Jump to content

Финикийские суставы

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Финикийские суставы
Пуническая коагмента
Чертеж деревянного корабля с аннотациями элементов корпуса.
Финикийское соединение с пазами и шипами.
Промышленный сектор(ы) Деревообработка , судостроение
Сырье Древесина
Продукт(ы) Корпуса плавсредств закреплены с помощью замковых пазов и шипов.
изобретатель Финикийцы

Финикийские соединения ( лат . coagmenta punicana ) — это техника деревянных столярных работ с пазами и шипами , используемая в судостроении для крепления корпусов водных судов . Техника врезки и шипа с замком (или на крючках) заключается в вырезании паза или гнезда по краям двух досок и скреплении их вместе с помощью прямоугольной деревянной ручки. Затем сборку фиксируют на месте, вбивая дюбель в одно или несколько отверстий, просверленных в боковой стенке паза и шипе.

Финикийцы первыми начали использовать запираемые пазы и шипы в морских столярных изделиях для защиты подводной обшивки морских кораблей. Использование пазов и шипов с колышками в кораблестроении распространилось на запад от левантийского побережья . Примеры использования финикийских суставов в древнем Средиземноморье включают корабль Улубурун , датированный ок. 1320 ± 50 г. до н.э. , а корабль на мысе Гелидонья датирован ок. 1200 г. до н.э.

К первому тысячелетию до нашей эры финикийские соединения стали распространенным методом скрепления от края до края. Древнегреческие и римские кораблестроители переняли технику финикийского столярного дела. Римские писатели приписывали эту столярную технику финикийцам, называя ее coagmenta punicana или Punicanis coamentis . Древнегреческий историк Полибий сообщил, что римляне скопировали технику запирания пазов и шипов с пунического военного корабля, который сел на мель в 264 году до нашей эры. Они использовали эту технику в своих целях в начале Первой Пунической войны в 260 г. до н.э., что позволило им построить флот из 100 квинкерем за два месяца.

Одним из факторов, способствовавших их успеху, было обилие кедровых лесов на их территории. Эти леса обеспечивали их постоянным источником высококачественной древесины, важнейшего ресурса для судостроения. [ 1 ] Доступ к древесине позволил финикийцам построить большие морские суда, способные перевозить сотни людей. Из-за большого количества древесины, которую они производили, бревна привозили на корабль для торговли, доставляя их другим цивилизациям в обмен на такие товары, как золото и олово. [ 2 ] [ нужна страница ] Эти покрытые лесом горы, описанные древними писателями, такими как Гомер , Плиний и Платон , а также Ветхим Заветом , обеспечили финикийцев большим запасом высококачественной кедровой древесины. Кедр особенно ценился за свою прочность, долговечность и устойчивость к гниению, что делало его идеальным для судостроения. [ 3 ] [ нужна полная цитата ] Эти корабли, часто изображаемые с рядами весел по обе стороны, способствовали дальним путешествиям и торговле через Средиземное море и за его пределами. [ нужна ссылка ]

Деревянный корабль со снятой палубой
Модель барка Хуфу Solar со снятой палубой, обнажающей корпус. Доски и шпангоуты корабля скреплены полутравой . [ 4 ]

Финикийские суставы появились позже, чем техника шитья шнуровки для водных судов. [ 5 ] Археологические находки выявили переходные плавсредства, в которых используются элементы как пазовых, так и шиповых, а также других столярных технологий. [ 6 ]

Китайские общества неолита использовали метод запирания пазов и шипов, но не использовали отдельный прямоугольный шип или соединение досок от края до края. [ 7 ]

Метод запирания паза и шипа применяется с c. 3000 г. до н.э. , неморские столярные изделия Древнего Египта, но не обшивка корпуса, в которой имелись только незапертые пазы. [ 8 ]

В третьем и начале второго тысячелетия до нашей эры древние египтяне использовали аналогичную технику, однако пазовые и шиповые соединения не фиксировались на месте с помощью колышков. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Чтобы обеспечить устойчивость корпуса корабля, египтяне использовали незапираемую технику крепления вместе с другими методами крепления древесины. Примером этой техники является Четвертой династии погребальный корабль Хуфу ( ок. 2600 г. до н. э. ), неповрежденный из ливанского кедра сосуд с петлями длиной 43,6 метра (143 фута) , который был раскопан в комплексе пирамид Гизы . Кедровые доски барка были соединены вместе с помощью незапертых пазов и шипов, а также двух типов найтовов между граничащими ремнями и отвеса до отвеса. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 10 ] Смешанное использование незапертых пазов и шипов с деревянными ремнями также засвидетельствовано на более поздних древнеегипетских кораблях из Лишта ( ок. 1950 г. до н. э. ) и Дашура ( ок. 1859 г. до н. э. ). [ 15 ] Использование в судостроении пазов и шипов с колышками в Египте не подтверждается вещественными доказательствами примерно до 500 г. до н.э. [ 16 ]

Древний финикийский шекель (монета) с изображением крепостных стен, военной галеры и львов.
Древний финикийский шекель (монета) с изображением царя Абдаштарта (Стратона) на лицевой стороне и военной галеры на реверсе.
Древний финикийский шекель (монета) с изображением короля Теннеса, сражающегося с битой (львом) на лицевой стороне и военной галерой на реверсе.
Финикийцы в древности славились своим мастерством кораблестроения. Они часто изображали корабли и военные галеры на своей валюте — шекеле .

