Финикийские суставы
![]() Финикийское соединение с пазами и шипами. | |
Промышленный сектор(ы) | Деревообработка , судостроение |
---|---|
Сырье | Древесина |
Продукт(ы) | Корпуса плавсредств закреплены с помощью замковых пазов и шипов. |
изобретатель | Финикийцы |
Финикийские соединения ( лат . coagmenta punicana ) — это техника деревянных столярных работ с пазами и шипами , используемая в судостроении для крепления корпусов водных судов . Техника врезки и шипа с замком (или на крючках) заключается в вырезании паза или гнезда по краям двух досок и скреплении их вместе с помощью прямоугольной деревянной ручки. Затем сборку фиксируют на месте, вбивая дюбель в одно или несколько отверстий, просверленных в боковой стенке паза и шипе.
Финикийцы первыми начали использовать запираемые пазы и шипы в морских столярных изделиях для защиты подводной обшивки морских кораблей. Использование пазов и шипов с колышками в кораблестроении распространилось на запад от левантийского побережья . Примеры использования финикийских суставов в древнем Средиземноморье включают корабль Улубурун , датированный ок. 1320 ± 50 г. до н.э. , а корабль на мысе Гелидонья датирован ок. 1200 г. до н.э.
К первому тысячелетию до нашей эры финикийские соединения стали распространенным методом скрепления от края до края. Древнегреческие и римские кораблестроители переняли технику финикийского столярного дела. Римские писатели приписывали эту столярную технику финикийцам, называя ее coagmenta punicana или Punicanis coamentis . Древнегреческий историк Полибий сообщил, что римляне скопировали технику запирания пазов и шипов с пунического военного корабля, который сел на мель в 264 году до нашей эры. Они использовали эту технику в своих целях в начале Первой Пунической войны в 260 г. до н.э., что позволило им построить флот из 100 квинкерем за два месяца.
Одним из факторов, способствовавших их успеху, было обилие кедровых лесов на их территории. Эти леса обеспечивали их постоянным источником высококачественной древесины, важнейшего ресурса для судостроения. [ 1 ] Доступ к древесине позволил финикийцам построить большие морские суда, способные перевозить сотни людей. Из-за большого количества древесины, которую они производили, бревна привозили на корабль для торговли, доставляя их другим цивилизациям в обмен на такие товары, как золото и олово. [ 2 ] [ нужна страница ] Эти покрытые лесом горы, описанные древними писателями, такими как Гомер , Плиний и Платон , а также Ветхим Заветом , обеспечили финикийцев большим запасом высококачественной кедровой древесины. Кедр особенно ценился за свою прочность, долговечность и устойчивость к гниению, что делало его идеальным для судостроения. [ 3 ] [ нужна полная цитата ] Эти корабли, часто изображаемые с рядами весел по обе стороны, способствовали дальним путешествиям и торговле через Средиземное море и за его пределами. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
Финикийские суставы появились позже, чем техника шитья шнуровки для водных судов. [ 5 ] Археологические находки выявили переходные плавсредства, в которых используются элементы как пазовых, так и шиповых, а также других столярных технологий. [ 6 ]
Китайские общества неолита использовали метод запирания пазов и шипов, но не использовали отдельный прямоугольный шип или соединение досок от края до края. [ 7 ]
Метод запирания паза и шипа применяется с c. 3000 г. до н.э. , неморские столярные изделия Древнего Египта, но не обшивка корпуса, в которой имелись только незапертые пазы. [ 8 ]
