Рука славы
Рука Славы — это высушенная и маринованная рука повешенного , которую часто называют левой ( латынь : зловещей ) рукой или, если человека повесили за убийство, рукой, которая «совершила дело».
Старые европейские верования приписывают великую силу Руке Славы в сочетании со свечой, сделанной из жира трупа того самого злодея , погибшего на виселице. Свеча, изготовленная таким образом, зажженная и помещенная (как в подсвечнике) в Руку Славы, обездвижила бы всех людей, которым ее подносили. Процесс подготовки руки и свечи описан в документах 18-го века, при этом некоторые этапы оспариваются из-за сложности правильного перевода фраз той эпохи. [ нужна ссылка ] Эта концепция послужила источником вдохновения для рассказов и стихов 19 века.
История термина
[ редактировать ]Этимолог Уолтер Скит сообщает, что, хотя фольклор издавна приписывал руке мертвеца мистическую силу, конкретная фраза « Рука славы» на самом деле является народной этимологией : она происходит от французского main de gloire , искаженного слова мандрагора , то есть мандрагора . [1] Скит пишет: «Отождествление руки славы с мандрагорой подтверждается утверждением в : «Пиявках» Кокейна, т. 245 [2] что мандрагора «сияет ночью, как лампа»». Кокейн, в свою очередь, цитирует Псевдо-Апулея в переводе саксонской рукописи своего «Гербария ». [1]
Приписанные полномочия
[ редактировать ]По старинным европейским поверьям свечу, изготовленную из жира злоумышленника , умершего на виселице , зажигали и помещали (как в подсвечнике) в Руку Славы, исходящую от того же человека, что и жир в свече. , сделало бы неподвижными всех лиц, которым оно было предъявлено. Способ держать свечу зарисован в Petit Albert . [3] Свечу можно было потушить только молоком. [4] По другой версии волосы покойника используются в качестве фитиля, а свеча будет давать свет только держателю. [ нужна ссылка ]
Рука Славы также якобы могла открыть любую дверь, с которой она столкнулась. [5] Метод изготовления Руки Славы описан в Petit Albert , [6] [7] и в Compendium Maleficarum . [8]
Процесс
[ редактировать ]1722 года В «Пти-Альбере» подробно описывается, как сделать «Руку славы», как цитирует его Эмиль-Жюль Грийо де Живри : [9]
Возьмите правую или левую руку преступника, висящего на виселице возле шоссе; заверните его в часть траурного покрова и хорошо сожмите. Затем переложите его в глиняный сосуд с зиматом, селитрой, солью и длинным перцем, все хорошо растолочь. Оставьте его в этом сосуде на две недели, затем выньте и выставьте на солнечный свет в течение собачьих дней, пока он не станет совершенно сухим. Если солнце недостаточно сильное, поставьте его в духовку с папоротником и вербеной . Затем сделайте что-то вроде свечи из жира виселицы преступника, девственного воска, кунжута и пони и используйте Руку Славы в качестве подсвечника, чтобы держать эту свечу, когда она зажжена, а затем и те, в каждом месте, куда вы пойдете с этой свечой. губительный инструмент должен оставаться неподвижным
Де Живри указывает на трудности со значением слов зимат и пони , говоря, что, скорее всего, «пони» означает конский навоз. Де Живри явно использует издание 1722 года, где, по словам Джона Ливингстона Лоуза , эта фраза звучит как « du Sisame et de la Ponie », а де Живри отмечает, что значение слова «пони» как «конского навоза» совершенно неизвестно «нам». , но на местном диалекте Нижней Нормандии оно имеет такое же значение. Причина, по которой он считает эту интерпретацию «более чем вероятной», заключается в том, что конский навоз «очень горюч в сухом виде». [9] [10]
Однако во французском издании 1752 года (называемом Nouvelle Édition, corrigée & augmentée , т.е. «Новое издание, исправленное и дополненное») это читается как « ..du sisame de Laponie.. », то есть в книге Фрэнсиса Гроуза . перевод с 1787 года «сизам лапландский », или лапландский кунжут. Эту интерпретацию можно найти во многих местах в Интернете и даже в книгах, изданных в университетских издательствах. [11] [12] Две книги, одна Коры Дэниэлс, другая Монтегю Саммерса, увековечивают лапландский миф о кунжуте, хотя и неясно, должно ли зимат означать ярь-медянку или арабский сульфат железа. [13] [14]