Финикийцы первыми начали использовать запираемые пазы и шипы в морских столярных изделиях для защиты подводной обшивки морских кораблей. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Использование пазов и шипов с колышками в судостроении распространилось на запад от побережья Леванта. [ 5 ] По мнению МакГрэйла, этот столярный метод мог принести финикийцам репутацию превосходных мореплавателей. [ 17 ] Корпус корабля Улубурун , раннего финикийского/ханаанского судна, датируемого ок. 1320±50 до н.э. , [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] является самым ранним свидетельством того, что финикийские шарниры использовались в средиземноморском судостроении. [ 14 ] [ 24 ] Корпус корабля построен из ливанского кедра с дубовыми шипами. [ 25 ] [ а ] Дополнительные ранние свидетельства совместного использования финикийцами происходят из другого ханаанского кораблекрушения на мысе Гелидонья в Турции, датируемого ок. 1200±50 до н.э. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Корабли Улубуруна и Гелидонья позволили ученым отнести морскую деятельность финикийцев к более раннему периоду, когда считалось, что ханаанское мореплавание началось не раньше первого тысячелетия до нашей эры и что морская торговля в Восточном Средиземноморье велась исключительно микенцами. [ 31 ] [ 5 ]

К первому тысячелетию до нашей эры финикийские соединения стали распространенным методом крепления «край в край» в древнем Средиземноморье. [ 5 ] Греческие кораблестроители резко отказались от техники ажурного дерева и переняли финикийские столярные изделия. [ 32 ] [ 19 ] Ученые утверждают, что греческие кораблестроители переняли технику столярных работ с пазами и шипами у финикийцев. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 19 ] [ 18 ] Финикийское влияние на греческую технологию судостроения возникло в результате контактов между двумя народами во время колонизации финикийцев на западе. [ 19 ]

К середине первого тысячелетия до нашей эры кораблестроители приобрели более глубокое понимание и опыт в области запираемых пазов и шипов, о чем свидетельствует кораблекрушение в Кирении в четвертом веке до нашей эры и обломки военного корабля Марсала Пунический в третьем веке до нашей эры. [ 17 ]

Хотя финикийцы в основном занимались торговлей по всему Средиземному морю , на протяжении всей своей истории они действительно участвовали в военных конфликтах. Финикийский флот участвовал в некоторых из самых известных сражений древности. [ 39 ] Эти сражения включали как прямые конфликты с участием самой Финикии, так и конфликты с участием Карфагена , ее самой известной колонии, расположенной на территории современного Туниса , особенно во время Пунических войн .

Во время Первой Пунической войны в 264 г. до н.э. римляне захватили финикийскую пентеру севшую на мель . До войны у римлян не было [ сомнительно обсудить ] корабли и находились в невыгодном положении, пока не обнаружили на берегу один из финикийских кораблей. [ нужна ссылка ]

Полибий сообщает, что корабль послужил образцом для кораблей римского флота; они осознали преимущество использования финикийских соединений в судостроении, поскольку пиломатериалы, используемые в ребристых корабельных ремнях , не требуют сушки . [ 40 ] В начале Первой Пунической войны в 260 г. до н.э. финикийская совместная техника позволила римлянам построить флот из 100 квинкерем за два месяца. [ 40 ] Позже он выиграл Пуническую войну, создав сотни копий кораблей для борьбы.

Эту технику также можно увидеть во Вьетнаме. Раскопки, проведенные в затопленных захоронениях в Донг Са во Вьетнаме, выявили использование различных методов запирания в пазах и шипах при строительстве лодок. Лодка восходит к культуре Донг Сон в поздней вьетнамской предыстории (500 г. до н. э. — 200 г. н. э.). [ 41 ]

Описание

[ редактировать ]

Техника паза и шипа с замком (или с фиксацией) состоит в вырезании паза или гнезда на гранях двух досок, которые нужно скрепить вместе. Кусок дерева, называемый шипом, обычно имеющий форму прямоугольника, вставляется в каждый паз, чтобы соединить две доски вместе. Сборка фиксируется путем вбивания штыря (или установочного штифта, или гвоздя ) в одно или несколько отверстий, просверленных в боковой стенке паза и шипе. Этот метод известен как финикийский сустав применительно к судостроению. [ 5 ] [ 42 ]

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение термина «финикийское столярное дело» происходит от латыни, поскольку римские писатели приписывали эту столярную технику финикийцам, называя ее coagmenta punicana или Punicanis coamentis . [ 43 ] [ 44 ] Латинский термин известен из дошедших до нас сочинений, таких как сочинения Катона Старшего . В своем трактате о сельском хозяйстве «О агрокультуре » [ б ] Катон описывает конструкцию деревянного диска, используемого в масляных прессах, с использованием пазовых и шиповых столярных изделий с замком; он называет эту технику Punicanis coamentis , тем самым отдавая должное врагам Рима. [ 45 ] [ 43 ] [ 46 ]

