Jump to content

Лицензионное соглашение с конечным пользователем

Краткая письменная лицензия на программное обеспечение для бета-тестирования, выданная Macromedia в 1995 году.

Лицензионное соглашение с конечным пользователем или EULA ( / ˈ j l ə / ) — это юридический договор между поставщиком программного обеспечения и клиентом или конечным пользователем .

Практика продажи лицензий, а не копий программного обеспечения, возникла еще до признания авторских прав на программное обеспечение , которые были признаны с 1970-х годов в Соединенных Штатах. Первоначально лицензионные соглашения часто печатались в виде контрактов в термоусадочной упаковке , где разрыв термоусадочной пленки означал принятие договора. Программное обеспечение, распространяемое через Интернет, чаще всего лицензируется через «нажатие кнопки» (когда пользователь нажимает кнопку, чтобы согласиться с лицензией) или «нажатие кнопки просмотра» (продолжение просмотра веб-сайта означает согласие).

Большинство компаний предпочитают продавать лицензии, а не копии программного обеспечения, поскольку это позволяет им устанавливать более строгие условия для конечного пользователя в ряде областей, особенно путем запрета передачи права собственности или использования на нескольких компьютерах, а также путем утверждения права собственности на авторские права на программное обеспечение. производные работы, такие как пользовательский контент в видеоиграх.

Исполнение соглашений EULA является спорным вопросом и варьируется в зависимости от юрисдикции. В США можно обеспечить соблюдение лицензионного соглашения, которое показывается покупателю после покупки, но в Германии это не так. Законодательство Европейского Союза допускает соблюдение лицензионных соглашений только в том случае, если они не нарушают разумные ожидания клиентов.

Было множество попыток высмеять нечитаемые лицензионные соглашения, например, включив в них положение о продаже души пользователя компании.

[ редактировать ]

Исходный код (или скомпилированные двоичные файлы в виде объектного кода ) [ 1 ] компьютерной программы защищено законом об авторском праве , который наделяет владельца исключительным правом копировать код. Лежащие в основе идеи или алгоритмы не защищены законом об авторском праве, но часто рассматриваются как коммерческая тайна и скрываются с помощью таких методов, как соглашения о неразглашении . [ 2 ] Авторские права на программное обеспечение признаны с середины 1970-х годов и принадлежат компании, производящей программное обеспечение, а не сотрудникам или подрядчикам . написавшим его [ 3 ] [ 4 ]

Тенденция лицензировать несвободное программное обеспечение — продавать право на использование программного обеспечения. [ 5 ] а не копия программного обеспечения — датируется периодом времени, предшествовавшим его существованию, тогда объем защиты авторских прав на программное обеспечение был ясен . Эти лицензии продолжают использоваться после того, как авторские права на программное обеспечение были признаны в судах, и считается, что они предоставляют компании дополнительную защиту по сравнению с законом об авторском праве. [ 6 ] Практически все проприетарное программное обеспечение продается не в виде копий, а в виде лицензии с соответствующим лицензионным соглашением. [ 7 ]

Доставка лицензионных соглашений

[ редактировать ]

Первоначально лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA) было напечатано либо на термоусадочной упаковке продукта ( контракт на термоусадочную пленку ), либо на листе бумаги. В лицензии часто оговаривалось, что клиент соглашается, если он не вернет товар в течение определенного периода времени. [ 8 ] С появлением Интернета лицензионные соглашения все чаще встречаются в формате «clickwrap» , где пользователю нужно только нажать кнопку «Согласиться». [ 9 ] Без ограничений, связанных с распечаткой лицензии, продолжительность соглашений резко возросла. [ 9 ] Другой тип лицензии, Browserwrap , интуитивно дает согласие пользователя после того, как он просто посещает веб-сайт и знакомится с условиями использования . [ 10 ]

