Jump to content

Натан Бресловский

Раввин
Натан (Ночь) Штернхарц
Огель над могилой Натана Бреслова
Персональный
Рожденный 22 января 1780 г. (15 швата 5540 г.)
Умер 20 декабря 1844 г. (10 тевета 5605 г.)
Религия иудаизм
Супруг
  • Эстер Шейндель Орбах
  • Дишель
Дети
с Эстер:
  • Шачне
  • Ицхок
  • Прощай, Цви
  • Хана Цирель

с Дишелем:

  • Нахман
  • Йосеф Йона
Родители) Раввин Нафтали Герц и Хая Лане Штернхарц
Похороненный Бреслов, Украина

Натан Бресловский (22 января 1780 — 20 декабря 1844), также известный как Реб Носон , урожденный Натан Штернхарц , был главным учеником и писцом Ребе Нахмана Бресловского , основателя Бресловской хасидской династии . Ребу Носону приписывают сохранение, продвижение и расширение Бресловского движения после смерти Ребе. Сам рабби Нахман говорил: «Если бы не рабби Носон, не осталось бы ни страницы моих сочинений».

Духовный искатель

[ редактировать ]

Реб Носон родился в городе Немиров , Украина . Его отец, раввин Нафтали Герц Штернхарц, был выдающимся знатоком Талмуда и богатым бизнесменом. Его мать звали Хая Лане. Реб Носон был первенцем в своей семье; у него было три брата — Реб Юдель, Реб Йосеф и Реб Лейбуш — и одна сестра, имя которой неизвестно.

Реб Носон получил традиционное образование Торы и изучил бизнес своего отца. В возрасте 13 лет (как это было принято) он женился на Эстер Шейндель, дочери раввина Довида Цви Орбаха, ведущего раввинского авторитета в Могилове, Шарограде и Кременце. И его отец, и его тесть были ярыми противниками хасидизма .

Хотя Реб Носон был ученым, он чувствовал, что в его духовном поклонении чего-то не хватает. Он начал посещать различных хасидских ребе , в том числе Леви Ицхака из Бердичева , и был впечатлен искренностью их последователей. Однако он не мог добиться такой же интенсивности в своей религиозной преданности. В 1802 году Ребе Нахман переехал в Бреслов , Украина, который находился в девяти милях к югу от Немирова (в те времена это трехчасовая поездка на лошади). Реб Носон пошел послушать Ребе, который был всего на 8 лет старше его, и нашел духовного наставника, которого искал. Реб Носон стал пожизненным учеником Ребе Нахмана.

Хотя семья Реба Носона изначально была против его связи с хасидизмом, в конце концов они смягчились, когда увидели, что его знания Торы и личное благочестие только улучшились под опекой Ребе Нахмана.

У Реба Носона и Эстер Шейндель было трое сыновей — Шахне, Ицхак и Довид Цви — и одна дочь Хана Цирель. Эстер Шейндель умерла в сентябре 1826 года, а в октябре 1826 года Реб Носон женился на Дишель, вдове, имеющей собственных сына и дочь. От второй жены у него было еще два сына, Нахман и Йосеф Йона.

Реб Носон нес личную ответственность за сохранение учений, историй и повседневных разговоров своего наставника, а также за распространение Бресловского движения после смерти Нахмана в 1810 году.

Пока Ребе был жив, Ребе Носон был его официальным писцом, тщательно записывая слова своего учителя. Поскольку многие уроки Ребе читались по субботам и еврейским праздникам , когда писать запрещено (согласно Галахе , «еврейскому закону»), материал приходилось записывать позже. Однако Реб Носон обладал феноменальной памятью и мог почти дословно вспомнить многие уроки. Затем он показывал рукопись Ребе, который вносил последние исправления. Некоторые уроки построчно диктовались Ребе Нахманом Ребе Носону после субботы или еврейского праздника на идише , и Реб Носон переводил уроки на иврит . В своих более поздних публикациях Реб Носон тщательно отмечает, был ли урок отредактирован и одобрен самим Нахманом, или это был менее формальный анекдот, специально им не одобренный. Он также проводит четкое различие между реальными словами Ребе и любыми комментариями, которые он сам написал.

Создание движения

[ редактировать ]

После смерти Ребе Нахмана 16 октября 1810 года Ребе Носон переехал в Бреслов и стал называться Натаном Бресловским . Он стал лидером бреславских хасидов, но не Ребе, потому что Ребе Нахман не назначал преемника и не основывал династию.

Вместо этого реб Носон направил всю свою энергию на укрепление бреславского движения, сохраняя при этом свой строгий график изучения Торы . Он купил типографию и опубликовал все сочинения Ребе Нахмана, а также все запомнившиеся ему и другим беседы с Нахманом. Реб Носон также написал множество оригинальных бесед и учений, некоторые из которых были опубликованы при его жизни. Он переписывался с бреславскими хасидами по всей Украине и посещал их несколько раз в год.

Реб Носон также отвечал за превращение Умани (Украина) , города, в котором похоронен Ребе Нахман, в центр хасидов. В 1811 году он организовал первый ежегодный кибуц Рош ха-Шана (молитвенное собрание) на месте могилы и продолжал возглавлять это паломничество до своей смерти в 1844 году. Примерно в 1830 году он собрал средства на строительство синагоги в Умани для размещения все более крупного Рош ха-Шана. совершил паломничество и составил ряд молитв, которые его последователи читали на могиле Нахмана.