Petit Albert также позволяет защитить дом от воздействия Руки Славы: [9]
«Рука Славы» станет неэффективной, и воры не смогут ею воспользоваться, если вы натираете порог или другие части дома, через которые они могут войти, мазью, состоящей из желчи черной кошки, жира белой курицы и крови визгучей совы ; это вещество должно быть приготовлено в течение собачьих дней
Настоящая Рука Славы хранится в Музее Уитби в Северном Йоркшире , Англия, вместе с текстом, опубликованным в книге 1823 года. [15] В этом рукописном тексте способ изготовления Руки Славы следующий: [16]
Его надо вырезать из тела преступника на виселице; маринованная в соли моча мужчины, женщины, собаки, лошади и кобылы; копченый с травами и сеном в течение месяца; висела на дубе три ночи подряд, потом лежала на перекрестке, потом висела на двери церкви на одну ночь, пока мастер дежурил в притворе, - "и если бы никакой страх не изгнал тебя от притвора... ...тогда рука действительно выиграет, и она будет твоей»
Культурные ссылки
[ редактировать ]В преступлении
[ редактировать ]«Рука славы» была предложена в качестве одного из мотивов нераскрытого убийства, произошедшего в военной Англии где-то в середине-конце 1941 года. Дело стало еще более загадочным из-за многочисленных граффити, появившихся позже, с надписью « Кто сбросил Беллу с ведьминского вяза?» " , имея в виду труп женщины, найденный внутри дерева. [17]
В литературе
[ редактировать ]Отрезанные руки в оккультном контексте встречаются уже в » Геродота «Повести о Рампсините (II, 121), в которой ловкий вор оставляет мертвую руку, чтобы избежать поимки. Они также появляются в ранних рассказах о ликантропии , таких как Анри Боге в « Рассуждения о волшебниках» 1590 году. [18]
В 1832 году Жерар де Нерваль написал рассказ « La main de gloire, histoire macaronique » («Рука славы, макаронная история»). В том же году Алоизиус Бертран опубликовал « L'heure du Sabbat » («Час Шабаша»). [19] Ги де Мопассан дебютировал с « La main d'écorché » («Освежеванная рука») (1875), одним из своих первых рассказов в Лотарингском альманахе «Пон-а-Муссон», под псевдонимом Жозеф Прюнье. Марсель Швоб написал об этом несобранный рассказ: « La Main de Gloire » («Рука славы»), который был опубликован в «L'Echo de Paris» 11 марта 1893 года. [20] [21]
Вторая из легенд Инголдсби , «Рука славы, или История медсестры», описывает изготовление и использование «Руки славы». [22] Первые строки:
Теперь открой, запри!
На стук Мертвеца!
Лети, болт, планка и лента!
Ни двигаться, ни сворачивать,
Сустав, мышца или нерв,
По чарам руки Мертвеца!
Спите, все спящие! -- Просыпайтесь, все, кто просыпается!
Но будьте как мертвецы ради Мертвеца!
Теофиль Готье написал стихотворение под названием « Étude De Mains » («Этюды рук») на тему руки поэта-вора Ласенера , отрубленной после его казни за двойное убийство, предположительно для будущего использования в качестве Руки Славы. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Скит, Уолтер Уильям (1904). «Слава, Рука» . Заметки по английской этимологии, в основном перепечатанные из «Трудов Филологического общества» . Кларендон Пресс. п. 109.
- ^ Кокейн, Томас Освальд (1864). «Мандрагора». Пиявок, колдовство и старкрафт ранней Англии . Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин. п. 245 .
- ^ «La main de gloire, & ses effets» [Рука славы и ее последствия] (на французском языке). Глава 45 . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Фрейзер, Джеймс Г. (1923), Золотая ветвь: исследование магии и религии , Лондон: MacMillan and Co, Limited, стр. 31 , получено 18 июля 2021 г.
- ^ Бейкер, Фрэнк (1888). «Антропологические заметки о человеческой руке» . Американский антрополог . 1 (1): 51–76. дои : 10.1525/aa.1888.1.1.02a00040 . JSTOR 658459 .