В третьем и начале второго тысячелетия до нашей эры древние египтяне использовали аналогичную технику, однако пазовые и шиповые соединения не фиксировались на месте с помощью колышков. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Чтобы обеспечить устойчивость корпуса корабля, египтяне использовали незапираемую технику крепления вместе с другими методами крепления древесины. Примером этой техники является Четвертой династии погребальный корабль Хуфу ( ок. 2600 г. до н. э. ), неповрежденный из ливанского кедра сосуд с петлями длиной 43,6 метра (143 фута) , который был раскопан в комплексе пирамид Гизы . Кедровые доски барка были соединены вместе с помощью незапертых пазов и шипов, а также двух типов найтовов между граничащими ремнями и отвеса до отвеса. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 10 ] Смешанное использование незапертых пазов и шипов с деревянными ремнями также засвидетельствовано на более поздних древнеегипетских кораблях из Лишта ( ок. 1950 г. до н. э. ) и Дашура ( ок. 1859 г. до н. э. ). [ 15 ] Использование в судостроении пазов и шипов с колышками в Египте не подтверждается вещественными доказательствами примерно до 500 г. до н.э. [ 16 ]
Финикийцы первыми начали использовать запираемые пазы и шипы в морских столярных изделиях для защиты подводной обшивки морских кораблей. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Использование пазов и шипов с колышками в судостроении распространилось на запад от побережья Леванта. [ 5 ] По мнению МакГрэйла, этот столярный метод мог принести финикийцам репутацию превосходных мореплавателей. [ 17 ] Корпус корабля Улубурун , раннего финикийского/ханаанского судна, датируемого ок. 1320±50 до н.э. , [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] является самым ранним свидетельством того, что финикийские шарниры использовались в средиземноморском судостроении. [ 14 ] [ 24 ] Корпус корабля построен из ливанского кедра с дубовыми шипами. [ 25 ] [ а ] Дополнительные ранние свидетельства совместного использования финикийцами происходят из другого ханаанского кораблекрушения на мысе Гелидонья в Турции, датируемого ок. 1200±50 до н.э. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Корабли Улубуруна и Гелидонья позволили ученым отнести морскую деятельность финикийцев к более раннему периоду, когда считалось, что ханаанское мореплавание началось не раньше первого тысячелетия до нашей эры и что морская торговля в Восточном Средиземноморье велась исключительно микенцами. [ 31 ] [ 5 ]
К первому тысячелетию до нашей эры финикийские соединения стали распространенным методом крепления «край в край» в древнем Средиземноморье. [ 5 ] Греческие кораблестроители резко отказались от техники ажурного дерева и переняли финикийские столярные изделия. [ 32 ] [ 19 ] Ученые утверждают, что греческие кораблестроители переняли технику столярных работ с пазами и шипами у финикийцев. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 19 ] [ 18 ] Финикийское влияние на греческую технологию судостроения возникло в результате контактов между двумя народами во время колонизации финикийцев на западе. [ 19 ]
К середине первого тысячелетия до нашей эры кораблестроители приобрели более глубокое понимание и опыт в области запираемых пазов и шипов, о чем свидетельствует кораблекрушение в Кирении в четвертом веке до нашей эры и обломки военного корабля Марсала Пунический в третьем веке до нашей эры. [ 17 ]
Хотя финикийцы в основном занимались торговлей по всему Средиземному морю , на протяжении всей своей истории они действительно участвовали в военных конфликтах. Финикийский флот участвовал в некоторых из самых известных сражений древности. [ 39 ] Эти сражения включали как прямые конфликты с участием самой Финикии, так и конфликты с участием Карфагена , ее самой известной колонии, расположенной на территории современного Туниса , особенно во время Пунических войн .
Во время Первой Пунической войны в 264 г. до н.э. римляне захватили финикийскую пентеру севшую на мель . До войны у римлян не было [ сомнительно – обсудить ] корабли и находились в невыгодном положении, пока не обнаружили на берегу один из финикийских кораблей. [ нужна ссылка ]
Полибий сообщает, что корабль послужил образцом для кораблей римского флота; они осознали преимущество использования финикийских соединений в судостроении, поскольку пиломатериалы, используемые в ребристых корабельных ремнях , не требуют сушки . [ 40 ] В начале Первой Пунической войны в 260 г. до н.э. финикийская совместная техника позволила римлянам построить флот из 100 квинкерем за два месяца. [ 40 ] Позже он выиграл Пуническую войну, создав сотни копий кораблей для борьбы.
