Человек снаружи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |

«Человек снаружи» ( нем . Draußen vor der Tür , буквально « Снаружи, у двери ») — пьеса Вольфганга Борхерта , написанная за несколько дней поздней осенью 1946 года. Дебютировала на немецком радио 13 февраля 1947 года.
«Человек снаружи» описывает безнадежность послевоенного солдата по имени Бекман, который возвращается из России и обнаруживает, что потерял жену и дом, а также свои иллюзии и убеждения. Он обнаруживает, что каждая дверь, к которой он приходит, закрыта; даже природа, кажется, отвергает его.
Из-за ее выхода в сложный послевоенный период Борхерт дал своей пьесе подзаголовок « Пьеса, которую ни один театр не хочет ставить и ни одна публика не хочет видеть ». Несмотря на это, первая радиопередача (февраль 1947 года) имела большой успех. Первая театральная постановка « Человека снаружи» (в Гамбургской камерной сцене ) открылась на следующий день после смерти Борхерта, 21 ноября 1947 года.
Спектакль состоит из пяти сцен в одном действии . Он использует экспрессионистские формы и брехтовские техники, такие как Verfremdungseffekt (эффект отчуждения), чтобы дезориентировать и привлечь аудиторию.
Персонажи
[ редактировать ]Список действующих лиц, переведенный с оригинального текста пьесы:
- Бекманн, один из них
- Его жена, которая его забыла
- Ее друг, который любит ее
- Женщина, муж которой пришел домой с одной ногой
- Ее муж, который мечтал о ней тысячу ночей
- Полковник, который очень веселый
- Его жене так холодно в своей теплой гостиной.
- Дочь, только что пришла на ужин
- Ее мужественный муж
- Директор кабаре, с смелыми целями, но менее выносливым.
- Фрау Крамер, она просто фрау Крамер, и это ужасно.
- Старик, в которого больше никто не верит
- Гробовщик с случаем икоты
- Дворник, у которого на самом деле нет этой профессии.
- Другой, которого знают все
- Эльба
После списка персонажей следует краткое вступление (два абзаца) к пьесе (похожее на оригинальное драматическое использование пролога ) : «Человек» (Бекманн) возвращается в свой родной немецкий город, но идти не к кому. . Сначала он чувствует себя отстраненным от своей жизни, думая, что это фильм. Но постепенно он понимает, что это «фильм на весь день».
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]Пьеса начинается с того, что перекормленный гробовщик (видимо Смерть ) с газом (отрыжкой) осматривает тело у реки Эльбы, причем не первое. Тело, судя по всему, не принадлежит солдату, хотя он одет в солдатскую одежду. Гробовщик делает нигилистическое заявление, что эта смерть ничего не меняет. Входит Старик (видимо, Бог), плача и объясняя: Его дети убивают друг друга. Поскольку в него больше никто не верит, он ничего не может сделать, чтобы их остановить. Незаинтересованный гробовщик соглашается, что это действительно очень трагично.
Бог говорит, что Смерть — это новый Бог; люди верят только в смерть. Однако Бог помнит тощую, болезненную смерть. Смерть объясняет, что за последнее столетие он растолстел из-за всех «дел» войны, и это причина его отрыжки. Сцена заканчивается тем, что Смерть просит Бога отдохнуть для эмоциональной реабилитации.
Мечтать
[ редактировать ]Бекманн просыпается (после попытки самоубийства) и обнаруживает, что плывет по Эльбе. Река оказывается довольно решительной материнской фигурой. Как только она обнаруживает, что Бекманн склонен к самоубийству, она набрасывается на него, покровительствуя ему. Она называет его малодушным и объясняет, что не позволит ему покончить с собой. Сон заканчивается тем, что его вымывает на песок.
Сцена первая
[ редактировать ]Другой представляется Бекманну. Он описывает себя как «согласный человек». Раздраженный Бекманн говорит ему уйти. После этого появляется девушка, предлагающая помочь Бекману, дав ему сухую одежду и немного тепла. Она объясняет, что помогает ему только потому, что он такой мокрый и холодный; позже она признается, что помогла ему, потому что он выглядел таким грустным и невинным.
Сцена вторая
[ редактировать ]Бекманн следует за девушкой до ее дома, где узнает, что ее муж, как и Бекманн, был солдатом. Девушка смеется над противогазными очками Бекмана, которые он продолжает носить, потому что без них он ничего не видит. Она их конфискует, и он видит мир серым и размытым. Но ее муж приходит домой на костылях. Оказывается, это из-за боевого командования сержанта Бекмана он потерял ногу.
Бекманн пытается вернуться на Эльбу, чтобы еще раз попытаться умереть, но Другой убеждает его не делать этого. Вместо этого Бекманн собирается навестить человека, который дал ему команды.
