Jump to content

Русская Православная Автономная Церковь

Русская Православная Автономная Церковь
Тип Восточно-православный
Классификация Независимый восточно-православный
Ориентация Истинное православие
Предстоятель Митрополит Феодор (Гинеевский) [ ru ]
Язык церковнославянский
Литургия Византийский обряд
Штаб-квартира Suzdal , Russia
Основатель Valentin Rusantsov
Независимость 1995
Признание Непризнанный (см. Истинное православие )
Отдельно от Русская Православная Церковь Заграницей

The Russian Orthodox Autonomous Church ( ROAC , Russian : Российская православная автономная церковь , РПАЦ; until 1998 it was called the Russian Orthodox Free Church , ROFC , Russian : Российская православная свободная церковь , РПСЦ) is a Russian Orthodox church body headquartered in Suzdal , Russia . ROAC identifies as part of True Orthodoxy . In the Moscow Patriarchate , the ROCOR , and the mass media, it has the designation "Suzdal Schism" ( Russian : Суздальский раскол ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Начало этому органу было положено в 1990 году, когда клирик Московского Патриархата архимандрит Валентин (Русанцов) был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ) и начал создавать в своем подчинении новые приходы, получив сан епископа Суздальского в 1991 году. В 1995 году епископы Валентин (Русанцов), Феодор (Гинеевский), Серафим (Зинченко) и их духовенство и приходы отделились от РПЦЗ. Центром новой церкви стала Суздальская епархия Валентина (Русанцова). 2000-е годы характеризовались ослаблением РПАЦ и сокращением числа приходов и мирян из-за различных конфликтов и расколов. В 2009 году начался процесс захвата исторических храмов, ранее переданных в пользование РПАЦ. Этот процесс завершился в 2019 году, когда в РПАЦ не осталось таких церквей. В марте 2015 года сотрудники Федеральной службы судебных приставов забрали две реликвии из собора РПАЦ и передали их Русской Православной Церкви . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

В состав РПАЦ по состоянию на 2017 год входили: 35 официально зарегистрированных приходов; 30 приходов, действующих как религиозные группы; 20-30 нелегальных («катакомбных») приходов; 10 епископов, 40 священников, 20 монахинь и около 5000 мирян. [ 5 ]

РПАЦ отвергает « сергианскую ересь » и считает, что таинства Московского Патриархата (считающиеся отличными от Русской Православной Церкви , существовавшей до большевистской революции ) являются анафемой или недействительны и неэффективны для спасения. [ 9 ] РПАЦ в принципе поддерживает и подчеркивает анафему РПЦЗ 1983 года против экуменизма . [ 10 ]

Формирование

[ редактировать ]
Царско-Константиновская церковь в Суздале. В 1990-2009 годах это был собор РФК/РПАЦ.

В начале 1990 года духовенство и приход Царско-Константиновской церкви в Суздале во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) приняли решение о переходе в РПЦЗ. запрещенным к служению [ 11 ] Обращение суздальской общины к Архиерейскому Синоду РПЦЗ получило широкий резонанс в церковном и светском обществе. Сообщество, которое « пошло своим путем », было поддержано демократическими СМИ, некоторыми депутатами Верховного Совета России . Существенную помощь архимандрит Валентин и община получили в те времена, когда они уже вышли из РПЦ, но еще официально не были приняты в РПЦЗ, от нонконформистской телепрограммы «Пятое колесо», а также московской газеты « Московские новости» . и журнал « Огонек ». [ 12 ] 21 марта того же года Архиерейский Синод РПЦЗ принял в РПЦЗ архимандрита Валентина, клириков и прихожан этого прихода. 6 апреля архимандрит Валентин совершил свое первое богослужение в Царско-Константиновском храме в качестве клирика РПЦЗ. [ 11 ] 15 мая 1990 года Архиерейский Собор РПЦЗ, несмотря на несогласие ряда архиереев, священников и мирян, принял «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования приходов РПЦЗ на территории РПЦЗ. СССР, то есть на территории, находящейся под юрисдикцией Московского Патриархата . Новая структура стала называться «Русская православная свободная церковь». [ 12 ] Принятие архимандрита Валентина в ведение РПЦЗ стало примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах СССР. [ 13 ] Наиболее активными сторонниками создания легальных канонических структур РПЦЗ в России, альтернативных Московскому Патриархату, в конце 1980-х годов были диссиденты — как церковные, так и светские, — сформировавшие демократическую оппозицию советской власти, выступавшие за скорейший демонтаж вся советская система, включая «советскую церковь». [ 12 ]

В то же время РПЦЗ уже имела в СССР епископа Лазаря (Журбенко) , который был недоверчив к новой российской власти, не был настроен «выходить из катакомб» и скептически относился к массовому переходу «патриаршего» духовенства в РПЦЗ, а архимандрит Валентин стремился как можно активнее разоблачить Московский Патриархат и призвать православных христиан присоединиться к РПЦЗ. На почве разных подходов к формам церковного служения РПЦЗ в России возникли серьезные разногласия между епископом Лазарем и архимандритом Валентином. Епископ Лазарь стал избегать поездок в Суздаль. 4 октября 1990 года Архиерейский Синод РПЦЗ назначил архимандрита Валентина (Русанцова) экзархом Русской Православной Свободной Церкви и управляющим делами Суздальского епархиального управления с правом самостоятельного приема духовенства и общин от Московского Патриархата. Архиерейский Собор Московского Патриархата, состоявшийся 25–27 октября 1990 г., в связи с этим выступил с обращением «К архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви», в котором призвал к сохранению единству Церкви и обратился к зарубежным иерархам с братской просьбой не создавать новых препятствий единству Церкви. Эта просьба не была услышана. [ 14 ] 10 февраля 1991 года в храме святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе архимандрит Валентин (Русанцов) был хиротонисан во епископа Суздальского и Владимирского. В том же году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации . Все это еще больше обострило противоречия между Валентином (Русанцовым) и Лазарем (Журбенко). К середине 1991 года молитвенное общение между этими двумя иерархами прекратилось. [ 15 ] Понимая невозможность создания нормальных церковно-управленческих структур в России и стремясь облегчить возможность присоединения к РПЦЗ как можно большего числа клириков Московского Патриархата, Архиерейский Синод РПЦЗ провозгласил СССР «миссионерской территорией», предоставив каждому из них архиереи получили право основывать приходы в любом регионе страны. Постепенно выявились четкие принципы, разделившие Русскую Православную Свободную Церковь на валентинианскую и лазаритскую части. Как правило, легальные приходы (обычно со своими храмами) от Московского Патриархата переходили к епископу Валентину, а архиепископ Лазарь возглавлял общины, остававшиеся на нелегальном или полулегальном положении. [ 12 ]

