Социальное представительство
Социальные репрезентации — это система ценностей , идей, метафор , убеждений и практик, которые служат для установления социального порядка, ориентации участников и обеспечения возможности общения между членами групп и сообществ . [1] Теория социальной репрезентации — это совокупность теорий социальной психологии и социологической социальной психологии . Он имеет параллели в социологическом теоретизировании, таком как социальный конструкционизм и символический интеракционизм , и в некотором смысле схож с массовым консенсусом и дискурсивной психологией .
Происхождение и определение
[ редактировать ]Термин «социальное представительство» был первоначально введен Сержем Московичи в 1961 году. [2] в своем исследовании о приеме и распространении психоанализа во Франции. Под ним понимают коллективную разработку «социального объекта сообществом с целью поведения и общения». [3] Далее их называют «системой ценностей, идей и практик с двойной функцией: во-первых, установить порядок, который позволит людям ориентироваться в своем материальном и социальном мире и овладевать им; и, во-вторых, дать возможность общению принимать место среди членов сообщества, предоставляя им код социального обмена и код для однозначного наименования и классификации различных аспектов их мира, их индивидуальной и групповой истории». [4] В своем исследовании Московичи стремился выяснить, как научные теории циркулируют в здравом смысле и что происходит с этими теориями, когда они разрабатываются непрофессионалом. Для такого анализа Московичи постулировал две вселенные: овеществленную вселенную науки, которая действует в соответствии с научными правилами и процедурами и порождает научное знание, и согласованную вселенную социальной репрезентации, в которой непрофессионал разрабатывает и распространяет формы знания, которые стали составлять содержание здравого смысла.
Новаторское исследование Московичи описало, как три сегмента французского общества 1950-х годов, то есть городские либералы, католики и коммунисты, отреагировали на вызов психоаналитических идей. Московичи обнаружил, что коммуникативные процессы, содержание и их последствия различаются в трех социальных сегментах. Московичи определил пропаганду как типичную коммуникацию в коммунистической среде, при которой коммуникация систематически упорядочивается, подчеркивая несовместимость и конфликтность. Целью является создание негативных стереотипов. Пропаганда была типичной формой католического сегмента, определяемого как дидактическая и хорошо организованная, но с намерением сделать ограниченные уступки подгруппе католиков, склонных к психоанализу, и одновременно установить ограничения на принятие в рамках устоявшейся ортодоксии Церковь. Распространение было типичным для городской либеральной среды, где общение было просто предназначено для информирования людей о новых возможностях с небольшим сопротивлением психоанализу. [2]
Закрепление и объективация
[ редактировать ]Московичи описал два основных процесса, благодаря которым незнакомое становится знакомым: закрепление и объективация. Закрепление предполагает приписывание значения новым явлениям – объектам, отношениям, опыту, практикам и т. д. – посредством интеграции их в существующие мировоззрения, чтобы их можно было интерпретировать и сравнивать с «уже известным». [5] Таким образом, стирается угроза, которую представляет странный и незнакомый объект. В процессе объективации нечто абстрактное превращается в нечто почти конкретное.
Таким образом, социальные репрезентации изображаются как процесс и результат социального конструирования. В социально-когнитивной деятельности репрезентации, производящей репрезентации, социальные репрезентации постоянно преобразуются в социальную реальность, постоянно переосмысливаясь, переосмысливаясь, репрезентируясь. [6] [7]
Теоретизация социальных репрезентаций Московичи была вдохновлена идеей Эмиля Дюркгейма о коллективных репрезентациях . Переход от коллективных представлений к социальным представлениям был вызван социальными условиями современности. [7] [8]
Интерпретация и развитие событий
[ редактировать ]Социальные репрезентации не следует ни приравнивать к относительно стабильным коллективным репрезентациям, ни путать с индивидуальными когнитивными репрезентациями . Это было развито несколькими авторами, внесшими вклад в теорию: Джерард Дювин и Барбара Ллойд подчеркивали сочленение индивидуального и коллективного в микрогенетических процессах социализации, [9] Вольфганг Вагнер выдвинул теорию о роли действия и социального взаимодействия в построении социальных представлений. [10] [11] и Сандра Йовчелович предложили рассматривать социальные репрезентации как промежуточное пространство, на перекрестке между личностью и обществом, то есть публичную сферу, связывающую объекты, субъекты и действия. [12] Большинство авторов согласны с тем, что социальные репрезентации являются динамическими элементами знаний, возникновение которых зависит от социальных конфликтов и споров и которые имеют историю развития и изменения с течением времени. Бауэр и Гаскелл интегрируют эту точку зрения в свою формальную модель, связывающую три элемента: субъекты или носители репрезентации; изображаемый объект, деятельность или идея; и проект социальной группы, внутри которой репрезентация имеет смысл. [13] Эта концептуализация известна как модель социальных представлений Тоблерон .
Со времени первоначального предложения теории Московичи в этой области произошли различные изменения. Жан-Клод Абрик и его коллеги исследовали структурные элементы социальных представлений, различая основные и периферийные элементы с точки зрения центральной роли и стабильности определенных убеждений. Этот подход стал известен как теория центрального ядра . [14] Дениз Жодле исследовала эмоциональные и символические аспекты социальных представлений и их проявления в повседневной практике. [15] Саади Лахлу исследует отношения между социальными представлениями и поведением, уделяя особое внимание представлениям о еде и потребительскому поведению . [16] Другие важные разработки были сделаны Кэролайн Ховарт, связав теорию социальной идентичности с теорией социальных репрезентаций. [17] Жераром Дювеном при разработке аспектов развития, связанных с микрогенезисом социальных представлений пола, [9] Янош Ласло и Майкл Мюррей в связи нарративной психологии с теорией социальной репрезентации [18] [19] и Вольфганга Вагнера в понимании взаимосвязи между дискурсивными процессами, моделями коллективного поведения и построением социальных представлений. [20]
Статус и распространенность
[ редактировать ]Несмотря на свою долгую историю, теория социальной репрезентации популярна преимущественно среди европейских социальных психологов. [21] Две классические работы в области этой теории включают собственную плодотворную работу Московичи о репрезентациях психоанализа во Франции: [2] и образцовое исследование Дениз Джоделе социального представления безумия. [22] Однако эта теория далека от устоявшейся доктрины, поскольку она вызывает постоянные дебаты и противоречия как со стороны социальных репрезентативистов, так и со стороны других теоретиков. [23] [24] Эта теория менее известна в Соединенных Штатах, отчасти потому, что большая часть оригинальных работ Московичи была опубликована на французском языке.
