Jump to content

Руди Мартинус ван Дейк

Руди Мартинус ван Дейк
Руди Мартинус ван Дейк возле своего дома в Писмарше, Восточный Суссекс, Великобритания, 2003 г.
Рожденный
Мартинус ван Дейк

( 1932-03-27 ) 27 марта 1932 г.
Умер 29 ноября 2003 г. (29 ноября 2003 г.) (71 год)
Писмарш, Восточный Суссекс, Великобритания
Род занятий Композитор и пианист
Супруг Жанна ван Дейк (урожденная Конинг) (1930–2024)
Дети Феликс ван Дейк (1954-) Уолтер ван Дейк (1961-)

Руди Мартинус ван Дейк 1932 — 29 ноября 2003) — голландский и канадский композитор оркестровой (27 марта , камерной и вокальной музыки.

Во всей музыке Ван Дейка, к какому бы из его стилистических направлений он ни отдавал предпочтение, слышен голос весьма оригинального творца. Источники, как заметил Бела Барток , гораздо менее важны для описания достижений композитора, чем то, как он их использует. [ 1 ] Проницательный слух, который делает оркестровую музыку Ван Дейка одновременно привлекательной и сразу узнаваемой как личное выражение, можно также различить в более мелком звуковом масштабе его камерных композиций. И одна из наиболее примечательных характеристик Ван Дейка – целенаправленная твердость басовой партии – наполняет его музыку во всех жанрах неизменным чувством логического и выразительного направления, даже в контексте сильно измененного гармонического хроматизма. Был бы смелый комментатор, отважившийся связать творческое происхождение Ван Дейка с тем или иным национальным или стилистическим источником. Что можно сказать, так это то, что он с необычайным успехом соединил эмоциональную интенсивность, временами напоминающую мир австро-германского экспрессионизма, с захватывающей тонкостью и косвенностью высказываний, наводящими на мысль скорее о французском родстве. Время от времени аналитик, склонный к таким трувалям, может обнаружить в сочинениях Ван Дейка серию из 12 нот; но это случайное следствие его избегания случайного повторения нот, и они никогда не используются систематически и последовательно. Ван Дейк не последователь систем, а, скорее, творец, обладающий богатым воображением поэта, мыслителя и ненасытного читателя, способного выражать свои идеи, и целеустремленностью, необходимой для реализации этой цели. [ 2 ]

Одним из свойств ртути является то, что она не соединяется с веществом, с которым соприкасается, а, скорее, остается по самой своей природе неизменной по своей форме. Именно это неподдельное качество является визитной карточкой композиционного творческого процесса Руди Мартинуса ван Дейка; качество, которое отмечает его как композитора, принадлежащего всем возрастам и в то же время вообще ни к какому возрасту. [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Детство и начало музыкальной карьеры (1938–1955)

[ редактировать ]
Руди Мартинус ван Дейк в 1949 году.

Музыкальное образование Ван Дейка началось с игры на фортепиано в возрасте шести лет. В 1944 году он начал подготовительное обучение игре на фортепиано у Корри Вирдаг. [ 4 ] в Королевской консерватории Гааги . С 18 лет Ван Дейк продолжал учиться на дневном отделении консерватории, изучая фортепиано у Леона Ортеля , гобой у Яапа Стотейна , а также композицию и анализ у Хендрика Андриссена . Ван Дейк вышел на первый план как композитор, когда его Сонатина для фортепиано была выбрана и исполнена на Международной неделе музыки Gaudeamus в 1953 году. [ 5 ] Позже в том же году канадская армия наняла его в в Канадский гренадерский гвардейский оркестр качестве гобоиста . Он женился на Жанне Конинг, и они переехали в Онтарио, Канада . В качестве оркестранта он также стал учеником (летом 1955 года) американского композитора Роя Харриса . [ 6 ]

Ранняя карьера и средние годы в Канаде и США (1955–1982).