Желание преодолеть разделение между русскими архиереями привело к появлению в Синоде РПЦЗ идеи создания в России структуры, которая по самому своему положению была бы «над схваткой». В январе 1992 года Синод направил в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ епископа Варнаву (Прокофьева) поручением Каннского с организовать в Москве постоянное Синодальное соединение, которое осуществляло бы полномочия Синода РПЦЗ. Епископы РПЦЗ в России. Сближение епископа Варнавы с крайне правым обществом " Память " нанесло непоправимый ущерб репутации РПЦЗ в России. Вмешательство епископа Варнавы, а точнее его секретаря протоиерея Алексия Аверьянова, в дела других российских епархий РПЦЗ, принятие запрещенного другими архиереями духовенства, фактическое управление приходами, подчиненными другим архиереям РПЦЗ, наконец, подчинение Лазаря и Валентина епископу Варнаве, которого они не признали, привело к еще большему разладу в церковном управлении РПЦЗ в России. К концу 1992 года не менее ста приходов в разных регионах России и Ближнее зарубежье » находились в подчинении Суздаля, но уже в 1993 году наметился спад деятельности РПЦЗ в России; внутренние идеологические и личные конфликты приводят российские структуры РПЦЗ в состояние дезорганизации. [ 12 ] Духовенство Московского Патриархата, ранее симпатизировавшее РПЦЗ, охладило свое желание перейти в ее юрисдикцию. Некоторые из пришедших из Московского Патриархата разочаровались в «свободной церкви». Кто-то из-за давления местных властей или Московского Патриархата, кто-то по идеологическим соображениям возвращается в последний, кто-то уходит в "независимые" юрисдикции. [ 15 ]

Отделение от РПЦЗ

[ редактировать ]

В июле 1993 года архиепископ Лазарь объявил об административном отделении от Архиерейского Синода и самостоятельном управлении епархией под предлогом Указа Патриарха Тихона и Высшего церковного управления № 362 от 20 ноября 1920 года. В ответ Синод РПЦЗ Архиепископы лишили архиепископа Лазаря права самостоятельно служить и управлять приходами, а также уволили епископа Валентина, который отказался приехать на Архиерейский Собор в 1993 году «по состоянию здоровья», а фактически в знак протеста против попустительства Синода допущенным нарушениям. епископом Варнавой. Несмотря на запреты, оба уволенных архиерея продолжали управлять оставшимися в их подчинении приходами, считая само увольнение абсолютно неканонической мерой, однако довольно большая группа приходов (почти все законные приходы архиепископа Лазаря и несколько валентинские) признает обоснованность решений Собора и переходит в прямое управление Первоиерарха РПЦЗ, носившее номинальный характер. В марте 1994 года в Суздале архиепископ Лазарь и епископ Валентин, ранее казавшиеся непримиримыми антагонистами, объявили о создании совместного Временного Верховного Церковного Управления Русской Православной Свободной Церкви. Председателем Временного Высшего Церковного Управления был избран архиепископ Лазарь, а его заместителем, фактически ставшим главой нового органа церковной власти, епископ Валентин, возведенный архиепископом Лазарем в сан архиепископ . Первыми актами Временного Высшего Церковного Управления стали рукоположения новых архиереев из числа ближайших соратников основателей Временного Высшего Церковного Управления: со стороны епископа Валентина — епископов Феодора (Гинеевского) (19 марта 1994 г.) и Серафима. (Зинченко) (20 марта 1994 г.), со стороны архиепископа Лазаря — епископа Агафангела (Пашковского) (27 марта 1994 г.). 4–5 апреля 1994 г. Архиерейский Синод РПЦЗ признал незаконным создание Суздальского Временного Верховного Церковного Управления, отстранив архиепископа Лазаря и епископа Валентина от священства и не признав рукоположение новых архиереев, а также все другие решения. Временного Верховного Церковного Управления. [ 12 ]