Эту технику также можно увидеть во Вьетнаме. Раскопки, проведенные в затопленных захоронениях в Донг Са во Вьетнаме, выявили использование различных методов запирания в пазах и шипах при строительстве лодок. Лодка восходит к культуре Донг Сон в поздней вьетнамской предыстории (500 г. до н. э. — 200 г. н. э.). [ 41 ]
Описание
[ редактировать ]Техника паза и шипа с замком (или с фиксацией) состоит в вырезании паза или гнезда на гранях двух досок, которые нужно скрепить вместе. Кусок дерева, называемый шипом, обычно имеющий форму прямоугольника, вставляется в каждый паз, чтобы соединить две доски вместе. Сборка фиксируется путем вбивания штыря (или установочного штифта, или гвоздя ) в одно или несколько отверстий, просверленных в боковой стенке паза и шипе. Этот метод известен как финикийский сустав применительно к судостроению. [ 5 ] [ 42 ]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение термина «финикийское столярное дело» происходит от латыни, поскольку римские писатели приписывали эту столярную технику финикийцам, называя ее coagmenta punicana или Punicanis coamentis . [ 43 ] [ 44 ] Латинский термин известен из дошедших до нас сочинений, таких как сочинения Катона Старшего . В своем трактате о сельском хозяйстве «О агрокультуре » [ б ] Катон описывает конструкцию деревянного диска, используемого в масляных прессах, с использованием пазовых и шиповых столярных изделий с замком; он называет эту технику Punicanis coamentis , тем самым отдавая должное врагам Рима. [ 45 ] [ 43 ] [ 46 ]
Punicanis означает пунический и происходит от латинских poenus и punicus , которые использовались в основном для обозначения карфагенян и других западных финикийцев. Эти термины произошли от древнегреческого слова Φοῖνιξ ( «Финикс» ), формы множественного числа Φοίνικες ( «Финики» ), экзонима, используемого без разбора для обозначения как западных, так и восточных финикийцев. [ 47 ]
Coamentis переводится с английского как «coagment», что означает «соединиться или объединиться». [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]- Лодка с привязными проушинами
- Финикийская экспедиция
- Финикийская корабельная экспедиция
- Сшитый кораблик
- Корабль Саркофаг
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кедр хорошо описан в источниках бронзового века как предпочтительный материал для судостроения. [ 26 ] Такое предпочтение обусловлено его легким весом, устойчивостью к повреждениям соленой водой в результате длительных периодов погружения, а также тем, что он не дает чрезмерной усадки. [ 27 ]
- ^ На латыни: «Сделайте широкий смазанный маслом шар, стр. 33, из пуниканских коагулов, сделайте его толщиной 6 дюймов, добавьте деревянные иллюминаторы. Там, где вы их закрепите, закройте их роговыми ключами. Наденьте на этот шар три цепи. Закрепите эти цепи с помощью железный ключ. Шар сделан из вяза или из кизила: если у вас есть оба, вставьте их попеременно».
«Сделайте диск маслопресса шириной 4 фута, с финикийскими шарнирами, толщиной 6 пальцев, добавьте дубовые шипы. Когда они будут установлены на свои места, закрепите их дюбелями из кизила. Прикрепите к диску три рейки; сделайте рейки и диск прямо вместе с помощью железных гвоздей. Сделайте диск из вяза или орешника, если у вас есть оба, сложите их поочередно».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ ФИНИКИЙЦЫ ЗА РУБЕЖОМ , Издательство Гарвардского университета
- ^ Картрайт, Марк. «Финикийцы – мастера мореплавания» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Третуэй.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Катсамбис, Форд и Гамильтон 2014 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б с д и Лопес-Руис и Доак, 2019 , с. 424.
- ^ Поми 1995 , с. 478.
- ^ Беллвуд и др. 2007 , с. 19.
- ^ Беллвуд и др. 2007 , с. 13.
- ^ МакГрэйл 2001 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Марк 2009 , стр. 133–140.
- ^ МакГрэйл 2001 , стр. 36–38, 133, 147, 162.
- ^ МакГрэйл 2001 , с. 36.
- ^ Липке и Мустафа 1984 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Грей, 2016 , стр. 23–24.
- ^ Марк 2009 , стр. 134–135.
- ^ Лукас и Харрис 2012 , стр. 452–453.
- ^ Jump up to: а б с МакГрэйл 2001 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Поми 2010 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с д Каханов и Поми 2004 , с. 24.
- ^ Марк 2005 , с. 35.
- ^ Бас 1989 , с. 27.
- ^ Бас 2012 , с. 800.
- ^ Ваксманн 2009 , стр. 239–241.
- ^ Пулак 1998 , с. 210.
- ^ Пулак 1998 , с. 213.
- ^ Мейггс 1982 , стр. 118, 134, 136, 408.
- ^ Соперник 1991 , стр. 35–36.
- ^ Басс и др. 1967 , стр. 50–51.
- ^ Бас 2012 , с. 300.
- ^ Ваксманн 2009 , с. 208.