Преследование

[ редактировать ]

Даже при жизни Ребе Нахмана некоторые хасидские группы выступали против нового подхода Ребе к распространению хасидизма. После смерти Ребе Нахмана эта оппозиция была направлена ​​против Ребе Носона, который отказался принять на себя мантию лидера и продолжал распространять учение умершего ребе, как если бы он был еще жив. В конце 1834 года, после открытия бреславской синагоги в Умани, раввин Моше Цви из Саврана (савранерский ребе) начал клеветническую кампанию против Реба Носона и бреславских хасидов. Оппоненты донесли на Реба Носона российским властям, заявив, что он был лжепророком, деятельность которого противоречила интересам царя . Реб Носон был арестован, обвинен в государственной измене, сослан в Немиров (его родной город) и помещен под домашний арест.

За неделю до Рош ха-Шана реб Носон получил разрешение на поездку и тайно отправился в Умань. Однако его обнаружили, сообщили властям и арестовали в ночь перед Рош ха-Шана. Ассимилированные евреи, жившие в Умани и дружившие с Ребе Нахманом, вмешались в защиту Ребе Носона и позволили ему остаться в Умани на праздник.

Внезапная смерть Савранерского Ребе в 1838 году охладила антибресловский пыл его последователей. Позднее в том же году Реб Носон наконец смог вернуться в город Бреслов.

Реб Носон умер незадолго до наступления субботы в пятницу, 20 декабря 1844 года. Согласно устному преданию, в то субботнее утро его друг детства Реб Нафтали, живший в то время в Умани, сказал своим товарищам, что он уверен, что Реб Носон Носон умер накануне вечером. Когда его спросили, как он мог быть настолько уверен, он объяснил: «Мне приснился сон, в котором я увидел, как Реб Носон быстро бежит. Я сказал: «Реб Носон! Куда ты бежишь?» 'Мне?' он сказал: «Прямо к Ребе!»

Реб Носон похоронен в Бреслове на старом еврейском кладбище с видом на реку Буг .

Публикации

[ редактировать ]

Учение Ребе Нахмана

[ редактировать ]

Реб Носон систематизировал и опубликовал работы Ребе Нахмана следующим образом:

  • Ликутей Моаран (Собрание учений Ребе Нахмана), (т. I, Острог, 1808 г.; т. II, Могилев, 1811 г.; т. III, Острог, 1815 г.) - Хасидские интерпретации еврейской Библии , Мидрашим и т. д. .;
  • Сефер ха-Миддот (Книга Алеф-Бет) (Могилев, 1821 г.) - Трактаты о нравственности, расположенные в алфавитном порядке в качестве букваря.
  • Тиккун ха-Клали (Общее средство) — приказ Ребе Нахмана о десяти псалмах, которые следует читать при различных проблемах, а также комментарии Ребе Носона. Издано отдельной книгой в 1821 году.
  • Сиппурей Маасийот (Рассказы раввина Нахмана) (np, 1815) — притчи на иврите и идише. Самая известная из этих сказок — «Семь нищих» , содержащая множество каббалистических тем и скрытых намеков.

Его собственные работы

[ редактировать ]

Кроме того, Реб Носон написал несколько собственных книг:

  • Алим Л'Теруфа (Листья исцеления) — Сборник писем.
  • Чайей Мохаран (Цадик) — Биографический материал о Ребе Нахмане. Отчеты о том, как раскрывались уроки Ребе, его мечты и видения, беседы и анекдоты.
  • Кицур Ликутей Моаран (Сокращенный Ликутей Моаран ) — эта работа следует оригинальной схеме урока Ликутей Моаран , уделяя при этом внимание практическим советам, содержащимся в каждом уроке. Реб Носон начал этот сборник по особой просьбе Ребе Нахмана в 1805 году и впервые опубликовал его в 1811 году, после смерти Ребе. Отредактированная и расширенная версия с пояснительными примечаниями была опубликована в 1913 году раввином Исроэлем Халперном ; это стало стандартной версией.
  • Ликутей Эцот (Совет) — организованный в алфавитном порядке список практических советов, почерпнутых из уроков Ликутей Мохарана .
  • Ликутей Галахот Реба Носона (Собрание законов) — выдающееся произведение , соответствующее порядку тем в Шулхан Арухе , дает объяснения еврейского закона и обычаев в свете бресловского учения.
  • Ликутей Тфиллот (Сборник молитв) — сборник оригинальных молитв, основанный на уроках «Ликутей Моаран » Ребе Нахмана .
  • Шмот Хацадиким (Имена Цаддиким) — список большинства цадиков , найденный в Танахе , Талмуде , Мидраше и Зохаре , включая Геоним , Ришоним и Ахароним вплоть до дней Реба Носона.
  • Шевачей В'Сичот ХаРан Ребе (Мудрость раввина Нахмана) - отчет о паломничестве в Святую Землю в 1798–1799 годах, а также сборник анекдотов и поучений.
  • Йемей Мохарнат (Дни МоХаРнат [ аббревиатура от Морейну ХаРав Натан Реба Носона , Наш Учитель, раввин Натан]) — автобиография .

См. также

[ редактировать ]
  • Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Приложение C: Биографии Бреслова. Иерусалим/Нью-Йорк: Бресловский исследовательский институт . ISBN   0-930213-40-8 .
  • Крамер, Хаим. Сквозь огонь и воду: жизнь Реба Носона из Бреслова . Иерусалим/Нью-Йорк: Бресловский исследовательский институт . ISBN   0-930213-44-0 .
  • Джонатан Меир , «Ликкутей тфилот Р. Натана Штернхарца и формирование брацлавского хасидизма», Журнал еврейской мысли и философии 24 (2016), стр. 60–94
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75f3cbde455d16d85beaa8beba16ddc2__1691324460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/c2/75f3cbde455d16d85beaa8beba16ddc2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nathan of Breslov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)