Все осознавали ненормальность возникшего разделения, и с обеих сторон предпринимались шаги к сближению. [ 16 ] Результатом этих усилий стало примирение, состоявшееся на Архиерейском Соборе в Леснинском монастыре в декабре 1994 года. Был подписан «Акт о примирении». ЦКУ был упразднен, а его решения признаны недействительными (поэтому Валентин (Русанцов) отказался от сана архиепископа), а рукоположенные архиереи должны были принести епископскую присягу Синоду, после чего они могли быть признаны законными архиереями. Собор в Леснинском монастыре установил новый порядок управления приходами Русской РПЦЗ: был отменен статус России как «миссионерской территории», введено разделение на шесть епархий по географическому принципу: 1) Московская, 2) Свято-Св. Петербург и Север России, 3) Одесса и Южная Россия, 4) Суздаль, 5) Черноморье и Кубань, 6) Сибирь. Вместо упраздненного Временного Высшего Церковного Управления Собор учредил Архиерейскую конференцию Русских Высокопреосвященств, подчинявшуюся Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Все российские приходы были переданы в ведение Архиерейской конференции, в связи с чем Синодальное представительство в России было упразднено. Согласно новому административному делению русских епархий, значительная часть приходов, подчиненных Суздальской епархии, должна была перейти под омофор других архиереев. В конце января 1995 года в Суздале российские архиереи РПЦЗ собрались на свою Первую встречу. Собравшиеся на Совещание российское духовенство и миряне выразили категорическое несогласие с новым разделением епархий, поскольку оно повлекло за собой перерегистрацию многих приходов, что было чревато потерей всякой регистрации, а также храмов. На основании этого на Совещании было решено, что окончательное решение о территориальном разделе должно быть принято всеми российскими архиереями через некоторое необходимое время. Несогласие было выражено и с некоторыми другими пунктами закона. [ 12 ]

прибыли новорукоположенные епископы Феодор (Гинеевский) и Агафангел (Пашковский) В феврале 1995 года на Архиерейский Синод РПЦЗ . Они надеялись, что их одобрение будет формальностью, но им были поставлены жесткие условия: признать заочное осуждение и запрет Синода РПЦЗ Лазаря и Валентина «до покаяния» за непризнание «Акта примирения», и остаться на испытательном сроке в США. Лишь после этого должно было произойти окончательное признание новорукоположенных архиереев. [ 12 ] Такие условия были отвергнуты епископами Феодором и Агафангелом, после чего вернулись в Россию. 12 марта 1995 года в Суздале состоялось экстренное собрание «Российских Высокопреосвященств» в составе пяти архиереев: Лазаря (Журбенко), Валентина (Русанцов), Феодора (Гинеевского), Серафима (Зинченко), Агафангела (Пашковского), которые «ввиду возросших незаконных претензий Архиерейского Синода и Первоиерарха РПЦЗ о присвоении ими Всероссийской Церковной власти и нарушениях ими Священных Правил Церкви, пренебрежением Постановлениями Всероссийский Собор 1917-18 годов , Указ св. Патриарха Тихона и заветы св. Новомучеников и исповедников Российских, определили «Акт, подписанный на Архиерейском Соборе во Франции в ноябре 1994 г. <.. .> полностью осудили и потеряли всякий смысл», — возобновило работу Временное Верховное Церковное Управление. Определение Архиерейского Собора РПЦЗ от 9/22 февраля и «содержащиеся в нем претензии к руководству всей Русской Церковью со стороны Архиерейского Синода и Первоиерарха РПЦЗ» квалифицировались как «злоупотребление властью в нарушение Священных Канонов и Положений о РПЦЗ». Запрет в служении, наложенный на этих архиереев, было решено «не признавать и не исполнять». [ 17 ]

Вторая половина 1990-х годов

[ редактировать ]

14 марта 1995 года решением Временного Высшего Церковного Управления были избраны архимандриты Серафим (Новаковский), архимандрит Арсений (Киселев), архимандрит Александр (Миронов), игумен Виктор (Конторузов). В апреле 1995 года Александр (Миронов) был рукоположен во епископа Казанского и Марийского, а Арсений (Киселёв) — во епископа Тульского и Брянского. В то же время от Временного Высшего Церковного Управления отделяются архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Агафангел (Пашковский), ранее покаявшиеся и вернувшиеся в РПЦЗ. Агафангел (Пашковский) наконец принял поставленные перед ним условия и некоторое время жил в США. 8 мая 1995 года решением Временного Высшего Церковного Управления архиепископ Лазарь (Жубенко) в связи с возвращением в РПЦЗ был освобожден от занимаемой должности председателем Временного Высшего Церковного Управления. Председателем вместо Лазаря был избран архиепископ Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов). Заместителем председателя избран епископ Борисовский Феодор (Гинеевский). Секретарем был избран протоиерей Андрей Осетров.

Митрополит Виталий (Устинов) и члены Архиерейского Синода РПЦЗ отказались понять стремление пожилого епископа Григория (Граббе) поддержать русских архиереев и духовенство, создавших Временное Высшее Церковное Управление. Епископ Григорий с самого начала был сторонником открытия приходов РПЦЗ в СССР, совершил поездку в Суздаль с 16 по 24 мая 1995 года, где участвовал в богослужениях, заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ, оказав Этот визит оказал неоценимую поддержку епископу Валентину и поддержавшему его духовенству бывшей Суздальско-Владимирской епархии РПЦЗ. Интервью, данное епископом Григорием после совершения литургии в Свято-Николаевском храме Суздалья 22 мая 1995 года, было опубликовано в печатном органе РПОЦ "Суздальские епархиальные ведомости" и ряде светских СМИ. 21 июня 1995 года игумен Виктор (Контузоров), ранее принятый в РПОЦ от Латвийской Православной Церкви, был рукоположен во епископа Даугавпилсского, после чего возглавляемые им приходы фактически стали епархией РПОЦ. В 1996 году церковь стала называться Латвийская Свободная Православная Церковь .

22 июня 1995 года Временное Высшее Церковное Управление постановило: «В связи с тем, что Архиерейский Синод РПЦЗ в течение ряда лет не прислушивался к голосу Российских Архиереев, духовенства и мирян РПЦЗ, отныне все постановления Архиерейского Синода РПЦЗ не признавать и не исполнять. Все приходы РПЦЗ должны быть проинформированы об этом решении Временного Высшего Церковного Управления». В том же году Временное Высшее Церковное Управление распорядилось прекратить поминовение первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) в подведомственных ему храмах. В январе 1996 года Временное Высшее Церковное Управление было переименовано в Архиерейский Синод. В сентябре 1996 года на Архиерейском Соборе РПЦЗ епископ Валентин (Русанцов) был лишен святого сана.

