Jump to content

Школа Карла Мэя

Координаты : 59 ° 56'24 "N 30 ° 16'10" E  /  59,939871 ° N 30,269317 ° E  / 59,939871; 30.269317
Karl Ivanovich May (1820–1895)

59°56′24″N 30°16′10″E  /  59.939871°N 30.269317°E  / 59.939871; 30.269317 Karl May School ( Russian : Петербургская школа Карла Мая ) is a secondary school in Saint Petersburg , Russia .

Основание

[ редактировать ]

В 1856 году, в день осеннего равноденствия (22 сентября), по инициативе нескольких немецких семей, стремившихся дать своим детям более прикладное среднее образование, чем то, которое доступно в современных государственных учебных заведениях, была создана частная немецкая школа для мальчиков. был открыт в крыле дома №2. 56, 1-я линия, на Васильевском острове . Ее возглавил Карл Иванович Май (1820–1895), талантливый профессиональный педагог и последователь прогрессивных просветительских взглядов А. Дистервега , И. Х. Песталоцци , Н. И. Пирогова , К. Д. Ушинского и Ф. Фребеля . В 1838 году он с отличием окончил Петербургское главное немецкое училище, а в 1845 году — историко-филологический факультет Императорского Петербургского университета .

Первые годы

[ редактировать ]

В первые годы своего существования школа была начальной, состоящей из трех классов, но начиная с 1861 г. в государственные образовательные учреждения).

В конце 1850-х годов одно из школьных представлений открылось прохождением герольда с флагами, украшенными майскими жуками ; Режиссеру и всем присутствующим этот символ очень понравился. называли себя майскими жуками С этого момента слушатели этой школы всю оставшуюся жизнь .

Главным девизом школы был основоположник современной Ян педагогики Амос Коменский : «Сначала люби, потом учи» . В соответствии с этим лозунгом был сформирован коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладающих высокими моральными и профессиональными качествами. Писатель Лев Успенский , выпускник училища 1918 года, отмечал в своих воспоминаниях (перефразировано): « В мае нет и не может быть просветителей-мракобесов, учителей- черносотенцев , чиновников в погонах. Преподаватели в Мэй, поколение за поколением, отбирались на основе их научных и образовательных способностей.

Созданная К.И. Мэем система обучения и воспитания предусматривала взаимное уважение и доверие к учителям и ученикам, постоянное сотрудничество с семьей, стремление воспитателей учитывать и развивать индивидуальные способности каждого ученика, научить его мыслить. независимо. Все это в сочетании с высоким качеством образования позволяло школе из года в год выпускать высокоморальную, всесторонне развитую молодежь, подготовленную к «работе, полезной для общества». Благодаря особой атмосфере, исходившей из этого учебного заведения (названной «майским духом»), училище К. Мая представляло собой «государство в государстве, отделенное бескрайним океаном от государственного конвенционализма» (метко выразил выпускник 1890 года Д. В. Философов ). . Ее участники, как по социальному положению, так и по национальной идентификации, были весьма разнообразны, без дискриминации: швейцарские дети, сыновья князей Гарина, Голицына , графов Олсуфьева и Стенбока-Фермора, представители предпринимательских семей Варгуниных, Дурдин, Елисеевых, Тортонов и отпрыски либеральной интеллигенции Бенуа , Бруни , Гримм, Добужинский , Рерих , Римский-Корсаков , Семенов-Тян-Шанский и другие. Более того, во многих случаях в этой школе воспитывалось несколько поколений одной семьи. Среди них уникальный рекорд принадлежит династии Бенуа: 25 членов этого клана учились «в мае».

Юбилейный нагрудный знак, врученный выпускникам 1906 и 1916 годов.

Студенты

[ редактировать ]

В этой школе воспитывались мальчики, представлявшие почти все национальные диаспоры Петербурга — русские, немцы, французы, англичане, татары, евреи, финны, китайцы и т. д. Таким образом, как уже отмечалось в начале XX в. века эту школу никоим образом нельзя было назвать монархической, демократической, республиканской или аристократической. Оно всегда стремилось быть человеком.

Подразделения

[ редактировать ]

С самого начала школа состояла из двух отделений. Детей, проявлявших склонность к гуманитарным наукам, называли латинистами и в первые годы учились на этом отделении, которое позже было переименовано в гимназию. Здесь, наряду с немецким и французским, преподавали древние языки – латынь и греческий. Гимназисты, проучившись девять лет, как правило, готовились к продолжению образования в университете. Молодых людей, более склонных к естественным наукам, называли нелатинистами: за восемь лет на естественнонаучном отделении они приобрели большой объем знаний по точным наукам и подготовились к инженерной работе. До 1909 года существовало небольшое коммерческое подразделение, в котором вместо французского изучался английский. Благодаря такому строению в 1881 году официальное название этого среднего учебного заведения стало «Гимназия и естественнонаучное училище К. Мая».