Сцена третья
[ редактировать ]Третья сцена знаменует собой эмоциональную кульминацию пьесы. Бекманн появляется в доме своего бывшего полковника как раз к ужину. Он тут же обвиняет полковника, говоря ему, что 3 года он ел икру, пока мужики страдали. Он рассказывает полковнику о своем кошмаре.
В этом сне толстяк (снова Смерть) играет Военный марш на очень большом ксилофоне, сделанном из человеческих костей. Мужчина бегает туда-сюда, обливаясь кровью. Кровь оставляет у него красные полосы на брюках (как у генерала немецкой армии). Здесь собраны все мертвецы за всю историю, и Бекманн вынужден стоять среди них, под болезненной обесцвеченной луной. И все они скандируют « Бекманн! Сержант Бекманн! »
Бекманн сообщает полковнику, что он вернулся, чтобы вернуть полковнику ответственность за одиннадцать человек, погибших под его командованием. Если он смог переспать с теми тысячами погибших в боях под его началом, еще одиннадцать ничего для него не изменит. Полковник находит всю эту идею очень странной и называет ее шуткой неуместной. Он предлагает Бекману перенести свою шутку на сцену. Бекманн крадет с обеденного стола бутылку рома и немного хлеба и уходит.
Сцена четвертая
[ редактировать ]Сцена открывается монологом Режиссера ( . т.е. владельца и продюсера временного театра) о важности Истины в искусстве Надо искать кого-то откровенного, нового и молодого.
Приходит Бекманн и высказывает свои идеи. Режиссер говорит ему, что ему лучше передумать. Тем не менее директор соглашается выслушать своего странного посетителя.
Бекманн дает куплет, который на тот момент представляет собой угрюмое изложение пьесы, мелодию, взятую из популярной песни военного времени Tapfere kleine Soldatenfrau («отважная маленькая солдатская жена»). Для режиссера все это слишком мрачно и зловеще. «Люди в наше время хотят чего-то ободряющего», — говорит режиссер. Для Бекмана это не Истина. Режиссер отвечает: « Истина не имеет ничего общего с искусством ». Бекман упрекает его и уходит из театра.
И снова Бекманн вступает в спор с Другим, который подает ему идею вернуться к родителям. Бекманн впервые (и единственный) раз в пьесе выражает некоторый энтузиазм.
Сцена пятая
[ редактировать ]По прибытии в дом его родителей дверь открывает женщина, которую он никогда не видел (фрау Крамер). Он узнает, что его родители находятся в могилах, покончив с собой во время послевоенной денацификации . Бекманн уходит, снова желая покончить с собой.
Другой следует за ним, и следует самый длинный диалог пьесы. В этом диалоге проявляется нигилистическая суть пьесы: в мире всегда есть страдание; никто не может ничего сделать, чтобы это изменить; миру будет все равно, страдаете ли вы. В качестве доказательства этого Бекманн приводит гипотетическую пьесу:
1-й акт: Серое небо. Мужчина страдает.
2-й акт: Серое небо. Мужчина продолжает страдать.
3-й акт: Темнеет и идет дождь.
4-й акт: Темнее. Мужчина видит дверь.
5-й акт: Ночь, глубокая ночь, и дверь закрыта. Мужчина стоит снаружи. Снаружи, на пороге. Мужчина стоит на берегу реки, будь то Эльба, Сена , Волга или Миссисипи . Мужчина стоит там, обезумевший, замерзший, голодный и чертовски уставший. А потом раздается всплеск, рябь образует аккуратные круги, и занавес опускается.
Другой возражает, что хотя в мире всегда есть страдания, всегда есть надежда и всегда есть счастье. Зацикливание на страданиях ничего не даст; вы можете улучшить ситуацию, сосредоточившись на хорошем; как он говорит: « Боитесь ли вы темноты между двумя фонарными столбами? »
Один за другим каждый из персонажей возвращается, чтобы защитить себя. Несмотря на свои добрые намерения, они не могут помочь. Между этими визитами продолжается диалог Бекмана и Другого. В содержании их аргументов мало что изменилось; однако они оба приходят в отчаяние. Наконец, после ухода девушки и ее одноногого мужа, отчаявшийся Бекман начинает длинный монолог, в конце которого требует ответа от Другого; кто угасает. Ответа нет, и Бекман понимает, что он совсем один. Предположительно, он утонул.