Вскоре в РРОФК произошел первый раскол. Летом 1996 года епископ Брянский и Тульский Арсений (Киселев) обратился в Архиерейский Синод РПЦЗ с просьбой принять его в РПЦЗ на тех же условиях, на которых в феврале 1995 года был принят епископ Агафангел (Пашковский). Рассмотрев дело епископа Арсения, Синод предложил ему более жесткие условия: три года покаяния в отдаленном австралийском монастыре и, возможно, последующее назначение на одну из иностранных кафедр. Епископ Арсений отверг эти условия, ссылаясь на невозможность длительной разлуки со своей паствой. После возвращения в Россию он собрал епархиальный съезд своей епархии, на котором было решено перейти к самоуправлению, ссылаясь при этом, как и ранее РПОЦ, на указ Патриарха Тихона и подчиненного ему Высшего Церковного Управления. за № 362. Вскоре к нему присоединился еще один епископ РФК — епископ Казанский и Марийский Александр. Вместе они присоединились к Русской Истинно-Православной Церкви, образованной осенью 1996 года бывшим иподиаконом РПЦЗ Александром Михальченковым. Реагируя на это, Синод РПОЦ в 1997 году лишил сана обоих архиереев.

В 1997 году архимандрит Петр (Кучер) перешёл под юрисдикцию Русской Православной Церкви вместе с общиной бывших насельников Задонского монастыря . Он предпринял попытку организовать монастырь в составе Суздальской епархии. в селе Омутское под Суздалем, но через месяц вернулся в Московскую Патриархию с покаянием. В 1998 году от РПЦЗ в РПЦЗ был принят приход Архангела Михаила в Гилфорде , Великобритания , возглавляемый известным публицистом Владимиром Моссом. Таким образом, РПОЦ приступила к созданию своих канонических структур на территории зарубежных епархий РПЦЗ. В связи с принятием закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Суздальский Синод в октябре 1998 года был перерегистрирован, приняв новое официальное название – Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). В сентябре 1999 года из РПЦЗ в РПАЦ перешел приход преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны в Санкт-Петербурге , фактическим руководителем которого был известный богослов и патрульный Василий Лурье. Василий Лурье вскоре был рукоположен в сан священника в Суздале, а затем стал монахом с именем Григорий. Тогда же в Санкт-Петербурге был образован еще один приход РПАЦ, основанный на сотрудниках Санкт-Петербургского Центра Духовного Просветления. Эти приходы объединяли прихожан из отдаленных уголков Ленинградской области и некоторых других городов России, где постепенно формировались новые общины. 24 мая 1999 года был хиротонисан во епископа Яранского и Вятского Антония (Аристова), который в дальнейшем окормлял катакомбные общины Вятской области и Приморья. Среднее Поволжье .

Всего в РПАЦ в начале 2000-х годов было зарегистрировано около 60 приходов и более 100 «катакомбных». Духовенство состояло из 9 епископов и около 50 священников. [ 18 ] Как отмечал Григорий (Лурье) [ ru ] , «РПАЦ по состоянию на 2000 год представляла собой одну Суздальскую епархию, которая была компактна в пределах Суздальского округа Владимирской области и крайне разбросана по СНГ и дальнему зарубежью. епископы того времени имели епархиальные титулы, центр фактической епархиальной власти оставался один — в Суздале». [ 19 ] Среди известных людей, принадлежавших в то время к РПАЦ, были: публицист и мемуарист, настоятель храма РПАЦ на Головинском кладбище протоиерей Михаил Ардов [ ru ] ; патрулолог, историк, публицист иеромонах Григорий (Лурье); [ 20 ] историк, востоковед и публицист Алексей Муравьев [ ru ] ; [ 21 ] publicist Yegor Kholmogorov . [ 22 ] Все они активно публиковались в прессе и Интернете, пропагандируя РПАЦ. РПАЦ также пользовалась поддержкой политтехнолога Глеба Павловского . [ 23 ] [ 22 ] [ 24 ] Чтобы укрепить собственные позиции, РПАЦ приступила к канонизации святых. 22–23 ноября 2000 г. в рамках торжеств, посвященных VIII съезду духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии РПАЦ, состоялось прославление «преподобных жен Дивеевских» — подвижниц, подвизавшихся в Дивеевский женский монастырь имел место при жизни преподобного Серафима Саровского и в XIX — начале XX века. [ 25 ] 30 апреля — 1 мая 2001 г. в Царско-Константиновском соборе состоялись торжества по случаю прославления РПАЦ митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, третьего первоиерарха РПЦЗ Филарета (Вознесенского) как святого. [ 26 ] В 2001 году при Суздальском епархиальном управлении были открыты Богословско-пастырские курсы для подготовки священнослужителей. [ 27 ]

