Теория религиозной экономики
Религиозная экономика относится к религиозным людям и организациям, взаимодействующим в рамках рынка конкурирующих групп и идеологий. [1] Экономика позволяет религиозным поставщикам удовлетворять запросы различных религиозных потребителей . [2] Предлагая множество религий и религиозных продуктов, конкурентоспособная религиозная экономика стимулирует такую деятельность в условиях рынка . [2]
применяется В этой области теория рационального выбора к теории религии, так что спрос и предложение используются для моделирования развития и успеха организованных религий . [1] Основными сторонниками теории являются Уильям Симс Бейнбридж , Роджер Финке , Лоуренс Ианнакконе и Родни Старк .
Основные дебаты
[ редактировать ]Идея религиозной экономики рассматривает религию как продукт, а тех, кто исповедует какую-либо конкретную религию или идентифицирует себя с ней, как потребителя. Но когда в уравнение добавляется идея веры, это определение расширяется, и идеология влияет на «продукт» и на тех, кто его «потребляет». Изучая изображения религиозной идентичности в глобальном мире, легко увидеть, как идеология влияет на религиозную экономику.
Карл Л. Бэнкстон III называет религии и религиозные группы «… конкурирующими фирмами, [которые соперничают] за клиентов, которые делают рациональный выбор среди доступных продуктов…» (311). Используя для анализа либеральную экономическую (см. Экономический либерализм ) структуру, Бэнкстон утверждает, что популярность религий и религиозных групп зависит от законов спроса и предложения. Как рынок, религиозные потребители подвержены таким вещам, как маркетинг, доступность продуктов, ресурсов, узнаваемость бренда и т. д. Но в отличие от некоторых реальных товаров, таких как компьютер, эти товары отражают убеждения человека. Бэнкстон выдвигает идею о том, что вера связана с идеологией и выходит за рамки того, что обычно определяют как рыночный товар, заявляя, что «… вера создается и живет в передаваемых мыслях, (и) потребители товаров веры могут стать потребителями, только став производителями. , участвуя во взаимодействиях убеждений…» (322).
Секуляризация и религиозная экономика
[ редактировать ]До появления теории религиозной экономики некоторые исследователи религии, такие как Стив Брюс, [3] считали, что модернизация неизбежно приведет к эрозии религиозности. Эти социологи предсказали исчезновение религии с Земли , основываясь на упадке религиозных верований и обрядов в Западной Европе . [4] Согласно теории религиозной экономики, общества, которые ограничивают предложение религии либо через навязанную государственную религиозную монополию, либо через спонсируемую государством секуляризацию, являются основными причинами падения религиозности. Соответственно, чем больше религий в обществе, тем больше вероятность того, что население будет религиозным. [1] С ортодоксальной точки зрения это опровергается утверждением, что если либеральное религиозное сообщество терпимо к широкому спектру убеждений, то у них с меньшей вероятностью будут общие определенные убеждения, поэтому ничто не может быть разделено и реифицировано в контексте сообщества. Если ничем не делятся, то ничего и не избегают, и, таким образом, наступает потеря в соблюдении современных либеральных традиций. [3]
Возрождение
[ редактировать ]По мнению Родни Старка , возрождение – это еще один аспект религиозных изменений, который совпадает с секуляризацией . Со временем устоявшиеся религиозные группы будут порождать более мелкие и менее мирские подгруппы веры. Эта тенденция возрождения дает правдоподобное объяснение того, почему религия, похоже, никогда не угасает и почему ранее известные религиозные организации исчезли. Возрождение приводит к изменению религиозных групп, которым будет следовать население, и оказывается эффективным против упадка религии. [1]
Культы
[ редактировать ]В отличие от секты, которая следует традициям исходной религии, культ представляет собой совершенно новые религиозные традиции. Культ – это просто другое слово для обозначения новой религии, и все существующие религии в какой-то момент можно было считать культовыми движениями. Негативный смысл слова «культ» привел к враждебности между этими движениями и их социальной средой. Родни Старк определяет две реакции на секуляризацию : возрождение и формирование культа. Поскольку старые верования со временем ослабнут, возобладают различные религиозные секты и культы. [1]
Строгие правила для укрепления крепких связей
[ редактировать ]Строгие церкви преобладают в США и во всем мире и характеризуются сильными связями внутри группы и небольшим количеством слабых связей, разветвляющихся за ее пределами, с другими группами. Строгие церкви возникают из строгих доктрин и могут принимать разные формы, например, большие церкви, секты или культы, но не ограничиваются ими. Церкви чаще всего известны своими «космополитическими сетями, тогда как секты, как правило, состоят из мощных местных сетей». [5] хотя это может быть верно для «нестрогих» доктрин, это не всегда верно для строгих доктрин. Сильные доктрины могут возникнуть из определенных сект, как это сделали различные религии, такие как ортодоксальный иудаизм , ислам , некоторые конфессии христианства , или могут включать в себя довольно меньшие культы или небольшие секты. Однако все сильные доктрины используют формальный контроль, чтобы препятствовать халявству внутри группы и сохранять церковь сильной и единой. [6] Этот контроль может варьироваться от церкви к церкви, но все они служат одной и той же цели — сохранению групповой солидарности.
