Фумо Лионго
Фумо Лионго или Лионго был писателем на языке суахили и вождем северной части побережья Восточной Африки где-то между 9 и 13 веками. [1] Его прославляют как героя, воина и поэта в традиционных стихах, рассказах и песнях народа суахили , многие из которых связаны со свадебными ритуалами и танцами гунгу . Самому Лионго приписывают множество таких песен и стихов. Устная традиция в целом последовательна в описании Лионго как короля или принца острова Пейт . Несколько городов на побережье Танзании утверждают, что являются местом рождения Лионго. Предположительно, он похоронен в Ози.
Источники
[ редактировать ]Большая часть литературы о Лионго принадлежит устной традиции , но несколько песен о Лионго, написанных на архаичной форме суахили, переписанных на арабский и латинский алфавиты , [2] датируемые примерно 13 веком, предоставляют ценные исторические и антропологические данные. Они описывают древние свадебные ритуалы, роль пальмового вина в древнем обществе суахили и танцы гунгу. Некоторые повествуют эпизоды из жизни героя, другие представляют собой военные гимны (например, « Сифу Ута Вангу» или «Песнь воина», в которой Лионго воспевает достоинства своего лука ). Лионго часто изображают мастером стрельбы из лука , иногда в терминах, очень близких к сказкам о Робин Гуде . В одной из таких историй король организует турнир по стрельбе из лука, чтобы заманить Лионго к своему двору и схватить его, но Лионго удается выиграть турнир и сбежать. Некоторые из наиболее известных текстов из корпуса Лионго — это Лионго на Мманга , Хадити я Лионго и Сифу Ута Вангу .
Историческая основа
[ редактировать ]связаны с переходом восточноафриканского прибрежного общества от матрилинейной организации банту Многие элементы эпоса Лионго, по-видимому , к новой патрилинейной исламской модели. Лионго иногда описывают как последователя традиционных африканских верований, а иногда как мусульманина. Это заставило некоторых ученых предположить, что он мог жить примерно в 13 веке, когда арабы и персы начали создавать поселения в Восточной Африке и культура суахили начала формироваться.
Характер
[ редактировать ]Традиционные истории о Лионго имеют много общих черт с историями таких европейских героев, как Ахиллес , Сигурд и Робин Гуд . Строгий принц и могучий воин, он был невероятно высокого роста (почти великан ) и практически неуязвим. Самая известная часть его жизни - это его падение с благодати, либо следствие гнева людей на его строгость. [3] или о войне за престолонаследие со своим братом (или двоюродным братом), которого иногда называют Хемеди (Ахмад). [4] В результате падения Лионго был закован в цепи, но начал петь; его песни также были замаскированным посланием его матери. Все люди начали танцевать (предки восточноафриканских танцев гунгу ), и в суматохе (и/или с помощью своей матери) Лионго удалось сбежать.
Как и в случае с Сигурдом, Лионго был убит из-за предательства. Его предал сын, раскрывший тайну неуязвимости Лионго. Единственное, что могло убить его, это медный гвоздь или булавка, пронзившая его пупок , секрет, известный только самому Лионго и его матери Мбове. Некоторые источники сообщают, что, когда Лионго был убит медной булавкой, он встал на колени, прислонившись к луку, чтобы умереть, чтобы его смерть не была видна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.admin.cam.ac.uk/news/dp/2011033001 «Больше, чем легенды»
- ^ «Рабочая группа Лийонго: информация о рукописях» . Архивировано из оригинала 5 июля 2007 г. Проверено 22 октября 2010 г.
- ^ Обнаружена фатальная слабость Лионго
- ^ «Мифы, легенды, поверья и традиционные истории Африки» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 г. Проверено 22 октября 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Л. Мбеле (1986). Эпос Лионго Фумо и ученые . В «Кисвахили», 53 (1-2), стр. 128–145.
- Дж. Л. Мбеле (1986). Личность героя эпоса Лионго . В «Исследованиях африканской литературы», 17, стр. 464–473.
- Джей Л Форвард (1989). Эпос Лионго и культура суахили . В «Weekend Magazine» (17 января 1989 г.), с. 23.
- Алиса Вернер , Сага на суахили о Лионго Фумо (1926)