РПАЦ продолжала пополнять собственный епископат. 26 ноября 2000 года иеромонах Амвросий (Епифанов) был рукоположен во епископа Хабаровского, викария Суздальской епархии. 6 февраля 2001 года Геронтий (Рынденко) был рукоположен во епископа Суходольского. 15 марта 2001 года решением Архиерейского Синода РПАЦ архиепископу Валентину (Русанцову) был присвоен сан митрополита с правом ношения двух панагий. 10 апреля 2001 года митрополит Валентин (Русанцов) принял в состав РПАЦ приход святителя Василия Рязанского в Рязани (с Богоявленской церковью XVII века), православного братства святого апостола Иакова, брата Господь во плоти (Москва) и Православное Братство Цесаревича-мученика Алексия (Москва). Среди переведённых оказался журналист и публицист Александр Солдатов . 26–27 июля 2001 года Дионисий Макгоуэн был рукоположен в сан диакона и священника, став первым клириком РПАЦ в США. 25 августа того же года от Каллиникитского Синода в РПАЦ был принят архимандрит Григорий (Абу-Асалы) с небольшой монашеской общиной. 2 декабря 2001 года рукоположен во епископа Денверского, викария Суздальской епархии. В декабре 2001 года в РПАЦ были приняты проживавший в США епископ Антоний (Граббе), получивший сан в одной из греческих юрисдикций старого образца и принятый в отставку епископом, и перешедший из РПЦЗ. 18 ноября 2002 года в составе РПАЦ была создана независимая Денверско-Колорадская епархия, в которую вошли все приходы Северной и Южной Америки, правящим архиереем которой был назначен епископ Григорий. 17 июля 2003 года архимандрит Севастиан (Жатков), настоятель приходов РПАЦ в Челябинске и Челябинской области, был рукоположен во епископа Челябинского, викария Суздальской епархии. 24 ноября 2003 года Иринарх (Нончин) был рукоположен во епископа Тульского и Брянского.

Во второй половине 2001 — начале 2002 года Русскую Православную Автономную Церковь потряс мощный кризис: 5 клириков РПАЦ во главе с бывшим секретарем Архиерейского Синода РПАЦ протоиереем Андреем Осетровым обвинили Валентина (Русанцова) в несовершеннолетии. приставание. Эта группа священнослужителей передала свои обвинения в прокуратуру, и было возбуждено уголовное дело. Перед началом синода Андрей Осетров направил архиереям РПАЦ телеграммы, в которых сообщал, что митрополит Валентин арестован и будет осужден. Священнослужители, поддержавшие Андрея Осетрова, были лишены сана по решению церковного суда 31 мая 2001 года. 28 июня 2001 года областная газета "Призыв" опубликовала статью "Святые изгои", в которой Валентина обвинили в растлении малолетних. Всего в этой газете было опубликовано не менее десятка статей с обвинениями в адрес Первоиерарха РПАЦ. Представители РПАЦ назвали эти статьи аверторскими. Лишенные сана священнослужители несколько раз устраивали уличные беспорядки против митрополита Валентина и духовенства РПАЦ. Валентин (Русанцов) и руководство РПАЦ категорически отвергли все обвинения, которые были объявлены происками сторонников Московского Патриархата. В августе–сентябре 2001 г. проводились допросы и другие активные следственные действия. В ходе расследования представители прокуратуры заявили, что здание Ризничного монастыря, в котором размещалось Суздальское епархиальное управление, было передано незаконно и должно быть возвращено в муниципальную собственность. Несмотря на то, что в сентябре 2001 года Валентину (Русанцову) была поставлена ​​подписка о невыезде, 13–30 октября он посетил США, где посетил несколько приходов, перешедших в РПАЦ от РПЦЗ. 2 мая 2002 года главный обвинитель Валентина (Русанцова) священник Андрей Осетров был переведен в Московский Патриархат. 23 августа 2002 года Валентин (Русанцов) был признан виновным в совершении преступления «против половой неприкосновенности личности» и приговорен к 4 годам и 3 месяцам условно. 2 мая 2002 года Александр Солдатов создал и возглавил сайт портал-credo.ru, который оказал существенную информационную поддержку РПАЦ.

С этого времени в РПАЦ начались внутренние волнения, которые привели к уходу из нее людей. Публицисты Владимир Мосс, вошедший в Синод Златоуста (вместе с ним из РПАЦ вышел и приход в Гилфорде), Кирилл Фролов и Егор Холмогоров, вступивший в Московский Патриархат, а также Алексей Муравьев, вступивший в Русскую Православную Старообрядческую Церковь , выход из РПАЦ. 4 февраля 2004 года община в Серпухове РПАЦ во главе со священником Романом Павловым и часть прихожан храма Новомучеников и исповедников Российских на Головинском кладбище в Москве во главе с протоиереем Михаилом Макеевым, а также Православное Братство Св. Апостола Иакова, вышло из РПАЦ и перешло под омофор митрополита Епифания (Панайоту) из Старокалидаристской Истинно-Православной Церкви Кипра. В июле 2004 года из духовенства РПАЦ был исключен архиепископ Денверский Григорий (Абу-Асалы), претендувший на роль главы всех иностранных приходов в РПАЦ. Оказавшись в одиночестве, архиепископ Денверский и Колорадо Григорий провозгласил образование новой раскольнической группировки, получившей название «Русская Православная Автономная Церковь в Америке». Таким образом, было потеряно большинство приходов в дальнем зарубежье (США, Болгария, Англия). Одной из проблемных тем для РПАЦ в 2000-е годы была имяславие , главным сторонником которого в РПАЦ был иеромонах Григорий (Лурье). Сторонниками имяславских взглядов были также игумен Феофан (Арескин), Александр Солдатов, Татьяна Сенина (монахиня Марфа), Ольга Митренина. В то же время многие миряне и клирики РПАЦ осуждали имяславие как ересь; их поддержал Валентин (Русанцов). 20 июля 2005 года игумену Григорию (Лурье) было отстранено от служения, а 5 сентября того же года он был лишен сана, но законности этого он не признал и продолжил совершать богослужения.

