Общество Ходжатие
Анджоман-е Ходжатие , также известный как Общество Ходжатие ( персидский : Anjoman -e Kheyriyeh Hojjatiyeh Mahdaviyeh , латинизированный : Anjoman-e Kheyriyeh Hojjatiyeh Mahdaviyeh , букв. «Благотворительное общество доказательства Аллаха над творением », также пишется как Хакатия ), является традиционалистом. Иранская шиитская религиозная организация . Он был основан священнослужителем из Мешхеда Махмудом Халаби в 1950-х годах. [ 1 ] чтобы противостоять пионерам веры бахаи, «которые утверждали, что долгожданный Двенадцатый имам шиитского ислама вернулся» и что шиитский ислам теперь вытеснен верой бахаи . [ 2 ] Наряду с подготовкой «кадров для «научной защиты » шиитского ислама от бахаи, [ 3 ] группа продвигает религиозную ортодоксальность посредством евангелизации, работает над ускорением возвращения Махди ( предсказанного искупителя/мессии ислама). Его социально-экономические корни уходят на базар и в традиционный средний класс Ирана. [ 4 ] и был назван «полутайным». [ 5 ]
Хотя Ходжатие не был единственным среди религиозных мусульман в Иране, кто решительно выступал против Веры Бахаи ( преследование которой включало десятки убийств, а также разрушение и осквернение общинной и частной собственности бахаи), [ 6 ] Махмуд Садри, член Ходжатие, утверждает, что Общество стремится искоренить веру бахаи ненасильственным путем. По его словам, ее лидер Халаби неоднократно предостерегал своих последователей от преследований бахаи, говоря: «Это не наш путь, это не наш путь». [ 7 ] С другой стороны, более точное описание их деятельности ее членами, а также бахаи, подвергшимися физическому нападению со стороны группы, показывает жестокий характер Ходжатие. [ 8 ]
Общество Ходжатие сыграло значительную роль в запугивании и преследовании бахаи. [ 9 ] [ 10 ] Проникнув в общину бахаи, они сыграли эффективную роль в похищениях, арестах и массовых казнях лидеров бахаи, а также в попытках парализовать повседневную жизнь бахаи в Иране. [ 10 ] После того, как Рухолла Хомейни пригрозил Обществу Ходжатие и обвинил его в измене и реакции, Общество распалось. [ 4 ] Добровольный роспуск Ходжати не уменьшил ее деятельность и влияние в государственных учреждениях Исламской Республики, а наоборот, расширил ее влияние в подавлении бахаи Ирана после иранской революции. [ 10 ]
После его роспуска члены Ходжатие активно работали в судебной системе Ирана, системе безопасности, а также в офисах, отвечающих за укомплектование кадрами правительственных учреждений Ирана. [ 11 ] Есть несколько политических деятелей, которые ранее были членами ассоциации или симпатизировали ее антибахаизму и после революции 1979 года пришли к власти в Исламской Республике; Али Хаменеи , Али Акбар Велаяти , Мохаммад Али Раджаи , Камаль Харази , Хаддад Адель , Али-Акбар Парвеш и Джавад Зариф — вот лишь несколько примеров. [ 10 ] [ 12 ] Мехди Абришамчи ранее был членом ассоциации, прежде чем присоединиться к МЕК . [ 13 ]
Несмотря на то, что оно разделяет многие из тех же консервативных религиозных шиитских ценностей, что и Исламская Республика Иран и ее основатель аятолла Рухолла Хомейни , общество вступило в конфликт с Хомейни и его сторонниками по нескольким вопросам. К ним относятся оппозиция Ходжатии доктрине Хомейни велаят-э-факих , (иногда) популистская политика левого правительства и участие религиозных людей в политике в целом (до появления Махди ) ; и оппозиция режима (предполагаемым) тайным членам Ходжатие, которые (предположительно) проникли в иранское правительство. [ 4 ] Халаби официально приостановил деятельность общества и всю его деятельность в 1983 году, после того, что многие