- ^ Бас 2012 , с. 801.
- ^ Белый 1984 .
- ^ Бас 2006 , с. 14.
- ^ Каханов и Линдер 2004 .
- ^ Марк 2005 , стр. 35, 67–68.
- ^ Поми 1997 , с. 201.
- ^ Ваксманн 2009 , с. 241.
- ^ Связано 1985 г. , с. 62.
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Хронология Пунических войн» .
- ^ Jump up to: а б Шлезвиг 1980 , с. 244.
- ^ Беллвуд и др. 2007 , с. 8.
- ^ Тиг 2007 .
- ^ Jump up to: а б с Шлезвиг 1980 , стр. 243–244.
- ^ Катон 1934 , Глава XVIII, 9.
- ^ Катон 1934 , 18, 9.
- ^ Аморес и Хэй 1992 , с. 205.
- ^ Порог 2006 .
Источники
[ редактировать ]- С любовью, Карлос Леон; Хэй, Беатрис Доминго (1992). «Кораблестроение в греко-римском Средиземноморье» . Тетради по предыстории и археологии (на испанском языке). 19 . Автономный университет Мадрида : 199–218. ISSN 0211-1608 .
- Басс, Джордж Ф.; Трокмортон, Питер; Тейлор, Джоан Дю Плат; Хеннесси, Дж.Б.; Шульман, Алан Р.; Бухгольц, Ганс-Гюнтер (1967). «Мыс Гелидония: кораблекрушение бронзового века» . Труды Американского философского общества . 57 (8): 1–177. дои : 10.2307/1005978 . ISSN 0065-9746 . JSTOR 1005978 .
- Басс, Джордж Ф. (1989). «Строительство морского судна позднего бронзового века» . Тропис I: Материалы Первого международного симпозиума по судостроению в древности, Пирей, 1985 .
- Басс, Джордж Ф. (2006). «Новые методы археологии и греческие кораблекрушения шестого и пятого веков до нашей эры» . Труды Американского философского общества . 150 (1): 1–14. ISSN 0003-049X . JSTOR 4598971 .
- Басс, Джордж Ф. (2012). Клайн, Эрик Х. (ред.). Кораблекрушение на мысе Гелидонья . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199873609.001.0001 . ISBN 9780199873609 . Проверено 27 апреля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Беллвуд, Питер; Кэмерон, Джудит; Ван Вьет, Нгуен; Ван Лием, Буй (01 марта 2007 г.). «Древние лодки, лодочные брусья и замковые шипо-пазовые соединения из Северного Вьетнама бронзового / железного века» . Международный журнал морской археологии . 36 (1): 2–20. Бибкод : 2007IJNAr..36....2B . дои : 10.1111/j.1095-9270.2006.00128.x . ISSN 1057-2414 . S2CID 162593190 .
- Связанный, Менсун (1985). Ранние наблюдения за постройкой доклассического затонувшего корабля в заливе Кампезе, остров Джильо: ключ к разгадке национальной принадлежности судна . ISBN 978-0-86054-352-7 .
- Картрайт, М. (25 июля 2022 г.). Финикийцы – мастера мореплавания . Энциклопедия всемирной истории. https://www.worldhistory.org/article/897/the-phoenicians---master-mariners/
- Катон, Маркус (1934) [ ок. 160 г. до н. э. ]. «XVIII». De agriculturalura [ О сельском хозяйстве ] (на латыни). Перевод Хендерсона, Джеффри . Проверено 27 апреля 2021 г. - из классической библиотеки Леба.
- Кацамбис, Алексис; Форд, Бен; Гамильтон, Донни Л. (2014). Оксфордский справочник по морской археологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199336005 .
- Грей, Паула (06 сентября 2016 г.). История путешествий на 50 автомобилях (История в 50) . Издательства Tilbury House и Cadent Publishing. ISBN 978-0-88448-398-4 .
- Хеппер, Н. (2001b). Кедр Ливана в истории. Осень 2001/Ливанский кедр в истории - Ф. Найджел Хеппер.pdfПунические войны. (нд-б).
- ХОЛСТ, С. (2021). Финикийцы: эпическое наследие Ливана . КНИГИ САНТОРИНИ.