Первые 25 лет школа была немецкой, то есть уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторым естественнонаучным дисциплинам велись также на языке Гете .

С 1861 года школа располагалась в корпусе № 1. 13 на 10-й строке. Первый класс естественнонаучного отделения был окончен в 1863 году, а гимназии - в 1865 году. В 1890 году К. И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракову (1857-1935), майскому выпускнику 1873 года, который, окончив с историко-философского факультета университета, преподавал историю в своей бывшей школе. Под его руководством совершенствовалась методика преподавания, развивалось естественнонаучное отделение, улучшалось оснащение аудиторий и лабораторий.

Вид фасада петербургской школы имени Карла Мая, 14 линия, дом 39, 31 октября 1910 года по проекту Г. Д. Гримма.

В 1906 году, после выхода на пенсию В. А. Кракова, новым директором стал избранный выпускник историко-философского факультета, магистр славистики Александр Лаврентович Липовский (1867-1942). За период его руководства в учебном заведении произошло два важных события. Прежде всего, школа отметила свое пятидесятилетие и по этому случаю выпустила уникальный юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Второе событие произошло из-за того, что с ростом популярности школы занимаемой ею площади стало не хватать. В 1909 году часть корпуса №. Дом № 39 на 14-й линии был принят, и по проекту главного архитектора Г. Д. Гримма (выпускника 1883 г.) было построено уникальное новое здание с барельефом «Майский клоп» над аркой входного пути. При большом стечении народа освящение состоялось 31 октября 1910 года. Его возглавили епископ Гдовский и Вениамин Ладожский, будущий митрополит Петроградский.

На четырех этажах, наряду с классами на 650 мест, было построено восемь прекрасно оборудованных профильных классов — физики, химии, естествознания, истории, географии, рисования, лепки, хора (три из них имели аудитории в виде амфитеатров). ); дополнительно имелись столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 000 книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, спортивный зал и столовая.

Модель самолета конструкции Н. В. Фаусека.

Накануне Первой мировой войны под руководством 38 высококвалифицированных педагогов здесь получили образование 567 юношей. Было много экскурсий не только в знаменитые петербургские музеи, но и в производственные центры. Активно действовали различные кружки: литературный (выпускал печатную газету «Майский сборник»), исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный (выпускник которого в 1913 году Н. В. Фаусек построил первую в России модель самолета).

После начала войны с Германией император Александр I /К. В сентябре 1914 года в школе открылась Майская гимназия и полевой госпиталь естественно-научного техникума; все вспомогательные обязанности выполняли студенты.

В период 1910-1917 гг. школа по-настоящему расцвела. Последний (пятьдесят пятый) выпуск состоялся 24 февраля 1918 года. С 1856 года в училище воспиталось около 3800 петербургских юношей, из которых 1300 получили аттестаты. За исключительные успехи в учебе 15% выпускников были награждены золотыми медалями и 17% серебряными медалями. По нормам того времени «реалистам» медалей не вручали.

Более подробно этот фрагмент истории впервые описан в книге (вышла в 1990 году) «Школа на Васильевском », авторами которой являются несколько бывших «майских жуков» — академик Д. С. Лихачев , школьный историк Н. В. Благово и теоретик литературы Е. Б. Белодубровский. К 150-летию школы, отмечаемому в 2006 году, Н.В. Благово издало второе, расширенное издание этой книги.

Осенью 1918 года частное учебное заведение К.И. Мая было национализировано и преобразовано в Советское объединённое трудовое училище 1-й и 2-й степени. Здесь по указам новых властей было введено совместное обучение, а оценки и аттестаты отменены. Позднее был внедрен бригадно-лабораторный метод исследования, который применялся до 1932 года.

Майский жук в качестве барельефа на Санкт-Петербургской школе имени Карла Мая, Васильевский остров, 14 линия, корпус 39. Барельеф восстановлен в 1995 году.

