Копье

Бедил томбак или бедил тумбак — разновидность раннего огнестрельного оружия с Индонезийского архипелага . Оружие состоит из ружья или небольшой пушки, установленной на деревянном шесте, образуя тип оружия, известный как « шестовая пушка » ( stangenbüchse на немецком языке ). [1] : 256
Этимология
[ редактировать ]Слово «бедил» — это термин на малайском и яванском языках, означающий оружие (любой тип оружия, от маленького пистолета до большого осадного орудия). [2] Слово томбак или тумбак означает копье, пику или копье. [3] : 81
История
[ редактировать ]
Внедрение порохового оружия на архипелаге Нусантара можно проследить до монгольского вторжения на Яву (1293 г.), когда китайско-монгольские войска применили пушки ( 炮-Пао ) против войск Кедири в Дахе. [4] : 1–2 [5] [6] : 244–245 [7] : 220 В период с 14 по 15 века в местных источниках упоминается бедил (пистолет или оружие на основе пороха), но, поскольку это широкий термин, необходимо соблюдать осторожность при определении того, какой тип оружия использовался в отрывке. [8] [9] На Яве был найден небольшой пистолет, датированный 1340 годом и предположительно китайский, но датировка могла быть ошибочной. [6] : 275
Ма Хуань ( Чжэн Хэ переводчик ) посетил Маджапахит в 1413 году и сделал заметки о местных обычаях. В его книге «Инья Шенлан » рассказывается о яванской свадебной церемонии: когда муж сопровождал свою новую жену в семейный дом, звучали различные инструменты, в том числе гонги, барабаны и хочонг (огненная труба или ручная пушка ). [10] [11] : 245 Вероятно, яванская ручная пушка создана по образцу китайских. На острове Ява была найдена китайская шестовая пушка 1421 года нашей эры, носящая имя императора Юнлэ (1403–1425). [11] : 245 Запальное отверстие ружья защищено от дождя крышкой, соединенной шарниром. [1] : 256

Хайго Гуанцзи (海国广记) и Шую Чжоузи Лу (殊域周咨錄) записали, что Ява обширна и густонаселена, а их бронированные солдаты и ручные пушки (火銃 — хуу чонг) доминируют в восточных морях. [12] : 755 [13] [14]
Дуарте Барбоза зафиксировал обилие порохового оружия на Яве ок. 1514 г. Яванцы считались опытными мастерами оружейного дела и хорошими артиллеристами. Оружие, производимое там, включает однофунтовые пушки, длинные мушкеты, спингарды (аркебузы), скиоппи (ручные пушки), греческий огонь , ружья (пушки) и другие фейерверки. [15] : 254 [16] [6] : 224 При осаде Малакки в 1511 году малайцы использовали пушки, фитильные ружья и «стрелковые трубки». [17] : 146–147 Пороховое оружие Малакки не производилось малайцами, а было импортировано с Явы. [18] : 3–4 [19] : 97–98
Местный бабад (исторический текст) после 17 века иногда упоминает бедил томбак. [20] На Ломбоке примерами таких бабадов были хроника Ломбок, хроника Менгуи и хроника Шакра. [21] : 93–96 [22] : 79, 83 [23] Они также упоминаются в суданских и балийских текстах. [24] : 103 [25] : 128 Во время Бали-Ломбокской войны (ок. начало 19 – конец 19 века) часть войск Карангасема была вооружена бедильскими томбаками. [23]
Галерея
[ редактировать ]- Бронзовый бедиль томбак, возраст и конкретное место неизвестны.
- Яванское железное копье из Маджаленгки , Западная Ява , возраст неизвестен.
- Винтовочные копья и вертлюжные ружья в музее Талага Манггунг, Западная Ява.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фельдхаус, FM (1897). Китайская древковая винтовка 1421 года . В журнале исторического оружия, том 4 . Исследовательский институт Гетти. Дрезден: Ассоциация исторического оружия.
- ^ Керн, Х. (январь 1902 г.). «Происхождение малайского слова Бедил» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 54 : 311–312. дои : 10.1163/22134379-90002058 .
- ^ Марсден, Уильям (1812). Словарь малайского языка . Кокс и Бейлис.
- ^ Шлегель, Густав (1902). «Об изобретении и использовании огнестрельного оружия и пороха в Китае до прихода европейцев». Тунг Пао . 3: 1–11.
- ^ Ломбард, Денис (1990). Яванский перекресток. Очерк глобальной истории (Яванский перекресток: на пути к глобальной истории), Том. 2 . Париж: Издания Школы перспективных исследований в области социальных наук. Страница 178.
- ^ Jump up to: а б с Партингтон, младший (1999). История греческого огня и пороха . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-5954-0 .