расценили как словесную атаку на общество со стороны Хоминея. [ 4 ] хотя некоторые считают, что Ходжатие (или, по крайней мере, «линия Ходжатии») «остается жива» [ 14 ] и «начало тихое возвращение» в 1990-е годы. [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]Название организации Hojjatieh происходит от слова Hojjat , [ 1 ] часто переводится на английский как «доказательство». [ 1 ] Один из титулов Махди в шиитском исламе - Худжатулла («Доказательство Аллаха»). [ 15 ] [ 16 ] Более ранняя организация, Анджоман-е Имам-е Заман (в частном порядке называемая Анджоман-е Зедд-е Бахаи ), была основана Халаби. После иранской революции он был переименован в Анджоман-э Ходжати Махдави (сокращенно Ходжатие). [ 6 ]
История
[ редактировать ]Организация была основана в 1953 году в Тегеране представителем шиитского духовенства шейхом Махмудом Халаби с разрешения аятоллы Сейеда Хоссейна Боруджерди . [ 6 ] Основополагающей предпосылкой организации было то, что самой непосредственной угрозой исламу была вера бахаи , которую они считали ересью, устранение которой было обязательным. [ 17 ] Халаби считал, что «все, что пошло не так в политическом плане и в обществе в целом, произошло из-за влияния бахаи, и, следовательно, ему пришлось противостоять этому». [ 4 ] Халаби и его последователи поддержали премьер-министра Мохаммада Мосаддыка . [ 4 ] но после свержения Мосаддыка сторонниками шаха ( Мохаммад Реза Пехлеви ) их деятельности было разрешено продолжаться «в обмен» на поддержку правления шаха. [ 4 ]
Во время правления шаха
[ редактировать ]С марта по июнь 1955 года, в период Рамадана того же года, правительство и духовенство совместно предприняли широкомасштабную систематическую программу против бахаи. [ 4 ] За это время они разрушили национальный центр бахаи в Тегеране, конфисковали собственность и на какое-то время запретили быть бахаи (наказывается тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет). [ 18 ] Основатель САВАК в Теймур Бахтияр то время сам взял кирку в здание бахаи. [ 19 ]
Сообщается, что Халаби работал с САВАК агентством безопасности под руководством шаха Мохаммеда Резы Пехлеви , предлагая свое полное сотрудничество в борьбе с «другими языческими силами, включая коммунистов». Тем самым ему была предоставлена свобода набирать членов и собирать средства. К началу 1970-х годов Ходжатия действовал не только по всему Ирану, но и в соседних странах; [ 4 ] и к 1977 году в обществе насчитывалось 12 000 членов.
Во времена Исламской Республики
[ редактировать ]По словам Тахери, по мнению Халаби, режим шаха предоставил бахаи слишком много свободы, и по мере того, как движение Хомейни по свержению шаха набирало силу, он оказал им свою поддержку. [ 20 ] Однако Энциклопедия Ираника утверждает, что исламская революция «застала Ходжатию врасплох», а «первоначальная реакция руководства» на революцию была «скептицизмом и подозрительностью». [ 14 ] По словам Мухаммада Сахими, писавшего для американской PBS , после падения Пехлеви-шаха перед сторонниками Хомейни в феврале 1979 года Халаби попытался «выдвинуть свою организацию на видное место, рассчитывая на ее религиозную репутацию». И это несмотря на его доктринальные разногласия с Хомейни по поводу участия шиитов в политике и необходимости ускорить приход Махди, сотрудничество Халаби со старым режимом, который сторонники Хомейни страстно ненавидели, а также яростное сопротивление группы «левым и коммунистам», которые сыграли свою роль. в свержении шаха. [ 4 ] Тем не менее, многие члены Ходжатии были назначены на административные должности из-за их «безупречной» религиозной репутации. [ 2 ] Сторонники Хомейни начали открыто критиковать объединение за его аполитичный характер и «консервативную предвзятость» в интерпретации ислама. Хомейни допускал эту критику, [ 21 ] а 12 июля 1983 года он пошел еще дальше, заявив:
