Бадик
Бадик | |
---|---|
![]() Бадик до 1931 года | |
Тип | Нож, кинжал |
Место происхождения | Индонезия ( Сулавеси ) |
История обслуживания | |
Используется | Народ бугис , народ макасар , народ мандар |
Технические характеристики | |
Длина | 20–30 см (7,9–11,8 дюйма) |
лезвия Тип | Односторонняя, выпуклая шлифовка |
рукояти Тип | Дерево, рог, слоновая кость |
Ножны / ножны | Дерево, рог, слоновая кость |
Бадик : или бадек ( макассарский : ᨅᨉᨗ badiʼ , бугийский ᨀᨓᨒᨗ kawali ) — нож или кинжал, разработанный народами буги и макасар на юге Сулавеси , Индонезия .
Описание
[ редактировать ]Бадик состоит из трех частей: рукоятки и клинка, а также ножен или ножен. Он бывает самых разных форм и размеров. Бадик может иметь прямое, изогнутое, выпуклое или волнистое, однолезвийное или обоюдоострое лезвие. Клинок гладкий или с полыми участками ( долом ). Острие лезвия может быть как заостренным, так и закругленным. Как и у криса , форма клинка асимметрична и часто имеет узоры, типичные для памора ( сталь для сварки образцов , широко известная как дамасская сталь ). [ 1 ] [ 2 ] Однако от криса он отличается тем, что у бадика нет ганджи (стальной буферной полосы). Некоторые версии из Сулавеси украшены инкрустацией золотого рисунка на клинке, называемом джеко . Рукоять изготавливается из дерева, рога или слоновой кости в форме пистолетной рукоятки под углом от 45° до 90° или аналогичной изогнутой формы, часто украшенной резьбой. Из своего родного Сулавеси бадик вскоре распространился на соседние острова, такие как Ява , Борнео , Суматра и даже на Малайский полуостров , создавая большое разнообразие стилей бадик в зависимости от региона и этнической группы. [ 3 ] создано и используется множество версий Только на Индонезийском архипелаге . [ 4 ]
Культура
[ редактировать ]
Считается, что, как и другие клинки Малайского архипелага, бадик, изготовленный традиционным способом, наделяется сверхъестественной силой во время его ковки. особенно Говорят, что памор влияет на своего владельца, принося либо благополучие и процветание, либо несчастье и бедность. Бадик не только используется в качестве оружия и охотничьего инструмента, но и является символом культурной самобытности Сулавеси. В колониальную эпоху считалось жаль, если человек умер без бадика. [ 5 ] : 157 Еще в 1960-х годах бадик носили как часть повседневной одежды, и о преступлениях, связанных с бадиком, сообщалось регулярно. Жители Бугиса . и Макасара до сих пор носят бадик в торжественных случаях
Бадик носят на правой стороне, торцом рукоятки назад; его также можно расположить с левой стороны, при этом торец ручки будет направлен назад. Когда оружие переносится с правой стороны на левую или при ношении слева, рукоятка перевернута вперед, это признак приближающегося боя. [ 5 ] : 157
Дуэли
[ редактировать ]Традиционная форма дуэлей среди общины бугис - макассар называлась сигаджан лаленг липа (на языке бугис ), ситобо лаланг липа (на макасарском языке ) или сибаджи лаланг липа. [ какой это язык? ] (среди баньоранжской общины), в котором дуэлянты сражаются в саронге . Претендент стоит с расстегнутым саронгом вокруг себя и почтительно приглашает соперника надеть саронг. Сам саронг туго натянут вокруг талии обоих. Когда оба мужчины находятся внутри, должно быть заключено соглашение сражаться до смерти, и после этого не должно быть наследственной обиды, и ни одной стороне не будет разрешено ставить под сомнение дуэль. Если оба бойца согласны, они затем вступают в бой с бадиком в ограниченном пространстве одного саронга. [ 6 ] Поскольку избежать травм практически невозможно даже для победителя, этот тип дуэли считался признаком необычайной храбрости, мужественности и менталитета воина. Хотя настоящие ситобо лаланг липа больше не практикуются, инсценировки этих дуэлей до сих пор разыгрываются на культурных шоу.
Техники
[ редактировать ]Бадик — основное оружие пенчак силата в стилях Бугис и Мангкасара . Бадик почти всегда вводится в действие сбоку или сзади предполагаемой жертвы. Вытягивание осуществляется по телу оператора путем разрезания слева направо; лезвие можно «оперить» (перевернуть) и сделать еще один удар справа налево, но только в том случае, если первый не справился со своей задачей. Но именно на этот удар буги и макасарцы больше всего полагаются . Клинок бугис-бадика тоньше, чем у макасарского типа. Поэтому последний должен наноситься плоским лезвием, если необходимо добиться смертельного проникновения в области ребер; другие области анатомии жертвы не требуют такого изменения положения, но макасарцы обычно используют тактику плоского лезвия и стремятся к полному проникновению лезвия. Буги , с другой стороны, зажимают лезвие чаще, чем макасарцы, пальцами чуть ниже места, где рукоятка соединяется с лезвием. Причем укол может быть доведен до проникновения в вертикальный или плоский вход, на глубину зажимного захвата. Смертельное проникновение в избранные жизненно важные анатомические цели может быть гарантированно достигнуто при длине лезвия менее 3 дюймов (76 мм). [ 5 ] : 157
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэрион, Герберт (февраль 1960 г.). «Сварка по образцу и дамаскирование лезвий мечей - Часть 1: Сварка по образцу». Исследования в области консервации . 5 (1): 25–37. дои : 10.2307/1505063 . JSTOR 1505063 .
- ^ Мэрион, Герберт (май 1960 г.). «Сварка по образцу и дамаскирование лезвий мечей - Часть 2: Дамасский процесс». Исследования в области консервации . 5 (2): 52–60. дои : 10.2307/1504953 . JSTOR 1504953 .
- ^ Мухлис ПаЭни (2008). Бугис-Макассарская диаспора и национальное пробуждение . Департамент культуры и туризма. ISBN 978-979-99242-3-0 .
- ^ Альберт Дж. Ван Зонневельд (2002). Традиционное оружие Индонезийского архипелага . Королевский институт языковой земли. ISBN 90-5450-004-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дрегер, Донн (2012). Оружие и боевые искусства Индонезии . Издательство Таттл. п. 256. ИСБН 9781462905096 .
- ^ «Томанурунг Настоящая война народа буги» (PDF) . Индонезийские СМИ. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Донн Ф. Дрегер (1972). Оружие и боевые искусства Индонезии Издательство Таттл. стр. 100-1 9, 201, 202 1-4629-0509-9 .
- Роберт Като (1996). Мечи Моро . Грэм Браш. п. 34. ISBN 978-981-218-059-9 .