Александр Бари
Александр Бари | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Alexander Veniaminovich Bari 18 мая 1847 г. |
Умер | 19 апреля 1913 г. Москва, Российская Империя | ( 65 лет
Национальность | Американский |
Александр Вениаминович Бари (русский: Александр Вениаминович Бари ; 6 мая [ OS 18 мая] 1847 — 19 апреля 1913) — российский и американский инженер, предприниматель и общественный деятель, основатель первой русской машиностроительной компании. Бари был близким другом Владимира Шухова , Льва Толстого , Дмитрия Менделеева , Николая Жуковского , Федора Шехтеля , Ивана Рерберга .
Биография
[ редактировать ]Александр Бари родился 6 мая [ OS 18 мая] 1847 года в Санкт-Петербурге . хорошо образованного крещеного Бари Венеамина Венеамин Бари был публицистом, стремившимся просвещать евреев, ему благоволил Александр фон Гумбольдт , в честь которого был назван сын. [ 1 ]
Венеамин Бари, который в то время переписывался с Карлом Марксом , был вынужден покинуть Российскую империю и в 1862 году эмигрировал в швейцарский Цюрих вместе с детьми и женой Генриеттой Сергеевной. В 1865 году семья переехала в США, но Александр остался в Цюрихе и в 1867 году окончил гимназию. В 1870 году он окончил Цюрихскую техническую школу по специальности инженер. В университетские годы он познакомился с Федором Орловым , который позже вспоминал Бари как лидера студенческого общества, который познакомил его с ЕТН и городской жизнью. Особенно ему запомнилось, как Бари познакомился в кафе с молодым человеком, который оказался сыном фабриканта, и на следующий день их пригласили на экскурсию по фабрике отца. [ 2 ]
После окончания школы Александр Бари решил помириться с семьей и уехал в США. Поскольку у него не было средств купить билет, он устроился на пароход помощником машиниста. [ 3 ] В США Бари получил гражданство и начал работать помощником инженера на машиностроительном и мостостроительном заводе в Детройте, позже был принят на работу инженером в промышленную компанию в Филадельфии . Вскоре он выиграл конкурс на строительство павильонов для Столетней выставки и получил золотую медаль. [ 4 ]
Выставку посетила российская делегация, Бари познакомился с несколькими профессорами и студентами Российского Императорского технического училища (РИТС), такими как Фёдор Орлов , Павел Панаев, Александр Эшлиман , Владимир Шухов , Дмитрий Советкин . [ 4 ] Бари помог россиянам приобрести лабораторное оборудование, инструменты и инструменты. В благодарность в 1877 году он был избран членом-корреспондентом РИТС. [ 5 ]
В Филадельфии он познакомился с Эдой фон Грюнберг (Зинаидой Яковлевной), своей будущей женой. Она была из немецкой семьи, переехавшей в Россию во времена Екатерины Великой . Эда приехала в Филадельфию со своей старшей сестрой, вышедшей замуж за старшего брата Александра. [ 3 ] Эда хотела вернуться в Россию, летом 1877 года пара с дочерью Анной приехала в Петербург. [ 5 ] Александр и его младший брат Уильям, выпускник СПМУ , основали небольшое предприятие по конструированию и производству электродвигателей. Однако продукция не нашла спроса в России. , инженер-полковником в отставке, членом Российского общества Вскоре Бари познакомился с Н. А. Ситенко Вместе они запустили «Бари, Ситенко и Ко» и вошли в строительный бизнес в российской нефтяной отрасли . Вскоре Бари и его семья переехали в Москву. [ 4 ]
Кусково завод
[ редактировать ]
Александр Бари, 1880-е гг.
