Jump to content

Схизмогенез

Схизмогенез — это термин в антропологии , который описывает формирование социальных разделений и дифференциации. Буквально означая «создание разделения», этот термин происходит от греческих слов σχίσμα skhisma «расщелина» (заимствовано из английского как schism , «разделение на противоборствующие фракции») и γένεσις генезис «поколение, творение» (происходящее, в свою очередь, от gignesthai « рождаться или производиться, творение, возникновение»). Этот термин был введен антропологом Грегори Бейтсоном и применялся в различных областях.

Концепции

[ редактировать ]

В антропологии

[ редактировать ]

Грегори Бейтсон разработал концепцию схизмогенеза в 1930-х годах применительно к определенным формам социального поведения между группами ятмулов реки Сепик в Новой Гвинее . Бейтсон впервые использовал этот термин в публикации 1935 года. [1] [2] но развил эту концепцию в своей классической этнографии 1936 года «Навен: обзор проблем», предложенной «Комплексной картиной культуры племени Новой Гвинеи, составленной с трех точек зрения» (переизданной с новым эпилогом в 1958 году). [3] Слово «навен» относится к почетной церемонии среди ятмулов (практикуемой до сих пор), во время которой определенные категории родственников отмечают первые культурные достижения. В схематическом изложении Бейтсон сосредоточился на том, как группы женщин и группы мужчин (особенно братья матерей лауреатов), по-видимому, перевернули свои повседневные гендерные нормы в отношении одежды, поведения и эмоционального выражения. По большей части эти группы людей принадлежали к разным патрилиниям и не только не возобновляли регулярно свои брачные союзы, но и взаимодействовали посредством способа, который он назвал схизмогенезом. Мужчины и женщины тоже взаимодействовали в этом режиме. Таким образом, ритуал навена служил исправлению раскола, позволяя обществу выжить. [4]

В своей книге «Навен » 1936 года Бейтсон определил схизмогенез как «процесс дифференциации норм индивидуального поведения, возникающий в результате кумулятивного взаимодействия между индивидами» (стр. 175). Он продолжил:

Сразу становится очевидным, что многие системы отношений, как между отдельными людьми, так и между группами людей, содержат тенденцию к прогрессивным изменениям. Если, например, одна из моделей культурного поведения, считающаяся приемлемой для индивидуума А, культурно обозначена как напористая модель, в то время как ожидается, что B ответит на это тем, что культурно считается подчинением, вполне вероятно, что это подчинение будет поощрять дальнейшее утверждение, и что это утверждение потребует еще дальнейшего подчинения. Таким образом, мы имеем потенциально прогрессивное положение дел, и если не присутствуют другие факторы, сдерживающие крайности напористого и покорного поведения, А обязательно должен становиться все более и более напористым, в то время как Б будет становиться все более и более покорным; и это прогрессивное изменение произойдет независимо от того, являются ли А и Б отдельными индивидуумами или членами дополняющих друг друга групп (с. 176).

Прогрессивные изменения такого рода мы можем назвать комплементарным схизмогенезом. Но есть и другая модель взаимоотношений между индивидами или группами индивидов, которая в равной степени содержит зародыши прогрессивных изменений. Если, например, мы обнаруживаем хвастовство как культурную модель поведения в одной группе, а другая группа отвечает на это хвастовством, может возникнуть конкурентная ситуация, в которой хвастовство приводит к еще большему хвастовству и так далее. Этот тип прогрессивных изменений мы можем назвать симметричным схизмогенезом (стр. 176–177).

Бейтсон понимал симметричную форму схизмогенного поведения среди мужчин ятмулов – в чем-то аналогично Эмиля Дюркгейма концепциям о механической и органической солидарности (см. функционализм ) – как конкурентные отношения между категориально равными (например, соперничество). Таким образом, один человек или группа людей хвастаются, а другой человек/группа должен похвастаться таким же или лучшим результатом, побуждая первую группу реагировать соответствующим образом и так далее. Дополнительный раскол среди ятмулов наблюдал Бейтсон между преимущественно мужчинами и женщинами или между категорическим неравенством (например, доминирование и подчинение). Мужчины действовали доминантно, заставляя женщин действовать покорно, на что мужчины реагировали еще большим доминированием и так далее. В обоих типах схизмогенеза повседневные эмоциональные нормы или этос мужчин и женщин ятмулов предотвращали остановку схизмогенеза. Суть вопроса для Бейтсона заключалась в том, что, если не остановить любую форму раскола, общество ятмулов просто распадется. Таким образом, обществу требовался некий социальный или культурный механизм для поддержания социальной интеграции. Таким механизмом у ятмулов был обряд навен. Конкретный вклад Бейтсона состоял в том, что он предположил, что определенные конкретные ритуальные действия либо подавляют, либо стимулируют раскольнические отношения в их различных формах. [5]

