Августин Казальский
Августин Казальский | |
---|---|
Рожденный | 1510 |
Умер | 21 мая 1559 г. | ( 1559-05-21 )
Причина смерти | Казнен удушанием . , затем сожжен на костре |
Эра | Реформация |
Известный | Лютеранский мученик |
Родители) | Педро де Касалья и Леонор де Виберо |
Агустин де Касалья (1510-1559) был испанским священнослужителем с гуманистическими и эразмистскими наклонностями, который подвергся судебному преследованию за основание протестантской секты в Вальядолиде . Сын королевского бухгалтера Педро де Касалья и Леонор де Виберо (или Виверо) - оба были из семей « конверсо » - племянник епископа Хуана де Касалья и брат Марии де Касалья (из группы иллюминатов в Гвадалахаре). в 1525 году), он учился в университете Вальядолида у Бартоломе Каррансы (которого также судила испанская инквизиция ) и в университете Алькала-де-Энарес , где его дядя Хуан был бывшим капелланом кардинала Сиснероса , а также был известным гуманистом. и Эразмист. Его одноклассник в Алькале, Диего Лаинес , был одним из основателей Общества Иисуса .
Агустин был каноником собора Саламанки и стал капелланом императора Карла V , сопровождая его по всей Европе. По возвращении в Вальядолид в 1552 году он присоединился к монастырю, считавшемуся еретическим. Среди этой группы религиозной элиты был коррегидор Торо Карлос де Сесо, с которым он поддерживал контакты с Хуаном де Вальдесом в Италии. Несмотря на строгие правила и секретность, царившие в кружке, они были обнаружены.
Суд и осуждение
[ редактировать ]Касалья подвергся тщательно организованному судебному разбирательству проводимому генеральным инквизитором , Фернандо де Вальдесом , который сообщил о своих выводах королю Филиппу II . За признание в ереси наказание было сожжено на костре во время религиозного церемониального аутодафе, состоявшегося в Вальядолиде 21 мая 1559 года. Тем, кто отрекся, перед сожжением была дарована милость удушения. Его братья и сестры Франсиско де Буйеро, Беатрис и Педро также были привлечены к ответственности и приговорены к сожжению на костре. Еще двое, Костанса де Буйеро и Хуан Буйеро, были приговорены к ношению санбенито и вечному заключению (всего их было десять братьев). Труп его матери доньи Леоноры де Буйеро был извлечен из земли и брошен в огонь, а поскольку «еретические» лютеранские в ее доме проходили собрания, дом был сровнен с землей. На мраморной «колонне позора», воздвигнутой на ее месте, была надпись, запрещающая перестройку дома или снятие мемориальной доски под страхом отлучения от церкви и изгнания из испанских королевств. [ 2 ]
Появились непристойные подробности, критикующие Касаллу и деятельность монастыря:
- «Клирик по имени Хосе Казалия [так в оригинале] живет в одном городе Кастилии ; он насаждал ложное и дьявольское учение среди невежественных, и он вызвал их в свой дом в сумерках, швейцар открыл дверь каждому посетителю, который человек или женщина, назвавшись «Касуэлой», была допущена; собираясь, он читал лекцию и, гася свет, говорил: «Аллилуйя, каждому свое». , или злоба, помещенная рядом с ним».
- ... был случай с мальчиком 13 или 14 лет, мать которого каждую ночь после того, как он ложился спать, уходила из дома. Не имея возможности узнать, куда она пойдет, однажды ночью он последовал за ней и, увидев, что она пришла к дому и что, позвав и назвав свое имя, она вошла в него... он решил позвонить и назвать то же имя, что и другие, и входить. Войдя, он увидел все, что произошло, и когда дело дошло до потушения света, он поступил так же, как и другие; движимый любопытством, он отрезал кусок «баскина» (облегающего лифа) женщины, к которой прикоснулся, чтобы посмотреть, сможет ли он когда-нибудь узнать, где он был той ночью; мальчик пошел домой, ничего не понимая из увиденного, но, заметив, что в баскине его матери не хватает куска, отрезанного им в доме Казаллы, он понял, что его мать была той женщиной, которую он знал плотски. На следующий день он признал свою вину, и поэтому королевский врач был обнаружен, заключен в тюрьму и наказан Святая канцелярия инквизиции, дом был засыпан солью, а каменная мемориальная доска воздвигнута как пример и урок другим на века вперед.
Анекдот, собранный в нравоучительной проповеди 17 или 18 века: [ 3 ] Учитывая предложенную альтернативу (сожжение заживо), искренность опровержения Касаллы, хотя и выраженного яростно, была сочтена сомнительной многими критическими библиографами, особенно Хуаном Антонио Льоренте, и присутствовавшими, такими как его духовник Антонио. де ла Каррера и летописец Антонио де Ильескас считают это само собой разумеющимся. Он призвал своих товарищей по пыткам и казням отречься. Все, кроме Антонио Эрресуэло , отреклись. Хотя он был известен как «Холостяк», у него была жена Леонор де Сиснерос , которая была среди тех, кто «примирился» с римско-католической верой. Обнаружив это по пути на церемониальную кремацию, он мимоходом резко упрекнул ее. Ответ Эрресуэло Агустину Касалье был: «Доктор, я желаю свою душу сейчас, а не на будущее; и я никогда не судил себя меньше, чем этот судья». Услышав его слова, алебардист заставил его замолчать, ранив своим оружием. Его сожгли заживо.