[ редактировать ]

Регулярно в 1950-х и 60-х годах Ван Дейк не только сочинял фоновую музыку для образовательных программ, но и использовал свои импровизационные навыки пианиста в прямом эфире по радио Канадской радиовещательной корпорации . Эти отношения позже завершились мировой премьерой его «Четырех эпиграмм для симфонического оркестра» (1962) с Симфоническим оркестром CBC под управлением Уолтера Зюскинда в рамках сериала Национальной школьной трансляции CBC « Узнайте о музыке» . [ 7 ] «Четыре эпиграммы для симфонического оркестра», оригинальное музыкальное произведение, созданное по заказу CBC, указывают на два основных компонента произведения, написанного для юных слушателей: мощные, меняющиеся ритмы и драматические цветовые контрасты. [ 8 ]

Руди Мартинус ван Дейк с дирижером Вальтером Зюскиндом

Совет Канады позволил Ван Дейку продолжить обучение композиции в Париже (1964–1965) у Макса Дойча , ученика Арнольда Шенберга . [ 9 ] В это время он завершил обучение игре на фортепиано у Кендалла Тейлора в Лондоне. Между 1964 и 1966 годами Ван Дейк также работал в Британской радиовещательной корпорации в Лондоне. [ 10 ] в образовательных телевизионных программах [ 11 ] которые транслировались по всему миру. С 1966 года преподавание стало частью его музыкальной жизни. Ван Дейк вернулся со своей семьей в Канаду и был назначен преподавателем игры на фортепиано в Королевской музыкальной консерватории в Торонто. CBC поручил ему написать кантату с либреттистом Джорджем Бенсоном Джонстоном , которую Ван Дейк назвал «Сейчас время пророка» (1967). Его премьера состоялась в Нидерландах в Харлемской филармонии с участием хора мальчиков собора Св. Бавона Гроота Омрупкура и Symfonieorkest Haerlem для голландской радиопередачи под управлением Яна Стулена. В 1972 году Ван Дейк был назначен на музыкальный факультет Университета Индианы . В это время его композиция Immobile Eden (1972), написанная на собственный текст композитора, написанная для Toronto Lyric Arts Trio, впервые прозвучала на Национальном общественном радио в Нью-Йорке в ноябре 1975 года. [ 12 ] С 1975 по 1981 год Ван Дейк преподавал композицию и анализ в музыкальном колледже Беркли в Бостоне, и в это время его «Движения для альт-саксофона и фортепиано» состоялась премьера (1960).

Его Концерт для флейты, арфы, ударных и струнных инструментов (1963) имел мировую премьеру в Королевском театре Александры в Торонто с Камерным оркестром Торонто и транслировался в прямом эфире по телевидению CBC в январе 1964 года. Французский флейтист Жан-Пьер Рампал написал в письмо Ван Дейку: «Это очень хорошо построенное произведение, замечательно написанное для флейты». [ 13 ] Его европейская премьера состоялась в Нидерландах в 1965 году с флейтистом Коосом Верхеулом и членами Камерного оркестра Нидерландского радио. В нее много раз играли в Канаде , Финляндии , [ 14 ] и США . [ 15 ] К ярким событиям сезона 1978–79 Симфонического оркестра Торонто относится мировая премьера оперы Ван Дейка «Создатель теней» (1977). [ 16 ] под руководством Марио Бернарди [ 17 ] и при участии канадского баритона Виктора Брауна . [ 18 ] [ 19 ] Оно было исполнено в Мэсси-холле в Торонто в октябре 1978 года. Произведение было включено в сборник стихов «Создатель теней», написанный в 1969 году канадской поэтессой Гвендолин МакЭван . Биограф Макьюэна, Розмари Салливан , цитирует Ван Дейка в своей книге: «Что привлекло меня в поэзии, так это суть предмета, а именно сон. Мне кажется, что поэзия пытается приоткрыть завесу «Майи». (иллюзия). Является ли наш чувственный опыт реальностью или иллюзией? Макьюэн имеет что-то общее со Стриндбергом и Д.Х. Лоуренсом как исследователем этих темных уголков души, которые большинство из нас закрывают. удобно, чтобы создать безопасную, но иллюзорную реальность». [ 20 ] Как пишет голландский музыковед Маартен Брандт: «Смелая и экспрессионистская сторона Берга и Шёнберга обнаруживается в произведении Ван Дейка «Создатель теней» для баритона и большого оркестра, написанном в 1977 году. Однако, как и в каждом отдельном сочинении ван Дейка, здесь присутствуют тональные отсылки. кроме того, демонстрируя родство не только с Бергом, но и с Бриттеном, Хенце, Типпетом и Мартином — всеми ими композиторами, которые не просто эксплуатировали; доступные им ресурсы, а скорее были благодарными «жителями» богатого и насыщенного музыкального ландшафта». [ 21 ]