Те, кто считает, что мы должны позволить грехам увеличиваться до тех пор, пока не появится 12-й Имам, должны изменить и пересмотреть свою позицию... Имам вернется, чтобы устранить грех, но должны ли мы грешить, чтобы он вернулся? Отбросьте такое неправильное мышление. Если вы мусульманин и верите в свою страну, избавьтесь от этой фракционности и присоединитесь к волне, несущей нацию вперед; в противном случае это сломает вас. [ 4 ]
Многие воспринимали это как «тонко завуалированное» [ 14 ] атака на подход Ходжатие к ускорению прихода Махди (см. «Доктрину» ниже). Хомейни также выдвинул то, что многие восприняли как обвинение в оппортунизме против Ходжатие: [ 4 ]
Те, кто объявил борьбу [против шаха] харамом [греховным] и пытались опровергнуть призыв против шаха не праздновать 15 Шаабана [годовщину рождения имама Махди] стали более революционными, чем революционеры. . [ 4 ]
Халаби в ответ объявил о приостановке (но не роспуске) Ходжатии в тот же день, но не признал, что «группа стала объектом гнева аятоллы». [ 4 ] За этим заявлением «последовала широкомасштабная кампания по исключению членов Ходжатии из руководящих, академических и образовательных органов по всему Ирану». [ 14 ] С тех пор и иранские консерваторы, и реформисты «обвинили своих соперников в тенденциях ходжатия». [ 22 ] Однако после смерти Хомейни группа, как сообщается, смогла «спланировать возврат к благосклонности» с помощью аятоллы Мохаммада-Таки Месбаха-Язди . [ 23 ] Кроме того, из-за неоднозначности нападения Хомейни, по крайней мере, по состоянию на 2010 год, «до сих пор остается предметом споров, действительно ли Хомейни приказал Ходжатии прекратить свою деятельность», как заявил один из сторонников Ходжатии, «не существует никакого документа, указывающего на конфронтацию». между аятоллой Хомейни» и Ходжатией. [ 4 ]
В июле 2006 года тегеранская газета « Кайхан » сообщила, что несколько членов Общества Ходжатие были арестованы. [ 2 ] в то время как ряд реформистских источников предупреждали о возрождении Ходжати при администрации Махмуда Ахмадинежада в 2005–2013 годах. [ 2 ]
По словам Ронена А. Коэна, раскол внутри Ходжатии «привел к созданию «движения Махдивият», которое было «прекращено иранским режимом» и обвинено в неудачных запланированных убийствах Али Разини, президента Акбара Хашеми Рафсанджани и Мохаммада Хатами и Аятолла Язди. [ 24 ]
Доктрина
[ редактировать ]Как традиционалистская шиитская организация, Ходжатие выступает против не только бахаизма, но и суннизма. [ 25 ] Рухоллы Хомейни и неортодоксальная концепция Велаят-е Факих , которую многие шиитские священнослужители считали еретической. Эту организацию также называют «полутайной». [ 25 ]
Лозунгом Худжатии было: «Любой флаг, поднятый до прихода Махди, его носитель является тагутом [идолопоклонником] и поклоняется чему-то другому, кроме Бога [т.е. является еретиком]». [ 15 ] По словам Майкла М. Дж. Фишера, имя Худжатия имело «двойную функцию». Подобно тому, как Халаби (и Худжатия) отрицали утверждение бахаи о том, что аль-Баб (предшественник веры бахаи) был Имам-е Заманом /Махди, так и Халаби также отрицал у Хомейни титул Найеб-и-Имама (помощника Имам). [ 15 ] Сам Халаби (по словам Фишера) «намекнул, что находился в ежедневном контакте» с Имам-э-Заманом ». [ 26 ]
Ненасильственная позиция
[ редактировать ]Спорным остается вопрос о том, является ли Ходжатие ненасильственным или ненасильственным, но все же опасным.
