Ответы национальной налогово-бюджетной политики на Великую рецессию
Начиная с 2008 года многие страны мира приняли планы финансового стимулирования в ответ на Великую рецессию . Эти страны использовали различные комбинации государственных расходов и снижения налогов , чтобы поддержать свою ослабевшую экономику. Большинство этих планов были основаны на кейнсианской теории о том, что дефицитные расходы правительств могут заменить часть спроса, потерянного во время рецессии, и предотвратить растрату экономических ресурсов, простаивающих из-за отсутствия спроса. Международный валютный фонд рекомендовал странам принять меры бюджетного стимулирования, равные 2% их ВВП, чтобы помочь компенсировать глобальный экономический спад. [1] В последующие годы некоторые страны предприняли меры бюджетной консолидации, стремясь снизить уровень долга и дефицита и в то же время стимулировать восстановление экономики.
Америка
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 2008 году Конгресс США принял – а тогдашний президент Джордж Буш подписал – Закон об экономическом стимулировании 2008 года – стимул на сумму 152 миллиарда долларов, призванный помочь предотвратить рецессию. Законопроект в основном состоял из налоговых льгот в размере 600 долларов США для американцев с низким и средним доходом. [2]
Соединенные Штаты объединили многие меры стимулирования в Закон о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 года , законопроект на сумму 787 миллиардов долларов, охватывающий различные расходы, от налоговых льгот до инвестиций в бизнес. 184,9 миллиарда долларов должно было быть потрачено в 2009 году, а 399,4 миллиарда долларов должно было быть потрачено в 2010 году, а оставшаяся часть ассигнований по законопроекту была распределена на оставшуюся часть десятилетия. [3] Объявления о планах спасения были связаны с положительной доходностью, тогда как государственное вмешательство в пользу конкретного банка имело отрицательные последствия. [4]
Азия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В заявлении на сайте правительства говорится, что Госсовет утвердил план инвестирования 4 триллионов юаней в инфраструктуру и социальное обеспечение к концу 2010 года. [5] [6] Этот стимул, эквивалентный 586 миллиардам долларов США, представлял собой обязательство, сопоставимое с обещанием, объявленным впоследствии Соединенными Штатами, но оно исходило от экономики, составлявшей лишь одну треть от размера. [7] Пакет стимулов будет инвестирован в такие ключевые области, как жилье, сельская инфраструктура, транспорт, здравоохранение и образование, окружающая среда, промышленность, восстановление после стихийных бедствий, увеличение доходов, снижение налогов и финансы. [8]
Экономика Китая, ориентированная на экспорт, начала ощущать влияние экономического спада в США и Европе , и правительство уже трижды снизило ключевые процентные ставки менее чем за два месяца в попытке стимулировать экономический рост.
Мировые лидеры и аналитики приветствовали пакет стимулирующих мер как более масштабный, чем ожидалось, и как знак того, что, стимулируя собственную экономику, Китай помогает стабилизировать мировую экономику . Всемирного банка Президент Роберт Зеллик заявил, что он «в восторге» и полагает, что Китай «имеет хорошие возможности, учитывая его профицит текущего счета и состояние бюджета, для проведения бюджетной экспансии». [7] Новости об объявлении пакета стимулирующих мер подняли рынки по всему миру. [9]
Япония
[ редактировать ]В апреле 2009 года Япония объявила о третьем плане стимулирования экономики на сумму 15,4 триллиона иен (153 миллиарда долларов). Этот новый план включает 1,6 триллиона иен инвестиций в низкоуглеродные технологии , 1,9 триллиона иен на программы занятости и 370 миллиардов иен на субсидии на новые автомобили . [10] ответил Законодательный орган на просьбу премьер-министра Таро Асо о стимулировании в размере 2% ВВП. Япония была одной из наиболее пострадавших стран во время рецессии , уже пережив потерянное десятилетие , когда экономический рост застопорился. [11] Общий стимул Японии составляет 5% ее ВВП . С момента вступления в должность премьер-министр Асо выделил 25 триллионов иен (250 миллиардов долларов) на стимулирование экономики. [12] Япония практически исчерпала свои традиционные варианты денежно-кредитной политики с почти нулевой номинальной процентной ставкой . [13]
Южная Корея
[ редактировать ]Южная Корея 14 триллионов вон (что эквивалентно 16,74 триллиона вон или долларов США в 2017 году) 14,81 миллиарда [14] Пакет стимулирующих мер был выпущен в ноябре 2008 года. Ноябрьский пакет включает 4,6 триллиона вон на региональную инфраструктуру и 3 триллиона вон на налоговые льготы — в основном на в заводы инвестиции . Стимулирование Южной Кореи составило [15]
В апреле 2009 года Южная Корея приняла программу « деньги за драндулет », которая предоставит налоговые льготы в размере 2,5 миллиона фунтов стерлингов (что эквивалентно 2,91 миллиона фунтов стерлингов или долларов США в 2017 году). 2572,15 [14] водителям, которые заменяют автомобиль девяти лет и старше на новый. [16] Налоговые льготы будут действовать с мая по декабрь 2009 года и, по оценкам, приведут к увеличению Hyundai продаж с 530 000 до 580 000 и продаж Kia с 327 000 до 357 000. [17]
Бюджет Южной Кореи на 2009 год включает 13 миллиардов долларов на стимулирование занятости , включая раздаточные материалы , обучение и инфраструктуру . Общий объем стимулирующих мер Южной Кореи в 2008-2009 годах составит около фунтов стерлингов . 69 триллионов [18] (эквивалент 80,25 триллиона фунтов стерлингов или долларов США в 2017 году) 70,99 миллиарда [14] .
