Лицензионное соглашение с конечным пользователем
Лицензионное соглашение с конечным пользователем или EULA ( / ˈ j uː l ə / ) — это юридический договор между поставщиком программного обеспечения и клиентом или конечным пользователем .
Практика продажи лицензий, а не копий программного обеспечения, возникла еще до признания авторских прав на программное обеспечение , которые были признаны с 1970-х годов в Соединенных Штатах. Первоначально лицензионные соглашения часто печатались в виде контрактов в термоусадочной упаковке , где разрыв термоусадочной пленки означал принятие договора. Программное обеспечение, распространяемое через Интернет, чаще всего лицензируется через «нажатие кнопки» (когда пользователь нажимает кнопку, чтобы согласиться с лицензией) или «нажатие кнопки просмотра» (продолжение просмотра веб-сайта означает согласие).
Большинство компаний предпочитают продавать лицензии, а не копии программного обеспечения, поскольку это позволяет им устанавливать более строгие условия для конечного пользователя в ряде областей, особенно путем запрета передачи права собственности или использования на нескольких компьютерах, а также путем утверждения права собственности на авторские права на программное обеспечение. производные работы, такие как пользовательский контент в видеоиграх.
Исполнение соглашений EULA является спорным вопросом и варьируется в зависимости от юрисдикции. В США можно обеспечить соблюдение лицензионного соглашения, которое показывается покупателю после покупки, но в Германии это не так. Законодательство Европейского Союза допускает соблюдение лицензионных соглашений только в том случае, если они не нарушают разумные ожидания клиентов.
Было множество попыток высмеять нечитаемые лицензионные соглашения, например, включив в них положение о продаже души пользователя компании.
Авторские права на программное обеспечение
[ редактировать ]Часть серии о |
Юридические аспекты вычислений |
---|
Исходный код (или скомпилированные двоичные файлы в виде объектного кода ) [ 1 ] компьютерной программы защищено законом об авторском праве , который наделяет владельца исключительным правом копировать код. Лежащие в основе идеи или алгоритмы не защищены законом об авторском праве, но часто рассматриваются как коммерческая тайна и скрываются с помощью таких методов, как соглашения о неразглашении . [ 2 ] Авторские права на программное обеспечение признаны с середины 1970-х годов и принадлежат компании, производящей программное обеспечение, а не сотрудникам или подрядчикам . написавшим его [ 3 ] [ 4 ]
Тенденция лицензировать несвободное программное обеспечение — продавать право на использование программного обеспечения. [ 5 ] а не копия программного обеспечения — датируется периодом времени, предшествовавшим его существованию, тогда объем защиты авторских прав на программное обеспечение был ясен . Эти лицензии продолжают использоваться после того, как авторские права на программное обеспечение были признаны в судах, и считается, что они предоставляют компании дополнительную защиту по сравнению с законом об авторском праве. [ 6 ] Практически все проприетарное программное обеспечение продается не в виде копий, а в виде лицензии с соответствующим лицензионным соглашением. [ 7 ]
Доставка лицензионных соглашений
[ редактировать ]Первоначально лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA) было напечатано либо на термоусадочной упаковке продукта ( контракт на термоусадочную пленку ), либо на листе бумаги. В лицензии часто оговаривалось, что клиент соглашается, если он не вернет товар в течение определенного периода времени. [ 8 ] С появлением Интернета лицензионные соглашения все чаще встречаются в формате «clickwrap» , где пользователю нужно только нажать кнопку «Согласиться». [ 9 ] Без ограничений, связанных с распечаткой лицензии, продолжительность соглашений резко возросла. [ 9 ] Другой тип лицензии, Browserwrap , интуитивно дает согласие пользователя после того, как он просто посещает веб-сайт и знакомится с условиями использования . [ 10 ]