В довоенные годы неоднократно менялись директор школы, ее наименование и номер (15, 12, 217, 17), срок обучения (семь, девять или десять лет) (см. приложение 2). «Майские» педагогические традиции так или иначе сохранялись до зимы 1929 г., когда в результате широкой антибуржуазной кампании в прессе и публикации голословных обвинений в газете «Ленинградская правда» от 15 января 1929 г. В школе практически сменились преподаватели и руководство — даже барельеф над входом был разрушен. В начале 1930-х годов К. И. Поляков директором школы стал (1902-1946), воссоздавший хороший педагогический коллектив; жизнь школы наладилась. Особенно яркой фигурой в это время был инструктор по физкультуре Р. В. Озоль, организатор кружка «Спартак». пионерские и комсомольские Создавались также организации.

С осени 1937 года, в соответствии с постановлением правительства, в школе размещалась также 6-я специальная артиллерийская школа (6 САС), сформированная на добровольной основе из учащихся 8-10-х классов этой и других близлежащих общеобразовательных школ. В период с 1938 по 1941 год 6-я САС окончила четыре класса. 5 февраля 1942 года, в жестокую блокадную зиму, голодающие школьники были эвакуированы в Тобольск — тем не менее, 63 из них умерли от голода по дороге. Выпускники 6-й САС блестяще отличились на фронтах Великой Отечественной войны, защищали и освобождали родной Ленинград, штурмовали Берлин и Рейхстаг ; 111 из них мужественно погибли. С 1984 года в нынешней школе №. В доме №5 (13-я линия, д. 28) располагался музей, посвященный 6-му САС, основанный усилиями как тогдашнего директора училища, так и нынешнего директора музея Л.В. Черненковой. Музей направляет студентов на активную патриотическую работу при помощи ветеранов под руководством генерал-майора В.Г. Рожкова.

После снятия блокады Ленинграда , с сентября 1944 года, занятия возобновились, только теперь учебное заведение стало называться Мужской средней школой № 1. 5 (а с 1954 г., с институтом совместного обучения, просто Средняя школа № 5). В 1966 году по инициативе завуча А.С. Батуриной в школе был создан музей. Наряду с экспозициями, посвященными трудовому и ратному труду бывших учащихся, работал стенд, посвященный дореволюционному периоду и первому директору училища К. И. Маю. Однако просуществовал этот музей недолго, и, к сожалению, почти ни один из его экспонатов не сохранился.

В связи с обрушением штукатурки потолка в 1976 году (требовавшим ремонта) коллектив преподавателей и студентов был временно переведён в другой корпус на 13-й линии (№ 28). Ремонт не был завершен из-за отсутствия средств, а деятельность школы в старом здании не была восстановлена. Все уникальное оборудование классов, мебель, мемориальные доски с именами бывших выпускников разных лет, бюсты писателей и ученых, украшенные интерьеры были брошены на произвол судьбы. Все это было быстро разграблено и безвозвратно потеряно.

Лицевая сторона золотой медали, вручаемой выпускникам до 1918 года. Надпись: «Успешным».

Выпускники школы добились больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук , 29 были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств (см. список ниже). Среди других бывших студентов: три члена Государственного совета дореволюционной России — ректор университета Д. Д. Гримм, петербургский губернатор А. Д. Зиновьев и министр внутренних дел, впоследствии министр юстиции А. А. Макаров ; министр внутренних дел Д.С. Сипягин ; ректор университета Э.Д.Гримм; ректор технологического института Н.А. Бартельс; военачальники — генерал от инфантерии Н. А. Епанчин; генерал-майоры С.В. Белов, В.В. Волков, В.Г. Рожков; вице-адмирал Е.И. Волобуев; контрадмиралы В. А. Петровский, П. В. Римский-Корсаков, И. В. Коссович; деятели культуры — члены объединения « Мир искусства » А.Н. Бенуа , Н.К. Рерих , В.А. Серов , К.А. Сомов , А.Е. Яковлев, а также О.Г. Верейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни , С.Н. Рерих , скульптор Б.Е. Каплянский, композиторы В.И. Цитович, Ф.Д. Шевцов, писатели Г.И. Алексеев, В.С. Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский, В.В. Успенский, Л.В. Успенский, О.А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.В. А. Ливеровский, деятели театра Ф. Н. Курихин, П. П. Подервянский, М. Ф. Стронин. двукратный Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук, космонавт и бывший майский студент Г.М. Гречко С теплотой вспоминал о школе и . Следует также отметить, что О.Д. Хвольсону одному из первых было присвоено (в 1926 г.) звание «Герой труда», а трое выпускников — В.В. Волков, Д.С. Лихачев и В.В. Новожилов — были удостоены звания «Герой труда». социалистический труд». Еще пятеро выпускников — В. В. Беломорец, М. А. Эльяшевич, Л. Л. Кербер, В. Д. Наливкин и В. В. Новожилов — стали лауреатами Ленинской премии .

