Программное обеспечение как услуга
Программное обеспечение как услуга ( SaaS / s æ s / [1] ) — это форма облачных вычислений , в которой поставщик предлагает клиенту использование прикладного программного обеспечения и управляет всеми физическими и программными ресурсами, используемыми приложением. [2] Отличительной чертой SaaS по сравнению с другими моделями доставки программного обеспечения является то, что она отделяет «владение и право собственности на программное обеспечение от его использования». [3] SaaS появился на рубеже XXI века и стал основной формой развертывания программных приложений к 2023 году.
Доступ к SaaS обычно осуществляется через веб-приложение . В отличие от большинства программных продуктов, размещаемых на собственном сервере, существует только одна версия программного обеспечения и только одна операционная система поддерживается и конфигурация. Продукты SaaS обычно работают поверх арендованных систем «инфраструктура как услуга» (IaaS) или «платформа как услуга» (PaaS), включая аппаратное обеспечение , а иногда и операционные системы и промежуточное программное обеспечение, чтобы обеспечить быстрый рост использования, обеспечивая при этом мгновенную и постоянную доступность, которую ожидают клиенты. Клиентам SaaS предоставляется абстракция безграничных вычислительных ресурсов, а эффект масштаба снижает затраты.
Не существует конкретных практик разработки программного обеспечения , которые отличали бы SaaS от разработки других приложений, хотя часто основное внимание уделяется частому тестированию и выпускам. Архитектуры SaaS обычно являются многоарендными ; хотя обычно они достигают более высокой эффективности за счет разделения хотя бы некоторых ресурсов между клиентами, нередко за дополнительную плату предлагают полностью изолированную среду. Распространенные модели дохода SaaS включают фримиум , подписку и плату за использование. В отличие от традиционного программного обеспечения, редко можно купить бессрочную лицензию на определенную версию программного обеспечения.
Облачные вычисления
[ редактировать ]Инфраструктура как услуга (IaaS) — это самая базовая форма облачных вычислений , при которой ресурсы инфраструктуры, такие как физические компьютеры, не принадлежат пользователю, а арендуются у поставщика облачных услуг. В результате ресурсы инфраструктуры можно быстро увеличить, вместо того, чтобы неделями ждать доставки и настройки компьютеров. IaaS требует времени и опыта для использования инфраструктуры в виде операционных систем и приложений . [4] Платформа как услуга (PaaS) включает в себя операционную систему и промежуточное программное обеспечение , но не приложения. [5] [6] Поставщики SaaS обычно используют службы PaaS или IaaS для запуска своих приложений. [5]
Без IaaS было бы чрезвычайно сложно сделать продукт SaaS масштабируемым для переменного числа пользователей, обеспечивая при этом мгновенную и постоянную доступность, которую ожидают клиенты. [7] Большинство конечных пользователей используют только продукт SaaS, и им не нужно беспокоиться о технической сложности физического оборудования и операционной системы. [8] Поскольку доступ к облачным ресурсам возможен без какого-либо человеческого взаимодействия, клиентам SaaS предоставляется абстракция безграничных вычислительных ресурсов, а экономия за счет масштаба снижает затраты. [9] Еще одной ключевой особенностью облачных вычислений является то, что обновления программного обеспечения можно развертывать и делать доступными для всех клиентов практически мгновенно. [10] По оценкам, в 2019 году SaaS составляло большую часть рынка облачных вычислений, 43 процента, в то время как IaaS и PaaS вместе взятые составляли примерно 25 процентов. [11]
История
[ редактировать ]В 1960-х годах была изобретена многозадачность , позволившая мейнфреймам обслуживать одновременно несколько пользователей. В течение следующего десятилетия разделение времени стало основной бизнес-моделью вычислений, а кластерные вычисления позволили нескольким компьютерам работать вместе. [9] Облачные вычисления появились в конце 1990-х годов, когда такие компании, как Amazon (1994 г.), Salesforce (1999 г.) и Concur (1993 г.), предлагали интернет - приложения с оплатой по факту использования. Все они были сосредоточены на одном продукте, чтобы захватить большую долю рынка . [12] Начиная с Gmail в 2004 году, службы электронной почты были одними из первых SaaS-продуктов, массово продаваемых потребителям. [13] Рынок SaaS быстро рос в начале XXI века. [14] [11] Изначально SaaS рассматривался как технологическая инновация, но сейчас его стали воспринимать скорее как бизнес-модель. [15] К 2023 году SaaS стал основным методом доставки приложений компаниями. [16]
