Мишель Дорфман
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( июнь 2021 г. ) |
Раввин Йехиэль Мишель Дорфман | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1913 |
Умер | 30 июля 2006 г. (92–93 года) |
Религия | иудаизм |
Супруг | Ривка Штернхарц |
Родитель | Раввин Иегошуа Довид Дорфман |
Похороненный | Елеонская гора |
Йехиэль Мишель Дорфман (1913 – 30 июля 2006) был раввином и лидером бресловской общины в Иерусалиме, Израиль, после того как был фактическим главой бреславских хасидов , живущих в постсталинской России . Благодаря его настойчивости и планированию, ежегодный бреславский кибуц Рош ха-Шана (молитвенное собрание) у могилы Ребе Нахмана из Бреслова в Умани, Украина , который начался в 1811 году, продолжался тайно, несмотря на коммунистический запрет на религиозные собрания.
Биография
[ редактировать ]Раввин Дорфман родился в Каменец-Подольском на западе Украины и в раннем подростковом возрасте стал бреславским хасидом. Он переехал в Умань и стал близким учеником раввина Авраама Штернхарца , ведущего бреславского деятеля. В феврале 1930 года он женился на внучке Штернхарца, Ривке, которая была потомком раввина Натана Бресловского по матери и отцу.
Во время сталинских чисток на Украине в конце 1930-х годов Дорфман бежал в Ленинград , где он и его жена пережили Вторую мировую войну . Однако после войны он был арестован НКВД и заключен в Лубянскую тюрьму в Москве на два года , а затем сослан в Сибирь еще на пять с половиной лет. После смерти Сталина в 1953 году ему была предоставлена отсрочка и разрешено поселиться в Москве.
Дорфман был аттестован как шохет (ритуальный забойщик раввином Полтавы ) . Во время своего пребывания в России он поочередно поддерживал свою семью портным, сапожником и переплетчиком.
Бресловский лидер
[ редактировать ]После Второй мировой войны немногие оставшиеся в России бреславские хасиды переехали далеко от правительственного центра в Москве, в такие районы, как Ташкент , где религиозные обряды все еще были запрещены, но контроль со стороны правительства был менее интенсивным. В течение года эти разрозненные хасиды не поддерживали связь друг с другом. Однако перед каждым Рош ха-Шана они ходили в таксофоны, чтобы позвонить Дорфману в Москве, который сообщал им подробности предстоящего праздничного паломничества в Умань. Дорфман также переписывался с хасидами, жившими в отдаленных районах, призывая их приехать в Умань.
Дорфман был одним из молитвенных лидеров на тайных службах Рош ха-Шана, которые проводились каждый год в доме недалеко от могилы Ребе Нахмана. В отличие от сотен хасидов, которые участвовали в кибуце Рош ха-Шана в девятнадцатом и начале двадцатого веков, только достаточное количество мужчин для миньяна (молитвенного кворума из 10 человек) рисковало своей жизнью, чтобы совершить ежегодное паломничество во время и после сталинского режима. .
Иностранные туристы на могиле Ребе Нахмана
[ редактировать ]В середине 1960-х годов Дорфман начал сопровождать американских граждан в Умань, чтобы показать им могилу Ребе Нахмана. Во время Второй мировой войны ожесточенная битва между русскими и нацистами за контроль над Уманью разрушила древнее кладбище , на котором был похоронен Ребе Нахман. Кладбище снесли и на нем построили жилые участки. Могила Ребе Нахмана была вновь открыта, а построенный рядом частный дом защитил ее от осквернения. Только с помощью кого-то вроде Дорфмана, который приезжал к могиле несколько раз в год, иностранцы могли надеяться найти ее.
Помогая иностранным туристам, Дорфман подверг себя большой личной опасности. Правительство выдавало туристические визы только в крупные города, такие как Киев или Одесса , но не в Умань; таким образом, Дорфман помогал нелегальным туристам. Однако благодаря его усилиям несколько сотен американских и израильских граждан смогли посетить Умань. Растущее число посетителей и запросов на получение виз в Умань в 1960-х, 70-х и 80-х годах вынуждало советское правительство ослабить ограничения. Наконец, ворота полностью открылись с падением коммунизма в 1989 году.
Алия в Израиль
[ редактировать ]После 38 лет последовательных обращений к правительству по официальным и частным каналам Дорфман и его жена наконец получили выездные визы в 1972 году и иммигрировали в Израиль . Дорфман был назначен раввином Леви-Ицхоком Бендером Рош -ешивой Бресловской ешивы в Меа-Шеариме . Он умер 5 ава 5766 года (30 июля 2006 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Флер, Гедалия (2005). Вопреки всему . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ОСЛК 71813459 ISBN 1-928822-05-3
- Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN 0-930213-40-8 .