Летом 1982 года Ван Дейк получил известие, что невеста их сына Феликса (Линн Сальвуччи) трагически погибла при падении. В день ее смерти Ван Дейк начал сочинять скрипичный концерт в ее память. Мировая премьера его Скрипичного концерта (1984) позже состоится 20 сентября 1991 года польским скрипачом Робертом Шредером с Симфоническим оркестром Нидерландского радио под управлением Яна Стулена в Гроте Керк, Тернёзен, в рамках фестиваля Zeeuws Vlaanderen. [ 22 ] Маартен Брандт продолжает, упоминая сходство со Скрипичным концертом (Берг) : «Произведение элегично по тону с музыкальными всплесками душещипательной трагедии. Регулярное повторение хоровых мелодий неизбежно вызывает ассоциации с создателем «Dem andenken eines Engels». Ван Дейк разделяет с Альбаном Бергом либеральное и неортодоксальное отношение к тому, что традиция передалась по наследству. Непоколебима связь между формой и содержанием, именно содержание определяет форму в музыке Ван Дейка, а не наоборот». [ 23 ]

Его возвращение в Европу и последние годы в Соединенном Королевстве (1985–2003).

[ редактировать ]

В 1985 году Ван Дейк вернулся в Европу со своей женой Жанной. Он провел год, сосредоточившись на своих сочинениях в Касаресе, Малага , Испания , после чего стал композитором по месту жительства, преподавал фортепиано и композицию в Дартингтон-холле в Девоне , Соединенное Королевство . Ван Дейка Ирландская симфония (1990) была заказана для радиотрансляции Национальным симфоническим оркестром RTÉ в честь Дублина как культурной столицы Европы 1991 года и поддерживалась голландским финансирующим органом Fonds voor de Scheppende Toonkunst. Он транслировался из Национального концертного зала в Дублине под управлением Национального симфонического оркестра RTÉ под управлением Колмана Пирса на Raidió Teilifís Éireann . [ 24 ] Европейская премьера « Четырех эпиграмм для симфонического оркестра» (1962) состоялась 25 сентября 1993 года. [ 25 ] с Резидентным оркестром в Гааге под управлением Жака ван Стена . [ 26 ] Мировая премьера Фортепианного концерта (1994) состоялась 22 мая 1996 года. [ 27 ] Симфоническим оркестром Северных Нидерландов под управлением австралийского пианиста Джеффри Дугласа Мэджа под управлением Виктора Либермана. [ 28 ] Маартен Брандт отмечает: «Блестящий фортепианный концерт Ван Дейка (также известный как три пьесы для фортепиано с оркестром), написанный для Бернарда Якобсона, в котором мелодический аспект всегда первичен, а гармония, как правило, усиливается приятным мелосом». [ 29 ]

В Соединенном Королевстве ансамбль Рафаэля заказал и дал мировую премьеру его струнного секстета в 1998 году на Брайтонском фестивале , и в том же году британский скрипач Энтони Марвуд заказал и дал мировую премьеру своей Сонаты для скрипки и фортепиано в лондонском Вигморе. Зал . В 2003 году концерт в честь 70-летия Ван Дейка. [ 30 ] было дано в лондонском зале Перселла в Центре Саут-Бэнк. [ 31 ] который включал исполнение его музыки пианисткой Кёко Хасимото, квартетом Данте и британским тенором Яном Партриджем , который дал мировую премьеру « Песней Дао дэ Цзин » Ван Дейка . [ 32 ] С тех пор Энтони Марвуд несколько раз исполнял свою музыку на BBC Radio 3. [ 33 ] В 2000 году классическая индийская Бхаратанатьям Маюри Бунэм. танцовщица [ 34 ] заказал Ван Дейку «Тройной гимн», основанный на мантре из ведической литературы, для исполнения во время турне по Великобритании и на фестивале Spring Loaded в театре Place в Лондоне. Маартен Брандт пишет: « Тройной гимн — яркий танцевальный дуэт. Музыка написана для виолончели, сопрано, мидрангама, трубчатого колокола и гонга, изображая трехчастное проявление Богинь Гаятри, Савитри и Сарасвати. Произведение звучит на межкультурный край и исследует ценную территорию. Музыка ритмически сложная, динамично разнообразная и запоминающаяся». [ 35 ]

В рамках Международной серии камерной музыки 2001 года в Концертгебау в Амстердаме . [ 36 ] Hyperion записывает исполнителей Florestan Trio [ 37 ] исполнили Фортепианное трио Ван Дейка (2001), которое они специально заказали для Флорестанского фестиваля в Писмарше в Восточном Суссексе.

