Подпольное образование

Подпольное образование или тайное образование относится к различным практикам обучения, осуществляемым в то время и в местах, где такая образовательная деятельность считалась незаконной.
Примеры мест, где широко распространена практика тайного образования, включают обучение чернокожих в период рабства в США и Тайную обучающую организацию в Польше при нацистах.
История
[ редактировать ]Ранняя современная эпоха
[ редактировать ]Существует греческая традиция, в основном устная, утверждающая, что тайные школы ( Krifo scholio ) действовали в период Османской империи . Об этом мало письменных свидетельств, и многие историки рассматривают это как национальный миф . Другие полагают, что греческая тайная школа — это легенда , в которой есть доля правды. По некоторым данным, в конце XIX века албаноязычными общинами и -бекташами действовали тайные школы для албанцев. священниками [ 1 ] [ 2 ] или националисты [ 3 ] под властью Османской империи.
В эпоху рабства в Соединенных Штатах образование порабощенных афроамериканцев не поощрялось и в конечном итоге стало незаконным в большинстве южных штатов. В знак протеста ряд американских активистов занялись незаконным подпольным обучением рабов. [ 4 ] [ 5 ]
В 19 веке во время разделов Польши на польских территориях возникли различные формы подпольного образования, продвигающие обучение на польском языке и польской культуре, часто подавляемые державами, занимавшимися разделом. Самым известным из них был Летающий университет , действовавший в Варшаве. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Точно так же на рубеже XIX и XX веков в Литве [ подпольная школа slaptoji mokykla ) действовала почти в каждой деревне из-за запрета литовской печати (1865–1904 годы) в Российской империи . [ 11 ]
В Ирландии в XVIII и XIX веках « хедж-школы » были незаконными школами, которыми управляли католики и пресвитериане; в то время было разрешено образование только Ирландской церкви . [ 12 ]
Из-за антисемитской политики в нацистской Германии , [ 13 ] в середине 1930-х годов некоторые еврейские родители обратились или были вынуждены использовать частные, а иногда и тайные средства для обучения своих детей. [ 14 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Вторая мировая война привела к развитию подпольного образования в Польше ( польский : Tajne szkolnictwo , или tajne komplety ). Обычно проводимая под эгидой Польского подпольного государства , часто через Тайную учебную организацию, готовила ученых и рабочих к послевоенному восстановлению Польши и противодействовала немецким и советским угрозам искоренить польскую культуру . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Тайное обучение было организовано в некоторых еврейских гетто во время нацистского режима и немецкой оккупации Европы, в частности в Варшавском гетто . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
В 1930-х и 1940-х годах авторитарный националистический режим Бразилии принимал антииммигрантские меры, особенно против японцев. Японские и другие иностранные школы, языки и печатные материалы были ограничены, а также была введена обязательная программа ассимиляции. Японские школы стали незаконными в 1938 году. В этот период японские иммигранты основали секретные школы и печаталась газета на японском языке. [ 27 ]
Конец 20 века-настоящее время
[ редактировать ]Подпольное образование имело место в ряде стран советского блока , таких как Польша. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] и Чехословакия. [ 31 ] [ 32 ]
Во время правления талибов в различных частях Афганистана (конец 20, начало 21 вв.) действовали секретные школы, в основном для женщин и девочек (например, Швейная школа «Золотая игла» ). [ 33 ] [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сомель, Сельчук Акшин (2001). Модернизация государственного образования в Османской империи, 1839-1908: исламизация, автократия и дисциплина . БРИЛЛ. п. 206. ИСБН 978-90-04-11903-1 .
- ^ Клейер, Натали (1995). «Бектачизм и албанский национализм». В Поповиче, Александр; Вайнштейн, Жиль (ред.). Бектачия: Исследования мистического ордена Бекташи и групп под руководством Хаджи Бектача . Стамбул: Исида. п. 281.
- ^ Рама, Шинаси А. (12 января 2019 г.). Несостоятельность нации, этнические элиты и баланс сил: Международная администрация Косово . Спрингер. п. 95. ИСБН 978-3-030-05192-1 .
интеллигенция организовывалась и добивалась права преподавания албанского языка, а националистический воинственность проявлялась в растущих жертвах албанцев всех слоев, которые делали пожертвования, оплачивали частные секретные школы, финансировали издания и т.д.
- ^ Вашингтон, Букер Т. (1997). «Образование негра». У Сиглера, Юлиуса А.; Хьюстон, Энн Маршалл (ред.). Образование: цели и средства . Университетское издательство Америки . стр. 264–269. ISBN 978-0-7618-0452-9 .
- ^ Гундакер, Грей (2007). «Скрытое образование среди афроамериканцев во время рабства» . Отчет педагогического колледжа: голос стипендий в образовании . 109 (7): 1591–1612. дои : 10.1177/016146810710900707 . ISSN 0161-4681 . S2CID 141163000 .
- ^ Таппер, Тед; Палфриман, Дэвид (2005). Понимание массового высшего образования: сравнительные перспективы доступа . Психология Пресс. п. 142. ИСБН 978-0-415-35491-2 .
- ^ Ашер, Авраам (2004). Революция 1905 года: Краткая история . Издательство Стэнфордского университета. п. 47. ИСБН 978-0-8047-5028-8 .
- ^ Портер, Брайан (24 февраля 2000 г.). Когда национализм начал ненавидеть: представляя современную политику в Польше девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН 978-0-19-535127-9 .
- ^ Мясо, Юзеф (1 июня 1981 г.). «Образование и социальные структуры в Королевстве Польском во второй половине XIX века» . История образования . 10 (2): 101–109. дои : 10.1080/0046760810100202 . ISSN 0046-760X .
