Югра
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2020 г. ) |
Югра или Югор Ленд [1] ( Русский : Югра, Югорский край ; в современных источниках также пишется Юхра ) было собирательным названием земель и народов в регионе к востоку от северного Урала в современной России, данным русскими летописцами в XII-XVII веках. В этот период регион населяли народы ханты (остяки) и манси (вогулы).
В современном контексте термин «Югра» обычно относится к политической составной части Российской Федерации, официально известной как Ханты-Мансийский автономный округ-Югра , расположенной на землях, исторически известных как Югория . В современном русском языке это слово переводится как «Югория» ( Югория ), и используется как поэтический синоним региона.
В начале 16 века сходство между Югрией ( латинизированной формой названия) и уграми , старинным русским этнонимом венгров , было отмечено такими учёными, как Мацей Меховита . Современное название угорской языковой семьи, в которую входят ханты и манси вместе с венгерским , также было принято на основании предположения, что эти два слова имеют общее происхождение. [2] Однако, хотя языковая связь между угорскими языками хорошо установлена, этимологическая связь югры и угров является спорной. [3] Андраш Рона-Тас предположил, что название Югрия связано с этническим названием Угур X–XI веков , тогда как венгерский этноним происходит от Он Угур («десять огуров»). [4]
Начиная с XVI века, Югру часто считали прародиной венгров. Современная уральская лингвистика относит прародину угорской языковой семьи к Юго-Западной Сибири , на окраине Евразийской степи . [5]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2024 г. ) |
Новгородцы ; знали о землях Югры по крайней мере с XI века, если не раньше, и совершали экспедиции в этот регион [6] Первое упоминание о Сибири в летописях зафиксировано в 1032 году. [7] Термин Югра впервые был использован в XII веке. [8] Новгород установил два торговых пути к реке Обь , оба начинались из города Устюга . [7] Первый путь шел по Сухоне и Вычегде , затем по Усе до нижнего течения Оби. [7] Второй путь шел вниз по Северной Двине , затем вдоль побережий Белого и Карского морей , не доходя до устья Оби. [7]
Миссионер и путешественник XII века Абу Хамид аль-Гарнати также дает одно из самых ранних описаний региона, который он называет Юра по-арабски:
Но за Вису , у Моря Тьмы, лежит земля, известная под названием Юра . Летом дни там очень длинные, так что солнце, как говорят купцы, не заходит сорок дней; но зимой ночи такие же длинные. Купцы сообщают, что Тьма недалеко (от них), и что люди Юры идут туда и входят в нее с факелами, и находят там огромное дерево, похожее на большую деревню. Но на вершине дерева сидит большое существо, говорят, это птица. И привозят товары, и каждый купец выставляет свой товар отдельно от товаров других; и он делает на них пометку и уходит, но, вернувшись, находит там товары, необходимые для своей страны... (Аль Гарнати:32)
Русских в Сибирь привлекали ее меха , а новгородцы обменивали железные изделия и ткани на мех. [7] Торговое объединение «Югорщина » возникло в Новгороде в XIV веке. [7] Новгородцы также предпринимали военные походы по сбору дани с местного населения, но часто встречали сопротивление, как, например, в двух упомянутых в летописях экспедициях 1187 и 1193 годов, которые потерпели поражение. [7] После того, как Новгород был аннексирован Москвой в 15 веке, новое централизованное российское государство также предъявило права на этот регион: Иван III из России отправил в Сибирь большой экспедиционный корпус во главе с Федором Курбским в 1483 году и еще один в 1499–1500 годах. под командованием Семена Курбского. [9] Русские получали дань от племен, но после их ухода контакты с племенами прекратились. [10]
Золотая Госпожа Обианцев, по-видимому, была кумиром Югров. Первые сведения о Золотой Даме встречаются в Новгородской летописи XIV века со ссылкой на святителя Стефана Пермского . Далее золотой идол упоминается в XVI веке подданными великого князя Московского, которым было поручено описать торговые и военные пути расширяющегося Русского государства. Первым нерусским человеком, который, как известно, исследовал Золотую Леди, является Мацей Меховита , профессор Краковского университета . Золотой идол появился на фон Герберштейна карте Московии Сигизмунда , опубликованной в 1549 году, а также на ряде более поздних карт, таких как Герхарда Меркатора ( Карта Арктики 1595 г.) , где он обозначен как Золотая баба (от русского Золотая баба). – «Золотая леди» или «Золотой идол »).