К популярным потребительским продуктам SaaS относятся все веб-сайты социальных сетей , службы электронной почты, такие как Gmail и связанные с ним редакторы документов Google . [17] Скайп , Дропбокс , [18] и развлекательные продукты, такие как Netflix и Spotify . [19] Продукты Enterprise SaaS включают программное обеспечение Salesforce для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), SAP Cloud Platform и Oracle Cloud Enterprise Resource Planning . [18]
Модели дохода
[ редактировать ]Некоторые поставщики SaaS предлагают потребителям бесплатные услуги, которые финансируются за счет рекламы , партнерского маркетинга или продажи потребительских данных. [20] Одной из самых популярных моделей интернет-стартапов и мобильных приложений является freemium , когда компания взимает плату за постоянное использование или более высокий уровень обслуживания. Даже если пользователь никогда не перейдет на платную версию, это поможет компании захватить большую долю рынка и вытеснить клиентов у конкурента. [21] Однако стоимость хостинга компании увеличивается с увеличением количества пользователей, независимо от того, удастся ли ей убедить их использовать платную версию. [22] Другая распространенная модель — бесплатная версия обеспечивает только демонстрацию ( Crippleware ). Интернет-торговые площадки могут взимать комиссию за транзакции для покрытия расходов поставщика SaaS. [20] Раньше продукты SaaS предлагались за единовременную плату, но популярность этой модели снижается. [20] Несколько [20] Продукты SaaS имеют открытый исходный код, называемый открытым SaaS. Эта модель может обеспечить такие преимущества, как снижение затрат на развертывание, меньшие обязательства поставщиков и более портативные приложения. [23]
Наиболее распространенные модели дохода SaaS включают подписку и оплату за использование. [24] Для клиентов преимущества включают снижение первоначальных затрат, повышенную гибкость и более низкую общую стоимость по сравнению с традиционным программным обеспечением с бессрочными лицензиями на программное обеспечение . [25] В некоторых случаях высокие единовременные затраты, требуемые продавцами традиционного программного обеспечения, были недоступны для малых предприятий , но модели SaaS с оплатой по факту использования делают программное обеспечение доступным. [3] Плата за использование может взиматься в зависимости от количества пользователей, транзакций, объема использованного дискового пространства или других показателей. [26] Многие покупатели предпочитают оплату по мере использования, поскольку считают, что они являются относительно нерегулярными пользователями программного обеспечения, а продавец получает выгоду, обращаясь к случайным пользователям, которые в противном случае не купили бы программное обеспечение. [26] Однако это может привести к неопределенности доходов продавца и увеличить накладные расходы на выставление счетов . [27]
Модель подписки SaaS предлагает провайдеру постоянный и возобновляемый поток доходов, хотя и подвержена риску отмены. [3] Если значительное количество проектов будет отменено, жизнеспособность бизнеса может оказаться под угрозой. [3] Легкость отмены подписки и перехода к конкуренту дает клиентам возможность добиться уступок от продавца. [28] Хотя регулярные доходы могут помочь бизнесу и привлечь инвесторов, необходимость в навыках обслуживания клиентов , позволяющих убедить клиента продлить подписку, является проблемой для поставщиков, переходящих на подписку с других моделей дохода. [29]
Принятие
[ редактировать ]Доступ к продуктам SaaS обычно осуществляется через веб-браузер как общедоступное веб-приложение . [30] [16] Это означает, что клиенты могут получить доступ к приложению где угодно и с любого устройства без необходимости его установки или обновления . [16] [31] Поставщики SaaS часто стараются свести к минимуму сложность регистрации на продукт. [32] Многие извлекают выгоду из структуры, ориентированной на обслуживание, чтобы реагировать на отзывы клиентов и быстро развивать свой продукт в соответствии с требованиями. Это может позволить клиентам поверить в постоянное совершенствование продукта и помочь провайдеру SaaS привлечь клиентов от авторитетной традиционной компании-разработчика программного обеспечения, которая, вероятно, может предложить более глубокий набор функций. [33] [34]