- ^ Рид, Энтони (1993). Юго-Восточная Азия в эпоху торговли, 1450-1680 гг. Том второй: Расширение и кризис . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- ^ Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Преданность топливного архипелага. стр. 317. ИСБН 978-602-9346-00-8 .
- ^ «Технологии эпохи Маджапахита - Обзор Нусантары» . www.nusantarareview.com . Проверено 11.05.2020 .
- ^ Майерс (1876). « Китайские исследования Индийского океана в пятнадцатом веке ». Обзор Китая . IV : с. 178.
- ^ Jump up to: а б Манген, Пьер-Ив (1976). «Нусантарианская легкая артиллерия: около шести пушек, сохранившихся в португальских коллекциях» (PDF) . Азиатское искусство . 32 : 233–268. дои : 10.3406/arasi.1976.1103 . S2CID 191565174 .
- ^ Хешэн, Чжэн; Ицзюнь, Чжэн (1980). Сборник материалов о путешествиях Чжэн Хэ на Запад, том 2, часть 1. Издательство Qilu
«Хай Го Гуан Цзи» «Яванская система» имеет письменность и знает эфемериды. Страна ее обширна и густонаселена, а ее воины в доспехах, огонь и мушкетоны — герои всех восточных народов. Его обычаи очень агрессивны, и он будет носить кинжал, когда его сыну исполнится год. Нож чрезвычайно изыскан: его головка пронзена во имя солнца, а цель вырезана из золота, серебра и слоновой кости для вырезания людей и призраков. Мужчины, молодые и старые, богатые и бедные, все носят их. Если возникнет спор, они обнажат мечи и зарежут друг друга. Если вы возьмете меч во время убийства, вы будете убиты. в течение трех дней ты не будешь убит.
- ^ Цунцзян, Ян (1583 г.). Шую Чжоузилу, том 8, Ченла , стр. 111.
Его страна обширна и густонаселена, имеет доспехи, солдат и оружие, что делает ее лидером всех восточных стран. Он вульгарен и агрессивен.
- ^ Вэньбинь, Ян, изд. (2019). Карта цивилизации Южно-Китайского моря: восстановление исторического гена Южно-Китайского моря. Руши венхуа, стр. 70 . 9789578784987 «Хайго Гуанцзи» пишет ,
что Яванские «солдаты в доспехах, петарды и мушкетоны — лучшие среди восточных тибетцев».
- ^ Джонс, Джон Винтер (1863). Путешествия Людовико ди Вартема по Египту, Сирии, Аравийской пустыне и Аравии Феликсу, Персии, Индии и Эфиопии, 1503–1508 годы нашей эры . Общество Хаклюйт.
- ^ Стэнли, Генри Эдвард Джон (1866). Описание побережий Восточной Африки и Малабара в начале шестнадцатого века Дуарте Барбоза . Общество Хаклюйт. п. 198.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (июль 1953 г.). «Заметки о старой пушке, найденной в Малайе и известной как голландское происхождение». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 26 : 145–174 – через JSTOR.
- ^ Чарни, Майкл (2012). Иберийцы и жители Юго-Восточной Азии в войне: первая жестокая встреча в Малакке в 1511 году и после. Изменение знаний об оружии: адаптация и обучение в межкультурных начальных конфликтах . Гамбургское издание.
- ^ Хасбулла, Ван Мохд Дасуки Ван (2020). Малайское огнестрельное оружие . Языковой и библиотечный совет.
- ^ Минтосих, Шри (1999). Исследование культурной ценности рукописи Ломбокских хроник, том 1 . Джакарта: генеральный директор культуры Министерства образования и культуры.
- ^ Супарман, Лалу Где (1994). Ломбокские хроники (на индонезийском языке). Центр языковой ориентации и развития Министерства образования и культуры. ISBN 978-979-459-395-0 .
- ^ Вираном (раден.) (1814 г.). Хроника (история) Ломбока: Хроника Менгуи (на индонезийском языке).
- ^ Jump up to: а б Супарман, Лалу Где (1 января 1994 г.). Священные хроники (на индонезийском языке). Главное управление культуры. ISBN 978-979-459-392-9 .
- ^ Будисантосо, С.; Нусантара (Индонезия), Проект культурных исследований и исследований (1990). История Умара Майи (на индонезийском языке). Департамент образования и культуры, Главное управление культуры, Управление истории и традиционных ценностей, Проект культурных исследований и изучения архипелага.
- ^ Сукарта, Ньоман; Маюн, Ида Багус; Рупа, И. Вайан; Пурна, И. Мэйд (1995). Изучение культурных ценностей в Гегуритан Аджи Дхарма (на индонезийском языке). Проект изучения и развития центральных культурных ценностей, Управление истории и традиционных ценностей, Главное управление культуры, Министерство образования и культуры.