В связи с Сибирские походом Ермака летописи упоминают и Золотую Госпожу: гетман Ермака по имени Иван Брязга в 1582 году вторгся в Белогорье и сражался там с обскими уграми, защищавшими свою святыню – Золотая Леди. [11] находился Заявление Григория Новицкого о том, что раньше в одной святыне в Белогорье вместе с медным гусем «величайший настоящий идол», и что суеверный народ «сохранил этого идола и вынес его в Конду теперь, когда идолопоклонство укореняется» вверх», также считается относящимся к Золотой Леди. [12]
О «Медном гусе» Новицкий писал следующее:
Очень почитаемый ими гусиный идол отлит из меди в форме гуся, его зверское жилище находится в селе Белогорье на великой реке Оби. По своему суеверию они поклоняются богу водоплавающих птиц — лебедей, гусей и других птиц, плавающих по воде... Его трон в храме сделан из разного сукна, холста и шкур, построен наподобие гнезда; в нем сидит чудовище, всегда весьма почитаемое, более всего во времена ловли водоплавающих птиц в гнездах... Этот идол настолько известен, что люди приезжают из дальних деревень, чтобы совершить ему зверское жертвоприношение – принесение в жертву скота, главным образом лошадей; и они уверены, что он (идол) является носителем многих благ, главным образом обеспечивающих богатство водоплавающих птиц...
Сравнение различных югорских традиций показывает, что гусь был одной из форм или обликов самого популярного бога «Человека-землемера мира» и что Белогорье до сих пор иногда называют его домом. Новицкий также описывает место поклонения этому «Мировому геодезисту» или «Об-мастеру»:
Дом обского мастера находился предположительно недалеко от городища Самарово в устье реки Иртыш. По их языческим верованиям, он был богом рыбы, изображенным в самой дерзкой манере: деревянная доска, нос, похожий на жестяную трубку, стеклянные глаза, рожки на макушке, покрытый тряпками, одетый в (золотобортное) пурпурное одеяние. Рядом с ним лежало оружие – луки, стрелы, копья, доспехи и т. д. По их языческому поверью, о собранном оружии говорят, что ему часто приходится сражаться в воде и побеждать других вассалов. Остервеневшие думали, что зверское чудовище особенно ужасно во тьме и на больших водах, что оно проходит через все глубины, где следит за всеми рыбами и водными животными и дает каждому столько, сколько ему угодно.
— Новицкий: 59.
Современная история
[ редактировать ]Массовая христианизация манси началась в начале XVIII века. слова старосты и смотрителя святилища Награча Еплаева Григорий Новицкий описывает христианизацию пелымских манси в 1714 году и кондинских манси в 1715 году . Записаны :
Мы все знаем, зачем вы пришли сюда – вы хотите своей гладкой лестью и ущербом отвратить нас от наших древних верований и уничтожить нашего уважаемого помощника, но все напрасно, ибо вы можете оторвать наши головы, но мы этого не допустим. вы делаете.
— Новицкий: 92–93.
Новицкий так описывает вышеупомянутого кумира:
Идол был вырезан из дерева, облачен в зеленую одежду, злобное лицо было покрыто белым железом, на голову ему была возложена черная лисья шкура; все святилище, особенно его участок, который был выше всех, было украшено пурпурным сукном. Другие идолы поменьше, расположенные рядом и расположенные ниже, назывались слугами настоящего идола. Думаю, перед ним было много других вещей – кафтаны, беличьи шкурки и т. д.
— Новицкий: 93
Кажется, был достигнут компромисс, благодаря которому идолы были спасены – по крайней мере, на данный момент – и наконец Нахратш, посоветовавшись со старейшинами деревни, предложил компромисс:
Теперь мы будем подчиняться постановлениям и указам правителя. Итак, мы не откажемся от вашего учения, мы только умоляем вас не отвергать столь почитаемого нашими отцами и дедами идола, а если вы желаете окрестить нас, то почтите и нашего идола, окрестите его более почетным образом – золотым крестом. . Тогда мы сами, по обычаю, украсим и построим церковь со всеми иконами и поместим среди них и свою.
— Новицкий: 94–95.