В том же году разгорелся конфликт между митрополитом Валентином (Русанцовым) и викарием Суздальской епархии епископом Севастианом (Жатковым), который привел к тому, что последний в 2006 году стихийно наделил себя титулом архиепископа и правом носить на своем клобуке бриллиантовый крестик . Во время беседы с Первоиерархом РПАЦ епископ Севастиан категорически отказался снять крест с клобука и вернуть прежний титул. Помимо этих действий, Севастьян отказался выполнять некоторые кадровые распоряжения митрополита Суздальского Валентина (Русанцова), что способствовало обострению конфликта. В ноябре 2006 года епископ Себастьян принял к причастию игумена Григория (Лурье). В том же 2006 году епископ Севастиан формально отделился от РПАЦ, объявив об образовании «Временного церковного совета Русской Православной Автономной Церкви». Свое решение он мотивировал отсутствием духа соборности в РПАЦ и узурпацией высшей церковной власти митрополитом Валентином (Русанцовым). Реакция на поведение епископа Себастьяна Челябинский Архиерейский Синод РПАЦ в феврале 2007 года запретил ему священство и отлучил от причастия сроком на один год. был образован альтернативный центр В мае 2007 года в Бежецке , получивший название «Временный церковный совет» при епископе Челябинском Севастиане (Жаткове), объединивший несколько приходов, вышедших из-под подчинения Синода РПАЦ. Временный церковный совет Русской Православной Автономной Церкви возглавил игумен Григорий (Лурье), настоятель храма святой мученицы Елисаветы в Санкт-Петербурге. Его заместителем был избран Борис Редькин, канцлером - журналист Александр Солдатов, секретарем - Ольга Митренина (монахиня Ксения). Синод РПАЦ не признал этот орган. 8–11 февраля 2008 г. в Суздале состоялся первый в истории этой церковной юрисдикции Архиерейский Собор, который, однако, не сумел примирить враждующие стороны. 5 ноября 2008 года в РПАЦ произошел окончательный раскол, в результате которого Севастиан (Жатков) и отставной бывший епископ Хабаровский Амвросий (Епифанов) объявили о создании нового органа в составе РПАЦ под названием «Архиерейская конференция». Русской Православной Автономной Церкви». На следующий день Себастьян и Амвросий рукоположили Григория (Лурье) во епископа Петроградского и Гдовского, после чего Лурье присоединился к Архиерейской конференции и был избран ее председателем.

Захват церквей и реликвий

[ редактировать ]

Осенью 2006 года начался процесс в Арбитражном суде Владимирской области : территориальное управление Росимущества потребовало вывести из пользования РПАЦ 13 суздальских храмов. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области по заявлению Росимущества принял решение о выводе 13 храмов из состава РПАЦ в связи с отсутствием договора на их пользование. В актах проверки храмов, представленных в суд Госимуществом, "отмечены нарушения в эксплуатации культовых сооружений". В РПАЦ не согласились с доводами ведомства, указав, что его глава митрополит Валентин получил звание почетного гражданина Суздаля именно за большой вклад в восстановление культовых сооружений. Кроме того, Церковь сослалась на договоры с Государственным центром учета, использования и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, которые дают ей право распоряжаться всеми 13 культовыми сооружениями. Представители РПАЦ заявили, что ни в коем случае не намерены отдавать храмы. 12 августа 2009 года Суздальское епархиальное управление РПАЦ посетили судебные приставы Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области и сообщили о возбуждении исполнительного производства в отношении Суздальской епархии РПАЦ в пользу Владимирского управления. Росимущества и представил исполнительный лист Владимирского арбитражного суда. 11 сентября Управление Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области завершило исполнительное производство по решениям Арбитражного суда Владимирской области об освобождении 10 храмов города Суздаля от оккупировавших их общин РПАЦ: официально церкви были полностью освобождены от прежних владельцев; После службы в храме Царя-Константина, очищенном от движимого имущества, официальный представитель Владимирского территориального управления Росимущества сообщил о вступлении ведомства в управление зданием. К октябрю 14 храмов в Суздале были изъяты у РПАЦ в пользу государства, еще в шести, расположенных в окрестностях города, шли разбирательства. Здания, построенные в XV—XIX веках, были возвращены, по словам представителей истца, в неудовлетворительном состоянии. Представитель Росимущества сообщил, что здания начали разрушаться несмотря на то, что на восстановление из-за границы были переданы крупные суммы. РПАЦ объяснила плохое состояние храмов тем, что в начале 1990-х годов РПАЦ (тогда Суздальская епархия РПЦЗ) приняла их в руинированном состоянии. По словам представителя Суздальской епархии РПАЦ, «нарушения стеновых конструкций» при расчете отопления приравниваются к таким же «нарушениям» при монтаже этого отопления; насечки на росписях церкви Иоанна Предтечи были нанесены еще в советский период. Новые росписи Успенской церкви выполнены по чудесно сохранившимся небольшим остаткам росписи начала XX века. Все реставрационные работы проводились РПАЦ под руководством Государственного центра охраны, учета и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, специалисты которого при последнем осмотре храмов в 2006 году сочли их состояние хорошим, с исключение мелких недостатков в обустройстве отмостки и др. В конце ноября 2009 года Росимущество направило письмо в УВД по Суздалю с просьбой возбудить уголовное дело в отношении РПАЦ и ее предстоятель. В документе говорится о "нарушении стеновых конструкций" в связи с демонтажем системы отопления в некоторых храмах, "разрушении древних фресок" и нанесении новых, не соответствующих исторической живописи, и нанесении насечек. на фресках церкви Иоанна Предтечи. 4 декабря 2009 года РПАЦ обратилась в суд с иском. Европейский суд по правам человека . В декабре 2009 года три церкви в Суздале, захваченные у РПАЦ, Кресто-Никольская, Лазаревская и Антипьевская, были переданы Русской Православной Церкви . 7 января 2010 года в Суздале взамен захваченных церквей был освящен новый временный храм царя Константина, под который был переоборудован чердак двухэтажного епархиального дома на Василевской улице в центре Суздаля.

