Натан Бресловский
Раввин Натан (Ночь) Штернхарц | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 22 января 1780 г. (15 швата 5540 г.) |
Умер | 20 декабря 1844 г. (10 тевета 5605 г.) |
Религия | иудаизм |
Супруг |
|
Дети | |
Родители) | Раввин Нафтали Герц и Хая Лане Штернхарц |
Похороненный | Бреслов, Украина |
Натан Бресловский (22 января 1780 — 20 декабря 1844), также известный как Реб Носон , урожденный Натан Штернхарц , был главным учеником и писцом Ребе Нахмана Бресловского , основателя Бресловской хасидской династии . Ребу Носону приписывают сохранение, продвижение и расширение Бресловского движения после смерти Ребе. Сам рабби Нахман говорил: «Если бы не рабби Носон, не осталось бы ни страницы моих сочинений».
Духовный искатель
[ редактировать ]Реб Носон родился в городе Немиров , Украина . Его отец, раввин Нафтали Герц Штернхарц, был выдающимся знатоком Талмуда и богатым бизнесменом. Его мать звали Хая Лане. Реб Носон был первенцем в своей семье; у него было три брата — Реб Юдель, Реб Йосеф и Реб Лейбуш — и одна сестра, имя которой неизвестно.
Реб Носон получил традиционное образование Торы и изучил бизнес своего отца. В возрасте 13 лет (как это было принято) он женился на Эстер Шейндель, дочери раввина Довида Цви Орбаха, ведущего раввинского авторитета в Могилове, Шарограде и Кременце. И его отец, и его тесть были ярыми противниками хасидизма .
Хотя Реб Носон был ученым, он чувствовал, что в его духовном поклонении чего-то не хватает. Он начал посещать различных хасидских ребе , в том числе Леви Ицхака из Бердичева , и был впечатлен искренностью их последователей. Однако он не мог добиться такой же интенсивности в своей религиозной преданности. В 1802 году Ребе Нахман переехал в Бреслов , Украина, который находился в девяти милях к югу от Немирова (в те времена это трехчасовая поездка на лошади). Реб Носон пошел послушать Ребе, который был всего на 8 лет старше его, и нашел духовного наставника, которого искал. Реб Носон стал пожизненным учеником Ребе Нахмана.
Хотя семья Реба Носона изначально была против его связи с хасидизмом, в конце концов они смягчились, когда увидели, что его знания Торы и личное благочестие только улучшились под опекой Ребе Нахмана.
У Реба Носона и Эстер Шейндель было трое сыновей — Шахне, Ицхак и Довид Цви — и одна дочь Хана Цирель. Эстер Шейндель умерла в сентябре 1826 года, а в октябре 1826 года Реб Носон женился на Дишель, вдове, имеющей собственных сына и дочь. От второй жены у него было еще два сына, Нахман и Йосеф Йона.
Писец
[ редактировать ]Реб Носон нес личную ответственность за сохранение учений, историй и повседневных разговоров своего наставника, а также за распространение Бресловского движения после смерти Нахмана в 1810 году.
Пока Ребе был жив, Ребе Носон был его официальным писцом, тщательно записывая слова своего учителя. Поскольку многие уроки Ребе читались по субботам и еврейским праздникам , когда писать запрещено (согласно Галахе , «еврейскому закону»), материал приходилось записывать позже. Однако Реб Носон обладал феноменальной памятью и мог почти дословно вспомнить многие уроки. Затем он показывал рукопись Ребе, который вносил последние исправления. Некоторые уроки построчно диктовались Ребе Нахманом Ребе Носону после субботы или еврейского праздника на идише , и Реб Носон переводил уроки на иврит . В своих более поздних публикациях Реб Носон тщательно отмечает, был ли урок отредактирован и одобрен самим Нахманом, или это был менее формальный анекдот, специально им не одобренный. Он также проводит четкое различие между реальными словами Ребе и любыми комментариями, которые он сам написал.
Создание движения
[ редактировать ]После смерти Ребе Нахмана 16 октября 1810 года Ребе Носон переехал в Бреслов и стал называться Натаном Бресловским . Он стал лидером бреславских хасидов, но не Ребе, потому что Ребе Нахман не назначал преемника и не основывал династию.
Вместо этого реб Носон направил всю свою энергию на укрепление бреславского движения, сохраняя при этом свой строгий график изучения Торы . Он купил типографию и опубликовал все сочинения Ребе Нахмана, а также все запомнившиеся ему и другим беседы с Нахманом. Реб Носон также написал множество оригинальных бесед и учений, некоторые из которых были опубликованы при его жизни. Он переписывался с бреславскими хасидами по всей Украине и посещал их несколько раз в год.
Реб Носон также отвечал за превращение Умани (Украина) , города, в котором похоронен Ребе Нахман, в центр хасидов. В 1811 году он организовал первый ежегодный кибуц Рош ха-Шана (молитвенное собрание) на месте могилы и продолжал возглавлять это паломничество до своей смерти в 1844 году. Примерно в 1830 году он собрал средства на строительство синагоги в Умани для размещения все более крупного Рош ха-Шана. совершил паломничество и составил ряд молитв, которые его последователи читали на могиле Нахмана.
