Лила Р. Глейтман
Лила Глейтман | |
---|---|
Рожденный | Нью-Йорк, США | 10 декабря 1929 г.
Умер | 8 августа 2021 г. | ( 91 год
Образование | |
Занятия |
|
Известный | Когнитивные исследования |
Супруг | Генри Глейтман |
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Лила Рут Глейтман — американский профессор психологии (10 декабря 1929 — 8 августа 2021 ) и лингвистики в Пенсильванском университете . Она была всемирно известным экспертом в области овладения языком и психолингвистики развития , уделяя особое внимание изучению детьми своего первого языка . [1]
Личная жизнь
[ редактировать ]Лила Рут Лихтенберг родилась в Шипсхед-Бэй , Бруклин , в 1929 году. [1] Она окончила среднюю школу Джеймса Мэдисона . [2]
Ее первый брак с Юджином Галантером закончился разводом. [2] Она была замужем за коллегой-психологом Генри Глейтманом до его смерти 2 сентября 2015 года. Он также был профессором психологии в Пенсильванском университете. У Глейтманов было две дочери. [1] Лила Рут Глейтман умерла 8 августа 2021 года в возрасте 91 года. [3]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]получил степень бакалавра литературы . в Антиохийском колледже в 1952 году, степень магистра лингвистики Глейтман в Пенсильванском университете в 1962 году и степень доктора философии получила степень бакалавра лингвистики в Пенсильванском университете в 1967 году. Она училась у Зеллиг Харрис . [4]
Она работала доцентом в Суортмор -колледже, а затем с 1972 по 1973 год заняла должность профессора педагогики . Уильяма Т. Картера в Пенсильванском университете. Впоследствии она работала профессором лингвистики и профессором Стивена и Марсии Рот Доктор психологии в Пенсильванском университете с 1973 года до выхода на пенсию . [5]
Глейтман признан пионером когнитивной науки. Ее исследования привели к разработке ее знаменитой теории синтаксической загрузки . [2] Эта теория побудила Глейтмана и Барбару Ландау искать новые объяснения того, как слепые дети могут без особых усилий овладевать разговорной речью, связанной со зрением (например, словами «смотреть», «видеть» и словами о цветах). [6] Научные интересы Глейтмана включали овладение языком , морфологию и синтаксическую структуру , психолингвистику , синтаксис и построение лексики . [7] Среди известных бывших студентов — Элисса Ньюпорт , Барбара Ландау и Сьюзен Голдин-Мидоу .
Влияние исследований Глейтмана на овладение языком было признано многими организациями. Она была избрана членом Американской психологической ассоциации , Ассоциации психологических наук , [8] Общество психологов-экспериментаторов , [9] Американская ассоциация содействия развитию науки , [10] Американская академия искусств и наук , [11] Лингвистическое общество Америки [12] и Национальная академия наук . [5] [13] В 2017 году она выиграла премию Дэвида Румельхарта. [1] В 1993 году она занимала пост президента Лингвистического общества Америки . [14] [15]
Глейтман описала свои лингвистические интересы на странице члена Национальной академии наук:
- Один из моих главных интересов касается архитектуры и смыслового содержания ментального лексикона, т. е. психологического представления форм и значений слов. Второй мой главный интерес — то, как дети осваивают лексику и синтаксическую структуру родного языка. [8]
The New York Times отметила, что Глейтман опирался на работу лингвиста Ноама Хомского и «провел элегантные эксперименты, чтобы показать, что синтаксис встроен в человеческий мозг». [2]
Основные публикации
[ редактировать ]Видеть [16] полный список публикаций.
- Шипли Э., Смит К. и Глейтман Л. (1969). Исследование овладения языком: Свободные ответы на команды. Язык , 45(2), 322–342.
- Глейтман Л. и Глейтман Х. (1970). Фраза и перефраз. Нью-Йорк: Нортон.