Эта договоренность, по-видимому, просуществовала некоторое время, но позже записано, что это соглашение было нарушено, а тотемы и идолы, столь священные для манси и хантов, были сожжены русскими христианскими ревнителями. [ нужна ссылка ] Многие из этих тотемов не были уничтожены, а спрятаны, их местонахождение держалось в секрете на протяжении поколений. Даже во время репрессий 1930-х годов многие из этих священных мест остались неоткрытыми властями, а некоторые можно найти и сегодня. [ нужна ссылка ]
Югорские княжества и отношения с татарами и русскими
[ редактировать ]Известны три или четыре протогосударства жителей Югры, как хантов , так и манси . располагалось Пелымское княжество в бассейне реки Конды и простиралось от устья реки Сосьвы близ Тавды до Таборов . Городище пелымских князей было также важным религиозным центром; В окрестностях росла священная сибирская лиственница, и даже в XVIII веке на ее ветки вешали шкуры принесенных в жертву лошадей. Рядом со священным деревом находился склад для поклонения с пятью идолами в виде человеческих фигур, а также склады поменьше с высокими колоннами и пиками с человеческими лицами вокруг него для хранения жертвенных инструментов. Кости жертвенных животных хранились в отдельном здании (Новицкий: 81).
княжество Кондинское (преимущественно манси) составляло крупную полуавтономную часть Пелымского княжества, по податным регистрам 1628/29 в нем проживало 257 податных манси. Сокровища князя Агая Кондинского, заключенного русскими в тюрьму в 1594 году, дают нам хорошее представление о богатстве югорской знати того периода. А именно, русские конфисковали две серебряные короны, серебряную ложку, серебряный кубок, серебряный спиральный браслет, «драгоценную драпировку», а также многочисленные шкуры и драгоценные меха (Бахрушин 1955, 2:146). Третьей частью Пелымского княжества была область Табария, в которой в 1628/29 году проживало 102 взрослых человека. До прихода русских манси этого региона были земледельцами и по традиции Ермак собирал дань в виде зерна (Бахрушин 1955, 2:147).
Считается, что югоры или обские угры с древнейших времен вели торговлю со многими странами по всему миру. Эта торговля была описана в журналах, приписываемых Абу Хамиду аль-Гарнати, путешественнику арабскому XII века:
А из Болгара купцы едут в страну язычников , называемую Вису ; оттуда приходят чудесные бобровые шкуры, и они берут там в свою очередь клиновидные неотшлифованные мечи, сделанные в Азербайджане ... А жители Вису уносят эти мечи в землю, лежащую близ Тьмы [Югры] у Черного моря [ныне известную как Белое море ], а мечи обменивают на собольи шкуры. И эти люди берут мечи и бросают их в Черное море; но Всевышний Аллах посылает им рыбу размером с гору [кита]; и они приплывают к рыбе на своих кораблях и месяцами разделывают ее мясо.
— Бахрушин 1955, 2: 58–59. [ нужна проверка ]
По некоторым данным, Новгород начал военные походы против юганцев, «живших с самоедами в полуночной стране» уже в конце первого тысячелетия (Бахрушин 1955, 1:86). В это время русские, вероятно, вступили в контакт с манси , жившими еще в Европе, по верхнему течению реки Печоры , по соседству с древним коми царством Великой Перми . Новгородская летопись повествует о военном походе под предводительством Ядрея Новгородского 1193 года, закончившемся разгромом новгородского войска. В поражении обвинили некоторых новгородцев, которые, как сообщается, «были в контакте с югранами» (Бахрушин 1955, 1:75).
С 13 по 15 века Югра должна была платить дань Новгороду. Но налоги можно было собирать только с помощью вооруженных сил. Летописи описывают несколько походов, упоминая о сильном сопротивлении югорских князей, укрывшихся в своих крепостях. После присоединения Устюга к Москве в XIV веке вместо новгородских начались московские походы.
В XV веке важнейшим русским оплотом в Пермщине и отправной точкой всех экспедиций, идущих на Восток, была епархия, основанная на реке Выми Стефаном Пермским. В 1455 году начали манси пелымские поход под командованием князя Асыка . Москва ответила взаимностью, заключив союз с князем Василием Великопермским , который вместе с вымскими воинами участвовал в походе 1465 года на Югру (Бахрушин 1955, 1:76). записано В русских летописях , что в 1465 году в результате этого набега два мелких «югорских» князя (Калпик и Чепик) были вынуждены подчиниться русским и платить дань . Вскоре они были свергнуты. В 1467 г. во время второго похода сам князь Асыка был схвачен и доставлен в Вятку (Бахрушин 1955, 2:113). В 1483 г. Москва направила очередной поход против князей Югры и Конды , где был взят в плен «великий князь» Молдан (Бахрушин 1955, 2:113). [ нужна проверка ]
В 1499 году Москва направила большие силы против «Югры» (Пелым; во главе с князем Семеном Курбским), Конды или Коды (во главе с князем Петром Ушатым) и «Гогуличей», свободных вогулов или манси). 4-тысячное войско на собачьих и оленьих упряжках дошло до Ляпинского городища хантов , расположенного на одноименной реке (Бахрушин 1955, 1:76–77). В источнике сообщается, что в ходе экспедиции было взято 40 крепостей и взято в плен 58 хантыйских и мансийских князей. В конце 15 века великий князь Московский принял почетный титул князя Югры . К XVI веку несколько югорских князей платили дань Сибирскому ханству и участвовали в их военных походах против русских поселенцев, которых защищали казаки и коми-союзники, которые преследовали югорских уроженцев из их домов.