Лицензионные соглашения часто написаны расплывчато и не информируют клиента об ограничениях возможности исполнения соглашения. [ 11 ] Большинство лицензионных соглашений составлены таким образом, что их очень сложно прочитать и понять, но можно легко согласиться с условиями лицензирования, не читая их. [ 6 ] [ 8 ] Независимо от того, насколько легко получить к нему доступ, очень немногие потребители читают какую-либо часть лицензионного соглашения. [ 12 ] [ 13 ] Большинство полагает, что условия не вызывают возражений, или почти не замечают согласия при установке программного обеспечения. [ 14 ] Компании пользуются невниманием потребителей для включения положений в лицензионные соглашения. [ 15 ] Многие утверждают, что покупатель является взрослым и берет на себя ответственность за использование продукта несовершеннолетними, чтобы освободить продавца от проблемы заключения договора с несовершеннолетним и ответственности за использование продукта несовершеннолетними. [ 16 ]
Лицензионные соглашения почти всегда предлагаются по принципу «бери или уходи» в качестве необсуждаемого условия использования программного обеспечения. [ 17 ] [ 11 ] очень далеки от прототипного договора, где обе стороны полностью понимают условия и соглашаются по собственному желанию. [ 18 ] Сторонники утверждают, что контракты упрощают закупки и что экономия компании может быть передана потребителю. [ 9 ] Предприятия, покупающие программное обеспечение для большого числа сотрудников, часто заключают лицензионное соглашение с поставщиком. [ 19 ]
Общие положения
[ редактировать ]Согласно одному исследованию, экономическая конкуренция со стороны различных программных услуг приводит к тому, что лицензионные соглашения становятся более выгодными для клиента. [ 11 ]
Перепродажа
[ редактировать ]Согласно федеральному закону США , компания может ограничивать круг лиц, которым она продает, но не может препятствовать покупателю перепродавать продукт. Лицензионные соглашения на программное обеспечение обычно запрещают перепродажу, что позволяет компании максимизировать доход. [ 20 ] Несвободное программное обеспечение обычно предлагается по ограничительной лицензии, которая запрещает копирование и повторное использование и часто ограничивает покупателя использованием программного обеспечения на одном компьютере. [ 21 ] [ 22 ] Исходный код редко доступен. Производные программы и реверс-инжиниринг обычно категорически запрещены. [ 22 ] Вопрос повторного использования особенно важен в законодательстве об авторском праве англоязычных стран. [ 5 ]
Сбор данных
[ редактировать ]Многие лицензионные соглашения позволяют поставщику собирать информацию о пользователе и использовать ее неограниченным образом. [ 23 ]
Производные работы
[ редактировать ]созданные с использованием программного обеспечения, например творческие творения в виртуальных мирах видеоигр Некоторые лицензионные соглашения ограничивают возможность пользователей осуществлять авторские права на производные работы , . [ 24 ] [ 25 ] Хотя в большинстве лицензионных соглашений с видеоиграми утверждается, что авторские права на любой пользовательский контент принадлежат разработчику , это оспаривается пользователями и не проверялось в судебной системе. [ 26 ] Ученый-правовед Энтони Майкл Кэттон предлагает считать, что пользовательский контент создан совместно разработчиками видеоигр и пользователями. [ 27 ]
Некоторые компании разрешают распространение видеозаписей своих игр в Интернете даже ради получения прибыли. [ 28 ]
Срок действия лицензии
[ редактировать ]Традиционно программное обеспечение распространялось в виде двоичного объектного кода , который не мог быть понят или изменен пользователем. [ 1 ] но его можно скачать и запустить. Пользователь купил бессрочную лицензию на использование определенной версии программного обеспечения. [ 29 ] Поставщики программного обеспечения как услуги (SaaS), которым принадлежит большая часть рынка прикладного программного обеспечения по состоянию на 2023 год. [update][ 30 ] — редко предлагают бессрочные лицензии. [ 31 ] Лицензии SaaS обычно являются временными и взимаются на основе оплаты по факту использования или подписки. [ 32 ] другие модели дохода, такие как freemium . хотя также используются и [ 33 ] Даже если пользователь приобретает бессрочную лицензию, в лицензионных соглашениях обычно допускается одностороннее прекращение действия поставщиком по любому количеству неясных причин или вообще без их отсутствия. [ 34 ] [ 35 ] Более того, многие лицензионные соглашения позволяют поставщику изменять условия в любое время, а клиент должен выбирать между согласием или прекращением использования продукта без получения возмещения. [ 36 ] [ 37 ] Лицензионные соглашения также применимы к покупкам в приложениях и микротранзакциям . В результате игроки могут потерять доступ к купленному контенту, если поставщик решит прекратить действие их лицензии и отозвать контент. [ 38 ]