В одном из источников «ересь» Касаллы объясняется:
- амбиции и злоба, которые так развратили его, он намеревался нарушить мир и спокойствие королевства такими нововведениями и верил, что все будут поклоняться ему как еще одному лютеранину в Саксонии и что его ученики продолжат имя Казаллы. [ 4 ]
В одном из различных описаний последних слов Касаллы он обращается к принцессе Хуане Австрийской (сестре Филиппа II , регента от его имени), которая председательствовала на аутодафе, говоря: «Я дал вам хорошее учение; я хорошо проповедовал для тебя, кроме себя, я выбрал худшее, я думал, что эта порча — золотая митра, и из-за моих злых дел я заслуживаю того, что получаю. Милосердная Госпожа, вспомни моих племянников, детей бухгалтера Эрнандо Ортиса». Воззвав палачу: «О, брат, верю, верю», он поцеловал крест и умер. [ 5 ]
Мемориал
[ редактировать ]Агустин Касалья считается протестантским мучеником и особенно предшественником испанских протестантов.
В Вальядолиде место его дома и колонны позора сохранялось до 1776 года, когда его заменили (оригинал, предположительно, испортился) на надгробие с прямоугольником, увенчанным треугольником или полукругом, и надписью:
- Павел IV, председательствующий в Римской церкви , и Филипп II, правивший в Испании, Священная канцелярия приговорила инквизиции к сносу и разрушению этого дома Педро Касаллу и донью Леонор Виберо, его жену, как лютеранских еретиков, собравшихся для заговора против нашего государства. . Фе гл. и Римская церковь в 1559 году, 21 мая.
С приходом либерального режима в 1820 году дом был перестроен на прежнем месте, а улица была переименована в улицу Доктора Казаллы. Его репутация была переоценена как противника инквизиции. Хотя надгробие не сохранилось и рисунков не сохранилось, сохранилось несколько копий текста: некоторые с плиты, когда ее разобрали, а другие - из архива городского совета. Сохранившиеся тексты свидетельствуют, что знак был заменен в 1776 году из-за износа. В одном тексте описывается «каменная стена со знаком, свидетельствующим о его преступлении и его горе». [ 6 ] В описании, предположительно, сделанном очевидцем, рассказывается; «Первый абзац написан треугольником, второй — прямоугольником, поэтому предполагается, что табличка имела полукруглую форму вверху. Санградор, писавший готическим шрифтом, говорит, что знак находился в небольшом углублении и закрывался стена." [ 7 ] [ 8 ] Леонор де Виверо , мать Касальи, была ошибочно названа его женой из-за путаницы Педро-отца с Агустином, сыном Педро и Леонор. [ 9 ] [ 10 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Провинциальный совет Вальядолида
- ^ Календарь государственных документов, касающихся дел Англии, в архивах Венеции, Том. 7, 1558–1580 гг.
- ^ Собрано Дионисио Идальго, цитируется в Бюллетене Общества истории французского протестантизма , Agence Centrale de la Société, 1863, стр. 25-27
- ^ Цитируется Менендесом и Пелайо, op. цит., стр. 1336
- ^ Анон. цитируется Менендесом и Пелайо, op. цит., стр. 1337
- ^ Хуан Антолинес де Бургос , История Вальядолида, книга I, глава 31
- ^ Матиас Санградор, История очень благородного и лояльного города Вальядолид, tI, стр.392
- ^ Алькантара Ласанта, Питер; Книга курьезов, связанных с Вальядолидом
- ^ Транскрипция Хуана Ортеги-и-Рубио из документа в Муниципальном архиве.
- ^ Ревилла, Агапито Улицы Вальядолида
Ссылки
[ редактировать ]- Леа , Генри Чарльз (1907), История инквизиции Испании , том. 1, Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- Леа, Генри Чарльз (1907), История инквизиции Испании , том. 2, Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- Леа, Генри Чарльз (1907), История инквизиции Испании , том. 3, Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- Леа, Генри Чарльз (1907), История инквизиции Испании , том. 4, Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- Miscelanea de Zapata , Испанский исторический мемориал: собрание документов, брошюр и предметов старины, опубликованное Королевской академией истории (на испанском языке), vol. XI, Мадрид: Академия, 1859, с. 202
- де Бургос , Хуан Антолинес (1887), Ортега-и-Рубио, Хуан (редактор), История Вальядолида (на испанском языке), том. 1, Вальядолид: Дети Родригеса
- Санградор , Матиас (1854 г.), История очень благородного и лояльного города Вальядолид (на испанском языке), Вальядолид: Д. М. Апарисио
- 1510 рождений
- 1559 смертей
- Христианские богословы XVI века
- Протестантские мученики XVI века
- Испанское духовенство XVI века
- Люди, казненные путем удушения
- Люди, казненные испанской инквизицией
- Люди казнены за ересь
- Выпускники Университета Алькалы
- Выпускники Университета Вальядолида
- Испанские богословы XVI века
- Преобразует