Jump to content

Подпольное образование

Греческая «Тайная школа» («Krifó scholió»). Картина маслом Николаоса Гизиса , 1885/86.

Подпольное образование или тайное образование относится к различным практикам обучения, осуществляемым в то время и в местах, где такая образовательная деятельность считалась незаконной.

Примеры мест, где широко распространена практика тайного образования, включают обучение чернокожих в период рабства в США и Тайную обучающую организацию в Польше при нацистах.

Ранняя современная эпоха

[ редактировать ]

Существует греческая традиция, в основном устная, утверждающая, что тайные школы ( Krifo scholio ) действовали в период Османской империи . Об этом мало письменных свидетельств, и многие историки рассматривают это как национальный миф . Другие полагают, что греческая тайная школа — это легенда , в которой есть доля правды. По некоторым данным, в конце XIX века албаноязычными общинами и -бекташами действовали тайные школы для албанцев. священниками [ 1 ] [ 2 ] или националисты [ 3 ] под властью Османской империи.

В эпоху рабства в Соединенных Штатах образование порабощенных афроамериканцев не поощрялось и в конечном итоге стало незаконным в большинстве южных штатов. В знак протеста ряд американских активистов занялись незаконным подпольным обучением рабов. [ 4 ] [ 5 ]

В 19 веке во время разделов Польши на польских территориях возникли различные формы подпольного образования, продвигающие обучение на польском языке и польской культуре, часто подавляемые державами, занимавшимися разделом. Самым известным из них был Летающий университет , действовавший в Варшаве. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Точно так же на рубеже XIX и XX веков в Литве [ подпольная школа lt ] ( slaptoji mokykla ) действовала почти в каждой деревне из-за запрета литовской печати (1865–1904 годы) в Российской империи . [ 11 ]

В Ирландии в XVIII и XIX веках « хедж-школы » были незаконными школами, которыми управляли католики и пресвитериане; в то время было разрешено образование только Ирландской церкви . [ 12 ]

Из-за антисемитской политики в нацистской Германии , [ 13 ] в середине 1930-х годов некоторые еврейские родители обратились или были вынуждены использовать частные, а иногда и тайные средства для обучения своих детей. [ 14 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Памятник учителям-подпольщикам времен Второй мировой войны, Варшава, Польша.

Вторая мировая война привела к развитию подпольного образования в Польше ( польский : Tajne szkolnictwo , или tajne komplety ). Обычно проводимая под эгидой Польского подпольного государства , часто через Тайную учебную организацию, готовила ученых и рабочих к послевоенному восстановлению Польши и противодействовала немецким и советским угрозам искоренить польскую культуру . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Тайное обучение было организовано в некоторых еврейских гетто во время нацистского режима и немецкой оккупации Европы, в частности в Варшавском гетто . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

В 1930-х и 1940-х годах авторитарный националистический режим Бразилии принимал антииммигрантские меры, особенно против японцев. Японские и другие иностранные школы, языки и печатные материалы были ограничены, а также была введена обязательная программа ассимиляции. Японские школы стали незаконными в 1938 году. В этот период японские иммигранты основали секретные школы и печаталась газета на японском языке. [ 27 ]

Конец 20 века-настоящее время

[ редактировать ]

Подпольное образование имело место в ряде стран советского блока , таких как Польша. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] и Чехословакия. [ 31 ] [ 32 ]