Ответственность за качество продукции
[ редактировать ]Большинство лицензионных соглашений отказываются от какой-либо ответственности за вред, причиненный продуктом. [ 39 ] и помешать покупателю обратиться в судебную систему для поиска средств правовой защиты. [ 40 ]
Исполнимость
[ редактировать ]Были серьезные дебаты о том, в какой степени соглашения EULA можно считать обязательными. [ 41 ] [ 42 ] Многие лицензионные соглашения содержат положения, которые являются незаконными и, следовательно, не имеют исковой силы. [ 5 ] [ 43 ] Поставщики программного обеспечения сохраняют эти неисполнимые положения в соглашениях, возможно, потому, что пользователи редко прибегают к правовой системе, чтобы оспорить их. [ 43 ]
Евросоюз
[ редактировать ]В соответствии с Новой Директивой о цифровом контенте, вступающей в силу с 2022 года в Европейском Союзе, лицензионные соглашения подлежат исполнению только в той степени, в которой они не нарушают разумные ожидания потребителей. Разрыв между ожиданиями и содержанием лицензионных соглашений особенно велик, когда речь идет об ограничениях на копирование и передачу права собственности на цифровой контент. [ 44 ] В Германии лицензионные соглашения действительны только в том случае, если они известны покупателю перед покупкой. [ 45 ]
Великобритания
[ редактировать ]Соединенного Королевства Национальный совет потребителей провел исследование, опубликованное в 2008 году, в ходе которого были выявлены проблемы с тем, как 17 крупных ИТ-компаний использовали лицензионное соглашение, и попросил Управление добросовестной торговли провести расследование. [ 46 ] По состоянию на 2020 год применимость лицензионных соглашений и положений, предоставляющих разработчику авторские права на все производные работы, не проверялась в судебном порядке в Соединенном Королевстве. [ 26 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]До дела ProCD, Inc. против Зейденберга в США в 1996 году лицензии на термоусадочную пленку не считались обязательными, но с тех пор они часто таковыми являлись. [ 41 ] В некоторых случаях было обнаружено, что клиент не согласился с лицензионным соглашением и, следовательно, не был связан им. [ 47 ] В целом было установлено, что Clickwrap подлежит принудительному исполнению. [ 48 ] — даже если условия лицензии предоставляются после продажи. [ 49 ] Исполнение обертки браузера ниже, но оно применяется в некоторых случаях, когда можно доказать, что пользователю были представлены условия использования и он продолжил использовать веб-сайт. [ 50 ]
Переводы
[ редактировать ]Лицензионные соглашения — это, прежде всего, юридические документы, использующие ИТ-терминологию. Таким образом, для выполнения удовлетворительного перевода могут потребоваться знания в нескольких различных областях. [ 51 ]
Юмор
[ редактировать ]Было множество попыток высмеять непрочитанные лицензионные соглашения. [ 7 ] Некоторые лицензионные соглашения скрывают договор, предлагающий оплату читателю, который заметит этот пункт. [ 52 ] В качестве первоапрельской шутки Gamestation добавила пункт, в котором говорилось, что пользователи, разместившие заказ 1 апреля 2010 года, согласились безвозвратно отдать свою душу компании, на что согласились 7500 пользователей. Хотя существовал флажок, позволяющий исключить пункт о «бессмертной душе», немногие пользователи проверили его, и поэтому Gamestation пришла к выводу, что 88% их пользователей не читали соглашение. [ 53 ] Во время установки 4-й версии Инструмента расширенных запросов установщик измерял время, прошедшее между появлением и принятием лицензионных соглашений с конечным пользователем, чтобы рассчитать среднюю скорость чтения. Если соглашения принимались достаточно быстро, всплывающее окно поздравляло пользователей с чтением нескольких сотен слов в секунду. [ 54 ] Южный Парк пародировал это в эпизоде « HumancentiPad », где Кайл не прочитал условия обслуживания своего последнего обновления iTunes и поэтому непреднамеренно согласился, чтобы сотрудники Apple экспериментировали над ним. [ 55 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бойл 2003 , с. 45.
- ^ О'Риган 2022 , стр. 394–396.
- ^ О'Риган 2022 , с. 403.
- ^ Eichstädt & Spieker 2024 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с Eichstädt & Spieker 2024 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б Терасаки 2013 , с. 469.
- ^ Jump up to: а б Кинг 2016 , с. 1373.