В ответ ханты и манси Пелыма постоянно направляли контрпоходы на земли Великой Перми . Таким образом, 1581 год вошел в историю как год разграбления Кайгорода и Чердыни . По российским оценкам, армия манси и их союзников татар насчитывала 700 человек (Бахрушин 1955, 1:99; 2:144). Продолжающееся сопротивление приграничному пожару привело к началу похода в 1582–84, организованного и финансируемого Строгановыми и возглавляемого казачьим предводителем Ермаком Тимофеевичем , который начался с уничтожения вторгшегося на территорию русских поселенцев военного отряда манси и завершился в качестве карательной экспедиции против пелымских манси и их союзника сибирского хана. князь Алач В некоторых источниках Кодинский фигурирует как важный союзник сибирского хана Кучум-хана и, как сообщается, был награжден одной из Ермака, кольчуг отнятых у врага (Бахрушин 1955, 1:114).
В 1592 году начался очередной поход русских против манси Пелыма. Оно завершилось в 1593 году, когда была взята крепость князя Аблегирима Пелымского , взяты в плен князь и его семья и в центре крепости возведена русская крепость. Хотя в следующем году Пелымское княжество понесло потерю своих земель, лежащих на реке Конде , манси не отказались от сопротивления. В 1599 году они вновь принесли «войну, грабежи и предательство» на берега реки Чусовой и реки Курья и разграбили там русские поселения (Бахрушин, 2:143–144).
О тесных связях юганцев с тюркскими татарами свидетельствует и тот факт, что даже в 1660-е годы идея восстановления Кучумского ханства была еще популярна среди берёзовских хантов ( Бахрушин, 2:143–144). [ нужна проверка ] Лишь в середине 17 века Москве удалось подчинить себе Югру.
В XVIII веке в Пелыме жили наследники Пелымского и Кондского княжеств – князья Василий и Федор. Они обрусели и выполняли различные обязанности для царского правительства. Однако манси по-прежнему считали их своими правителями. О том, что в Конде правил древний княжеский род, свидетельствует и царская грамота 1624 года:
У него, князя Василия и князя Федора в Большой Конде есть близкие братья – наши податные мурзы, а ими в Большой Конде управляют наши простые вогулы, братья князя Василия – мурзы» (Бахрушин 1955, 2: 148).
У князя Василия и князя Федора в Большой Конде есть близкие братья – наши податные мурзы, и ими в Большой Конде управляют наши простые вогулы, братья князя Кынтши Кондинского получили от царя в 1680 году дарственную грамоту, подтверждавшую его благородное положение. Еще в XVIII веке князья Конда были известны своей относительной независимостью. Предполагается, что еще в 1715 г. кондинский князь Сатыга и его 600 вооруженных людей предприняли попытку воспрепятствовать христианизации кондинских манси (Новицкий: 98). В 1732–47 Кондой правил сын Сатыги князь Осип Григорьев, а затем его собственный сын князь Влас Осипов. Согласно недавним исследованиям Аадо Линтропа, одного из правнуков Сатыги, учителя Туринской общественной школы, Александр Сатыгин претендовал на титул «князь Конда» еще в 1842 году.
Венгерский детский сад
[ редактировать ]Югра и ее окрестности на юге считаются местом происхождения венгров ( по-венгерски мадьяр Ошаза ). Одна из гипотез гласит, что название Венгрия — это разновидность названия Югра (венгры также были известны на нескольких языках под именем Угры , и до сих пор известны под этим именем на украинском языке ).
Венгерский язык также является ближайшим лингвистическим родственником хантов и манси . Считается, что венгры двинулись на запад из Югры, сначала поселившись на западной стороне Урала , в регионе, известном как Magna Hungaria (Великая Югрия). Затем они переселились в область Леведия (современная восточная Украина ), затем в область Этелкёз (современная Западная Украина), наконец достигнув Карпатского бассейна в 9 веке. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Naumov 2006 , p. 53, The Russians named it Yugorskaia Zemlitsa (Yugor Land or Yugra).