Во время правления талибов в различных частях Афганистана (конец 20, начало 21 вв.) действовали секретные школы, в основном для женщин и девочек (например, Швейная школа «Золотая игла» ). [ 33 ] [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сомель, Сельчук Акшин (2001). Модернизация государственного образования в Османской империи, 1839-1908: исламизация, автократия и дисциплина . БРИЛЛ. п. 206. ИСБН  978-90-04-11903-1 .
  2. ^ Клейер, Натали (1995). «Бектачизм и албанский национализм». В Поповиче, Александр; Вайнштейн, Жиль (ред.). Бектачия: Исследования мистического ордена Бекташи и групп под руководством Хаджи Бектача . Стамбул: Исида. п. 281.
  3. ^ Рама, Шинаси А. (12 января 2019 г.). Несостоятельность нации, этнические элиты и баланс сил: Международная администрация Косово . Спрингер. п. 95. ИСБН  978-3-030-05192-1 . интеллигенция организовывалась и добивалась права преподавания албанского языка, а националистический воинственность проявлялась в растущих жертвах албанцев всех слоев, которые делали пожертвования, оплачивали частные секретные школы, финансировали издания и т.д.
  4. ^ Вашингтон, Букер Т. (1997). «Образование негра». У Сиглера, Юлиуса А.; Хьюстон, Энн Маршалл (ред.). Образование: цели и средства . Университетское издательство Америки . стр. 264–269. ISBN  978-0-7618-0452-9 .
  5. ^ Гундакер, Грей (2007). «Скрытое образование среди афроамериканцев во время рабства» . Отчет педагогического колледжа: голос стипендий в образовании . 109 (7): 1591–1612. дои : 10.1177/016146810710900707 . ISSN   0161-4681 . S2CID   141163000 .
  6. ^ Таппер, Тед; Палфриман, Дэвид (2005). Понимание массового высшего образования: сравнительные перспективы доступа . Психология Пресс. п. 142. ИСБН  978-0-415-35491-2 .
  7. ^ Ашер, Авраам (2004). Революция 1905 года: Краткая история . Издательство Стэнфордского университета. п. 47. ИСБН  978-0-8047-5028-8 .
  8. ^ Портер, Брайан (24 февраля 2000 г.). Когда национализм начал ненавидеть: представляя современную политику в Польше девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН  978-0-19-535127-9 .
  9. ^ Мясо, Юзеф (1 июня 1981 г.). «Образование и социальные структуры в Королевстве Польском во второй половине XIX века» . История образования . 10 (2): 101–109. дои : 10.1080/0046760810100202 . ISSN   0046-760X .
  10. ^ Юрчишин, Марек (2013). «Домашнее обучение в Королевстве Польском на рубеже XIX и XX веков» . Семейная педагогика (на польском языке). 3 (1): 19–29. ISSN   2082-8411 .
  11. ^ Жукаускас, К. (8 января 1972 г.). «О подпольном обучении в Литве» . Психология . 12 : 155–162. дои : 10.15388/Психол.1972.12.9273 . ISSN   2345-0061 .
  12. ^ Лайонс, Тони (26 октября 2016 г.). « «Подстрекательство к беззаконию и распутству» — школы изгороди Ирландии» . История Ирландии .
  13. ^ «Закон ограничивает пребывание евреев в государственных школах» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 7 мая 2023 г.
  14. ^ Сильвер, Жаклин (2015). ...И все же они узнали: образование еврейских детей на оккупированных нацистами территориях в 1933-1945 годах . Северный Чарльстон, Южная Каролина. п. 8. ISBN  978-1-5377-9635-2 . OCLC   964526064 . Нацистские правовые указы, влияющие на жизнь евреев, начиная с 1933 года, перечислены в хронологическом порядке и проанализированы вместе с вытекающей из этого необходимостью в тайном образовании для еврейских детей. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Заленчны, Иоланта (2015). «Просветительская деятельность Польского подпольного государства: тайное учение» (PDF) . Независимость и память . 22/1 (49): 187–203.