16 февраля 2010 года Владимирский арбитражный суд удовлетворил три иска Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области к общинам РПАЦ; По решению суда РПАЦ должна освободить и передать Департаменту имущественных и земельных отношений церкви преподобного Ефрема Сирина в селе Омутское , Георгия Победоносца в селе Крапивье и Архангела Михаила в селе Ивановское. , Суздальский район Владимирской области. 24 февраля 2010 года тот же суд вынес решение об изъятии у РПАЦ церкви благоверного князя Александра Невского в селе Весь , 9 июня — церкви Василия Великого в селе Борисовском. и Иоанна Крестителя в селе Павловском Суздальского уезда. В октябре 2010 года трое (Андрей Чесноков, Андрей Смирнов, Аркадий Маковецкий) из 11 священников, имевшихся у РПАЦ в Суздале и округе, перешли в ведение Московского Патриархата.

4 февраля 2011 года в Суздале состоялся Архиерейский Собор РПАЦ, на котором было решено рукоположить двух архиереев. Клирик Иверской Синодальной Церкви РПАЦ архимандрит Трофим (Тарасов) был избран епископом Симбирским, викарием Суздальской епархии, а архимандрит Марк (Рассоха), настоятель Армавирского храма Иоанна Предтечи, избран епископом Армавирским. и Черное море. 5 февраля 2011 года состоялась епископская хиротония архимандрита Трофима (Тарасова). 10 февраля 2011 года состоялась епископская хиротония архимандрита Марка (Рассохи), который, вопреки определению, стал лишь викарием Северо-Кавказской епархии с титулом «епископа Армавирского». В июне 2011 года единственный в Аргентине приход РПАЦ во главе со священником Силуаном Диньяком перешел в состав Русской Истинно-Православной Церкви .

Церковь Ильи в Трубчевске

16 января 2012 года скончался первоиерарх РПАЦ Валентин (Русанцов). Захват церквей в Суздале и Суздальском уезде, выезд священников и мирян и смерть Валентина (Русанцова) ослабили позиции РПАЦ. Епископ Григорий (Лурье) отмечал в начале 2012 года, что в Суздале осталось всего 3 церкви: «небольшая церковь в «спальном районе» города и две домовые церкви в центре — это все, что не было государственной собственностью <... > Еще несколько лет назад их мощности не хватило бы для воскресных богослужений, а сейчас хватает <...> В селах Суздальского уезда картина была аналогичная, за одним исключением - село Весь <. ..> В других деревнях приходы либо развалились (в основном пожилые прихожане вообще перестали ходить в церковь, а некоторые стали ездить в Суздаль), либо, как в крупнейшем сельском приходе села Борисовского, <...> перешел в РПЦ МП вслед за своим ректором». [ 28 ]

начался суд 26 октября 2016 года в Ярославле по делу об изъятии у общины РПАЦ храма Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке. [ 29 ] передана в пользование РПАЦ в 1999 году. 21 ноября того же года было принято решение об изъятии церкви. [ 30 ] В мае 2017 года судебные приставы обязали ректора освободить помещение. [ 31 ]

19 декабря 2018 года в Туле апелляционная инстанция Арбитражного суда по иску Клинцкой епархии Русской Православной Церкви приняла решение о выводе из общины РПАЦ храма Ильи Пророка, расположенного в Брянской Трубчевске области . Современное здание церкви было построено в 1845 году, а в 1890-1893 годах оно было полностью перестроено. Это последняя из церквей РПАЦ, построенная до революции 1917 года. [ 32 ]

2020-е годы

[ редактировать ]

12 марта 2021 года скончался епископ Суходольский Иаков (Антонов). [ 33 ] 8 июля 2021 года скончался архиепископ Смелянский Иларион (Гончаренко). [ 34 ] В марте 2022 года прекратил работу сайт Credo.Press (до 2018 года — Portal-Credo.ru), который обеспечивал постоянную информационную поддержку РПАЦ. 6 мая 2022 года архимандрит Виссарион (Варюхин) был хиротонисан во епископа Тульганского. 8 мая 2022 года состоялась хиротония архимандрита Кассиана (Ангелова) во епископа Вельбаждского. [ 35 ] 4 октября 2022 года скончался архиепископ Сухумский и Абхазский Серафим (Зинченко).