- ^ Джозеф Х. Петерсон, изд. (2006) [1782]. Чудесные тайны естественного языка и каббалы Маленького Альберта (на французском языке). Лион: Наследники братьев Берингос. OCLC 164442497 .
- ^ Дэвис, Оуэн (4 апреля 2008 г.). «10 лучших гримуаров Оуэна Дэвиса» . Хранитель . Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ Франческо Мария Гуаццо (2004) [1626]. «О снотворных заклинаниях». Компендиум Малефикарум . Сан-Диего: Книжное дерево. стр. 83–90. ISBN 1-58509-246-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Де Живри, Грийо; Локк, Дж. Куртенэ (тр) (1931). Колдовство: магия и алхимия . Нью-Йорк: Публикации Courier Dover. п. 181. ИСБН 9780486224930 .
- ^ Лоус, Джон Ливингстон (2008) [1930]. Дорога в Занаду, Исследование способов воображения (второе изд.). Лондон: ReadBooks. ISBN 978-1443738118 .
- ^ Луций Парвус Альберт (1752 г.). Чудесные тайны природной и каббалистической магии Пти-Альберта . Лион: Наследники братьев Берингос.
- ^ Гроуз, Фрэнсис (1787). Провинциальный глоссарий: со сборником местных пословиц и народных суеверий . Лондон: С. Хупер.
- ^ Дэниэлс, Кора Л.; Стеванс, CM (2003) [1903]. Энциклопедия суеверий, фольклора и оккультных наук мира . Гонолулу, HA: Тихоокеанский университет Press (The Minerva Group, Inc). ISBN 9781410209160 .
- ^ Монтегю Саммерс (2012). Популярная история колдовства . Лондон: Рутледж. ISBN 9781136740183 .
- ^ «Рука Славы» . Музей Уитби . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Симпсон, Жаклин; Руд, Стивен (2000). Словарь английского фольклора . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 455–456. ISBN 9780192100191 .
- ^ Вейл, Эллисон (22 марта 2013 г.). «Это Белла в ведьмином вязах? Разгадка тайны черепа, найденного в стволе дерева» . Независимый . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Трикоми, Альберт Х. (2004). «Отрубленная рука в романе Вебстера «Герцогиня Мальфи ». SEL: Исследования английской литературы 1500–1900 гг . 44 (Весна, драма Тюдоров и Стюартов). Университет Райса: 347–358. дои : 10.1353/sel.2004.0023 . JSTOR 3844634 . S2CID 161895389 .
- ^ Кампора, Магдалена (2010). «Представления средневековых образов девятнадцатого века: рука славы по Нервалю, Бертрану, Мопассану и Швобу » . Письма (61/62). Папский католический университет Аргентины: 23–32. ISSN 0326-3363 .
- ^ Де Мейер, Бернар (2004). Марсель Швоб, рассказчик воображения . Питер Лэнг. п. 127. ИСБН 3039103687 .
- ^ Хиллен, Сабина Мадлен (1994). «Ля главное купе». ou la forme d'un récit bref chez Nerval, Maupassant et Schwob» [Рука славы, структура рассказов Неваля, Мопассана и Швоба]. Revue Romane (на французском языке). 29 (1).
В девятнадцатом веке образ отрубленной руки стимулировал создание нескольких коротких фантастических рассказов. А «Волшебная рука» Нерваля послужила опорой для продолжений Ги де Мопассана («Содранная рука») и Марселя Швоба («Рука славы»). Последние два оказались обязаны рассказу Нерваля не только о восстановлении некоторых диегетических элементов, но и об одном общем плане: постепенно фиксированное количество особенностей, таких как симметрия, указатель предостережения и зависимость от точки поворота, раскрывают жанр рассказа. .Аннотация переведена
- ^ «Легенды Инголдсби» . Exclassics.com .
- ^ Готье, Теофил (1887). «Этюды рук». и Эмали камеи ( (стихотворение) на французском языке). Париж: Библиотека Л. Конке. стр. 15–19 . Проверено 1 мая 2010 г.
Развратное любопытство
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рука Славы и другие кровавые легенды о человеческих руках – Под редакцией Д.Л. Эшлимана .