По мнению ученого-юриста Ноа Фельдмана , идея о том, что сторонники «хотят вернуть имама с помощью насилия, а не… благочестиво ждать и готовиться к возможному возвращению имама по его собственному графику», является распространенным неправильным толкованием позиции общества со стороны те, кто «за пределами Ирана». Фактически, неблагоприятное отношение к Обществу Ходжатия со стороны правительства и сторонников Хомейни отчасти объяснялось «спокойным мнением группы о том, что прибытие Махди нельзя ускорить». [ 27 ] Ронен А. Коэн пишет, что насильственные действия некоторых членов организации против бахаи нарушают доктрину общества. [ 28 ] Согласно интервью с лидером Ходжати, опубликованному в « Энциклопедии Ираника» , организация не следит за санкционированным государством преследованием иранских бахаи и остается строго пацифистской и полностью выступает против насилия и преследований:
Поскольку лидеры Ходжатии придерживались ненасильственной и убедительной стратегии в отношениях с бахаи [ sic ], Ассоциация не принимала участия в преследовании бахаи в послереволюционном Иране. Несмотря на всю неприязнь Халаби к бахаи, он был дисциплинированным пацифистом. Он был обезумел от насилия и неоднократно предупреждал своих последователей: «Это не наш путь, это не наш путь». [ 29 ]
С другой стороны, по словам Яздани, некоторые сочувствующие ученые и бывшие члены, такие как Садри, пытались изобразить Ходжатие как в основном ненасильственное объединение. Более точное описание ее деятельности и ее порой жестокого характера было зафиксировано другими ее членами, а также бахаи, которые подверглись физическому нападению со стороны группы. [ 8 ] Заявление мусульманина -реформатора Абд аль-Карима Соруша о том, почему он покинул ассоциацию в молодости, свидетельствует о том, что ее деятельность включала в себя некоторое физическое насилие, которое заставило молодого Соруша отмежеваться от нее. [ 8 ]
Общество Ходжатие сыграло значительную роль в запугивании и преследовании бахаи. [ 9 ] [ 10 ] Проникнув в общину бахаи, они сыграли эффективную роль в похищениях, арестах и массовых казнях лидеров бахаи, а также в попытках парализовать повседневную жизнь бахаи в Иране. [ 10 ]
Хомейни как «Имам»
[ редактировать ]По словам ученого Вали Насра, Ходжатие «были недовольны инсинуациями Хомейни о том, что он был Двенадцатым имамом или представлял его», и это могло привести к их роспуску. [ 30 ]
Поощрение появления Махди
[ редактировать ]Однако, согласно другим источникам, хотя организация может выступать против насилия и политической деятельности своих членов, она считает, что беспорядки и страдания (а также грех и насилие) необходимы для ускорения появления Махди. Эта концепция легла в основу заявления Хомейни о том, что «те, кто считает, что мы должны позволять грехам увеличиваться до тех пор, пока не появится 12-й имам, должны изменить и пересмотреть свою позицию». [ 4 ] В статье в журнале Foreignaffs Джерри Го заявил, что общество Ходжатие — это «подпольная мессианская секта… которая надеется ускорить наступление апокалипсиса». [ 31 ] чтобы ускорить возвращение Махди , предсказанного будущего искупителя ислама.
Другой (враждебный израильский) источник (Герцлия) также говорит о вере группы в то, что «истинное исламское правительство должно дождаться возвращения Скрытого Имама», известного как Махди , которое оно желает «ускорить». Хотя группа является «квиетистской» в том смысле, что «суть» ее доктрины состоит в том, что мусульмане должны избегать политической деятельности (включая «исламское правительство» Хомейни) до появления «Скрытого Имама», шиитская доктрина утверждает, что, поскольку Имам полон сострадание к верующим исламу и поскольку его появление приведет к установлению совершенного порядка и справедливости на земле, он с меньшей вероятностью появится, когда земные условия хороши, и более вероятен, когда условия хаотичны и невыносимы, и он «почувствует себя обязанным» шагнуть и «спасти верующих». [ 22 ] По словам Мухаммада Сахими, пишущего для PBS , «члены ассоциации верят, что возвращение произойдет только тогда, когда исламский мир погрузится в хаос и восторжествует грех». [ 4 ] Именно этот «элемент доктрины Ходжатии», по словам Шмуэля Бара, «предполагает готовность пойти на риск, который в противном случае был бы неразумным», если бы они не пытались побудить Махди вновь появиться; [ 22 ] (Напротив, Хомейни и его сторонники утверждают, что они создали справедливое исламское общество, и именно это, а не несправедливость, побудит Махди прийти.) [ 14 ]
Обвинения
[ редактировать ]Домогательство