  1. ^ «Из Синодального архива. Дело епископа Валентина (Русанцова). Суздальский раскол. Определения Церковной Власти о лишении сана еп. Валентина (Русанцова)» Archived 2012-09-09 at the Wayback Machine . Официальный сайт Русской православной церкви заграницей.
  2. ^ «Заявление пресс-службы Архиерейского Синода» . синод.com . Русская Православная Церковь Заграницей - Официальный сайт. 22 февраля 2007 г.
  3. ^ Ушел из жизни основатель «Суздальского раскола» Archived 2012-03-02 at the Wayback Machine // Вести FM , 16.01.2012 г.
  4. ^ Маковецкий А. В., свящ. Миссионерская деятельность Владимирской епархии Московского Патриархата по преодолению «Суздальского Раскола». Публикация документов: Переписка Архиепископа Евлогия (Смирнова) и монаха Валентина (Русанцова) (1991—2008 гг.) // Архивариус. Киев: Serenity-Group. — 2016. — № 4 (8). — С. 15—27.
  5. ^ Jump up to: а б "Российская православная автономная церковь" . relig.moscow. 2017-06-14. Archived from the original on 2017-09-22 . Retrieved 2019-08-26 . {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  6. ^ «Захват российским судом независимых православных церквей угрожает будущему России, говорят активисты» . Эстонское мировое обозрение .
  7. ^ Times, Москва (7 сентября 2016 г.). «Службы безопасности допросили главу Русской православной автономной церкви» . «Москва Таймс» .
  8. ^ "Последний путь мощей?" . Зебра ТВ .
  9. ^ «Во что мы верим» . Русская Православная Автономная Церковь - roacusa.org.
  10. ^ «РПАЦ Америки: Домашняя страница официального веб-сайта Русской Православной Автономной Церкви Америки» . www.roacusa.org .
  11. ^ Jump up to: а б Маковецкий 2016 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вертоград 2000 .
  13. ^ Слесарев А. В. (2009-09-18). "История возникновения "Российской Православной Автономной Церкви" " . anti-raskol.ru .
  14. ^ "Русская Православная Церковь Заграницей" . patriarchia.ru. 2007-08-20. Archived from the original on 2018-01-14 . Retrieved 2020-01-05 .
  15. ^ Jump up to: а б Лункин 2004 , p. 57.
  16. ^ Слесарев 2009 , p. 314.
  17. ^ "Протокол № 3" (PDF) . Суздальский паломник. № 24 (in Russian). Суздаль. 1995. pp. 10–1. {{cite web}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  18. ^ Солдатов А. (2001-09-12). "Неоправданное давление на "Суздальскую церковь" " . www.ng.ru .
  19. ^ Григорий (Лурье) , игум. (2005-09-27). "Истинно-православные церкви вступили в очередной период «великого переселения народов»" . Archived from the original on 2018-12-14.
  20. ^ Александр Солдатов (2001-09-04). "От РПЦЗ к РПАЦ: истоки "альтернативного" Православия в современной России" . old.russ.ru . Archived from the original on 2021-04-16 . Retrieved 2007-03-24 .
  21. ^ Лункин 2004 , p. 89.
  22. ^ Jump up to: а б Киреев Н. (2004-04-28). "Наступит ли оздоровление в РПАЦ?" . Русская народная линия . Archived from the original on 2022-12-30 . Retrieved 2022-12-30 .
  23. ^ "Библиотека периодической печати: Завершение полемики с главным редактором интернет-сайта «Портал — Credo.Ru» А. Солдатовым, начатой в статье В. Черкасова-Георгиевского «О русском и церковном патриотизме»" . rusk.ru . 2003-12-29. Archived from the original on 2022-12-30 . Retrieved 2022-12-30 .
  24. ^ Андрей Пекарев (2013-03-17). "Кредо ГОПа - Сколько лет длилась связь главы Фонда Эффективной Политики Глеба Павловского с обвиняемым в мошенничестве лжесвященником?" . neva.versia.ru .
  25. ^ "Прославление Святых Жен Дивеевских" . romanitas.ru. Archived from the original on 2017-08-01 . Retrieved 2016-12-09 .
  26. ^ "Канонизация иже во святых отца нашего святителя Филарета (Вознесенского), первоиерарха РПЦЗ" (in Russian) (1 (70)) (Вертоград ed.). 2001. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  27. ^ Слесарев 2009 , p. 326.
  28. ^ Григорий (Лурье), еп. (2012-01-20). "КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Архитектоника альтернатив" . www.portal-credo.ru . Archived from the original on 2020-09-29 . Retrieved 2021-03-31 . он выразился в заметном сокращении количества прихожан в самом Суздале. Теперь там остались у РПАЦ лишь небольшой храм в "спальном районе" города и две домовых церкви в центре — это всё, что не было государственной собственностью, и поэтому не могло быть отобрано на волне гонений 2006—2010 годов. Еще несколько лет назад их вместительности не хватало бы на воскресные службы, но теперь хватает. В деревнях Суздальского района картина была похожей, за одним исключением села Весь: там община с настоятелем-иеромонахом, имеющая катакомбную закваску, заранее подготовилась к неминуемой потере церковного здания и оборудовала себе храм в частном доме. В остальных деревнях приходы либо развалились (в основном, пожилые прихожане перестали вообще ходить в церковь, а кое-кто стал ездить в Суздаль), либо, как в самом большом деревенском приходе села Борисовское, проявили безразличие к юрисдикции и перешли в РПЦ МП вслед за своим настоятелем.
  29. ^ "Определение от 26 октября 2016 г. по делу № А82-13434/2016" . Archived from the original on 2016-11-24 . Retrieved 2016-11-23 .
  30. ^ "Ярославский суд изъял у РПАЦ последнюю историческую церковь на территории России" . Благовест-Инфо . Archived from the original on 2016-11-24 . Retrieved 2016-11-23 .
  31. ^ "Раскольники лишаются храма в Ярославле" . Ярославль Онлайн . Retrieved 2017-05-12 .
  32. ^ "Суд изъял последний исторический храм Российской православной автономной церкви в пользу РПЦ" . novayagazeta.ru . Novaya Gazeta . 21 December 2018.
  33. ^ "На 48-м году жизни скончался епископ Суходольский Иаков (Антонов), викарий Суздальской епархии РПАЦ — Credo.Press" . credo.press (in Russian). 2021-03-12.
  34. ^ "На 95-м году жизни скончался старейший по возрасту иерарх РПАЦ — архиепископ Смелянский Иларион — Credo.Press" . credo.press (in Russian). 2021-07-08. Archived from the original on 2021-12-21 . Retrieved 2021-12-21 .
  35. ^ «РПАЦ на Архиерейском Синоде возвела двух новых епископов» . НФТУ . 12 мая 2022 г.

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af0e3098b7413da91dd6f83545641c31__1709219580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/31/af0e3098b7413da91dd6f83545641c31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian Orthodox Autonomous Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)