Punicanis означает пунический и происходит от латинских poenus и punicus , которые использовались в основном для обозначения карфагенян и других западных финикийцев. Эти термины произошли от древнегреческого слова Φοῖνιξ ( «Финикс» ), формы множественного числа Φοίνικες ( «Финики» ), экзонима, используемого без разбора для обозначения как западных, так и восточных финикийцев. [ 47 ]

Coamentis переводится с английского как «coagment», что означает «соединиться или объединиться». [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кедр хорошо описан в источниках бронзового века как предпочтительный материал для судостроения. [ 26 ] Такое предпочтение обусловлено его легким весом, устойчивостью к повреждениям соленой водой в результате длительных периодов погружения, а также тем, что он не дает чрезмерной усадки. [ 27 ]
  2. ^ На латыни: «Сделайте широкий смазанный маслом шар, стр. 33, из пуниканских коагулов, сделайте его толщиной 6 дюймов, добавьте деревянные иллюминаторы. Там, где вы их закрепите, закройте их роговыми ключами. Наденьте на этот шар три цепи. Закрепите эти цепи с помощью железный ключ. Шар сделан из вяза или из кизила: если у вас есть оба, вставьте их попеременно».
    «Сделайте диск маслопресса шириной 4 фута, с финикийскими шарнирами, толщиной 6 пальцев, добавьте дубовые шипы. Когда они будут установлены на свои места, закрепите их дюбелями из кизила. Прикрепите к диску три рейки; сделайте рейки и диск прямо вместе с помощью железных гвоздей. Сделайте диск из вяза или орешника, если у вас есть оба, сложите их поочередно».
  1. ^ ФИНИКИЙЦЫ ЗА РУБЕЖОМ , Издательство Гарвардского университета
  2. ^ Картрайт, Марк. «Финикийцы – мастера мореплавания» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 мая 2024 г.
  3. ^ Третуэй. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  4. ^ Катсамбис, Форд и Гамильтон 2014 , с. 363.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Лопес-Руис и Доак, 2019 , с. 424.
  6. ^ Поми 1995 , с. 478.
  7. ^ Беллвуд и др. 2007 , с. 19.
  8. ^ Беллвуд и др. 2007 , с. 13.
  9. ^ МакГрэйл 2001 , с. 25.
  10. ^ Jump up to: а б Марк 2009 , стр. 133–140.
  11. ^ МакГрэйл 2001 , стр. 36–38, 133, 147, 162.
  12. ^ МакГрэйл 2001 , с. 36.
  13. ^ Липке и Мустафа 1984 , стр. 74–75.
  14. ^ Jump up to: а б Грей, 2016 , стр. 23–24.
  15. ^ Марк 2009 , стр. 134–135.
  16. ^ Лукас и Харрис 2012 , стр. 452–453.
  17. ^ Jump up to: а б с МакГрэйл 2001 , с. 134.
  18. ^ Jump up to: а б Поми 2010 , с. 134.
  19. ^ Jump up to: а б с д Каханов и Поми 2004 , с. 24.
  20. ^ Марк 2005 , с. 35.
  21. ^ Бас 1989 , с. 27.
  22. ^ Бас 2012 , с. 800.
  23. ^ Ваксманн 2009 , стр. 239–241.
  24. ^ Пулак 1998 , с. 210.
  25. ^ Пулак 1998 , с. 213.
  26. ^ Мейггс 1982 , стр. 118, 134, 136, 408.
  27. ^ Соперник 1991 , стр. 35–36.
  28. ^ Басс и др. 1967 , стр. 50–51.
  29. ^ Бас 2012 , с. 300.
  30. ^ Ваксманн 2009 , с. 208.
  31. ^ Бас 2012 , с. 801.
  32. ^ Белый 1984 .
  33. ^ Бас 2006 , с. 14.
  34. ^ Каханов и Линдер 2004 .
  35. ^ Марк 2005 , стр. 35, 67–68.
  36. ^ Поми 1997 , с. 201.
  37. ^ Ваксманн 2009 , с. 241.
  38. ^ Связано 1985 г. , с. 62.
  39. ^ Марк, Джошуа Дж. «Хронология Пунических войн» .
  40. ^ Jump up to: а б Шлезвиг 1980 , с. 244.
  41. ^ Беллвуд и др. 2007 , с. 8.
  42. ^ Тиг 2007 .
  43. ^ Jump up to: а б с Шлезвиг 1980 , стр. 243–244.
  44. ^ Катон 1934 , Глава XVIII, 9.
  45. ^ Катон 1934 , 18, 9.
  46. ^ Аморес и Хэй 1992 , с. 205.
  47. ^ Порог 2006 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbf1f8d2d64b52e7af788c04e9bafbf1__1717348500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/f1/bbf1f8d2d64b52e7af788c04e9bafbf1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phoenician joints - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)