- Каханов Ю.; Линдер, Э. (2004). Пошив корабля в «Корабль Мааган Михаил: Возвращение 2400-летнего торговца: Итоговый отчет (Отчет)». Том. 2. Израильское исследовательское общество, Хайфский университет. стр. 3–79.
- Каханов, доктор Яаков; Поми, Патрис (1 января 2004 г.). «Греческая традиция шитья кораблестроения и корабль Мааган Михаил: сравнение со средиземноморскими параллелями с шестого по четвертый века до нашей эры» . Зеркало моряка . 90 (1): 6–28. дои : 10.1080/00253359.2004.10656882 . ISSN 0025-3359 . S2CID 163985847 .
- Липке, Пол; Мустафа, Хаг Ахмед Юсеф (1984). Царский корабль Хеопса: ретроспективный отчет об открытии, реставрации и реконструкции: на основе интервью с Хаг Ахмедом Юсефом Мустафой . ISBN 978-0-86054-293-3 .
- Лопес-Руис, Каролина; Доук, Брайан Р. (29 июля 2019 г.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-049935-8 .
- Лукас, А.; Харрис, Дж. (30 апреля 2012 г.). Древнеегипетские материалы и промышленность . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-14494-8 .
- Марк, Сэмюэл (2005). Гомеровое мореплавание . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-594-8 .
- Марк, Сэмюэл (2009). «Строительство судна Хуфу I (около 2566 г. до н. э.): переоценка». Международный журнал морской археологии . 38 (1): 133–152. Бибкод : 2009IJNAr..38..133M . дои : 10.1111/j.1095-9270.2008.00212.x . S2CID 162096494 .
- МакГрэйл, Шон (2001). Лодки мира: от каменного века до средневековья . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198144687 .
- Мейггс, Рассел (1982). Деревья и древесина в древнем средиземноморском мире . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814840-1 .
- Поми, Патрис (1995). «Греческие и римские затонувшие корабли на площади Жюля Верна в Марселе» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 139 (2): 459–484. дои : 10.3406/crai.1995.15483 .
- Поми, Патрис (1997). древней техники судостроения: от сборки лигатурами к сборке шипами и . Пример эволюции пазами Древние и средневековые методы и экономика: время инноваций: международная конференция (CNRS) Экс-ан-Прованс, 21–23 мая 1996, 1997 г., ISBN 2-87772-147-7, стр. 195–203 (на французском языке). Блуждание. стр. 195–203. ISBN 978-2-87772-147-9 .
- Поми, Патрис (2010). Введение 3 [ Введение 3 - Технологический трансфер в средиземноморской военно-морской архитектуре от античности до современности: техническая идентичность и культурная идентичность. Материалы Стамбульского круглого стола 19–22 мая 2007 г. ]. Технологический трансфер в средиземноморской военно-морской архитектуре от античности до современности: техническая идентичность и культурная идентичность. Материалы Стамбульского круглого стола 19–22 мая 2007 г. Varia Anatolica (на французском языке). Полет. 20, нет. 1. Французский институт анатолийских исследований. стр. 131–136.
- Праг, Джонатан Р.В. (2006). «Poenus Plane Est - но кем были «Пуники»?». Документы Британской школы в Риме . 74 : 1–37. дои : 10.1017/S0068246200003214 . S2CID 162396151 .
- Пулак, Джемаль (1998). «Кораблекрушение Улубурун: обзор» . Международный журнал морской археологии . 27 (3): 188–224. дои : 10.1111/j.1095-9270.1998.tb00803.x . ISSN 1095-9270 .
- Соперник, Мишель (1991). Римское морское столярное дело: материалы, методы, средства (на французском языке). Париж: Издания Национального центра научных исследований: Presses du CNRS. ISBN 978-2-222-04391-1 . OCLC 474333861 .
- Слисвик, AW (1 августа 1980 г.). «Финикийские суставы, coagmenta punicana» . Международный журнал морской археологии . 9 (3): 243–244. Бибкод : 1980IJNAr...9..243S . дои : 10.1111/j.1095-9270.1980.tb01303.x . ISSN 1057-2414 .
- Тиг, Мэтью (01 мая 2007 г.). «Обнаженный шарнир» . Тонкая деревообработка . Тонтон Пресс. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
- Ваксманн, Шелли (2009). Морские корабли и мореплавание в Леванте бронзового века . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-080-6 .
- Уайт, К.Д. (1984). Греческая и римская технология . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1439-8 .