Лицензионные соглашения часто написаны расплывчато и не информируют клиента об ограничениях возможности исполнения соглашения. [ 11 ] Большинство лицензионных соглашений составлены таким образом, что их очень сложно прочитать и понять, но можно легко согласиться с условиями лицензирования, не читая их. [ 6 ] [ 8 ] Независимо от того, насколько легко получить к нему доступ, очень немногие потребители читают какую-либо часть лицензионного соглашения. [ 12 ] [ 13 ] Большинство полагает, что условия не вызывают возражений, или почти не замечают согласия при установке программного обеспечения. [ 14 ] Компании пользуются невниманием потребителей для включения положений в лицензионные соглашения. [ 15 ] Многие утверждают, что покупатель является взрослым и берет на себя ответственность за использование продукта несовершеннолетними, чтобы освободить продавца от проблемы заключения договора с несовершеннолетним и ответственности за использование продукта несовершеннолетними. [ 16 ]

Лицензионные соглашения почти всегда предлагаются по принципу «бери или уходи» в качестве необсуждаемого условия использования программного обеспечения. [ 17 ] [ 11 ] очень далеки от прототипного договора, где обе стороны полностью понимают условия и соглашаются по собственному желанию. [ 18 ] Сторонники утверждают, что контракты упрощают закупки и что экономия компании может быть передана потребителю. [ 9 ] Предприятия, покупающие программное обеспечение для большого числа сотрудников, часто заключают лицензионное соглашение с поставщиком. [ 19 ]

Общие положения

[ редактировать ]

Согласно одному исследованию, экономическая конкуренция со стороны различных программных услуг приводит к тому, что лицензионные соглашения становятся более выгодными для клиента. [ 11 ]

Перепродажа

[ редактировать ]

Согласно федеральному закону США , компания может ограничивать круг лиц, которым она продает, но не может препятствовать покупателю перепродавать продукт. Лицензионные соглашения на программное обеспечение обычно запрещают перепродажу, что позволяет компании максимизировать доход. [ 20 ] Несвободное программное обеспечение обычно предлагается по ограничительной лицензии, которая запрещает копирование и повторное использование и часто ограничивает покупателя использованием программного обеспечения на одном компьютере. [ 21 ] [ 22 ] Исходный код редко доступен. Производные программы и реверс-инжиниринг обычно категорически запрещены. [ 22 ] Вопрос повторного использования особенно важен в законодательстве об авторском праве англоязычных стран. [ 5 ]

Сбор данных

[ редактировать ]

Многие лицензионные соглашения позволяют поставщику собирать информацию о пользователе и использовать ее неограниченным образом. [ 23 ]

Производные работы

[ редактировать ]

созданные с использованием программного обеспечения, например творческие творения в виртуальных мирах видеоигр Некоторые лицензионные соглашения ограничивают возможность пользователей осуществлять авторские права на производные работы , . [ 24 ] [ 25 ] Хотя в большинстве лицензионных соглашений с видеоиграми утверждается, что авторские права на любой пользовательский контент принадлежат разработчику , это оспаривается пользователями и не проверялось в судебной системе. [ 26 ] Ученый-правовед Энтони Майкл Кэттон предлагает считать, что пользовательский контент создан совместно разработчиками видеоигр и пользователями. [ 27 ]

Некоторые компании разрешают распространение видеозаписей своих игр в Интернете даже ради получения прибыли. [ 28 ]

Срок действия лицензии

[ редактировать ]

Традиционно программное обеспечение распространялось в виде двоичного объектного кода , который не мог быть понят или изменен пользователем. [ 1 ] но его можно скачать и запустить. Пользователь купил бессрочную лицензию на использование определенной версии программного обеспечения. [ 29 ] Поставщики программного обеспечения как услуги (SaaS), которым принадлежит большая часть рынка прикладного программного обеспечения по состоянию на 2023 год. [ 30 ] — редко предлагают бессрочные лицензии. [ 31 ] Лицензии SaaS обычно являются временными и взимаются на основе оплаты по факту использования или подписки. [ 32 ] другие модели дохода, такие как freemium . хотя также используются и [ 33 ] Даже если пользователь приобретает бессрочную лицензию, в лицензионных соглашениях обычно допускается одностороннее прекращение действия поставщиком по любому количеству неясных причин или вообще без их отсутствия. [ 34 ] [ 35 ] Более того, многие лицензионные соглашения позволяют поставщику изменять условия в любое время, а клиент должен выбирать между согласием или прекращением использования продукта без получения возмещения. [ 36 ] [ 37 ] Лицензионные соглашения также применимы к покупкам в приложениях и микротранзакциям . В результате игроки могут потерять доступ к купленному контенту, если поставщик решит прекратить действие их лицензии и отозвать контент. [ 38 ]