Разработкой и реализацией всех проектов «Бари, Ситенко и Ко» руководил Людвиг Нобель . Компания занимается добычей нефти в Грозном и Баку . Перспективного молодого инженера Владимира Шухова пригласил на работу Бари. В результате успешного проекта была создана компания Branobel , которая вскоре стала одной из ведущих нефтяных компаний в России и Европе. [ 6 ]
Первый нефтепровод длиной 10 км на Апшеронском полуострове был открыт осенью 1878 года, он начинался в Балаханах и заканчивался в Черном городе . Диаметр трубы составил 0,76 метра. В 1879 году компания «Г. М. Лианозов и Ко» открыла второй российский нефтепровод. [ 4 ]
13 сентября 1880 г. Ситенко, Бари и титулярный советник Н. Рубинский направили в канцелярию московского генерал-губернатора просьбу о строительстве в столице маслозавода. Документ был подписан 19 ноября, вскоре последовало создание Российско-Американского нефтяного партнерства с уставным капиталом в 375 тысяч рублей. Предприятие перерабатывало бакинскую НПЗ нефть Завод был построен Владимиром Шуховым , имел восемь нефтяных перегонных аппаратов и производил керосин , астролин, смазочные материалы и хлеб. [ 5 ]
Нефтеперерабатывающий завод вступил в строй 8 июня 1881 года. Свидетель вспоминал, что
Завод располагался в районе Выхино на территории предприятия и был связан с Нижегородской железной дорогой. Нефть перевозится из Баку в Нижний Новгород по реке Волге, а затем поездами доставляется в Кусково. Завод был оборудован несколькими цистернами на 5000 ведер, на объекте работали 15 человек. [ 4 ]
На Всероссийской выставке 1882 года в Москве Кусковский нефтеперерабатывающий завод был удостоен бронзовой награды за производство высококачественной нефти. В июне 1882 года компания наняла молодого Дмитрия Менделеева консультантом по химии и производству. Вскоре там началась непрерывная перегонка нефти. В том же году Бари продал свою долю Петру Губонину и начал собственный бизнес. [ 4 ]
Строительная компания АВ Бари
[ редактировать ]
В 1880 году Александр Бари основал «Техническую компанию А.В. Бари» и пригласил Владимира Шухова в качестве главного инженера. Позже компания была переименована в «Строительную компанию А.В. Бари». Оно предлагало различные услуги от проектирования до строительства и вскоре получило широкое признание как в Российской империи, так и за рубежом. [ 4 ]
Через несколько лет компания выпустила специальный паровой котел конструкции Владимира Шухова. Для серийного производства изобретения Бари построил котельный завод « в Тюфелевой роще Даниловского района . Оно вступило в строй в феврале 1884 года. За пять лет с момента основания в активе «Барской технической компании» были котельная в Москве и несколько филиалов в Санкт-Петербурге, Харькове , Нижнем Новгороде и Екатеринбурге . [ 4 ]
Бари ввел совершенно новую рабочую среду: ему платили зарплату на 10% выше средней по рынку, рабочее время было короче, сотрудники получали горячее питание за счет работодателя. Бари также предложил своего рода больничный — в случае болезни работнику выплачивалась полная зарплата за первую неделю и 50% за вторую. [ 5 ]
Предприятие производило стальные нефтехранилища, за 30 лет изготовило 3240 единиц. С 1885 года предприятие участвовало в создании нефтегрузового флота. Танкеры построены на Саратовском и Волгоградском судостроительных заводах. Судовладельцы Баранов и Шитов заказали два стальных лихтеровоза вместимостью 40 и 50 тысяч пудов . [ 4 ]
«Техническая компания А.В. Бари» строила и другие объекты, такие как нефтепроводы, элеваторы, мосты, гиперболоидные башни и др. С 1892 года компания активно участвовала в развитии Российских железных дорог . [ 4 ] Он экспонировал несколько павильонов на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. [ 3 ]
«Техническая компания А.В. Бари» приняла участие в реконструкции водопровода здания Метровагонмаша . [ 7 ] [ 8 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Александр Бари был другом многих ярких людей своего времени — частыми гостями в его доме были Дмитрий Менделеев , Николай Жуковский , Сергей Чаплыгин , Федор Шехтель , Иван Рерберг и другие. С 1884 года Бари жил на Мясницкой улице. , 24 года, позже переехал в дом №22. [ 9 ]
В 1898 году Бари впервые встретил Льва Толстого . С дочерью Анной Александровной он навещал дом писателя в Хамовниках . [ 5 ]

Когда в России наступили трудные времена, Бари сказал жене, что «лучше быть водителем автобуса в Цюрихе, чем миллионером в России», и попросил ее покинуть страну. В сентябре 1905 года он писал: «В стране дела идут все хуже, и нам остается только терпеть…» [ 10 ] После убийства Петра Столыпина Бари писал своим друзьям, что «положение ужасное и худшее грядет». [ 10 ]
Несмотря на все усилия, компания столкнулась с бедой. Рабочие заводов уговорили служащих Бари объявить забастовку и присоединиться к революционному движению. Это существенно повлияло на бизнес. В 1909 году Александр Бари вышел на пенсию и поручил компанию сыну Виктору. [ 11 ]
Александр Бари скончался 6 апреля [ OS 19 апреля] 1913 года и был похоронен на Введенском кладбище . Бизнес унаследовала вдова Зинаида Бари, ее активами управлял ее брат Владимир. В некрологе в газете Утро России , что:
Александр Бари основал в Москве Русско-Американский керосиновый завод, в Грозном учредил Московское нефтепромышленное общество, создал вагоностроительный завод в Мытищах и открыл исключительную котельную близ Симонова монастыря . Деловые интересы его были широки и интересны, он мог одновременно строить мосты в Оренбурге , стальные баржи на Дунае и паровозостроительный завод в Вологде.