Как обычно можно увидеть, строгие церкви используют различные средства для поддержания крепких связей в своей церкви, одновременно ограничивая чрезмерный доступ к другим группам, такие как дресс-код, привычки в еде и ритуалы, которые предотвращают смешение с другими группами. Смысл этих слов: «строгие требования «укрепляют» церковь тремя способами; они повышают общий уровень приверженности, увеличивают средний уровень участия и увеличивают чистые выгоды от членства». [7] Соблюдение этих требований не позволяет членам церкви свободно загружаться внутри группы и способствует групповой солидарности. Строгие правила, которые управляют и регулируют церковь, на самом деле помогают и укрепляют связи внутри группы. Тех, кто не соблюдает эти ограничения, отсеивают, оставляя только тех, кто соблюдает и соблюдает их искренне». [7] Эти строгие доктрины и правила служат для того, чтобы церковь оставалась сильной и единой, одновременно отсеивая членов, которые могут непреднамеренно нанести вред церкви, будучи нахлебниками внутри группы.
Теория церковно-сектантской деятельности
[ редактировать ]Первоначально предложенная Х. Рихардом Нибуром в его книге «Социальные источники деноминации» , теория обсуждает разницу между церквями и сектами . Нибур предположил, что существует цикл, которому следуют секты и церкви. Религии возникают как секты, призванные служить нуждам обездоленных. Если они процветают, они все больше служат интересам среднего и высшего класса и преобразуются в церкви. Как только секты становятся церквями, они становятся менее эффективными в удовлетворении потребностей низшего класса, и формирование секты возобновляется. [1]
В 1963 году Бентон Джонсон пересмотрел теорию церкви и сект в ее нынешнем виде. [1] Церковь и секта образуют противоположные полюса на оси, отражающей степень «напряжения» между религиозными организациями и их социальной средой. Напряжение, по определению Бентона Джонсона, является «проявлением отклонения». [1] По описаниям, напряжение существует между членами группы и внешним миром. Церкви описываются как религиозные организации с низкой напряженностью, тогда как секты имеют высокую напряженность. [1]
Идеология
[ редактировать ]Некоторым ученым-социологам все больше не нравится то, что они считают смешением социального научного анализа и идеологии свободного рынка в теории рационального выбора. [8] Некоторые также подняли критические вопросы об идеологическом использовании неоклассических экономических метафор в теоретизировании рационального выбора в отношении религии. [9]
Разработка
[ редактировать ]Теория религиозной экономики возникает в результате применения фундаментальных принципов экономики к анализу религиозных организаций. Подобно тому, как коммерческая экономика состоит из рынка, на котором конкурируют различные фирмы, религиозная экономика состоит из рынка (совокупного спроса на религию) и фирм (различных религиозных организаций), стремящихся привлечь и удержать клиентов. [1] Теория религиозной экономики была разработана, чтобы объяснить, почему и как изменяются религии. [1]
Ситуация на рынке
[ редактировать ]Согласно теории, религиозный плюрализм дает населению широкий выбор религии и приводит к религиозной экономике, в которой различные религиозные организации конкурируют за последователей, во многом так же, как предприятия конкурируют за потребителей в коммерческой экономике . Теория религиозной экономики учитывает широкий спектр вопросов (например, различия между конкурентными религиозными рынками и религиозными монополиями ), что делает эту теорию одним из наиболее значительных достижений в социальных научных исследованиях религии за последние тридцать лет. [4] Теория фокусирует внимание на религиозных поставщиках и на том, способны ли религиозные фирмы увеличить спрос на религию. [4]
На свободном рынке, или плюралистическом религиозном рынке, существует множество религиозных организаций, которые стремятся привлечь определенные сегменты рынка. Организации на свободном рынке не могут полагаться на ресурсы государства, поэтому им приходится конкурировать за участие религиозного потребителя. Конкуренция между религиозными фирмами приводит к специализации продуктов, так что потребители могут отличать разные организации от других (Каштан). Плюралистические религии действуют на личном уровне, ориентируясь больше на индивидуальные потребности, а не на общественные. Поскольку организации составляют большую часть потребительского рынка, они больше ориентированы на женщин, чем на мужчин. Плюрализм возможен только при отсутствии фаворитизма со стороны государства. (Чеснут) Конкурентоспособная и плюралистическая религиозная экономика положительно влияет на уровень участия. [10]
Микроэкономическая и распределения времени теория производственной функции домохозяйств связана с работами чикагского экономиста Гэри Беккера . [11] Влиятельный подход, появившийся в 1970-х годах, адаптирует эту теорию для объяснения религиозного участия и, как следствие, формирования норм. Он постулирует стабильные предпочтения и рациональный выбор , ограниченный ограниченным человеческим и социальным капиталом для объяснения поведения. [12]
Как и в экономике, рыночную ситуацию можно описать понятиями монополии, запрета и плюрализма. Монополии в религии возможны только благодаря государственному принуждению и часто действуют в публичном масштабе. Когда правительство устанавливает установленную религию и всякая другая конкуренция заглушается, тогда «верующие связаны культурно, но не обязательно духовно» (Эндрю Чеснат) с религией, навязанной государством. Поскольку участие в религиозной монополии не так важно, поскольку церкви не приходится полагаться на членов в плане ресурсов, они не вынуждены предоставлять адекватные или востребованные на рынке «религиозные продукты» (Каштан) из-за отсутствия конкуренции. Способность религиозной организации монополизировать религиозную экономику полностью зависит от степени, в которой государство управляет религиозной экономикой. Монополизированная религиозная экономика, как правило, имеет более низкий уровень участия. [10]
Некоторые штаты могут категорически запретить религиозные обряды и попытаться наказать тех, кто упорно демонстрирует религиозные убеждения. Дезистэблиментарианство возникает в результате выхода государства из организации, которая изначально была создана при государстве.