Форма и язык
[ редактировать ]В относительно короткой пьесе во многом доминирует главный герой Бекман, который часто произносит монологи , в том числе таким образом заканчивая драму. Используя разговорный язык , Бекманн изображается как обычный человек - «один из тех», как он представлен в драматических персонажах , - который использует такие военные жаргонные выражения, как «выйти из строя», «утонуть» и «выпить». Остальные персонажи также ярко сформированы благодаря использованию повседневного языка. Г-жа Крамер характеризуется своим обычным словарным запасом как часть мелкой буржуазии , в то время как персонифицированная река Эльба - грубая, но материнская и жесткая женщина. [ 1 ]
Различные структурные элементы служат повторяющимися литературными мотивами , при этом сны Бекмана и сказочные элементы регулярно проникают в реальность сюжета. Захлопывающаяся дверь завершает каждый этап путешествия Бекмана, после чего он оказывается «человеком снаружи». Противогазные очки Бекмана постоянно вызывают негативную реакцию и являются символом того факта, что взгляд Бекмана на мир все еще формируется под влиянием его военного опыта. [ 2 ] Еще одним ключевым элементом пьесы является использование вопросительных предложений . Вопросы Бекмана, которые он задает различным персонажам на протяжении пьесы, остаются по большей части без ответа до тех пор, пока он не усиливает свои вопросы в финальной кульминации драмы: «Никто вообще не даст ответа? Неужели никто не даст ответа? ?? Никто, никто не ответит???" [ 3 ] [ 4 ]
Историко-литературный контекст
[ редактировать ]Конец Второй мировой войны часто называют «нулевым часом» ( нем . Stunde Null ) для немецкой литературы . Крушение старого порядка, а также лежащие в руинах немецкие города коренным образом изменили формы выражения в литературе. Позже это стало называться Kahlschlagliteratur или Trümmerliteratur , примерами которого считаются рассказы Вольфганга Борхерта.
В послевоенный период судьба немецких военнопленных и Хаймкереров (освобожденных из заключения) была центральной темой повседневной немецкой жизни, которая также часто затрагивалась в современном искусстве. «Человек снаружи» — одно из большого количества подобных произведений, основанных на теме солдат, возвращающихся домой с войны.
Подавляющее большинство радиопостановок, созданных в послевоенные годы с вернувшимися солдатами в главных ролях, было посвящено их личным проблемам. Например, тема супружеской измены часто была центральной темой, в то время как сам опыт военного времени по большей части игнорировался. Солдат, возвращающийся домой, чаще всего изображался как посторонний, и его глазами можно было взглянуть на современность отчужденно. Однако в своей критике послевоенного общества « Человек снаружи» явно пошел дальше большинства современных пьес. Во многих случаях общим для пьес была их дидактическая привлекательность и великие моральные жесты, что также можно увидеть в пафосе Бекмана в «Человеке снаружи» . [ 5 ]
История производства
[ редактировать ]Спектакль дебютировал в США в Президентском театре в Нью-Йорке 1 марта 1949 года под названием « За дверью» . Режиссером его выступил руководитель Драматической мастерской , немецкий режиссер-эмигрант Эрвин Пискатор . Критик New York Times положительно отреагировал на пьесу и ее постановку, как и большинство его коллег:
Пьеса господина Борхерта выходит за рамки национальности и идеологии. Он утверждает, что обычный человек, эгоистичный и самодовольный, несет ответственность за ужасы, которые сопровождают мировые конфликты и следуют за ними. [...] Оно было написано с подлинной интенсивностью, присущей только тем, кто познал муки и боль. [ 6 ]
В 1992 году компания Academy Productions представила спектакль в постановке Энди Лавендера в «Зеленой комнате» в Манчестере (совместно с Манчестерским международным фестивалем экспрессионизма, 16–17 марта) и в театре «Челси-Центр» в Лондоне (27 мая – 13 июня). «маргинальная постановка редких тонкостей» (City Limits). Входит в раздел «Рекомендуемые» в City Limits. Номинирован на лучший дизайн освещения на церемонии вручения наград London Fringe Awards 1992-3. Музыка для этой постановки была написана Саймоном Рэкхэмом и выпущена в 2012 году на cdbaby.
Приспособление
[ редактировать ]В 1949 году пьеса легла в основу фильма « Любовь '47» режиссера Вольфганга Либенейнера . Пьеса Die Toten Hosen из альбома Ballast der Republik (2012) - Outside The Door. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Шмидт: Вольфганг Борхерт. Создание языка в его творчестве , с. 149-152.
- ^ Миннер: Драма «За дверью» , с. 20-23.
- ^ Борхерт: Полное собрание сочинений (2007), с. 197.
- ^ Шмидт: Вольфганг Борхерт. Создание языка в его творчестве , с. 133-136.
- ^ См. Вагнер: «Человек приезжает в Германию»: За дверью в контексте радиопостановок о возвращении на родину послевоенного периода . В: Берджесс, Уинтер (ред.): «Хватай жизнь за волосы». Вольфганг Борхерт в новом ракурсе , с. 48-51.
- ^ JPS: Критика « За дверью» , в: The New York Times , 2 марта 1949 г., ср. Томас Джордж Эванс: Пискатор в американском театре. Нью-Йорк, 1939–1951 гг. Анн-Арбор: Университет Висконсина, 1968, стр. 319.
- ^ "THE TOTEN HOSEN - Outside The Door (официальное видео)" . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 31 мая 2019 г. - через www.youtube.com.