Ответственность за качество продукции

[ редактировать ]

Большинство лицензионных соглашений отказываются от какой-либо ответственности за вред, причиненный продуктом. [ 39 ] и помешать покупателю обратиться в судебную систему для поиска средств правовой защиты. [ 40 ]

Исполнимость

[ редактировать ]

Были серьезные дебаты о том, в какой степени соглашения EULA можно считать обязательными. [ 41 ] [ 42 ] Многие лицензионные соглашения содержат положения, которые являются незаконными и, следовательно, не имеют исковой силы. [ 5 ] [ 43 ] Поставщики программного обеспечения сохраняют эти неисполнимые положения в соглашениях, возможно, потому, что пользователи редко прибегают к правовой системе, чтобы оспорить их. [ 43 ]

Евросоюз

[ редактировать ]

В соответствии с Новой Директивой о цифровом контенте, вступающей в силу с 2022 года в Европейском Союзе, лицензионные соглашения подлежат исполнению только в той степени, в которой они не нарушают разумные ожидания потребителей. Разрыв между ожиданиями и содержанием лицензионных соглашений особенно велик, когда речь идет об ограничениях на копирование и передачу права собственности на цифровой контент. [ 44 ] В Германии лицензионные соглашения действительны только в том случае, если они известны покупателю перед покупкой. [ 45 ]

Великобритания

[ редактировать ]

Соединенного Королевства Национальный совет потребителей провел исследование, опубликованное в 2008 году, в ходе которого были выявлены проблемы с тем, как 17 крупных ИТ-компаний использовали лицензионное соглашение, и попросил Управление добросовестной торговли провести расследование. [ 46 ] По состоянию на 2020 год применимость лицензионных соглашений и положений, предоставляющих разработчику авторские права на все производные работы, не проверялась в судебном порядке в Соединенном Королевстве. [ 26 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

До дела ProCD, Inc. против Зейденберга в США в 1996 году лицензии на термоусадочную пленку не считались обязательными, но с тех пор они часто таковыми являлись. [ 41 ] В некоторых случаях было обнаружено, что клиент не согласился с лицензионным соглашением и, следовательно, не был связан им. [ 47 ] В целом было установлено, что Clickwrap подлежит принудительному исполнению. [ 48 ] — даже если условия лицензии предоставляются после продажи. [ 49 ] Исполнение обертки браузера ниже, но оно применяется в некоторых случаях, когда можно доказать, что пользователю были представлены условия использования и он продолжил использовать веб-сайт. [ 50 ]

Переводы

[ редактировать ]

Лицензионные соглашения — это, прежде всего, юридические документы, использующие ИТ-терминологию. Таким образом, для выполнения удовлетворительного перевода могут потребоваться знания в нескольких различных областях. [ 51 ]

Было множество попыток высмеять непрочитанные лицензионные соглашения. [ 7 ] Некоторые лицензионные соглашения скрывают договор, предлагающий оплату читателю, который заметит этот пункт. [ 52 ] В качестве первоапрельской шутки Gamestation добавила пункт, в котором говорилось, что пользователи, разместившие заказ 1 апреля 2010 года, согласились безвозвратно отдать свою душу компании, на что согласились 7500 пользователей. Хотя существовал флажок, позволяющий исключить пункт о «бессмертной душе», немногие пользователи проверили его, и поэтому Gamestation пришла к выводу, что 88% их пользователей не читали соглашение. [ 53 ] Во время установки 4-й версии Инструмента расширенных запросов установщик измерял время, прошедшее между появлением и принятием лицензионных соглашений с конечным пользователем, чтобы рассчитать среднюю скорость чтения. Если соглашения принимались достаточно быстро, всплывающее окно поздравляло пользователей с чтением нескольких сотен слов в секунду. [ 54 ] Южный Парк пародировал это в эпизоде ​​« HumancentiPad », где Кайл не прочитал условия обслуживания своего последнего обновления iTunes и поэтому непреднамеренно согласился, чтобы сотрудники Apple экспериментировали над ним. [ 55 ]