Преследование
[ редактировать ]Даже при жизни Ребе Нахмана некоторые хасидские группы выступали против нового подхода Ребе к распространению хасидизма. После смерти Ребе Нахмана эта оппозиция была направлена против Ребе Носона, который отказался принять на себя мантию лидера и продолжал распространять учение умершего ребе, как если бы он был еще жив. В конце 1834 года, после открытия бреславской синагоги в Умани, раввин Моше Цви из Саврана (савранерский ребе) начал клеветническую кампанию против Реба Носона и бреславских хасидов. Оппоненты донесли на Реба Носона российским властям, заявив, что он был лжепророком, деятельность которого противоречила интересам царя . Реб Носон был арестован, обвинен в государственной измене, сослан в Немиров (его родной город) и помещен под домашний арест.
За неделю до Рош ха-Шана реб Носон получил разрешение на поездку и тайно отправился в Умань. Однако его обнаружили, сообщили властям и арестовали в ночь перед Рош ха-Шана. Ассимилированные евреи, жившие в Умани и дружившие с Ребе Нахманом, вмешались в защиту Ребе Носона и позволили ему остаться в Умани на праздник.
Внезапная смерть Савранерского Ребе в 1838 году охладила антибресловский пыл его последователей. Позднее в том же году Реб Носон наконец смог вернуться в город Бреслов.
Реб Носон умер незадолго до наступления субботы в пятницу, 20 декабря 1844 года. Согласно устному преданию, в то субботнее утро его друг детства Реб Нафтали, живший в то время в Умани, сказал своим товарищам, что он уверен, что Реб Носон Носон умер накануне вечером. Когда его спросили, как он мог быть настолько уверен, он объяснил: «Мне приснился сон, в котором я увидел, как Реб Носон быстро бежит. Я сказал: «Реб Носон! Куда ты бежишь?» 'Мне?' он сказал: «Прямо к Ребе!»
Реб Носон похоронен в Бреслове на старом еврейском кладбище с видом на реку Буг .
Публикации
[ редактировать ]Учение Ребе Нахмана
[ редактировать ]Реб Носон систематизировал и опубликовал работы Ребе Нахмана следующим образом:
- Ликутей Моаран (Собрание учений Ребе Нахмана), (т. I, Острог, 1808 г.; т. II, Могилев, 1811 г.; т. III, Острог, 1815 г.) - Хасидские интерпретации еврейской Библии , Мидрашим и т. д. .;
- Сефер ха-Миддот (Книга Алеф-Бет) (Могилев, 1821 г.) - Трактаты о нравственности, расположенные в алфавитном порядке в качестве букваря.
- Тиккун ха-Клали (Общее средство) — приказ Ребе Нахмана о десяти псалмах, которые следует читать при различных проблемах, а также комментарии Ребе Носона. Издано отдельной книгой в 1821 году.
- Сиппурей Маасийот (Рассказы раввина Нахмана) (np, 1815) — притчи на иврите и идише. Самая известная из этих сказок — «Семь нищих» , содержащая множество каббалистических тем и скрытых намеков.
Его собственные работы
[ редактировать ]Кроме того, Реб Носон написал несколько собственных книг:
- Алим Л'Теруфа (Листья исцеления) — Сборник писем.
- Чайей Мохаран (Цадик) — Биографический материал о Ребе Нахмане. Отчеты о том, как раскрывались уроки Ребе, его мечты и видения, беседы и анекдоты.
- Кицур Ликутей Моаран (Сокращенный Ликутей Моаран ) — эта работа следует оригинальной схеме урока Ликутей Моаран , уделяя при этом внимание практическим советам, содержащимся в каждом уроке. Реб Носон начал этот сборник по особой просьбе Ребе Нахмана в 1805 году и впервые опубликовал его в 1811 году, после смерти Ребе. Отредактированная и расширенная версия с пояснительными примечаниями была опубликована в 1913 году раввином Исроэлем Халперном ; это стало стандартной версией.
- Ликутей Эцот (Совет) — организованный в алфавитном порядке список практических советов, почерпнутых из уроков Ликутей Мохарана .
- Ликутей Галахот Реба Носона (Собрание законов) — выдающееся произведение , соответствующее порядку тем в Шулхан Арухе , дает объяснения еврейского закона и обычаев в свете бресловского учения.
- Ликутей Тфиллот (Сборник молитв) — сборник оригинальных молитв, основанный на уроках «Ликутей Моаран » Ребе Нахмана .
- Шмот Хацадиким (Имена Цаддиким) — список большинства цадиков , найденный в Танахе , Талмуде , Мидраше и Зохаре , включая Геоним , Ришоним и Ахароним вплоть до дней Реба Носона.
- Шевачей В'Сичот ХаРан Ребе (Мудрость раввина Нахмана) - отчет о паломничестве в Святую Землю в 1798–1799 годах, а также сборник анекдотов и поучений.
- Йемей Мохарнат (Дни МоХаРнат [ аббревиатура от Морейну ХаРав Натан Реба Носона , Наш Учитель, раввин Натан]) — автобиография .
См. также
[ редактировать ]- Бреслов (династия хасидов)
- Кибуц Рош ха-Шана (Бреслов)
- Нахман Бресловский
- Нахман Чазан
- Авраам Штернхарц
Ссылки
[ редактировать ]- Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Приложение C: Биографии Бреслова. Иерусалим/Нью-Йорк: Бресловский исследовательский институт . ISBN 0-930213-40-8 .
- Крамер, Хаим. Сквозь огонь и воду: жизнь Реба Носона из Бреслова . Иерусалим/Нью-Йорк: Бресловский исследовательский институт . ISBN 0-930213-44-0 .
- Джонатан Меир , «Ликкутей тфилот Р. Натана Штернхарца и формирование брацлавского хасидизма», Журнал еврейской мысли и философии 24 (2016), стр. 60–94