Хотя локальное программное обеспечение часто менее безопасно, чем альтернативы SaaS, [35] безопасность и конфиденциальность являются одними из основных причин, на которые ссылаются компании, не использующие продукты SaaS. [36] SaaS-компании должны защищать свои общедоступные предложения от злоупотреблений, включая атаки типа «отказ в обслуживании» и хакерство. [37] Они часто используют такие технологии, как контроль доступа , аутентификация и шифрование, для защиты конфиденциальности данных . [36] Тем не менее, не все компании доверяют поставщикам SaaS обеспечение безопасности конфиденциальных данных. [36] Поставщик несет ответственность за обновления программного обеспечения , включая исправления безопасности , а также за защиту данных клиентов. [31] Системы SaaS по своей сути имеют большую задержку , чем программное обеспечение, работающее локально, из-за времени, необходимое для доставки сетевых пакетов в облачное хранилище. Это может быть непомерно дорого для некоторых видов использования, таких как срочные промышленные процессы или складирование. [38]
Рост продаж SaaS-продуктов является одним из факторов, побудивших многие компании переключить бюджет на ИТ как капитальные затраты на операционные расходы . [39] Процесс перехода на SaaS и его поддержка также может потребовать значительных затрат, которые необходимо учитывать. [40] [29]
Разработка
[ редактировать ]Проблема для поставщиков SaaS заключается в том, что спрос неизвестен заранее. Их система должна иметь достаточную гибкость, чтобы иметь возможность обслуживать всех пользователей, не отворачивая ни одного, но не платя за слишком много ресурсов, которые будут ненужными. Если ресурсы статичны, они гарантированно будут потрачены впустую в непиковое время. [42] Иногда предлагаются более дешевые тарифы в непиковое время, чтобы сбалансировать нагрузку и сократить отходы. [43] Ожидания непрерывного обслуживания настолько высоки, что в новостях часто сообщают о сбоях в работе программного обеспечения SaaS. [44]
Не существует конкретных методов разработки программного обеспечения , которые отличали бы SaaS от разработки других приложений. [45] Продукты SaaS часто выпускаются заранее и часто для того, чтобы воспользоваться гибкостью модели доставки SaaS. [46] Гибкая разработка программного обеспечения обычно используется для поддержки этого графика выпуска. [47] Многие разработчики SaaS используют разработку через тестирование или иным образом делают упор на частое тестирование программного обеспечения из-за необходимости гарантировать доступность своего сервиса и быстрое развертывание. [48] Проектирование , ориентированное на предметную область, при котором бизнес-цели определяют разработку, популярно, поскольку продукты SaaS должны продаваться клиенту, будучи полезными. [49] Разработчики SaaS не знают заранее, с каких устройств клиенты будут пытаться получить доступ к продукту (например, с настольного компьютера, планшета или смартфона), а поддержка широкого спектра устройств часто является важной задачей для команды фронтенд-разработчиков . [50] Прогрессивные веб-приложения позволяют использовать некоторые функции, даже если устройство находится в автономном режиме. [51]
Приложения SaaS преимущественно предлагают протоколы интеграции и интерфейсы прикладного программирования (API), которые работают в глобальной сети . [52]
Архитектура
[ редактировать ]Архитектура SaaS существенно различается от продукта к продукту. [53] Тем не менее, большинство провайдеров SaaS предлагают мультитенантную архитектуру. [30] одна версия приложения с единой конфигурацией ( аппаратное обеспечение , сеть , операционная система ). В этой модели для всех клиентов («арендаторов») используется [54] Это означает, что компании не нужно поддерживать несколько версий и конфигураций. [16] Архитектурный сдвиг, когда каждый клиент использует собственную версию программного обеспечения на своем оборудовании, влияет на многие аспекты дизайна приложения и функции безопасности. [54] В мультитенантной архитектуре многие ресурсы могут использоваться разными арендаторами или совместно использоваться несколькими арендаторами. [55]
Структуру типичного приложения SaaS можно разделить на плоскости приложения и управления. [56] Продукты SaaS различаются тем, как разделены эти плоскости, которые могут быть тесно интегрированы или слабо связаны в модели, управляемой событиями или сообщениями. [57] Плоскость управления отвечает за управление системой и охватывает такие функции, как подключение клиентов, выставление счетов и метрики, а также систему, используемую поставщиком SaaS для настройки, управления и эксплуатации службы. [56] Многие продукты SaaS предлагаются с разными уровнями обслуживания по разным ценам, что называется многоуровневым обслуживанием . Это также может повлиять на архитектуру обеих плоскостей, хотя обычно она размещается на плоскости управления. [58] В отличие от плоскости приложения, сервисы на плоскости управления не предназначены для мультиарендности. [59]