Генрих Рименшнайдер и Руди Мартинус ван Дейк в Тонхалле Дюссельдорф на мировой премьере фильма «Страсти по Kreitens 2003»
Мировая премьера «Страстей по Крейтенсу» Ван Дейка в Тонхалле Дюссельдорфа с Дюссельдорфским симфоническим оркестром, Städtische Musikverein zu Düsseldorf с дирижером Джоном Фиоре и баритоном Андреасом Шмидтом в октябре 2003 года.

поручил Ван Дейку В 2002 году Дюссельдорфский симфонический оркестр написать масштабное произведение для баритона, полного хора и оркестра в память о немецко-голландском пианисте Карлроберте Крейтене . назвал Крайтена Дирижер Вильгельм Фуртвенглер одним из самых талантливых пианистов своего поколения. Жизнь и карьера Крейтена трагически оборвались, когда сосед-нацист сообщил о нем в гестапо за негативные высказывания об Адольфе Гитлере и военных действиях. Он был арестован за государственную измену нацистскими офицерами перед утренним исполнением Фортепианного концерта Листа в Гейдельберге. Крайтен был приговорен к смертной казни и казнен через повешение в тюрьме Плётцензее в Берлине в 1943 году. В 2003 году Ван Дейк провел последний год своей жизни, завершая композицию под названием « Страсти по Крейтену» . [ 38 ] на текст немецкого драматурга Генриха Рименшнейдера. [ 39 ] Ван Дейк дожил до того, чтобы присутствовать на всех трех выступлениях на мировой премьере « Страстей по Крайтену » в Тонхалле Дюссельдорфа в исполнении Дюссельдорфского симфонического оркестра баритона Андреаса Шмидта и американского дирижера Джона Фиоре в октябре 2003 года. Ван Дейк скончался месяц спустя, 29 ноября. 2003 год , Писмарш , Восточный Суссекс. [ 40 ] [ 41 ]

У Ван Дейка остались жена Жанна Элизабет Анна ван Дейк-Конинг, которая скончалась в 2024 году в возрасте 93 лет (родилась Ворбург, Нидерланды, 4 сентября 1930 года – умерла Писмарш, Восточный Суссекс, 3 февраля 2024 года) и двое его сыновей Феликс ван Дейк. Дейк (родился Лейдсендам, Нидерланды, 5 октября 1954–) и Вальтер ван Дейк. (родился Торонто, Онтарио, Канада, 20 мая 1961–).

Фонд Руди Мартинуса ван Дейка [ 42 ] — это благотворительный музыкальный фонд по сбору средств, который спонсирует начинающих композиторов и дирижеров, живущих в частях мира, где существуют политические раздоры и/или экономические лишения.

Известные работы

[ редактировать ]
  • Четыре эпиграммы для симфонического оркестра (1962)
  • Концерт для флейты и струнного оркестра (1963)
  • Рождественская кантата («Теперь время пророка») для тенора соло, школьного хора, смешанного хора и оркестра (1967)
  • Неподвижный рай для сопрано, флейты и фортепиано (1972)
  • Создатель теней , четыре пьесы для баритона с оркестром (1977)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1984)
  • Ирландская симфония в четырех частях для оркестра (1990)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1994)
  • Страсти Крейтена для баритона, хора и оркестра (2003)

