Зипангу (Вивье)
Зипангу — произведение канадского композитора Клода Вивье для струнного оркестра 1980 года . [ 1 ] Вдохновленное традиционным театром кабуки , оно многими считается самым агрессивным и «неумолимым» произведением композитора, поскольку оно включает в себя множество расширенных приемов игры на струнных (например, щелчок пиццикато и избыточное давление смычка ) и более плотное гармоническое содержание поверх сложной мелодии. схожи со струнными композициями Кшиштофа Пендерецкого . [ 2 ] [ 3 ] Типичное представление длится около шестнадцати минут. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Вивье посетил кабуки театры в районе Токио во время путешествия в Японию в 1976 году и был поражен ритуальным характером как музыки, так и физического исполнения. [ 5 ] [ 6 ] Позже «Зипангу» был написан в 1980 году как произведение для струнного оркестра, пропитанное японским языком, с элементами южноиндийской карнатической музыки (дронная имитация танбура , ритмичная тала , дальнейшие рагой манипуляции и чаланата и т. д.). [ 7 ] [ 8 ] — название произведения взято из бывшего и устаревшего экзонима Японии, что примерно переводится как «земля восхода солнца». [ 9 ] [ 10 ]
Произведение было завершено в квартире Вивье в Монреале 13 августа 1980 года, а премьера состоялась 4 апреля 1981 года в рамках программы «Концерты новой музыки» в Университете Торонто в Онтарио , Канада. [ 11 ] Дирижер Роберт Эйткен был другом Вивье и получил от него одобрение на проведение премьеры. [ 12 ]
Состав
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Произведение начинается с сенза-виба. гудение на ноте ми у баса, виолончели, альта и седьмой скрипки. Гармоники и тембральный состав дрона постепенно меняются, поскольку Вивье требует, чтобы положение смычка и давление медленно и повторялись в цикле. [ 13 ] Счетчик композиции полностью построен на долях четвертной ноты; он имеет несколько мер в 1
4 раза, а также 2
4 , 3
4 , 4
4 , 5
4 и так далее. [ 14 ]
Примечания к программе
[ редактировать ]Примечания Вивье в готовой рукописи с английским переводом:
«Зипангу» — название, данное Японии во времена Марко Поло. Вокруг мелодии в этой работе я исследую различные аспекты «цвета». Я пытался «разобрать» свой гармонические структуры за счет использования различных техник смычка. Таким образом, красочный шум, получаемый за счет преувеличенного давления смычка на струны, и чистые гармоники, когда мы возвращаемся к нормальной технике, противостоят друг другу. Мелодия приобретает цвет (аккорды), становится светлее и постепенно возвращается очищенной и одинокой. [ 12 ]
«Зипангу» — название, данное Японии во времена Марко Поло . В рамках одной мелодии я исследую в этой работе разные аспекты цвета. Я пытался «размыть» свою гармоническую структуру с помощью различных техник смычка. Красочный звук получается за счет чрезмерного давления смычка на струны, а не за счет чистых гармоник при возвращении к нормальной технике. Мелодия становится цветом (аккордами), светлеет и медленно возвращается, словно очищенная и одинокая. [ 12 ]
Эти программные заметки являются первым зарегистрированным примером более позднего увлечения Вивье Марко Поло. [ 13 ] Перед смертью он начал работу над оперой-флёв (букв. «речная опера»), изображающей жизнь исследователей, под названием Rêves d'un Marco Polo - сохранилась только прелюдия, и она остается одним из его наиболее исполняемых произведений. [ 15 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для миниатюрного струнного оркестра, состоящего из тринадцати исполнителей. [ 12 ]
- Струны
- 7 скрипок
- 3 альта
- 2 виолончели
- 1 бас
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ланкенау и др. (2012) , с. 50.
- ^ Швед, Марк (2013). «Дюдамель доводит «Жар-птицу» Стравинского до роскошных высот» The Los Angeles Times . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Уздечка, Марк (2022). «Зипангу и одинокий ребенок: два шедевра Клода Вивье в великолепном исполнении Лондонской симфониетты» Opera Today . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Хенкен, Джон. Зипангу: Клод Вивье . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Роджерс (2008) , с. 38.
- ^ Брэс (2003) , с. 12.
- ^ Брэс (2003) , с. 39.
- ^ Брэтби, Ричард (2022). «Клод Вивье должен быть современным классиком. Почему он им не является?» Зритель . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Брэс (2003) , с. 5.
- ^ Гилмор (2014) , с. 217.
- ^ Гилмор (2014) , с. 293.
- ^ Jump up to: а б с д Ланкенау и др. (2012) , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Гилмор (2014) , с. 294.
- ^ Клод Вивье-Зипангу о Бузи и Хоуксе . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Ланкенау и др. (2012) , с. 48.
Источники
[ редактировать ]- Брэс, Росс (2003). Исследование Jeux De Timbres в «Орионе» Клода Вивье и других его инструментальных произведениях 1979–80 годов . Издательство Университета Британской Колумбии .
- Гилмор, Боб (2014). Клод Вивье: Жизнь композитора . Университет Рочестера Пресс. ISBN 978-1-58046-841-1 .
- Ланкенау, Стивен; Чан, Труди; Гевирц, Эрик (2012). Работы Вивье: Клод Вивье (PDF) . Бузи и Хоукс .
- Роджерс, Стивен (2008). «Travelogue pour un Marco Polo (Мои путешествия с Клодом?): Путешествие по жизни и творчеству композитора за 10 дней» . Схема . 18 (3). Les Presses de l'Université de Montréal: 27–51. дои : 10.7202/019138ар .