В книге «Рассвет всего» (2021) антрополог Дэвид Гребер и археолог Дэвид Венгроу предполагают, что схизмогенез может описывать различия между обществами, поскольку группы определяют себя по отношению к своим соседям. Некоторыми примерами этого могут быть Древние Афины и Спарта , а также коренные народы северо-западного побережья Тихого океана и коренные народы Калифорнии . [6]

В управлении природными ресурсами

[ редактировать ]

Подход Бейтсона к эскалации конфликта использовался для объяснения того, как возникают конфликты из-за природных ресурсов, включая конфликты между людьми и хищниками в Норвегии. [7] а также конфликтов между группами заинтересованных сторон в совместном рыболовстве. [8] В последнем случае Харрисон и Лоринг сравнивают конфликтогенез с Трагедией общин , утверждая, что это аналогичный вид эскалации поведения, также вызванный неспособностью социальных институтов обеспечить справедливость в результатах управления рыболовством.

В музыке

[ редактировать ]

Стивен Фельд (1994, стр. 265-271), очевидно, в ответ на Р. Мюррея Шафера и шизофонию заимствовав этот термин у Бейтсона, использует схизмогенез для обозначения рекомбинации и реконтекстуализации звуков, отделенных от их источников.

В современной войне и политике

[ редактировать ]

Задокументировано использование методов схизмогенеза Управлением стратегических служб США (УСС, институциональным предшественником Центрального разведывательного управления (ЦРУ)) против удерживаемых Японией территорий в Тихом океане во время Второй мировой войны . [9] [ мертвая ссылка ] [10] [ нужна цитата для проверки ] Американские военные ученые выявили, как Китай и Россия реализуют в социальных сетях стратегии раскола против США и других западных либеральных демократий в попытке поляризовать гражданское общество по всему политическому спектру, чтобы нанести ущерб процессам принятия политических решений и ослабить государственную/военную мощь. [11] ученые Аналогичным образом, украинские задокументировали, как Россия использовала стратегию раскола для подрыва украинской идентичности и ценностей как способ продвижения пророссийских территорий, которые могут быть использованы против Киева, включая формирование собственных ополчений , которые действуют параллельно с российскими спецоперациями. силы . [12] [ нужна цитата для проверки ]

В религии

[ редактировать ]

Концепция раскола имеет отношение к многочисленным расколам, произошедшим в религиозной мысли и практике. [13]

Бейтсон в книге «Шаги к экологии разума» описывает две формы схизмогенеза и предполагает, что обе формы саморазрушительны для участвующих сторон. Далее он предлагает исследователям изучить методы, которые одна или обе стороны могут использовать, чтобы остановить схизмогенез до того, как он достигнет своей разрушительной стадии.

Дополнительный схизмогенез

[ редактировать ]

Первый тип раскола лучше всего характеризуется классовой борьбой , но он определяется более широко и включает ряд других возможных социальных явлений. Учитывая две группы людей, взаимодействие между ними таково, что поведение X с одной стороны вызывает поведение Y с другой стороны. Эти два поведения дополняют друг друга, примером чего является поведение доминирования-подчинения в классовой борьбе. Более того, поведение может преувеличивать друг друга, что приводит к серьезному расколу и возможному конфликту. Конфликт можно уменьшить, сократив информационную асимметрию между двумя группами. [ нужна ссылка ]

Симметричный схизмогенез

[ редактировать ]

Второй тип схизмогенеза лучше всего проявляется в гонке вооружений . Поведение участвующих сторон вызывает аналогичное или симметричное поведение других сторон. В случае с Соединенными Штатами и Советским Союзом каждая сторона постоянно стремилась накопить больше ядерного оружия, чем другая сторона, — явно бесплодное, но, казалось бы, необходимое усилие с обеих сторон.

Форма симметричного схизмогенеза существует в обычных спортивных соревнованиях, где правила одинаковы для обеих команд.

Межличностное общение

[ редактировать ]

В области коммуникации комплементарный схизмогенез — это сила, которая может действовать в разговоре , когда люди используют разные стили разговора, «создавая раскол взаимно отягчающим образом». [14] Этот эффект приводит к тому, что два человека, разговаривающих из лучших побуждений, начинают использовать разные стили, что приводит к разногласиям, которые не связаны с реальным различием во мнениях. Например, если стиль разговора одного человека предпочитает более громкие голоса, а другой предпочитает более тихую речь, первый человек может увеличивать громкость своего голоса, в то время как другой говорит все тише и мягче, каждый пытаясь вести разговор к концепции своего стиля нормального разговора. . [14] [15] [16]

Системы сдерживания

[ редактировать ]

Системы сдерживания также являются формой схизмогенеза. Их определяют как «взаимно объединяющиеся спирали, которые заставляют людей удерживать вклад, который они могли бы сделать, потому что другие удерживают вклад, который они могли бы сделать». [17]

