Когнитивная полифазия
Когнитивная полифазия – это когда разные виды знаний, обладающие разной рациональностью, живут бок о бок в одном и том же человеке или коллективе . [ 1 ] От греческого : polloi «много», phasis «появление».
В своем исследовании популярных представлений о психоанализе во Франции заметил , Серж Московичи что разные и даже противоречивые способы мышления по одной и той же проблеме часто сосуществуют. В современных обществах люди «говорят» на медицинских, психологических, технических и политических языках в своих повседневных делах. Распространяя это явление на уровень мышления, он предполагает, что «динамическое сосуществование — интерференция или специализация — различных модальностей познания , соответствующее определённым отношениям между человеком и его окружением, определяет состояние когнитивной полифазии ». [ 2 ]
Расширение и приложения
[ редактировать ]Когнитивные системы обычно не достигают состояния последовательности . Вместо этого суждения основаны на репрезентативных терминах, которые доминируют в одной области интересов и играют второстепенную роль в других областях; то есть мысли имеют тенденцию быть локально , но не глобально последовательными . Современники как в западных, так и в незападных обществах сталкиваются с множеством ситуаций, когда определенные способы рассуждения подходят лучше, чем другие. Некоторые из них более полезны в семье и в вопросах, связанных с родственниками, а другие более подходят в ситуациях, связанных с политическими, экономическими, социальными, религиозными или научными вопросами. Знание и разговор всегда находятся на месте. [ 3 ]
Научные объяснения часто противоречат повседневным объяснениям, основанным на здравом смысле. Тем не менее, люди склонны применять в своем выступлении каждый из двух способов объяснения в зависимости от аудитории и конкретной ситуации. Это можно наблюдать на примере вопросов, связанных со здоровьем, где Сандра Йовчелович и Мари-Клод Жерве показали, как члены китайской общины посещают западных врачей и одновременно применяют традиционные китайские методы лечения. [ 4 ] В своем исследовании процессов модернизации в образованном среднем классе города Патна в Индии , Вольфганг Вагнер Жерар Дювин , Матиас Темель и Джоти Верма продемонстрировали аналогичное поведение в отношении психического здоровья . Респонденты в исследовании чаще упоминали традиционные идеи лечения в частном и семейном контексте, демонстрируя при этом «современные» психиатрические рассуждения публично. [ 5 ]
С точки зрения теории социальной репрезентации такие противоречия подчеркивают роль репрезентативных систем как служащих целям установления отношений, социальной принадлежности и общения в повседневной жизни. Это контрастирует с наукой , которая стремится к достоверному представлению мира в соответствии со стандартами научных доказательств. Обе системы знаний имеют свою собственную область действия, но в то же время они достаточно подвижны, чтобы взаимно обогащать друг друга в диалогических столкновениях. [ 6 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йовчелович, Сандра (2002). Переосмысление разнообразия знаний: когнитивная полифазия, убеждения и представления [онлайн]. Лондон: Онлайн-исследования LSE. Доступно по адресу: http://eprints.lse.ac.uk/2628.
- ^ Московичи, С. (1976). Психоанализ, его образ и его аудитория . Париж: Presss Universitaires de France, с. 175
- ^ Провенчер, К., Арти и Вагнер, В. (2012). Когнитивная полифазия. Статьи о социальных репрезентациях, 21, 1.1-1.15. http://www.psych.lse.ac.uk/psr/. Архивировано 23 сентября 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Йовчелович С. и Жерве М.-К. (1999). Социальные представления о здоровье и болезни: пример китайской общины в Англии. Журнал общественной и прикладной социальной психологии, 9, 247–260.
- ^ Вагнер В., Дювин Г., Верма Дж. и Темель М. (2000). «У меня есть некоторая вера и в то же время я в нее не верю» - Когнитивная полифазия и изменение культуры. Журнал общественной и прикладной социальной психологии, 10, 301–314.
- ^ Вагнер, В. и Хейс, Н. (2005). Повседневный дискурс и здравый смысл — теория социальных представлений. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Йовчелович, С. (2008). Реабилитация здравого смысла: социальные представления, наука и когнитивная полифазия. Журнал теории социального поведения, 38 (4), 431–448.