Плоскость приложения, которая сильно варьируется в зависимости от характера продукта, реализует основную функциональность продукта SaaS. [59] Ключевые проблемы проектирования включают разделение разных арендаторов, чтобы они не могли просматривать или изменять данные или ресурсы других арендаторов. [61] За исключением простейших приложений SaaS, некоторые микросервисы и другие ресурсы распределяются по каждому арендатору, а не распределяются между всеми арендаторами. [62] Функциональность маршрутизации необходима для направления запросов арендаторов в соответствующие службы. [60]
Некоторые продукты SaaS не распределяют ресурсы между арендаторами — это называется изолированием. Хотя это сводит на нет многие преимущества SaaS в плане эффективности, зато упрощает миграцию устаревшего программного обеспечения на SaaS. [64] и иногда предлагается как премиальное предложение по более высокой цене. [65] Объединение всех ресурсов может позволить достичь более высокой эффективности. [66] но сбой затрагивает всех клиентов, поэтому доступность должна быть приоритетной. [67] Многие системы используют комбинацию обоих подходов, объединяя одни ресурсы и изолируя другие. [68] Другие компании группируют несколько арендаторов в модули и распределяют между ними ресурсы. [69]
Юридические вопросы
[ редактировать ]В Соединенных Штатах конституционные законы об ордерах на обыск не защищают все формы динамически хранимых данных SaaS. В результате правительства могут запрашивать данные у поставщиков SaaS без согласия владельца. [70] [71]
Некоторые лицензии с открытым исходным кодом, такие как GPL-2.0, прямо не предоставляют права, разрешающие распространение в качестве продукта SaaS в Германии. [72]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Панкер, Джон; Льюис, Марк; Фэйи, Эван; Васкес, Мелвин Джафет (август 2007 г.). «Как вы произносите ЭТО?» . ТехТаржет . Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 года . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Голдинг 2024 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Демпси и Келлихер 2018 , с. 2.
- ^ Розати и Линн 2020 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Розати и Линн 2020 , с. 23.
- ^ Ибрагим и др. 2023 , с. 258.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 17.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Демпси и Келлихер 2018 , с. 19.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Розати и Линн 2020 , с. 20.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 23, 31.
- ^ Ватт 2023 , стр. 8.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 24, 32.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уоттс 2023 , стр. 4.
- ^ Ватт 2023 , стр. 4, 8.
- ^ Перейти обратно: а б Клохесси и др. 2020 , с. 40.
- ^ Ватт 2023 , стр. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Демпси и Келлихер 2018 , с. 48.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 61–63.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 63–64.
- ^ Бхандари и Гупта 2019 , с. 21.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 48, 57.
- ^ Клохесси и др. 2020 , стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Демпси и Келлихер 2018 , с. 57.
- ^ Демпси и Келлихер, 2018 , стр. 57–58.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Демпси и Келлихер 2018 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Гарбис и Чепмен 2021 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Киннунен 2022 , стр. 123–124.
- ^ Голдинг 2024 , с. 18.
- ^ Голдинг 2024 , с. 20.
- ^ Ватт 2023 , стр. 15.
- ^ Ватт 2023 , стр. 6, 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Ибрагим и др. 2023 , стр. 264, 266, 268.
- ^ Гарбис и Чепмен, 2021 , с. 186.
- ^ Киннунен 2022 , стр. 137, 139.
- ^ Таллон и др. 2020 , с. 2.
- ^ Киннунен 2022 , стр. 124.
- ^ Голдинг 2024 , с. 25.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 36.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 37.
- ^ Демпси и Келлихер 2018 , с. 39.
- ^ Ватт 2023 , стр. 11.
- ^ Ватт 2023 , стр. 16.
- ^ Юнас и др. 2018 , с. 142.
- ^ Ватт 2023 , стр. 11–12, 16.
- ^ Ватт 2023 , стр. 12.
- ^ Ватт 2023 , стр. 13–14.
- ^ Ватт 2023 , стр. 13.
- ^ Манви и Шьям 2021 , с. 105.
- ^ Голдинг 2024 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Голдинг, 2024 г. , стр. 25–26.
- ^ Голдинг 2024 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Голдинг 2024 , с. 27.
- ^ Голдинг 2024 , с. 44.
- ^ Голдинг 2024 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Голдинг 2024 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Голдинг 2024 , с. 38.
- ^ Голдинг 2024 , стр. 36–37.
- ^ Голдинг 2024 , с. 37.
- ^ Голдинг 2024 , с. 76.
- ^ Голдинг 2024 , с. 55.
- ^ Голдинг 2024 , стр. 55, 74–75.