- ^ Хонти, Ласло (1979). «Характерные особенности угорских языков (наблюдения по вопросу об угорском единстве)» . Журнал лингвистики Венгерской академии наук . 29 (1/2): 1–26. ISSN 0001-5946 .
- ^ Васари, Иштван (1982). «Проблема Югрии». В Рона-Тас, Андраш (ред.). Чувашские исследования . Восточная библиотека на венгерском языке. Будапешт: Академическое издательство. ISBN 978-963-05-2851-1 .
- ^ Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Перевод Бодоцкого, Николая. Будапешт, Нью-Йорк: Центральноевропейский университет. Нажимать. п. 434-436. ISBN 978-963-9116-48-1 .
- ^ Скрибник, Елена; Лаксус, Джоанна (2022). «Угоры: общее введение» В Козле-Надь, Марианна; Лаксус, Джоанна; Скрибник, Елена К. (ред.). Оксфордский путеводитель по уральским языкам Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/bear/9780198767664.003.0028 . ISBN 978-0-19-876766-4 .
- ^ Распутин, Валентин (29 октября 1997 г.). Сибирь, Сибирь . Издательство Северо-Западного университета. п. 36. ISBN 978-0-8101-1575-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Naumov 2006 , p. 53.
- ^ Мартин, Джанет (7 июня 2004 г.). Клад страны тьмы: меховая торговля и ее значение для средневековой России . Издательство Кембриджского университета. п. 53. ИСБН 978-0-521-54811-3 .
- ^ Наумов 2006 , стр. 53, После того как Новгород был присоединен к вновь возникшему централизованному Русскому государству в 1478 году, его правительство, находившееся в Москве, попыталось претендовать и на Югорскую землю... В 1483 году князь Иван III послал большой экспедиционный корпус в Сибирь... В 1499–1500 Иван III послал еще один крупный отряд.
- ^ Naumov 2006 , pp. 53–54.
- ^ См. Карьялайнен 1918: 243–245, Шесталов 1987: 347.)
- ^ (Новицкий: 61).
- ^ Судар (2015). Венгры во время завоевания . п. 152.
- ^ Судар (2015). Венгры во время завоевания . п. 153.
Источники
[ редактировать ]- Bakhrushin 1955, 1 = Bakhrushin S. B. Puti v Sibir v XVI-XVII vv. Nautshnyje trudy III. Izbrannyje raboty po istorii Sibiri XVI-XVII vv. Tshast pervaja. Voprosy russkoi kolonizatsii Sibiri v XVI-XVII vv. Moscow 1955, ss. 72–136.
- Bakhrushin 1955, 2 = Bakhrushin S. B. Ostjatskyje i vogulskije knjazhestva v XVI i XVII vv. Nautshnyje trudy III. Izbrannyje raboty po istorii Sibiri XVI-XVII vv. Tshast vtoraja. Istorija narodov Sibiri v XVI-XVII vv. Moscow 1955, ss. 86–152.
- Al Garnati = Puteshestvije Abu Hamida al-Garnati v Vostotshnuju I Tsentralnuju Jevropu. Moscow 1971.
- Наумов, Игорь В. (22 ноября 2006 г.). История Сибири . Рутледж. ISBN 978-1-134-20703-9 .
- Пиексямяки, Большая Медведица = Большая Медведица. Тематическая антология устной поэзии на финно-угорских языках. Труды Финского литературного общества 533. 1993.
- Карьялайнен 1918 = Карьялайнен, К.Ф. Югралайнен усонто. Семейные религии Финляндии III. Порвоо.
- Карьялайнен 1922 = Карьялайнен, К.Ф. Die Religion der Jugra-Vöaut;lker II. FF Communications 44. Порвоо.
- Новицкий = Новицкий Г. Краткое описание народа остяков. Студия Урало-Алтайка III. Сегед 1973.
- Шесталов 1987 = Шесталов Ю. Таина Сорни-най. Москва.
- Shestalova-Fidorovitsh 1992 = Svjashtshennyi skaz o sotvorenii zemli. Mansiiskie mify. Perevod O. Shestalovoi-Fidorovitsh. Saint Petersburg, Khanty-Mansiysk.
- Sokolova 1983 = Sokolova Z. P. Sotsialnaja organizatsija khantov i mansi v XVIII-XIX vv. Problemy fratrii i roda. Moscow.
- Аадо Линтроп , Манси , история и современность (1977)
- Вымирающие уральские народы, RAIPON ( Российская ассоциация коренных народов Севера ) – источник: hunmagyar.org
- Судар, Балаж (2015). Венгры во время завоевания (на венгерском языке). Геликон. ISBN 978-963-227-592-5 .