Гаяниты
Гаианиты египетской миафизитской были юлианистской фракцией внутри церкви между шестым и девятым веками. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Ко времени смерти патриарха Александрийского Тимофея IV в 535 году юлианство (афтардокетизм) стало доминирующим богословием египетского монашества , сельского христианского населения и низших классов в самом городе Александрии . В 535 году юлианисты избрали патриархом архидьякона Гаяна , а их соперники северяне избрали диакона Феодосия при поддержке императрицы Феодоры . В то время как северанцы считаются «имперской» фракцией, гаяниты считаются представителями «коптского национального духа» . [ 1 ]
Пробыв немногим более трех месяцев у власти, Гаян был сослан римскими властями. В последовавших за этим беспорядках погибло 3000 александрийцев. Феодосий был поставлен на престол с помощью римских военных, но чуть больше года спустя отправился в добровольное изгнание. Гаяниты были самой сильной партией в городе, когда в 564 или 565 году избрали преемником Гаяна некоего Эльпидия. Он был арестован по приказу императора Юстиниана I в 565 году и умер на Лесбосе по пути в Константинополь . Его сменил Дорофей, возглавлявший Гаянскую церковь до 580 года. [ 1 ]
Однако правление Юстина II (568–578) было периодом снижения влияния гаианитов, которые до этого были доминирующей фракцией в египетском миафизитском движении, и эту позицию они в конечном итоге уступили северянам. По сообщению Феофана Византийского , между 570 и 573 г. гаяниты признали Феодосийского патриарха Иоанна IV . В 581 году они вновь воссоединились с партией Феодосия. Антимиафизитский патриарх Евлогий I Александрийский , избранный в 581 году, написал трактат Contra Theodosianos et Gaianitas («Против феодосиан и гаианитов»). [ 1 ]
Гаяниты упоминаются как секта уже в девятом веке. Патриарх Иерусалимский Софроний (634–638) проводит различие между ними и юлианистами в своем Narratio miraculorum Santi Cyri et Iohanni («Повествование о чудесах святых Кира и Иоанна»). были также гаяниты Примерно в то же время в Эфесе , где раньше в середине шестого века жил епископ-юлианист, . В конце седьмого века Анастасий Синайский все еще считал гаянитов важной сектой в своем «Viae dux» («Путеводитель по пути») . Согласно « Истории александрийских патриархов» , около 695 года был гаянитский патриарх по имени Феодор, который отправил гаянитского епископа в Индию . [ 1 ]
Согласно « Истории патриархов» , северанский патриарх Александр II 170-летнюю гаянитскую монашескую общину Вади-Хабиб (704–729) вернул гаянитов в союз и даже подчинил своей власти . Однако некоторые противники все же были. Патриарх Иаков в своей инаугурационной проповеди в 819 году произнес анафему гаянитам и фантазиастам . [ 1 ]
Убеждения
[ редактировать ]Как и все юлианисты, гаяниты были афтардокитами , то есть отрицали тленность физического тела Иисуса Христа . В начале восьмого века Тимофей Константинопольский описал три фракции среди гаианитов: тех, кто считал, что тело Иисуса было нетленным с момента ипостасного союза , и тех, кто считал, что его тело было тленным само по себе, но было сохранено от любого разложения посредством Логос . и те, кто владел этим телом Иисуса, были не только нетленными, но и нетварными Этих последних называли актиститами. [ 1 ]
В трактате De sectis гаяниты являются выдающейся еретической группой. Как миафизиты, они верят, что во Христе только одна природа, так что тело после их соединения не может быть более тленным, чем Логос. Хотя он и страдал, но в отличие от наших страданий он был совершенно добровольным, законы природы не имели над ним власти. [ 1 ]
Патриархи
[ редактировать ]- Гаян (535)
- Эльпидий (ум. 565)
- Дорофей (565/573–580)
- Феодор (ок. 695)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Терезия Хайнталер, «Борьба между халкидонцами и антихалкидонцами», в книге «Христос в христианской традиции», том 2: От Халкидонского собора (451 г.) до Григория Великого (590–604 гг.), Часть 4: Церковь в Александрии, с Нубия и Эфиопия после 451 г. (Westminster John Knox Press, 1996), стр. 36–52, на 45–52.