  16. ^ Масиас, Катажина (27 июня 2018 г.). Формальное образование и тайное обучение в оккупированной Польше во время Второй войны мировой . Ягеллонский университет. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  17. ^ Навроцкий, Павел М. (2009). «Тайное учение – к 70-летию основания ТОН» . Знак (на польском языке) (652): 155–158. ISSN   0044-488X .
  18. ^ Лоу, Рой (1992). Образование и Вторая мировая война: исследования школьного образования и социальных изменений . Психология Пресс. стр. 128–138. ISBN  978-0-7507-0054-2 .
  19. ^ Хробачинский, Яцек (1995). «Источники и мотивы конспиративного воспитания 1939-1945» (PDF) . Научно-дидактический ежегодник WSP в Кракове . XVII (167): 69–87.
  20. ^ (на польском языке) Рышард Чекаёвский, Тайное гражданское образование во время войны и оккупации Польши 1939-1945 гг.
  21. ^ Давыденко, Елена (2013). «Тайное профессиональное образование в Польше: организационно-педагогические аспекты (1939-1945)» . Квартальник Педагогический . 230 (4): 117–132. ISSN   0023-5938 .
  22. ^ «Дети — тайное обучение в Варшавском гетто — Центральная иудейская библиотека» . cbj.jhi.pl. ​Проверено 6 мая 2023 г.
  23. ^ Игнатович, Анета (2009). Тайное образование и воспитание в оккупированной Варшаве: Варшавские Фермопилы 1939-1945 (на польском языке). Беллона. стр. 122–.
  24. ^ Саковская, Рута (1965). «О воспитании и тайном обучении в Варшавском гетто». Вестник Еврейского исторического института . 55 : 57–84.
  25. ^ Кардос, Сьюзен (1 апреля 2002 г.). « Не только хлеб»: тайное обучение и сопротивление в Варшавском гетто во время Холокоста» . Гарвардский обзор образования . 72 (1): 33–67. дои : 10.17763/haer.72.1.37523430721261lj . ISSN   0017-8055 .
  26. ^ Бауэр, Иегуда (1992). Тори, Авраам; Гилберт, Мартин; Михалович, Ежи (ред.). «Тори, «Пережить Холокост: Дневник Ковенского гетто» » . Еврейский ежеквартальный обзор . 82 (3/4): 491–495. дои : 10.2307/1454872 . ISSN   0021-6682 . JSTOR   1454872 .
  27. ^ Даниэла де Карвальо, Мигранты и идентичность в Японии и Бразилии: Nikkeiijin. Рутледж, 2003. Глава «С 1930 по 1954 год». Номер страницы недоступен.
  28. ^ Становский, Кшиштоф (1 июля 1998 г.). «Обучение демократии в посткоммунистических странах» . Журнал демократии . 9 (3): 157–165. дои : 10.1353/jod.1998.0052 . ISSN   1086-3214 . S2CID   153721770 .
  29. ^ Бучинска-Гаревич, Ханна (1 апреля 1985 г.). «Летающий университет в Польше, 1978-1980» . Гарвардский обзор образования . 55 (1): 20–34. дои : 10.17763/haer.55.1.h4mm84t744557037 . ISSN   0017-8055 .
  30. ^ Ротштейн, Рэйчел (2015). « Я еврей?» и «Что это значит?»: Еврейский летающий университет и создание польско-еврейской контркультуры в Варшаве конца 1970-х годов» . Журнал еврейской идентичности . 8 (2): 85–111. дои : 10.1353/jji.2015.0024 . ISSN   1946-2522 . S2CID   161864057 .
  31. ^ Сугияма, Анна (01 января 2013 г.). Создание пространства для философии: идеи подземного университета в Чехословакии . Брилл. ISBN  978-1-84888-126-6 .
  32. ^ Кудлачова, Бланка; Шебова, Никола (03.07.2020). «Нелегальное конфессиональное воспитание детей в Словакии в период социализма (политический и религиозный контекст)» . Историческая педагогика . 56 (4): 481–502. дои : 10.1080/00309230.2019.1589539 . ISSN   0030-9230 . S2CID   150750433 .
  33. ^ Констебль, Памела (30 сентября 2006 г.). «Афганские девушки рискуют своей жизнью, чтобы пойти в секретную школу» . Наблюдатель . ISSN   0029-7712 . Проверено 7 мая 2023 г.
  34. ^ Хардинг, Люк (2 июля 2001 г.). «Внутри секретных школ Афганистана» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 7 мая 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae76f4bf1ea60f2487c596e12309c17e__1711650420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/7e/ae76f4bf1ea60f2487c596e12309c17e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Underground education - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)