Тарих-и-Хан-Джахани

Тарих -и-Хан-Джахани ( букв. « История Хана Джахана » ) [ 2 ] 17-го века, представляет собой текст на персидском языке описывающий историю этнических афганцев . Версии произведения называются Махзан-и-Афгани ( букв. « Афганское сокровище » ). [ 1 ] и Тарих-и-Хан Джахани Ва Махзан-и-Афгани . [ 3 ] Его спонсировал Хан Джахан Лоди , высокопоставленный дворянин императора Великих Моголов Джахангира , а его основным автором был Нимат Аллах аль-Харави , вакиа-навис (писатель новостей), служащий Империи Великих Моголов . Он представляет собой самую раннюю всеобъемлющую историю афганцев и первый документ, посвященный их этногенезу , систематизирующий несколько устных историй афганского сообщества. Он также содержит биографию хана Джахана Лоди. Работа послужила основой для последующих письменных историй афганцев.
Письмо
[ редактировать ]созданный по заказу индо-афганского придворного Хана Джахана Лоди , «Тарих-и-Хан-Джахани», стал первым крупным историческим трудом, целью которого было представить полную историю афганского народа с целью определения его происхождения. Предыдущие работы об афганцах представляли собой политические истории, написанные в основном о лоди и сурах . [ 4 ] [ 2 ] По мнению Найл Грин , эта работа была попыткой представить афганскую идентичность при дворе Великих Моголов и была одной из нескольких работ, написанных как ответ на «конкурентное столкновение» между различными этническими группами при дворе Великих Моголов. В одной работе, написанной после «Тарих -Хан-Джахани» , под названием « Мират-и-Афтаб-нума» , рассказывается, что хан Джахан Лоди решил поручить Тариху, когда иранский посланник при дворе назвал афганцев потомками джиннов ( дьяволов). [ 2 ]
Работа была написана в основном Ниматом Аллахом аль-Харави , вакиа-нависом (журналистом) иранского происхождения из Империи Великих Моголов, но, возможно, она была основана на существенном материале, ранее сформулированном Хайбат Ханом Какаром, афганцем из Саманы , который служил помощник хана Джахана Лоди. В Тарихе также участвовало несколько помощников и информаторов, как и в других письменных историях той эпохи. Разделы по истории различных правящих династий Афганистана в основном основаны на предыдущих письменных источниках, тогда как информация о происхождении афганских племен в основном основана на устных рассказах, циркулировавших среди афганской диаспоры в начале 17 века. [ 2 ] « Тарих-и-Хан-Джахани» является примером персианизирующего воздействия двора Великих Моголов на вождей различных племен, ассимилированных в империю, что отражено в выборе тариха (персидских хроник) в качестве средства массовой информации для этой ранней истории пуштунов. над своим родным языком пушту . Предыдущие письменные истории, спонсируемые правителями Великих Моголов, послужили непосредственными моделями для текста. [ 5 ] [ 6 ]
Тарих -и-Хан-Джахани был завершен около 1613 года. Вскоре после его первоначальной концепции он был сокращен до версии, названной Махзан-и-Афгани ( букв. « Афганское казначейство » ). [ 2 ] [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Основная часть « Тарих-и-Хан-Джахани» посвящена истории Афганистана. Тарих еврейского начинает свою историю с этногенеза афганцев, прослеживая афганскую генеалогию до Якуба, патриарха, и описывает его возможную миграцию на восток, в Афганистан. В нем описывается последующая жизнь Кайса Абдур Рашида как прародителя афганцев, утверждается, что он был обращен в ислам Пророком Мухаммедом и сражался вместе с ним. Тарих . продолжает историю афганцев до 17 века и включает подробности об афганских династиях Дели, а именно Лоди и Сури Содержание, представленное в исторической части, сосредоточено как на днях славы политической власти Афганистана, так и на племенных корнях афганского народа и первых днях афганского поселения на Индийском субконтиненте. Хатима суфийских (заключение) Тариха подробно описывает жизнь нескольких афганских шейхов ( святых). [ 2 ] [ 6 ]
Тарих фаслов содержит биографию своего покровителя Хана Джахана Лоди, которая представляет собой длинную главу, содержащую пять ( разделов). В этом разделе описывается происхождение хана Джахана Лоди, как его предки мигрировали из Афганистана на Индийский субконтинент во время правления Лоди, борьба его клана после падения афганского правления на субконтиненте, а также принятие отца хана Джахана Лоди на службу Великим Моголов. [ 7 ]
Ключевой темой «Тариха» является акцент на племени как главном маркере афганской идентичности; это организующий принцип в формулировке генеалогии Тариха. Например, Тарих отличался от литературных норм своего времени тем, что представлял записи об афганских суфийских шейхах по племенному, а не суфийскому происхождению . Он классифицировал всех святых как принадлежащих к племенам Сарбани , Батни или Гургушт, а не к суфийским орденам, таким как Чиштийя , Накшбандия или Кадирийя . [ 2 ] [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Тарих -и-Хан-Джахани приобрел большое влияние во время затмения Империи Великих Моголов в 18 веке, когда возникло несколько индо-афганских государств-преемников и вопросы генеалогии стали важными. Рукописные копии были сделаны как с Тариха , так и с его сокращенной версии, Махзана . В некоторые рукописи были добавлены главы и справочный материал. В этот период многие новые истории были спонсированы афганскими знаменитостями, опиравшимися на Тариха , такими как Хуласат аль-ансаб , Рисала дар ансаб-и-Афганан и Таварих - и-Афгани . В том же веке увидел пушту перевод на « Тарих-и-Хан Джахани» , который появился как первый раздел истории под названием «Тарих-и-мурасса» Афзала Хана Хатака . [ 2 ]
В 19 веке Тарих-и-Хан-Джахани приобрел колониальное значение, поскольку британцы стремились узнать больше об афганцах. Например, работа послужила основой для « Хаят-и-Афгани», составленного для британской администрации, а ряд колониальных учёных собрали рукописи «Тарих -и-Хан-Джахани» . [ 2 ] В 1839 году немецкий востоковед Бернхард Дорн опубликовал наиболее существенный английский перевод « Махзан-и-Афгани» . Теория происхождения афганцев от затерянных колен Израиля, выдвинутая Тарих-и-Хан-Джахани, была популярной темой в востоковедной мысли XIX века. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Персидские рукописи: Махзан-и Афгани» . Манчестерские цифровые коллекции . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Грин, Нил (8 марта 2012 г.). «Племя, диаспора и святость в индо-афганской истории». Создание пространства: суфии и поселенцы в Индии раннего Нового времени . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198077961.001.0001 . ISBN 978-0-19-807796-1 .
- ^ «Тарих-и-Хан Джахани Ва Махзан-и-Афгани - Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Феррейра, Николь (2022). Мобильное прошлое: память, миграция и место в афганской идентичности, 1451-1770 (Диссертация). Беркли. п. 70.
- ^ Грин, Нил (2019), Персидский мир: границы евразийского лингва-франка , University of California Press, стр. 38, ISBN 9780520300927
- ^ Jump up to: а б с Грин, Нил; Сирл-Чаттерджи, Мэри, ред. (2008). «Идиома, жанр и политика самоописания на периферии персидского языка». Религия, язык и власть . Рутледж изучает религию. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 206–209. ISBN 978-0-415-96368-8 . OCLC 182621448 .
- ^ Jump up to: а б Феррейра, Николь (2022). Мобильное прошлое: память, миграция и место в афганской идентичности, 1451-1770 (Диссертация). Беркли. стр. 80–86.