[ редактировать ]По словам Майкла М. Дж. Фишера, местный лидер группы Халаби в Йезде — Сайид Реза Пакнежад — хвастался, что «у него было около 50 двойных агентов, которые проникли в бахаи, следили за ними и преследовали их, когда это было возможно». [ 15 ]
По слухам, тайные члены и сочувствующие
[ редактировать ]С 1980-х годов часто звучали обвинения в том, что реальная власть в Исламской Республике находится в руках людей, тайно связанных с Ходжатие. [ 32 ] [ 14 ] По словам Мухаммада Сахими, некоторыми высокопоставленными чиновниками в правительстве или сетях Исламской Республики, которые предположительно являются тайными членами Ходжатие, являются:
- Али-Акбар Парвареш , бывший министр образования, заместитель спикера Меджлеса и член правой партии Исламской коалиции, причастный к взрыву еврейского центра в Аргентине в 1994 году; [ 4 ]
- аятолла Аболкасем Хазали, реакционный бывший член Совета стражей; [ 4 ]
- Аятолла Ахмад Азари Коми (1925-1999), генеральный прокурор страны в 1980-е годы. Известно, что он подвергал сомнению систему Велаят-э Факих. [ 4 ]
Иранские источники сообщают, что аятолла Месбах Язди является самым высокопоставленным членом Ходжатие. Он отрицает это и заявил, что если кто-нибудь обнаружит связь между ним и Ходжатие, он осудит все, за что он выступает. [ 33 ] В защиту его отрицания утверждалось, что участие Язди в правительстве Исламской Республики является нарушением доктрины Ходжати, согласно которой участие в политической жизни должно отложиться до прибытия двенадцатого имама.
Ходят слухи, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в 2005–2013 годах также был сторонником Ходжатие благодаря влиянию аятоллы Язди, который был его наставником. [ 1 ] [ 34 ] Asia Times сообщает, что Ахмад Тавассоли, бывший глава администрации Хомейни, заявил в 2005 году, что «исполнительная власть иранского правительства, а также лучшие войска Стражей исламской революции были захвачены Ходжати. [ 4 ] который, как он подразумевал, теперь также контролирует Ахмадинежада». Согласно отчету, Ходжати подвергал опасности Иран, работая на шиитское превосходство. [ 25 ] Фельдман в 2006 году в статье в газете «Нью-Йорк Таймс» предположил, что этот слух был распространен врагами Ахмадинежада. [ 27 ] Сообщается также, что Эсфандиар Рахим Машаи , который должен был быть первым вице-президентом Ахмадинежада, может быть членом Ходжатие, но источник этой информации неясен. [ 35 ]
Ведущие священнослужители, поддержавшие революцию, сочувствовали организации, в том числе Али Акбар Парвареш, Мохаммад Реза Махдави Кани и Али Акбар Натек Нури . [ 36 ]
Согласно статье, опубликованной Али Альфоне и Руэлом Марком Герехтом , мемуары министра иностранных дел Ирана Мохаммеда-Джавада Зарифа настоятельно предполагают семейное воспитание с Ходжатие. [ 37 ]
Структура и характеристики
[ редактировать ]Инструкция
[ редактировать ]Согласно информации, собранной на основе интервью, сделанных после приостановки деятельности ассоциации, начиная с начала 1970-х годов группа организовалась, чтобы отразить «растущую сложность и разделение труда». Обучение в группе включало базовое обучение ( пайя ), промежуточное обучение ( вижа ) и последипломное обучение ( накд-е икан ). Учебные классы собирались еженедельно в частных домах по всему Ирану. Учебный материал распространялся в печатном и скопированном виде. Эти материалы «были извлечены в течение недели, чтобы ни одна копия не покинула место происхождения ассоциации», и «студентам было приказано не делиться и не обсуждать материалы с посторонними». [ 14 ]
- Финансы
Деньги, необходимые для «логистических целей», поступали из религиозных десятин ( sahm-e emām )», за которые общество получало «религиозные разрешения от великих шиитских аятолл. В остальном общество не получало внешнего финансирования, и все его члены были волонтерами. [ 14 ]
Оперативные группы
[ редактировать ]Официальной целью Ходжатии было «подготовить кадры для «научной защиты»» шиитского ислама перед лицом теологической проблемы бахаи. [ 3 ] Члены получили «базовые инструкции» по истории и теологии шиитов и бахаи, после чего их можно было нанять в «специализированные оперативные группы». В их число вошли:
- Группа руководства ( Горух-е ершад ), которая отвечала за «обсуждение миссионеров бахаи, убеждение бахаев вернуться в ислам и нейтрализацию воздействия миссионерской деятельности бахаи на тех, кто с ней столкнулся». [ 14 ]
- Инструкторская группа ( Горух-э тадрис ) вместе с
- Авторский коллектив ( Goruh-e negā-reš )
Они совместно работали над стандартизацией учебных материалов и уровней.
