-20-7 .
- ^ Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 970. ИСБН 978-0-8020-5509-5 .
- ^ Джон Краглунд (21 апреля 1962 г.). «В эпиграммах для школ использовалась тема Биг-Бена». Глобус и почта . п. 17.
- ↑ Комиссия по делам молодежи, CBC Times, 7–13 апреля 1962 г., стр. 9.
- ^ Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 970. ИСБН 978-0-8020-5509-5 .
- ^ Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 970. ИСБН 978-0-8020-5509-5 .
- ^ «Детская школа (BBC Two, Англия, 18 февраля 1966 г.)» .
- ^ Emergo Classics, Руди Мартинус ван Дейк, Immobile Eden. Заметки Бернарда Джейкобсона. Филадельфия, 1996 г.
- ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
- ↑ Симфонический концерт Sinfonietta Pori 10, четверг, 6 мая 2004 г., 19:00, Promenadikeskus. Руди Мартинус ван Дейк Концертанте (1963)
- ^ «Оркестр исполняет композицию Ван Дейка». Страж новостей Форт-Уэйна . 30 марта 1974 г. с. 3 Вт.
- ^ Гай Хуот (март 1979 г.). «В новостях: Композиторы». МузыкаКанада . п. 5.
- ^ «Историческая Канада» .
- ^ «Историческая Канада» .
- ^ PRO Canada The Music Scene, май – июнь 1978 г., № 301, ISSN 0380-5131
- ^ Салливан, Розмари (1995). Создатель теней: Жизнь Гвендолин МакЭван . США: ISBN Harper Collins Publishers Ltd. 978-0-00-255406-0 . |страница=298
- ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
- ^ Международный фестиваль Фландрии: Программа программы Гент и исторические города. 1991 год
- ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
- ^ Бэзил Рэмси (сентябрь 1989 г.). «Мировые музыкальные новости». Музыка и музыканты . п. 8.
- ^ Ситце Смит (7 сентября 1993 г.). «Информация о концерте». Entr’Acte . п. 57.
- ^ «Суббота во время концерта в Гааге: работа Руди ван Дейка из Лелистада в исполнении местного оркестра». ФлевоПост . 22 сентября 1993 г. с. 1.
- ^ Эрик Шунс (май 1996 г.). «Программа концерта». Фортепианный мир . п. 20.
- ^ Оркестр Северных Нидерландов, журнал Come & Listen Magazine, программа NNO 95-96. стр. 12, 17
- ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
- ^ Ники Херш (март 2003 г.). «Комната Перселла. Дань уважения 70-летию Руди М. ван Дейка». Журнал Южного берега .
- ^ Тайм-аут (5 марта 2003 г.). «Голландское угощение». Тайм-аут в Лондоне . п. 127.
- ^ «Иэн Партридж, тенор» .
- ^ «Обеденный концерт BBC Энтони Марвуд, скрипка и Киото Хашимото, фортепиано». Музыка в St. Джордж Брэндон Хилл Бристоль . 23 марта 1995 года.
- ^ «Маюри Бунэм Танец Атма» .
- ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
- ^ Мартейн Сандерс (20 ноября 2001 г.). «Подписки 2000-2001». Концертгебау . п. 63.
- ^ «Музыкальный мир, Флорестан Трио» .
- ^ Мартен Брандт (2003). «Удар кнутом Руди ван Дейка: важная премьера в Дюссельдорфе». Mens en Melodie, выпуск 5/6 . стр. 164–167.
- ^ «Программный буклет «Страстей Крейтена»» .
- ^ Томес, Сьюзен (21 января 2004 г.). «Некролог: Руди Мартинус ван Дейк, The Guardian» . Хранитель .
- ^ «Видел и слышал, некролог, память Руди ван Дейка, личное размышление Бернарда Джейкобсона» .
- ^ «Фонд Руди Мартинуса ван Дейка» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейкобсон, Бернард (2015). Звездные повороты и эпизодические появления: воспоминания о жизни среди музыкантов (впервые опубликовано в 2015 г.). Кройдон, Великобритания: Издательство Рочестерского университета. ISBN 978-1-58046-541-0 .
- Питерс, Питер (1995). Вечная молодость: полвека Фонда Гаудеамус (впервые опубликовано в 1995 г.). Амстердам: Донемус. ISBN 978-90-74560-20-7 .
- Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-5509-5 .
- Салливан, Розмари (1995). Создатель теней: Жизнь Гвендолин МакЭван . США: ISBN Harper Collins Publishers Ltd. 978-0-00-255406-0 .