Библиография
[ редактировать ]- Контарелло, А. (ред.) (2023). Принятие перемен. Знания, преемственность и социальные представления . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Гиллеспи, А. (2008) Социальные представления, альтернативные представления и семантические барьеры [1] . Журнал теории социального поведения 38 , 4, 376–391.
- Московичи, Серж (2000). Социальные представления: исследования в области социальной психологии . Уайли.
- Московичи, С. (1988). «Заметки к описанию социальных представлений». Европейский журнал социальной психологии . 18 (3): 211–250. дои : 10.1002/ejsp.2420180303 .
- Московичи, С. (1984). «Феномен социальных представлений». Социальные представления : 3–69.
- Саммут, Гордон; Ховарт, Кэролайн (2014). «Социальные представления». В Тео, Томас (ред.). Энциклопедия критической психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. стр. 1799–1802. дои : 10.1007/978-1-4614-5583-7 . ISBN 978-1-4614-5582-0 .
- Саммут Г., Андреули Э., Гаскелл Г. и Валсинер Дж. (ред.) (2015). Кембриджский справочник социальных представлений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Вагнер В., Дювин Г., Фарр Р., Йовчелович С. и др. (1999) Теория и метод социальных представлений. Азиатский журнал социальной психологии, 2 , 95–125.
- Вагнер В. и Хейс Н. (2005). Повседневный дискурс и здравый смысл: теория социальных представлений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Когнитивная полифазия
- Социальное конструирование реальности
- Психология толпы
- Социальная психология
- Список теорий социальной психологии
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Саммут и Ховарт, 2014 , с. 1800.
- ^ Jump up to: а б с Московичи, С. (1961). Психоанализ, его образ и его аудитория . Париж: Press Universitaires de France.
- ^ Московичи, С. (1963). Отношения и мнения. Ежегодный обзор психологии, 14 , 231–260.
- ^ Московичи, С. (1973). Предисловие. В К. Герцлихе (ред.), Здоровье и болезнь: социально-психологический анализ (стр. ix – xiv). Лондон/Нью-Йорк: Академическая пресса.
- ^ Хойер, Б. (2011). «Теория социального представительства», Nordicom Review, 32, 3–16.
- ^ Вагнер, В. и Хейс, Н. (2005). Повседневный дискурс и здравый смысл: теория социальной репрезентации . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Jump up to: а б Йовчелович, С. (2007). Знания в контексте: представления, сообщество и культура , Лондон: Routledge.
- ^ Александр, JC (1995). Социальная теория Fin de Siècle. Лондон: Версо.
- ^ Jump up to: а б Дювин Г. и Ллойд Б. (ред.). (1990). Социальные представления и развитие знаний . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Вагнер, В. (1996). Вопросы о социальном представительстве и строительстве. Журнал теории социального поведения , 26, 95–120.
- ^ Элисон К., Даштипур П., Кешет С., Риги К. и др. (2009). «Мы не делимся!» Подход социального представительства, энактивизм и фундаментальная несовместимость между ними». Культура и психология , 15(1), 83-95.
- ^ Йовчелович, С. (2019). Знания в контексте: представления, сообщество и культура. Лондон, Великобритания: Routledge.
- ^ Бауэр, М.В. и Гаскелл, Г. (1999). К парадигме исследования социальных представлений. Журнал теории социального поведения , 29 (2), 163–186.
- ^ Абрик, JC (Ред). (1994). Социальные практики и представления . Париж: Press Universitaires de France
- ^ Жоделе, Дениз (1991). Ма . Беркли: Калифорнийский университет.
- ^ Лахлу, С. (1995). Penser Manger , Париж, PUF.
- ^ Ховарт, К. (2002). Личность в чьих глазах? Роль репрезентаций в построении идентичности. Журнал теории социального поведения 32 (2), стр. 145–162.
- ^ Ласло, Дж. (1997). Нарративная организация социальных представлений. Статьи о социальных представлениях, 6, (2), 93–190.
- ^ Мюррей, М. (2002). Соединение теории повествования и социального представления в исследованиях в области здравоохранения. Информация по социальным наукам, 41 (4), 653–673.
- ^ Вагнер, В. (2015). Представительство в действии. В Г. Саммуте, Э. Андреули, Г. Гаскелле и Дж. Валсинере (ред.), Кембриджский справочник социальных представлений (стр. 12–28). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Вагнер, В. (2020). Теория социального представительства: исторический очерк. Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии, социальной психологии, истории и систем психологии.
- ^ Джоделе, Д. (1991). Безумие и социальные представления . Лондон: Харвестер/Уитшиф.
- ^ Фелькляйн, К., и Ховарт, К. (2005). Обзор разногласий по поводу теории социальных представлений: британские дебаты. Культура и психология, 11 , 431–454.
- ^ Верхегген Т. и Баервельдт К. (2007). Мы не делимся! Подход социальной репрезентации, энактивизм и основа социальной психологии. Культура и психология , 13(1), 5-27.