- Команда публичных выступлений ( Горух-э соханрани ) организовывала еженедельные публичные собрания в различных местах, на которых выступали подготовленные ораторы Ходжатия, обсуждавшие шиитское богословие, критикующие позиции бахаи и отвечавшие на вопросы.
- Разведывательная группа, или «Следственная группа» ( Горух-е тахкик ), «действовала в трех отдельных полках, как «пятая колонна» в рядах бахаи». Оно якобы «тщательно» проникло в «иерархию бахаи», включая ряды «выдающихся миссионеров бахаи». [ 38 ]
«Наиболее выдающиеся специалисты» в Ходжатие были известны как «полемические активисты ( мобарез ), ораторы (соханран), инструкторы (модаррес) и сотрудники разведки (мо-хаккек)». Большинство полноправных членов Ходжатии «выполняли как минимум две из вышеперечисленных обязанностей в ходе еженедельных собраний». [ 14 ]
Культура
[ редактировать ]В отличие от более традиционных консерваторов, Ходжатия стремился представить «современный имидж». [ 4 ] Ходжатие использовал кафедры, столы и стулья вместо того, чтобы сидеть на коврах. [ 4 ] Участники чисто выбриты и одеты в «броские костюмы». [ 4 ] Халаби был единственным, кто носил тюрбан. [ 39 ] По словам Майкла Фишера, костюмы были надеты, чтобы не дать бахаи предупредить, что они имеют дело с традиционалистами. [ 39 ]
По словам Ходжатие, ее кампания была настолько эффективной, что бахаи заняли «более оборонительную и сдержанную позицию… избегая открытых дебатов и конфронтации». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ахдийи, Мохебат (осень 2008 г.). «Ахмадинежад и Махди» . Ближний Восток Ежеквартальный . XV (4): 27–36 . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сами, Билл (11 июля 2006 г.). «Иран: возрождение религиозно-политического общества вызывает обеспокоенность» . РФЕРЛ . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б (интервью автора с Махмудом Халаби, июль 1994 г.; цитируется по «ХОДЖАТИЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Сахими, Мохаммед (29 сентября 2010 г.). «Ходжатия, Месбахия и Ахмадинежад » . ПБС . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «[рекламное объявление] Общество Ходжатие в Иране: идеология и практика с 1950-х годов по настоящее время» . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Майкл ; Абеди, Мехди (1990). Дискуссия о мусульманах . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 226–227. ISBN 0-299-12434-7 .
- ^ Махмуд Садри. "Ходжатия " Иранская энциклопедия Получено 2 октября.
- ^ Jump up to: а б с Яздани, Мина (2017). «К истории иранской общины бахаи во время правления Мохаммада Реза-шаха, 1941-1979». S2CID 194701071 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Карлберг, Майкл (2010). «Конструктивная устойчивость: ответ бахаи на угнетение» . Мир и перемены . 35 (2): 222–257. дои : 10.1111/j.1468-0130.2009.00627.x . ISSN 0149-0508 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж IHRDC (3 февраля 2011 г.). «Отрицаемая вера: преследование бахаи Ирана» . Иранский центр документации по правам человека . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «Энциклопедия ислама и мусульманского мира» . bahai-library.com . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Альфоне, Али; Джастис, Руэл Марк (24 января 2014 г.). «Иранская умеренная уязвимость» . Новая Республика . ISSN 0028-6583 . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . Общество и культура на современном Ближнем Востоке. Лондон: Таурис. п. 172. ИСБН 978-1-85043-077-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «ХОДЖАТИЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 18 февраля 2013 г.
Противники [Ходжатии] слева и справа сыграли ключевую роль в увековечивании взглядов, которые значительно преувеличивают и искажают влияние и программу организации, распространяя мифы и теории заговора о Ходжатии.
- ^ Jump up to: а б с д Фишер, Майкл ; Абеди, Мехди (1990). Дискуссия о мусульманах . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. 226–228. ISBN 0-299-12434-7 .