  1. ^ Jump up to: а б Бойл 2003 , с. 45.
  2. ^ О'Риган 2022 , стр. 394–396.
  3. ^ О'Риган 2022 , с. 403.
  4. ^ Eichstädt & Spieker 2024 , с. 274.
  5. ^ Jump up to: а б с Eichstädt & Spieker 2024 , с. 273.
  6. ^ Jump up to: а б Терасаки 2013 , с. 469.
  7. ^ Jump up to: а б Кинг 2016 , с. 1373.
  8. ^ Jump up to: а б Корбетт 2019 , с. 455.
  9. ^ Jump up to: а б с Ким 2016 , с. 12.
  10. ^ Ким 2016 , с. 21.
  11. ^ Jump up to: а б с Мезей и Харкай 2022 , с. 113.
  12. ^ Бакос и др. 2014 , с. 1.
  13. ^ Бен-Шахар и Шнайдер 2014 , стр. 68.
  14. ^ Терасаки 2013 , стр. 485–486.
  15. ^ Корбетт 2019 , стр. 456–457.
  16. ^ Бонар-Бриджес 2016 , с. 82.
  17. ^ Карпентер 2023 , с. 478.
  18. ^ Корбетт 2019 , с. 460.
  19. ^ Eichstädt & Spieker 2024 , с. 280.
  20. ^ Терасаки 2013 , стр. 469–470.
  21. ^ О'Риган 2022 , с. 394.
  22. ^ Jump up to: а б Морин и др. 2012 г. , Собственное лицензирование.
  23. ^ Карпентер 2023 , стр. 485–486.
  24. ^ Ахуджа 2016 , с. 381.
  25. ^ Корбетт 2019 , с. 456.
  26. ^ Jump up to: а б Кэттон 2020 , с. 21.
  27. ^ Кэттон 2020 , с. 22.
  28. ^ Аарон 2023 , с. 2028 год
  29. ^ Клохесси и др. 2020 , стр. 40–41.
  30. ^ Ватт 2023 , стр. 4.
  31. ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 48.
  32. ^ Демпси и Келлихер 2018 , стр. 48, 57.
  33. ^ Демпси и Келлихер 2018 , стр. 61–63.
  34. ^ Карпентер 2023 , стр. 482–483.
  35. ^ Бонар-Бриджес 2016 , стр. 82–83.
  36. ^ Карпентер 2023 , с. 485.
  37. ^ Бонар-Бриджес 2016 , с. 83.
  38. ^ Кинг 2016 , стр. 1368–1369.
  39. ^ Карпентер 2023 , стр. 480–481.
  40. ^ Карпентер 2023 , стр. 481–482.
  41. ^ Jump up to: а б Терасаки 2013 , с. 471.
  42. ^ Бонар-Бриджес 2016 , с. 86.
  43. ^ Jump up to: а б Корбетт 2019 , с. 461.
  44. ^ Распыление и Sein 2020 , стр. 620–621.
  45. ^ Eichstädt & Spieker 2024 , с. 277.
  46. ^ BBC News, Условия компьютерного программного обеспечения «несправедливы» , опубликовано 19 февраля 2008 г., по состоянию на 6 декабря 2022 г.
  47. ^ Ким 2016 , с. 17.
  48. ^ Ким 2016 , с. 18.
  49. ^ Ким 2016 , с. 19.
  50. ^ Ким 2016 , стр. 24–25.
  51. ^ Anesa 2014 , Обсуждение, Заключение.
  52. ^ Король 2016 , с. 1374.
  53. ^ «7500 интернет-покупателей неосознанно продали свои души» . FoxNews.com . 15 апреля 2010 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
  54. ^ Уиллмотт, Дон. «Backspace (v22n08)» . PCMag.com . Проверено 8 июня 2013 г.
  55. ^ О'Грэйди, Джейсон Д. «Южный парк пародирует положения и условия iTunes» . ЗДНет . Проверено 24 ноября 2012 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b373127d91d01e177f8648686b9da76f__1721174280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/6f/b373127d91d01e177f8648686b9da76f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
End-user license agreement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)