- ^ Jump up to: а б Корбетт 2019 , с. 455.
- ^ Jump up to: а б с Ким 2016 , с. 12.
- ^ Ким 2016 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Мезей и Харкай 2022 , с. 113.
- ^ Бакос и др. 2014 , с. 1.
- ^ Бен-Шахар и Шнайдер 2014 , стр. 68.
- ^ Терасаки 2013 , стр. 485–486.
- ^ Корбетт 2019 , стр. 456–457.
- ^ Бонар-Бриджес 2016 , с. 82.
- ^ Карпентер 2023 , с. 478.
- ^ Корбетт 2019 , с. 460.
- ^ Eichstädt & Spieker 2024 , с. 280.
- ^ Терасаки 2013 , стр. 469–470.
- ^ О'Риган 2022 , с. 394.
- ^ Jump up to: а б Морин и др. 2012 г. , Собственное лицензирование.
- ^ Карпентер 2023 , стр. 485–486.
- ^ Ахуджа 2016 , с. 381.
- ^ Корбетт 2019 , с. 456.
- ^ Jump up to: а б Кэттон 2020 , с. 21.
- ^ Кэттон 2020 , с. 22.
- ^ Аарон 2023 , с. 2028 год
- ^ Клохесси и др. 2020 , стр. 40–41.
- ^ Ватт 2023 , стр. 4.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 48.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , стр. 48, 57.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , стр. 61–63.
- ^ Карпентер 2023 , стр. 482–483.
- ^ Бонар-Бриджес 2016 , стр. 82–83.
- ^ Карпентер 2023 , с. 485.
- ^ Бонар-Бриджес 2016 , с. 83.
- ^ Кинг 2016 , стр. 1368–1369.
- ^ Карпентер 2023 , стр. 480–481.
- ^ Карпентер 2023 , стр. 481–482.
- ^ Jump up to: а б Терасаки 2013 , с. 471.
- ^ Бонар-Бриджес 2016 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Корбетт 2019 , с. 461.
- ^ Распыление и Sein 2020 , стр. 620–621.
- ^ Eichstädt & Spieker 2024 , с. 277.
- ^ BBC News, Условия компьютерного программного обеспечения «несправедливы» , опубликовано 19 февраля 2008 г., по состоянию на 6 декабря 2022 г.
- ^ Ким 2016 , с. 17.
- ^ Ким 2016 , с. 18.
- ^ Ким 2016 , с. 19.
- ^ Ким 2016 , стр. 24–25.
- ^ Anesa 2014 , Обсуждение, Заключение.
- ^ Король 2016 , с. 1374.
- ^ «7500 интернет-покупателей неосознанно продали свои души» . FoxNews.com . 15 апреля 2010 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
- ^ Уиллмотт, Дон. «Backspace (v22n08)» . PCMag.com . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ О'Грэйди, Джейсон Д. «Южный парк пародирует положения и условия iTunes» . ЗДНет . Проверено 24 ноября 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Ахуджа, Неха (2016). «Коммерческие разработки: роль лицензионных соглашений с конечными пользователями в контроле за использованием пользовательского контента» . Джон Маршалл: Обзор закона об интеллектуальной собственности . 16 : 381–410.
- Анеса, Патриция (1 марта 2014 г.). «Перевод лицензионных соглашений с конечным пользователем: проблемы, стратегии и методы» . АСП. Ревю дю ЖЕРАС (65): 87–102. дои : 10.4000/asp.4205 . ISSN 1246-8185 .
- Арони, Габриэле (2023). «Игры как авторские платформы? Исследование правового статуса пользовательского контента из цифровых игр» . Международный журнал семиотики права — Revue Internationale de Sémiotique juridique . 36 (5): 2021–2036. дои : 10.1007/s11196-023-09976-z .
- Бакос, Яннис; Маротта-Вурглер, Флоренция; Троссен, Дэвид Р. (2014). «Кто-нибудь читает мелкий шрифт? Внимание потребителей к договорам стандартной формы». Журнал юридических исследований . 43 (1): 1–35. дои : 10.1086/674424 .
- Бен-Шахар, Омри; Шнайдер, Карл Э. (2014). Больше, чем вы хотели знать: несоблюдение обязательного раскрытия информации . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16170-9 .