Религиозные рынки похожи на другие рынки в том, что они являются социальными созданиями. Обмены, происходящие на религиозном рынке, регулируются социальными факторами. Элементы социальных взаимодействий, такие как нормы и мораль, влияют на индивидуальный выбор и предпочтения религиозного потребителя. Таким образом, элементы социальных взаимодействий влияют на типы религиозных товаров, предлагаемых потребителям на рынке, и на изменения потребительских требований с течением времени. [10]
По словам У. Робертсона Смита , «страх перед богами был мотивом для обеспечения соблюдения законов общества, которые также были законами морали». [13] Людей учат, что те, кто верят, получат награды или избегут наказания в загробной жизни, а неверующие упустят награды или понесут наказание.
Модель религиозной экономики вызвала оживленную дискуссию среди социологов религии о том, соответствуют ли рыночные модели религиозным практикам и насколько эта модель религиозного поведения специфична для Соединенных Штатов. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Старк, Родни (2007). Социология (10-е изд.). Томсон Уодсворт. ISBN 978-0-495-09344-2 .
- ^ Jump up to: а б Уортэм, Роберт А. Религиозный выбор и предпочтения: эффект Баскин Роббинс в Северной Каролине? 2004. 27 сентября 2007. [1]
- ^ Jump up to: а б Брюс, Стив (1999). Выбор и религия: критика рационального выбора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-829584-6 .
- ^ Jump up to: а б с Янг, Лоуренс А. (1997). Теория рационального выбора и религия . Рутледж. ISBN 978-0-415-91192-4 .
- ^ Родни Старк, 2007. Социология . Десятое издание. Томас Уодсворт. ISBN 0-495-09344-0 ./
- ^ Хехтер, Майкл. Принципы групповой солидарности. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06462-3
- ^ Jump up to: а б Лоуренс Р. Яннакконе, 1994. «Почему строгие церкви сильны», Американский журнал социологии , 99(5), стр. 1180-1211. Архивировано 25 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Тейлор, Майкл. Рациональность и идеология разъединения. Издательство Кембриджского университета, 2006.
- ^ Маккиннон, AM. (2013). «Идеология и рыночная метафора в теории рационального выбора религии: риторическая критика «религиозной экономики»». Критическая социология, том 39, вып. 4 [2]
- ^ Jump up to: а б с Янг, Лоуренс А. (1997). Теория рационального выбора и религия . Рутледж. ISBN 978-0-415-91192-4 .
- ^ • Гэри С. Беккер, 1965. «Теория распределения времени», Economic Journal 75 (299), стр. 493 -517.
• _____, 1973. «Теория брака: Часть I». Журнал политической экономии , 81 (4), стр. 813–846. - ^ • Корри Аззи и Рональд Эренберг , 1975. «Распределение времени в семье и посещение церкви», Журнал политической экономии , 83 (1), стр. 27–56 .
• Рональд Г. Эренберг , 1977. «Распределение времени в семье и религиозность: воспроизведение и расширение». Журнал политической экономии , 85 (2), стр. 415–423 .
• Гэри С. Беккер, 1996. Учет вкусов , Гарвард. гл. 11. разд. 3, «Церкви и формирование норм», стр. 227–30.
• Лоуренс А. Янг, редактор, 1997. Теория рационального выбора и религия: резюме и оценка , Routledge. Ссылки на описание и просмотр глав .
• Родни Старк , 2006. «Экономика религии», в «Блэквеллском справочнике по изучению религии» , гл. 3, стр. 47-67. - ^ Робертсон Смит, В.: Религия семитов; с новым введением Роберта А. Сигала, Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, c2002.
- ^ Дроми, Шай М.; Стейблер, Сэмюэл Д. (18 февраля 2019 г.). «Хорошо на бумаге: социологическая критика, прагматизм и теория секуляризации» . Теория и общество . 48 (2): 325–350. дои : 10.1007/s11186-019-09341-9 . S2CID 255014542 .