- Ньюпорт Э., Глейтман Х. и Глейтман Л. (1977). Мама, я лучше сделаю это сама: Некоторые эффекты и неэффекты стиля материнской речи. В книге К. Сноу и К. Фергюсона (ред.), «Разговор с детьми: языковой ввод и усвоение» . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Ландау Б. и Глейтман Л. (1985). Язык и опыт: свидетельства слепого ребенка . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. (Мягкая обложка, опубликовано в 1987 г.)
- Фаулер А., Гельман Р. и Глейтман Л. (1994) «Курс изучения языка у детей с синдромом Дауна» . В Х. Флагер-Флюсберг (редактор), Ограничения на овладение языком: исследования атипичных детей. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Глейтман Л.Р. и Райсберг Д. (2011). Язык. Пересмотрено в книге Х. Глейтмана, Д. Рейсберга и М. Гросса (ред.), Психология (8-е изд.) [16]
- Глейтман, Л.Р., Либерман, М.Ю., МакЛемор, К. Парти, Б.Х. (январь 2019 г.). Невозможность овладения языком (и как они это делают) . Ежегодный обзор лингвистики. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Премия Румельхарта» . Общество когнитивных наук . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ризен, Клей (27 августа 2021 г.). «Лила Глейтман, показавшая, как дети изучают язык, умерла в 91 год» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Лила Глейтман 1929-2021» . Кафедра психологии Пенсильванского университета . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Глейтман, Лила Р.; Глейтман, Клэр (4 января 2022 г.). «Вспоминая то, что мы когда-то знали: моя жизнь в психолингвистике» . Ежегодный обзор психологии . 73 (1): 1–23. doi : 10.1146/annurev-psych-032921-053737 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 34623924 . S2CID 238530139 . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Уэйн, Тиффани К. (2011). Американские женщины науки с 1900 года . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 433–435. ISBN 9781598841589 . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Ландау, Барбара; Глейтман, Лила Р. (1985). Язык и опыт: свидетельства слепого ребенка . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03989-6 . OCLC 430105032 .
- ^ «Гугл Академика» . ученый.google.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Лила Р. Глейтман, доктор философии» . Федерация ассоциаций поведенческих наук и наук о мозге (FABBS) . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Лила Р. Глейтман: Премия за выдающийся научный вклад» . Американский психолог . 58 (11): 847–848. Ноябрь 2003 г. doi : 10.1037/0003-066X.58.11.847 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 14609369 . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Лекция Джона Макговерна» . AAAS — крупнейшее в мире общее научное общество . 14 ноября 2013 г. Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Профессор Лила Р. Глейтман» . Американская академия искусств и наук . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Стипендиаты LSA по именам | Лингвистическое общество Америки» . www.linguisticsociety.org . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Лила Р. Глейтман» . Национальная академия наук . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Президенты | Лингвистическое общество Америки» . www.linguisticsociety.org . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Вопросы и ответы с Лилой Глейтман | Пенн Каррент» . penncurrent.upenn.edu . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Глейтман, Лила (сентябрь 2012 г.). «Резюме Лилы Р. Глейтман» (PDF) .
- ^ Глейтман, Лила Р.; Либерман, Марк Ю.; Маклемор, Синтия А.; Парти, Барбара Х. (14 января 2019 г.). «Невозможность овладения языком (и как они это делают)» . Ежегодный обзор лингвистики . 5 (1): 1–24. doi : 10.1146/annurev-linguistics-011718-011640 . ISSN 2333-9683 .
- 1929 рождений
- 2021 смертей
- Американские женщины-психологи
- Женщины-когнитивисты
- Психолингвисты развития
- Лингвисты из США
- Члены Общества психологов-экспериментаторов
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены Американской ассоциации содействия развитию науки
- Члены Национальной академии наук США
- Выпускники Антиохийского колледжа
- Выпускники Пенсильванского университета
- Преподаватель Пенсильванского университета
- Члены Общества когнитивных наук
- Президенты Лингвистического общества Америки
- Американские женщины-лингвисты
- Американские женщины-ученые
- Люди из Бруклина
- Американские женщины 21 века
- Члены Лингвистического общества Америки
- Американские психологи XX века