- Бонар-Бриджес, Джеймс (2016). «Регулирование виртуальной собственности с помощью EULAS» . Обзор законодательства штата Висконсин . 2016 : 79.
- Бойл, Джеймс (2003). «Второе огораживающее движение и строительство общественного достояния» . Право и современные проблемы . 66 (1): 33–74. ISSN 0023-9186 .
- Карпентер, Оуэн (2023). «EULA или панегирик? Рассчитывая на лицензионные соглашения с конечными пользователями и киборгов ближайшего будущего» . Матрица здоровья: Журнал юридической медицины . 33 : 467–498.
- Кэттон, Энтони Майкл (01 сентября 2020 г.). «Что мое в Майнкрафте? Оценка авторских прав и прав собственности на внутриигровые творения игроков (Часть 2)». Обзор закона об интерактивных развлечениях . 3 (1). Издательство Эдварда Элгара: 21–31. дои : 10.4337/ielr.2020.01.02 . ISSN 2515-3870 .
- Клохесси, Тревор; Эктон, Томас; Морган, Лоррейн (2020). «Выгода от SaaS: измерение бизнес-ценности предоставления технологий программного обеспечения как услуги». Измерение бизнес-ценности облачных вычислений . Международное издательство Спрингер. стр. 39–55. ISBN 978-3-030-43198-3 .
- Корбетт, Сьюзен (2019). «Лицензии на компьютерные игры: Лицензионное соглашение и его недовольство». Обзор компьютерного права и безопасности . 35 (4): 453–461. дои : 10.1016/j.clsr.2019.03.007 . ISSN 0267-3649 .
- Демпси, Дэвид; Келлихер, Фелисити (2018). Тенденции отрасли в сфере облачных вычислений: альтернативные модели доходов от бизнеса . Международное издательство Спрингер. ISBN 978-3-319-87693-1 .
- Айхштадт, Тимм; Шпикер, Стефан (2024). 52 часа информатики: Что каждый должен знать о информатике (на немецком языке). Специализированные СМИ Springer. ISBN 978-3-658-41838-0 .
- Ким, Нэнси С. (2016). «Заключительные контракты и онлайн-среда: причины и способы устранения» . Справочник по исследованиям в области права электронной коммерции . Издательство Эдварда Элгара. ISBN 978-1-78347-992-4 .
- Кинг, Челси (2016). «Принуждение игроков идти по доске: почему лицензионные соглашения с конечными пользователями ненадлежащим образом контролируют права игроков в отношении микротранзакций в видеоиграх» . Обзор закона Уильяма и Мэри . 58 : 1365.
- Мезей, Питер; Харкай, Иштван (2022). «Саморегулируемые платформы?: Анализ обеспечения соблюдения прав конечных пользователей в свете переноса статьи 17 Директивы CDSM» . Обзор законодательства в области государственного управления, администрирования и финансов (PGAF LR) . 7 : 109. дои : 10.53116/pgaflr.2022.1.8 .
- Морен, Эндрю; Урбан, Дженнифер; Слиз, Петр (2012). «Краткое руководство по лицензированию программного обеспечения для ученого-программиста» . PLOS Вычислительная биология . 8 (7): e1002598. Бибкод : 2012PLSCB...8E2598M . дои : 10.1371/journal.pcbi.1002598 . ISSN 1553-7358 . ПМИД 22844236 . В эту статью включен текст, доступный по лицензии CC BY 4.0 .
- Оприск, Лилия; Сейн, Карин (июнь 2020 г.). «Ограничения в лицензионных соглашениях с конечными пользователями: существует ли несоответствие новой директиве о цифровом контенте?». IIC – Международное обозрение интеллектуальной собственности и конкурентного права . 51 (5): 594–623. дои : 10.1007/s40319-020-00941-y .
- О'Риган, Джерард (2022). Краткое руководство по разработке программного обеспечения: от основ к методам применения . Спрингер Природа. ISBN 978-3-031-07816-3 .
- Терасаки, Майкл (2013). «Обязают ли лицензионные соглашения с конечными пользователями обычных людей» . Обзор права Западного государственного университета . 41 : 467.
- Ватт, Энди (2023). Создание современных приложений SaaS с использованием C# и . NET: создание, развертывание и обслуживание профессиональных приложений SaaS . Пакет. ISBN 978-1-80461-087-9 .