Камерные работы

[ редактировать ]
  • Сонатина для фортепиано (1951)
  • Соната для кларнета и фортепиано (1955)
  • Две песни для сопрано и фортепиано (1958)
  • Движение для альт-саксофона и фортепиано (1960)
  • Могила Франсиса Пуленка : для фортепиано в четыре руки или 2 фортепиано, 1965 (1964)
  • Багатель для фортепиано (1969)
  • Плач по умирающей птице : Три пьесы для кларнета соло (1979)
  • Заклинание для флейты соло (1982)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1995)
  • Две пьесы с интерлюдией : для сопрано, флейты/пикколо/басовой флейты и фортепиано (1995)
  • Красный, белый и синий : новые голландские блюзовые пьесы для фортепиано (1996)
  • Струнный секстет (1997)
  • Прикосновение блюза : для фортепиано соло (1998)
  • Струнный квартет в пяти частях (1999)
  • Фортепианное трио : для скрипки, виолончели и фортепиано (2001)
  1. ^ Emergo Classics, Руди Мартинус ван Дейк, Immobile Eden. Заметки Бернарда Джейкобсона. Филадельфия, 1996 г.
  2. ^ Emergo Classics, Руди Мартинус ван Дейк, Immobile Eden. Заметки Бернарда Джейкобсона. Филадельфия, 1996 г.
  3. ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
  4. ^ «Память о Нидерландах» .
  5. ^ Питерс, Питер (1995). Вечная молодость: полвека Фонда Гаудеамус (на голландском языке). Амстердам: Донемус. стр. 34, 230. ISBN  978-90-74560-20-7 .
  6. ^ Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 970. ИСБН  978-0-8020-5509-5 .
  7. ^ Джон Краглунд (21 апреля 1962 г.). «В эпиграммах для школ использовалась тема Биг-Бена». Глобус и почта . п. 17.
  8. Комиссия по делам молодежи, CBC Times, 7–13 апреля 1962 г., стр. 9.
  9. ^ Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 970. ИСБН  978-0-8020-5509-5 .
  10. ^ Каллманн, Хельмут, изд. (1981). Энциклопедия музыки в Канаде (перепечатано в 1981 году). Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 970. ИСБН  978-0-8020-5509-5 .
  11. ^ «Детская школа (BBC Two, Англия, 18 февраля 1966 г.)» .
  12. ^ Emergo Classics, Руди Мартинус ван Дейк, Immobile Eden. Заметки Бернарда Джейкобсона. Филадельфия, 1996 г.
  13. ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
  14. Симфонический концерт Sinfonietta Pori 10, четверг, 6 мая 2004 г., 19:00, Promenadikeskus. Руди Мартинус ван Дейк Концертанте (1963)
  15. ^ «Оркестр исполняет композицию Ван Дейка». Страж новостей Форт-Уэйна . 30 марта 1974 г. с. 3 Вт.
  16. ^ Гай Хуот (март 1979 г.). «В новостях: Композиторы». МузыкаКанада . п. 5.
  17. ^ «Историческая Канада» .
  18. ^ «Историческая Канада» .
  19. ^ PRO Canada The Music Scene, май – июнь 1978 г., № 301, ISSN 0380-5131
  20. ^ Салливан, Розмари (1995). Создатель теней: Жизнь Гвендолин МакЭван . США: ISBN Harper Collins Publishers Ltd.  978-0-00-255406-0 . |страница=298
  21. ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
  22. ^ Международный фестиваль Фландрии: Программа программы Гент и исторические города. 1991 год
  23. ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
  24. ^ Бэзил Рэмси (сентябрь 1989 г.). «Мировые музыкальные новости». Музыка и музыканты . п. 8.
  25. ^ Ситце Смит (7 сентября 1993 г.). «Информация о концерте». Entr’Acte . п. 57.
  26. ^ «Суббота во время концерта в Гааге: работа Руди ван Дейка из Лелистада в исполнении местного оркестра». ФлевоПост . 22 сентября 1993 г. с. 1.
  27. ^ Эрик Шунс (май 1996 г.). «Программа концерта». Фортепианный мир . п. 20.
  28. ^ Оркестр Северных Нидерландов, журнал Come & Listen Magazine, программа NNO 95-96. стр. 12, 17
  29. ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
  30. ^ Ники Херш (март 2003 г.). «Комната Перселла. Дань уважения 70-летию Руди М. ван Дейка». Журнал Южного берега .
  31. ^ Тайм-аут (5 марта 2003 г.). «Голландское угощение». Тайм-аут в Лондоне . п. 127.
  32. ^ «Иэн Партридж, тенор» .
  33. ^ «Обеденный концерт BBC Энтони Марвуд, скрипка и Киото Хашимото, фортепиано». Музыка в St. Джордж Брэндон Хилл Бристоль . 23 марта 1995 года.
  34. ^ «Маюри Бунэм Танец Атма» .
  35. ^ Мартен Брандт (2006). «Кем был Руди Мартинус ван Дейк?». Донемус .
  36. ^ Мартейн Сандерс (20 ноября 2001 г.). «Подписки 2000-2001». Концертгебау . п. 63.
  37. ^ «Музыкальный мир, Флорестан Трио» .
  38. ^ Мартен Брандт (2003). «Удар кнутом Руди ван Дейка: важная премьера в Дюссельдорфе». Mens en Melodie, выпуск 5/6 . стр. 164–167.
  39. ^ «Программный буклет «Страстей Крейтена»» .
  40. ^ Томес, Сьюзен (21 января 2004 г.). «Некролог: Руди Мартинус ван Дейк, The Guardian» . Хранитель .
  41. ^ «Видел и слышал, некролог, память Руди ван Дейка, личное размышление Бернарда Джейкобсона» .
  42. ^ «Фонд Руди Мартинуса ван Дейка» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2ec95b02b90467b1f5d0a2946dc93b7__1722351660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/b7/a2ec95b02b90467b1f5d0a2946dc93b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rudi Martinus van Dijk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)