При других обстоятельствах в какой-нибудь другой стране А. В. Бари мог бы стать следующим Дж. П. Морганом или Эндрю Карнеги , но в душе он был истинным русским, любил свою Родину и, имея дело с миллионами, отдавал большую часть своего капитала рабочим. Он был щедрым филантропом, и были сотни людей, которых он поддерживал финансово.
В апреле 1918 года в «Известиях» была опубликована статья, разоблачающая контрреволюционный заговор, возглавляемый Владимиром Бари, он был арестован и допрошен Феликсом Дзержинским . Владимир Бари был освобожден по вмешательству американского консула и вскоре эмигрировал. Вскоре после этого Виктор Бари и вся его семья покинули страну. [ 11 ]
Ольга Бари (1879–1954), одна из дочерей Александра Бари, стала художницей и была одним из членов «Мира искусства» . Всю жизнь она прожила в СССР и почти не выставлялась. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Shukhova 2003 , p. 35.
- ^ Shukhova 2003 , p. 35-36.
- ^ Jump up to: а б с "Alexander Veniaminovich Bari" (in Russian). ‘Moya Moskva’ . Retrieved November 30, 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Matveychuck, A. (1999). "Русский американец. Александр Бари — основатель первой российской инжиниринговой фирмы" [The Russian American. Alexander Bari — Founder of the First Russian Engineering Company]. Neft Rossii (in Russian). No. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и Kurilla, I. I. (July 16, 2011). "Российско-американские сюжеты" [Russian-American Stories] (in Russian). Archived from the original on March 7, 2012 . Retrieved November 30, 2011 .
- ^ Makarova, Elena. "Основоположник российской инженерии" [Founder of Russian Engineering] (in Russian). The Moscow Industrial Newspaper. Archived from the original on August 5, 2013 . Retrieved November 30, 2011 .
- ^ "Основание Вагоностроительного завода" [The Foundation of Metrowagonmash] (in Russian). Mytishchi ‘Commercial City’. Archived from the original on April 17, 2013 . Retrieved November 30, 2011 .
- ^ «Метровагонмашу» исполняется 115 лет . Мытищинский городской округ . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ «Мясницкая улица» . 2000.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Maslov, V. I. (2001). Отчизне посвятим… [ К Отечеству... ] (на русском языке). Москва. стр. 3–21.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Chusova, M. (2003). "Завод инженера Бари в Симоновой слободе" [Bari Plant in Simonova Sloboda] (in Russian). Moscow: The Moscow Magazine.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - ^ «Бари-Эйзенман Ольга Александровна » ARTRU.info. Архивировано из оригинала 14 октября . Получено 30 ноября ,
Источники
[ редактировать ]- Shukhova, E. M. (2003). "Chapter 4: Alexander Veniaminovich Bari". Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России [ Vladimir Grigoryevich Shukhov: The first Russian Engineer ] (in Russian). The Bauman Moscow State Technical University . pp. 35–37. ISBN 5-7038-2295-5 .