С 1978 года и по сей день здание бывшей школы занимает Петербургский институт информационных технологий и автоматизации РАН Санкт - . Директор института, заслуженный профессор науки и техники РФ, доктор технических наук, член-корреспондент АН Р.М. Юсупов при активной поддержке Т.И. Голубевой, тогда руководителя Управления образования и культуры Васильевского района — в 1994 году принял решение о создании музея истории школы имени К. И. Мая.

Библиотека в Музее истории школы К. Мая

В ясный прохладный день 12 мая 1995 года старейший из ныне живущих студентов академик Д.С. Лихачев открыл мемориальную доску — барельеф с изображением майского жука, воссозданный музеем и скульптором С.Н. Смирновым. Через два дня на здании появилась еще одна мемориальная доска, увековечивающая память о существовании 6-й специальной артиллерийской школы. В музее, расположенном в бывшем зале просветсовета школы, представлена ​​экспозиция из 15 витрин и 25 стендов, отражающая все этапы основания 150-летней истории школы.

В последующие годы музей увеличился в три раза, и сейчас в его архивах хранится более 4000 сохранившихся предметов: предметов, документов, фотографий, аудио- и видеокассет. К 10-летнему юбилею музея, в 2005 году, Художественное училище имени Н.К. Рериха подарило музею бюст К.И. Мая работы работы И.В. Волле. За этот период около 500 групп, состоящих из школьников, педагогов, ученых, представителей различных объединений, простых жителей Петербурга и других городов России, а также гостей из Линца , Лондона , Нью-Йорка , Парижа , Сеула , Софии , Турина , Улан-Батор и даже Сидней и Брисбен познакомились с историей школы и оставили благодарные записи в книге посетителей.

Образовательные принципы

[ редактировать ]
  • Сначала люби, потом учи.
  • Основная задача инструктора – подготовить молодежь к полезному для общества труду.
  • Дайте ученикам истинное знание, поскольку только оно имеет непреложный смысл и истинную силу.
  • Могут быть разные методы, но образование и воспитание в любом случае должны оставаться конечной целью всякого обучения.
  • Не следует всех сводить к одному уровню; работать следует разумно, приспосабливаясь к особенностям каждой отдельной личности и степени развития учащихся и преподавателей.
  • Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика должны в равной степени волновать учителя.
  • Цените не голую информацию, а внутреннее просветление, чувство истины и силу воли.
  • Практические занятия действительно плодотворны, когда требуют от учащихся самостоятельности, а сами знания адаптированы к их сильным сторонам.
  • От учеников надо требовать только того, чего они способны достичь и того, что не превышает способностей ни класса, ни отдельного ученика.
  • Пример учителя – самое эффективное средство воспитания.
  • Дисциплина сама по себе не является образованием.
  • Цель воспитания – не сломить волю ребенка, а сформировать ее.
  • Молодое существо может добиться успеха во всем, если ему доверяют.
  • Увлеченность и усердие в определенных видах деятельности заслуживают поощрения, но неосторожное отставание может привести к апатии ученика.
  • Наказание эффективно только тогда, когда оно понятно обвиняемому и полностью соответствует по степени тяжести проступка.
  • Семья, школа и церковь — три силы, воспитывающие человечество.