В литературе по системному интеллекту утверждается, что человеческое взаимодействие имеет тенденцию впадать в такие системы, если не предпринимаются сознательные усилия для противодействия этой тенденции. Например, хотя большинство менеджеров хотели бы оказать поддержку своей команде, а большинство членов команды хотели бы получить такую ​​поддержку, во многих случаях поддержка не приводит к результату. Это происходит потому, что обе стороны могут чувствовать, что другая сторона дает недостаточно, и поэтому они сами будут сдерживать то, что в лучшем случае могли бы дать. Было высказано предположение, что системы сдерживания являются «самым важным ключом к механизмам сокращения жизни, упрощения взаимности и снижения жизнеспособности в человеческой жизни». [18]

  1. ^ Бейтсон, Грегори (1935) «Культурный контакт и схизмогенез», Man , Vol. 35 (декабрь), стр. 178-183
  2. ^ Бейтсон, Грегори (1972) Шаги к экологии разума , Chandler Publishing Company
  3. ^ Бейтсон, Грегори. 1936. Навен: Обзор проблем, предлагаемых составной картиной культуры племени Новой Гвинеи, составленной с трех точек зрения . Кембридж; Издательство Кембриджского университета; Второе издание, с исправленным эпилогом, 1958, Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  4. ^ См. Эрик Клайн Сильверман, 2001, Мужественность, материнство и насмешка: психоанализ культуры и обряд Ятмул Навен в Новой Гвинее . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  5. Более подробное обсуждение этой концепции среди ятмулов см. в разделе «Ранние работы: Новая Гвинея и Бали» у Грегори Бейтсона .
  6. ^ Гребер, Дэвид; Венгроу, Дэвид (2021). Рассвет всего . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 56–58, 180, 200–201. ISBN  9780374157357 .
  7. ^ Брокс, Оттар. (2000) «Схизмогенез в дикой природе: реинтродукция хищников в норвежские леса». Этнос , Том. 65 (3) стр. 387–404. doi: 10.1080/00141840050198045.
  8. ^ Харрисон, Ханна Л. и Филип А. Лоринг. (2014) «Больше, чем жизнь: возникающий характер конфликта в районе промысла лосося в заливе Аппер-Кук на Аляске». SAGE Open , Vol. 4, стр. 1–14. http://sgo.sagepub.com/content/4/4/2158244014555112
  9. ^ БАНТИНГ, Крис. «Я шпионю своим научным глазом» . Приложение Times о высшем образовании . 12 апреля 2002 г.
  10. ^ ПРАЙС, Дэвид Х. «Грегори Бейтсон и УСС: Вторая мировая война и оценка Бейтсоном прикладной антропологии». Человеческая организация 57, вып. 4 (1998): 379-84.
  11. ^ Буддика Б. Джаямаха и Джахара Матисек (зима 2018–2019 гг.). «Воины социальных сетей: использование нового поля боя» . Параметры . 48 (4): 11–24. Аналогичным образом, недавний рост экстремистской политики в Соединенных Штатах и ​​​​Западной Европе предоставляет все больше свидетельств того, что схизмогенез, по-видимому, подпитывается Россией, Китаем и многими другими враждебными игроками, которые могут извлечь выгоду из экономически эффективного метода ослабления правил. основанный международный порядок без прямой конфронтации с Западом.
  12. ^ Додонов Роман; Ковальский, Григорий; Додонова Вера; Колинько, Марина (2017). «Полемологическая парадигма исследования гибридной войны» (PDF) . Философия и космология . 19 : 97–109. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2022 г. Проверено 8 декабря 2022 г.
  13. ^ Нокс, Рэймонд Коллайер; Фрисс, Гораций Леланд , ред. (1937). Обзор религии . Том. 2. Издательство Колумбийского университета. п. 65 . Проверено 20 марта 2020 г. [...] в большинстве религий также актуально конкретное обсуждение г-ном Бейтсоном главного этологического механизма, который он называет схизмогенезом.
  14. ^ Перейти обратно: а б Таннен, Дебора. Я не это имел в виду! , Издательство Random House.
  15. ^ Фельд, Стивен (1994) «От шизофонии к схизмогенезу...» В Music Grooves под редакцией Чарльза Кейла и Стивена Фелда, 257–289. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  16. ^ Таннен, Дебора (2004) «Он сказал, она сказала; Изучение различных способов общения мужчин и женщин» Портативный профессор: лингвистика. Серия аудиолекций Barnes & Noble.
  17. ^ Хямяляйнен, Р.П., и Сааринен, Э. 2007. Системное интеллектуальное лидерство . В Р. П. Хямяляйнен и Э. Сааринен (ред.), Системный интеллект в лидерстве и повседневной жизни: 3-38, Эспоо: Хельсинкский технологический университет, Лаборатория системного анализа.
  18. ^ Сааринен, Э., и Хямяляйнен, Р.П. 2007. Системный интеллект: соединение инженерного мышления с человеческой чувствительностью . В Р. П. Хямяляйнен и Э. Сааринен (ред.), Системный интеллект в лидерстве и повседневной жизни: 39-50, Эспоо: Хельсинкский технологический университет, Лаборатория системного анализа.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af5a5b4b73a87f86f3aa4303b185ccbd__1716678000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/bd/af5a5b4b73a87f86f3aa4303b185ccbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schismogenesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)