Гипподамия (дочь Эномая)
Гипподамия ( / ˌ h ɪ p oʊ d ə ˈ m aɪ . ə / , [ 1 ] / h ɪ ˌ p ɒ d ə -/ ; [ 2 ] также Гипподамея и Гипподамия ; Древнегреческое : Ἱπποδάμεια «та, которая владеет лошадьми» (от ἵππος hippos «лошадь» и δαμάζειν damazein «приручать») была греческой мифологической фигурой. Она была царицей Пизы и женой Пелопса , появившейся вместе с Пелопсом на потенциальном культовом месте в Древней Олимпии.
Хотя Гипподамия не упоминается в ее мифологиях, о ней говорят и Онемус, и Пелопс. Утверждается, что Гипподамия - единственная радость Онемуса и добродетельный ребенок. Онемос считал многих мужчин хуже своей дочери.
Семья
[ редактировать ]Гипподамия была дочерью царя Эномая Пизанского либо от Стеропы , дочери Атланта и Плейоны , либо от Эвареты , дочери Акрисия и Эвридики , либо от Эвритои , [ 3 ] дочь Данауса . Вероятно, она была сестрой Левкиппа и Алькиппы , женой Эвена и матерью Марпессы .
Гипподамия вышла замуж за Пелопса царя Тантала , сына лидийского Атрей , и их дети: Астидамия, , Корпрей , Диас, Эвридика, Гиппальким, Гиппас, Лисидика, Митилена, Никиппа, Питфей , Фиест и Трезен. [ 4 ]
Мифология
[ редактировать ]
Отец Гипподамии, король Пизы Эномай , боялся пророчества, в котором утверждалось, что он будет убит своим зятем. Поэтому, когда прибыли женихи, он сказал им, что они смогут жениться на его дочери, только если победят его в гонках на колесницах , а если они проиграют, то будут казнены. Таким образом погибли восемнадцать женихов Гипподамии, и Энамай прикрепил их головы к деревянным колоннам своего дворца. Павсанию показали то, что предположительно было последней стоящей колонной в конце второго века нашей эры; тот же автор упоминает, что Пелопс поставил памятник в честь всех женихов до себя, и приводит их имена, которые таковы: [ 5 ]

Пелопс [ 7 ] сын лидийского царя Тантала, пришел просить руки Гипподамии и приготовился сразиться с Эномаем. Обеспокоенный проигрышем, Пелопс отправился к морю и призвал Посейдона, своего бывшего возлюбленного. [ 8 ] Напомнив Посейдону об их любви (« сладкие дары Афродиты »), он попросил Посейдона о помощи. Улыбнувшись, Посейдон вызвал колесницу, запряженную крылатыми конями. [ 9 ]
В эпизоде, добавленном к простой героической гонке на колесницах, Пелопс, все еще неуверенный в своей судьбе, убедил возничего Эномая Миртила , сына Гермеса , помочь ему победить. Миртил согласился с желанием Пелопса, поскольку Пелопс пообещал ему половину царства Эномая и первую ночь в постели с Гипподамией. В ночь перед скачками, когда Миртил собирал колесницу Эномая, он заменил бронзовые стержни, крепящие колеса к оси колесницы , на поддельные, сделанные из пчелиного воска. Гонка началась и продолжалась долго, но как только Эномай догнал Пелопса и приготовился убить его, колеса отлетели и колесница развалилась на части. Миртил выжил, но Эномая затащили на смерть его лошади.
Когда Миртил попытался получить свою награду и лег с Гипподамией, Пелопс убил Миртила, сбросив его со скалы в море. Умирая, Миртил проклял Пелопса и Гипподамию. Хотя это проклятие не повлияло на процветание Пелопса и Гипподамии, поскольку у них родилось четырнадцать детей, проклятие было введено в действие и преследовало детей Гипподамии и Пелопса Атрея и Фиеста, а также их потомков Агамемнона , Эгисфа , Менелая и Ореста . [ 10 ]
Гипподамия в Древней Олимпии
[ редактировать ]В Олимпии появилось первое культовое место Гипподамии и Пелопса, названное Гипподамионом. Истинное местонахождение Гипподамиона остается неизвестным, однако считается, что это был период поздней Эллады . Считалось, что Гипподамион находился недалеко от священных рощ в Олимпии, известных как Альтис , однако некоторые историки оспаривают это. Гипподамион, вероятно, содержал предметы, аналогичные другим культам, появившимся примерно в тот период, в том числе статуи Пелопса и Гипподамии, а также терракотовые горшки, изображающие их истории. [ 11 ]

Вальтер Буркерт отмечает, что, хотя история о состязании за руку Гипподамии фигурирует в Гесиодических Мегалах Эхои и на сундуке Кипсела (около 570 г. до н.э.), которая сохранилась в Олимпии, и хотя подготовка к гонкам на колесницах фигурирует на восточном фронтоне великого храма Зевса в Олимпии миф о гонках на колесницах стал важным только в Олимпии введение гонок на колесницах на двадцать пятой Олимпиаде (680 г. до н.э.). [ 13 ] Жорж Деверо связал «ухаживания» Гипподамии с табу животноводства Элиды, [ 14 ] и влияние Элиды в Олимпии, которое возросло в седьмом веке.
См. также
[ редактировать ]- Герейские игры
- Тесей спасает Гипподамию , скульптура 1908 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Указатель глоссария» в Овидия « Метаморфозах : перевод нового стиха» Дэвида Реберна (2004), «Пингвин», ISBN 978-0-14-044789-7 , с. 695.
- ^ Уокер, Джон (1830). Ключ к классическому произношению греческих, латинских и латинских имен собственных: к которым добавлены терминальные словари еврейских, греческих и латинских имен собственных: с наблюдениями над греческим и латинским акцентом и количеством . Дж. Ф. Дав. стр. 9, 13, 66.
- ^ Цец на Ликофроне , 157
- ^ «Гипподамия» . www.greekmythology.com . 29 марта 2015 года . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Павсаний, Описание Греции , 6. 21. 9–11, со ссылкой на Мегалая Эхои фр. 259(а).
- ^ «Терракотовая доска с Пелопсом и Гипподамией | Роман | Августан или Юлий-Клавдиан» . Метрополитен-музей . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ «ПЕЛОПС — Элейский герой и царь греческой мифологии» . www.theoi.com . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Пиндар, Первая олимпийская ода . 71.
- ^ Цицерон , Tusculanae Disputationes 2.27.67 (отмечено у Кереньи 1959:64).
- ^ Гроув, Мэтью (1587). Самая известная и трагическая история Пелопса и Гипподамии, в которой написано множество приятных деуиз, эпиграмм, песен и сонетов . Лондон.
- ^ «Принстонская энциклопедия классических памятников, ОЛИМПИЯ, Греция» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Археологический памятник Олимпии» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Буркерт, Homo Necans 1983, стр. 95 и далее; Мегалай Эхоай фр. 259.
- ^ Г. Деверо, «Похищение Гипподамии как« Айция »греческого животноводческого обряда» SMSR 36 (1965), стр. 3-25. Буркерт, следуя тезису Деверо, подтверждает Геродота iv.30, «Греческие вопросы» Плутарха 303b и Павсания 5.5.2.