- ^ Голдинг 2024 , с. 69.
- ^ Голдинг 2024 , с. 70.
- ^ Голдинг 2024 , стр. 75–76.
- ^ Голдинг 2024 , с. 78.
- ^ Артур, Чарльз (14 декабря 2010 г.). «ChromeOS от Google означает потерю контроля над данными, — предупреждает основатель GNU Ричард Столлман» . Хранитель . Великобритания . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 г. Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Адхикари, Ричард (15 декабря 2010 г.). «Почему Ричард Столлман не любит Chrome» . Инсайдер Linux . Архивировано из оригинала 23 января 2021 г. Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Бальхаузен 2014 , с. 61.
Источники
[ редактировать ]- Бальхаузен, Мириам (2014). «OpenSaaS: использование бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом в качестве программного обеспечения как услуги» . Международный обзор закона о свободном и открытом программном обеспечении . 6 : 61–68. ISSN 2666-8106 .
- Бхандари, Гуру Прасад; Гупта, Ратнешвер (2019). «Обзор архитектуры облачных и периферийных вычислений, а также ее текущие проблемы и проблемы». Развитие архитектур туманных вычислений, ориентированных на потребителя . IGI Global. стр. 1–37. ISBN 978-1-5225-7149-0 .
- Демпси, Дэвид; Келлихер, Фелисити (2018). Тенденции отрасли в сфере облачных вычислений: альтернативные модели доходов от бизнеса . Международное издательство Спрингер. ISBN 978-3-319-87693-1 .
- Гарбис, Джейсон; Чепмен, Джерри В. (2021). Безопасность с нулевым доверием: Руководство для предприятий . Апресс. ISBN 978-1-4842-6703-5 .
- Голдинг, Тод (2024). Создание мультитенантной SaaS-архитектуры . О'Рейли Медиа. ISBN 978-1-0981-4061-8 .
- Ибрагим, Ахмед Мамдух Абдельфата; Абдулла, Норрис Сайед; Бахари, Махади (2023). Проблемы программного обеспечения как услуги: систематический обзор литературы . Международное издательство Спрингер. стр. 257–272. ISBN 978-3-031-18344-7 .
- Киннунен, Юха (2022). ERP как программное обеспечение как услуга: факторы, определяющие внедрение облака крупными предприятиями . Международное издательство Спрингер. стр. 123–142. ISBN 978-3-030-99191-3 .
- Линн, Тео; Муни, Джон Г.; Розати, Пьеранджело; Фокс, Грейс (2020). Измерение бизнес-ценности облачных вычислений . Спрингер Природа. ISBN 978-3-030-43198-3 .
- Таллон, Пол П.; Муни, Джон Г.; Дуддек, Марвин (2020). «Измерение бизнес-ценности ИТ». Измерение бизнес-ценности облачных вычислений . Международное издательство Спрингер. стр. 1–17. ISBN 978-3-030-43198-3 .
- Розати, Пьеранджело; Линн, Тео (2020). «Оценка бизнес-ценности миграции инфраструктуры в облако». Измерение бизнес-ценности облачных вычислений . Международное издательство Спрингер. стр. 19–37. ISBN 978-3-030-43198-3 .
- Клохесси, Тревор; Эктон, Томас; Морган, Лоррейн (2020). «Выгода от SaaS: измерение бизнес-ценности предоставления технологий программного обеспечения как услуги». Измерение бизнес-ценности облачных вычислений . Международное издательство Спрингер. стр. 39–55. ISBN 978-3-030-43198-3 .
- Манви, Сунилкумар; Шьям, Гопал (2021). Облачные вычисления: концепции и технологии . ЦРК Пресс. п. 105. ИСБН 9781000337952 .
- Ватт, Энди (2023). Создание современных приложений SaaS с использованием C# и . NET: создание, развертывание и обслуживание профессиональных приложений SaaS . Пакет. ISBN 978-1-80461-087-9 .
- Юнас, Мухаммед; Джавави, Даянг Н.А.; Гани, Имран; Фрис, Терренс; Казми, Рафакут (2018). «Гибкая разработка в среде облачных вычислений: систематический обзор» . Информационные и программные технологии . 103 : 142–158. дои : 10.1016/j.infsof.2018.06.014 . ISSN 0950-5849 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фокс, Армандо; Паттерсон, Дэвид А. (2020). Инженерное программное обеспечение как услуга: гибкий подход с использованием облачных вычислений . Пого Пресс. ISBN 978-1-7352338-0-2 .