- ^ Юрчишин, Марек (2013). «Домашнее обучение в Королевстве Польском на рубеже XIX и XX веков» . Семейная педагогика (на польском языке). 3 (1): 19–29. ISSN 2082-8411 .
- ^ Жукаускас, К. (8 января 1972 г.). «О подпольном обучении в Литве» . Психология . 12 : 155–162. дои : 10.15388/Психол.1972.12.9273 . ISSN 2345-0061 .
- ^ Лайонс, Тони (26 октября 2016 г.). « «Подстрекательство к беззаконию и распутству» — школы изгороди Ирландии» . История Ирландии .
- ^ «Закон ограничивает пребывание евреев в государственных школах» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Сильвер, Жаклин (2015). ...И все же они узнали: образование еврейских детей на оккупированных нацистами территориях в 1933-1945 годах . Северный Чарльстон, Южная Каролина. п. 8. ISBN 978-1-5377-9635-2 . OCLC 964526064 .
Нацистские правовые указы, влияющие на жизнь евреев, начиная с 1933 года, перечислены в хронологическом порядке и проанализированы вместе с вытекающей из этого необходимостью в тайном образовании для еврейских детей.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Заленчны, Иоланта (2015). «Просветительская деятельность Польского подпольного государства: тайное учение» (PDF) . Независимость и память . 22/1 (49): 187–203.
- ^ Масиас, Катажина (27 июня 2018 г.). Формальное образование и тайное обучение в оккупированной Польше во время Второй войны мировой . Ягеллонский университет.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Навроцкий, Павел М. (2009). «Тайное учение – к 70-летию основания ТОН» . Знак (на польском языке) (652): 155–158. ISSN 0044-488X .
- ^ Лоу, Рой (1992). Образование и Вторая мировая война: исследования школьного образования и социальных изменений . Психология Пресс. стр. 128–138. ISBN 978-0-7507-0054-2 .
- ^ Хробачинский, Яцек (1995). «Источники и мотивы конспиративного воспитания 1939-1945» (PDF) . Научно-дидактический ежегодник WSP в Кракове . XVII (167): 69–87.
- ^ (на польском языке) Рышард Чекаёвский, Тайное гражданское образование во время войны и оккупации Польши 1939-1945 гг.
- ^ Давыденко, Елена (2013). «Тайное профессиональное образование в Польше: организационно-педагогические аспекты (1939-1945)» . Квартальник Педагогический . 230 (4): 117–132. ISSN 0023-5938 .
- ^ «Дети — тайное обучение в Варшавском гетто — Центральная иудейская библиотека» . cbj.jhi.pl. Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Игнатович, Анета (2009). Тайное образование и воспитание в оккупированной Варшаве: Варшавские Фермопилы 1939-1945 (на польском языке). Беллона. стр. 122–.
- ^ Саковская, Рута (1965). «О воспитании и тайном обучении в Варшавском гетто». Вестник Еврейского исторического института . 55 : 57–84.
- ^ Кардос, Сьюзен (1 апреля 2002 г.). « Не только хлеб»: тайное обучение и сопротивление в Варшавском гетто во время Холокоста» . Гарвардский обзор образования . 72 (1): 33–67. дои : 10.17763/haer.72.1.37523430721261lj . ISSN 0017-8055 .
- ^ Бауэр, Иегуда (1992). Тори, Авраам; Гилберт, Мартин; Михалович, Ежи (ред.). «Тори, «Пережить Холокост: Дневник Ковенского гетто» » . Еврейский ежеквартальный обзор . 82 (3/4): 491–495. дои : 10.2307/1454872 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1454872 .
- ^ Даниэла де Карвальо, Мигранты и идентичность в Японии и Бразилии: Nikkeiijin. Рутледж, 2003. Глава «С 1930 по 1954 год». Номер страницы недоступен.
- ^ Становский, Кшиштоф (1 июля 1998 г.). «Обучение демократии в посткоммунистических странах» . Журнал демократии . 9 (3): 157–165. дои : 10.1353/jod.1998.0052 . ISSN 1086-3214 . S2CID 153721770 .
- ^ Бучинска-Гаревич, Ханна (1 апреля 1985 г.). «Летающий университет в Польше, 1978-1980» . Гарвардский обзор образования . 55 (1): 20–34. дои : 10.17763/haer.55.1.h4mm84t744557037 . ISSN 0017-8055 .
- ^ Ротштейн, Рэйчел (2015). « Я еврей?» и «Что это значит?»: Еврейский летающий университет и создание польско-еврейской контркультуры в Варшаве конца 1970-х годов» . Журнал еврейской идентичности . 8 (2): 85–111. дои : 10.1353/jji.2015.0024 . ISSN 1946-2522 . S2CID 161864057 .
- ^ Сугияма, Анна (01 января 2013 г.). Создание пространства для философии: идеи подземного университета в Чехословакии . Брилл. ISBN 978-1-84888-126-6 .
- ^ Кудлачова, Бланка; Шебова, Никола (03.07.2020). «Нелегальное конфессиональное воспитание детей в Словакии в период социализма (политический и религиозный контекст)» . Историческая педагогика . 56 (4): 481–502. дои : 10.1080/00309230.2019.1589539 . ISSN 0030-9230 . S2CID 150750433 .
- ^ Констебль, Памела (30 сентября 2006 г.). «Афганские девушки рискуют своей жизнью, чтобы пойти в секретную школу» . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Хардинг, Люк (2 июля 2001 г.). «Внутри секретных школ Афганистана» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 мая 2023 г.