- ^ «Имам Махди (А.С.) является «Доказательством Аллаха» (Худжатуллах)» . Официальный сайт Хосейна Ансаряна . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Тахери, Амир, Дух Аллаха , (1985), стр. 189-90
- ^ Ахави, Шахру (1980). Религия и политика в современном Иране: отношения духовенства и государства в период Пехлеви . СУНИ Пресс. стр. 76–79. ISBN 978-0-87395-408-2 .
- ^ Сами, Билл (13 сентября 2004 г.). «Отчет Ирана: 13 сентября 2004 г.» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ Тахери Дух Аллаха , (1985), с. 189-9
- ^ (Рафсанджани, стр. 366; Хазали, стр. 9-10); цитируется в «ХОДЖАТИЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Бар, Шмуэль (2–4 февраля 2009 г.). «Террористическая политика Ирана и «экспорт революции» » (PDF) . IDC Герцлия . стр. 6–7 . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Сын, Апокалипсис в исламе , 2011 : стр.150.
- ^ Коэн, Ронен А. (2013). «6. Эволюция экстремизма». Общество Ходжатие в Иране: идеология и практика с 1950-х годов по настоящее время . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137304766 . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шиитские сторонники превосходства выходят из тени Ирана» . Азия Таймс. 9 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2005 г. Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Фишер, Майкл ; Абеди, Мехди (1990). Дискуссия о мусульманах . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 48. ИСБН 0-299-12434-7 .
- ^ Jump up to: а б Ислам, террор и второй ядерный век Ной Фельдман New York Times, 29 октября 2006 г.
- ^ Коэн, Ронен А. (2013). «Выводы». Общество Ходжатие в Иране: идеология и практика с 1950-х годов по настоящее время . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137304766 . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ интервью с Надером Фажели, 2003 г.; цитируется в «ХОДЖАТИЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, 2006, стр.133.
- ^ Письмо из Тегерана: Новые сторонники жесткой линии Ирана, кто контролирует Исламскую Республику? Джерри Го, 30 сентября 2009 г., Министерство иностранных дел . Проверено 7 октября 2009 г.
- ^ fa: Ассоциация Ходжатие #.D9.BE.D8.B3 .D8.A7.D8.B2 .D8.A7.D9.86.D9.82.D9.84.D8.A7.D8.A8 в последующие годы. В завершение деятельности Ходжатии возникают дискуссии о происхождении, природе и целях объединения, которые зачастую носят небрежный и предвзятый характер...
- ^ «Аятолла Мисбах: Ахмадинежад допустил ошибку» . Новости Шарифа .
- ^ «Президент Ирана прокладывает путь к возвращению арабского имама» . Персидский журнал . Иранский.ws. 17 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г. Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ «Президент Ирана уволил двух высокопоставленных чиновников; сообщается, что еще двое протестующих убиты» . Лос-Анджелес Таймс . 26 июля 2009 года . Проверено 26 июля 2009 г.
- ^ Барри А. Рубин (2010). Руководство по исламистским движениям . Я Шарп. п. 257. ИСБН 978-0-7656-4138-0 . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Али Альфоне; Руэл Марк Герехт (23 января 2014 г.). «Мохаммад-Джавад Зариф: министр иностранных дел Ирана — религиозный фанатик» . Новая Республика . Проверено 28 января 2014 г.
- ↑ Согласно интервью с Ашаром Садеки, июнь 2000 г., автор книги «ХОДЖАТИЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Фишер, Майкл ; Абеди, Мехди (1990). Дискуссия о мусульманах . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 54. ИСБН 0-299-12434-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Махмуд Садри. «Ходжатия» . Энциклопедия Ираника . Проверено 20 мая 2022 г.
- Ронен А. Коэн (13 февраля 2013 г.). Общество Ходжатие в Иране: идеология и практика с 1950-х годов по настоящее время . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-30478-0 .
- Филиу, Жан-Пьер (2011). Апокалипсис в исламе Перевод ДеБевуаза, М.Б. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26431-1 . JPFaiI2011.
- Сахими, Мохаммед (29 сентября 2010 г.). «Ходжатия, Месбахия и Ахмадинежад » . ПБС . Проверено 3 августа 2013 г.