Хроника развития школы

[ редактировать ]
1856 В доме №56 1-й линии ВО 10 сентября откроется частная мужская школа.
1861 Школа переезжает на 10 линию, нет. 13
1863 Первый выпуск естественнонаучного отделения
1865 Первый выпуск гимназического отделения.
1881 Школа отмечает свое 25-летие
1882 Школе предоставлены права учебного заведения Министерством народного образования. Введено обучение на русском языке
1890 К.И. Мэй уходит в отставку, но продолжает свою деятельность в качестве почетного администратора. В.А. Краков утвержден директором
1895 К.И. Мэй умирает 20 марта. На его имя учреждена стипендия
1906 В.А. Краков уходит в отставку. Директором выбран А.Л. Липовский. Школа отмечает свое 50-летие
1910 30 октября школа переезжает по новому адресу: 14-я линия, д. 1. 39
1912 В школе работает первый в России авиамодельный кружок; выходит литературный журнал «Майский сборник».
1914 Открыта Гимназия и Естественно-научное училище имени К. Мая/Мемориальный полевой госпиталь Императора Александра I.
1918 Последний, 55-й класс выпускников школы К. Мэй. Школа национализируется 16 октября и получает наименование - Советская объединенная трудовая школа I. и II. Уровни. Введено совместное обучение.
1920 А.Л. Липовский освобожден от должности директора школы
1934 Введен 10-летний срок обучения
1937 Создана 6-я специальная артиллерийская школа (САС) на базе 8-10-х общеобразовательных классов.
1938 Первый выпуск 6-го САС
1942 6 САС эвакуированы в Тобольск
1944 Открыта 5-я мужская средняя школа.
1948 Первый послевоенный выпуск
1954 Установлено совместное обучение
1962 Школа переходит на неполную среднюю школу (восьмилетнюю).
1966 Директор академии школы А.С. Батурина открывает музей
1967 10-летнее образование (пере) установлено
1974 Школа снова меняется на неполную среднюю.
1976 Школа №. 5 ходов на 13-ю строчку, нет. 28
1978 СПИИРАН переезжает в старое здание (14 линия, д. 39).
1984 В школе №5 открылся музей 6-го САС
1990 Вышла в свет книга «Школа Валисиевского».
1995 Две мемориальные доски установлены на доме №39, 14-я линия. Открыт Музей истории школы К. Мая
1999 В школе №1 введено одиннадцатилетнее обучение. 5
2001 Первый выпуск двух одиннадцатилетних классов
2005 Вышла в свет книга «Школа Валисиевского (часть I) 1856-1918».
Нагрудный значок, врученный выпускникам 1919 года.

Известные выпускники

[ редактировать ]

Гордость и слава школы. Действительные члены и члены-корреспонденты Академии наук и Академии художеств.

Имя (фамилия, имя, отчество) Годы рождения и смерти Заголовок Год выборов
1. Бенуа Н.А. 1901—1988 почетный член АА СССР 1966
2. Бенуа Ю.Ю. [ Викиданные 1852—1929 академия архитектуры 1885
3. Бруни А.А. 1860—1911 академия архитектуры 1891
4. Бруни Н.А. 1856—1935 академия архитектуры 1906
5. Бубличенко Н.Л. 1899—1990 член-корреспондент АН Казахской ССР 1958
6. Верейский [ Викиданные] О.Г. 1915—1993 действительный член АА СССР 1983
7. Gorbunov N.P. 1892—1937 действительный член АН СССР 1935
8. Гримм Г.Д. 1865—1942 академия архитектуры 1895
9. Гюнтер НМ 1871—1941 член-корреспондент АН СССР 1924
10. Эльяшевич М.А. 1908—1996 действительный член АН Белоруссии. ССР 1956
11. Заварзин А.А. 1886—1945 действительный член АН СССР 1943
12. Kas'yanov V.L. р. 1940 действительный член РАН 2000
13. Kachalov N.N. 1883—1961 член-корреспондент АН СССР 1933
14. Lenyashin V.A. р. 1940 действительный член АА СССР 1988
15. Лихачев Д.С. 1906—1999 действительный член АН СССР 1970
16. Maksimov A.A. 1875—1928 член-корреспондент АН России 1920
17. Nalivkin V.D. 1915—2000 член-корреспондент АН СССР 1968
18. Novozhilov V.V. 1910—1987 действительный член АН СССР 1966
19. Оль АА 1883—1958 член-корреспондент АА СССР 1941
20. Рерих Н.К. 1874—1947 активный член АА 1909
21. Рерих С.Н. 1904—1993 почетный член АА СССР 1978
22. Serov V.A. 1865—1911 активный член АА 1903
23. Фасмер М.Ю. 1886—1962 иностранный член АН СССР 1929
24. Фасмер РР 1888-1938 член-корреспондент АА СССР 1979
25. Fomin I.I. 1904—1989 член-корреспондент АА СССР 1929
26. Frenkel' Ya.I. 1904—1952 член-корреспондент АН СССР 1950
27. Fursenko A.V. 1903—1975 member-correspondent AS Beloruss. SSR 1895
28. Хвольсон О.Д. 1852—1934 член-корреспондент СПб АН, 1895
почетный член АН России 1920
29. Шильдкнехт Н.А. 1857—1918 академия архитектуры 1885
Медаль О. Д. Хвольсона, врученная ему на Всемирной выставке в Париже, 1900 г.

См. также

[ редактировать ]


[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6198bf4737ff0b43010ca9f355e836f__1719589020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/6f/b6198bf4737ff0b43010ca9f355e836f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl May School - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)