Европа
[ редактировать ]Евросоюз
[ редактировать ]Европейский Союз принял план на 200 миллиардов евро, в котором страны-члены разрабатывают свои собственные национальные планы на общую сумму от 170 до 200 миллиардов евро, а также общеевропейский план на 30 миллиардов евро, финансируемый ЕС. [19] Европейская комиссия рекомендует, чтобы планы стимулирования стран-членов составляли не менее 1,2% ВВП.
В последующие годы некоторые страны Европейского Союза предприняли бюджетную консолидацию. [20]
Германия
[ редактировать ]По сравнению с другими европейскими странами Германия находилась в уникальном положении: у нее был низкий долг, высокий торговый баланс и экономика, ориентированная на экспорт. Рецессия привела к снижению немецкого экспорта, но у Германии была возможность заменить часть экспортного спроса внутренним стимулом. [21] Поначалу немцы не решались принять крупный законопроект о стимулировании экономики; однако в 2009 году Германия приняла законопроект о стимулировании экономики на сумму 50 миллиардов евро, который фокусировался на налогах, налоговых льготах на детей и расходах на транспорт и образование. [22] До стимулирования 2009 года одной из крупнейших мер стимулирования Германии была программа утилизации . Немецкая программа стимулирования включала программу «деньги за драндулет», которая предлагает скидки в размере 3172 долларов немцам, которые сдают свои старые автомобили на новые, более эффективные модели. [23] Общая стоимость программы составляет около 5 миллиардов евро. [24]
Венгрия
[ редактировать ]Венгрия имеет высокий уровень долга и не может эффективно собрать деньги, необходимые для покрытия дефицита. Они представили пакет снижения налогов и кредитных гарантий на сумму 7 миллиардов долларов, направленный на бизнес, особенно на малые и средние предприятия. [25]
Нидерланды
[ редактировать ]В ноябре 2008 года правительство Нидерландов приняло план стоимостью 6 миллиардов евро, который в основном состоял из налоговых льгот для предприятий, которые делали более крупные инвестиции и нанимали краткосрочных работников. В пакет также вошла новая программа помощи в поиске работы безработным. [26] и более быстрые инвестиции в государственный сектор. [19] В январе 2009 года голландцы добавили ряд гарантий, чтобы помочь обеспечить и стимулировать экспорт, корпоративные кредиты, а также строительство домов и больниц. [19]
Великобритания
[ редактировать ]В 2008 году Великобритания была одной из крупнейших экономик, которая призывала к налогово-бюджетным мерам для стимулирования совокупного спроса. В течение этого года был введен ряд фискальных мер, включая снижение налога на 145 фунтов стерлингов для налогоплательщиков по базовой ставке (ниже 34 800 фунтов стерлингов в год), временное снижение на 2,5% налога на добавленную стоимость (налог с продаж), инвестиционные расходы на сумму 3 миллиарда фунтов стерлингов. перенесенный с 2010 года, а также ряд других мер, таких как схема гарантирования кредитов для малых предприятий на сумму 20 миллиардов фунтов стерлингов. [27] Общая стоимость этих мер, в основном объявленная в предбюджетном отчете за ноябрь 2008 года, составила примерно 20 миллиардов фунтов стерлингов (не считая гарантий по кредитам). [28] В бюджете на 2009 год были представлены дополнительные ограниченные меры на сумму 5 миллиардов фунтов стерлингов, включая помощь в обучении молодых безработных и схему «утилизации автомобилей», которая предлагала субсидию в размере 2000 фунтов стерлингов на покупку нового автомобиля для утилизации автомобиля старше 10 лет ( аналогично схемам в Германии и Франции). [29]
После 2008 года Великобритания была ограничена в своих возможностях принимать дискреционные фискальные меры из-за значительного бремени, которое спасение банков оказывало на государственные финансы. Это способствовало значительному увеличению дефицита примерно до 175 миллиардов фунтов стерлингов (12,4% ВВП) в 2009–2010 годах и росту государственного долга выше 80% ВВП на пике. [29] Тем не менее, Великобритания имеет значительные автоматические стабилизаторы, которые внесли гораздо больший вклад, чем дискреционные действия, и больше, чем большинство других стран. [30] В результате дальнейшие дискреционные фискальные меры были ограничены.
В 2010 году Великобритания начала программу бюджетной консолидации после того, как пакет финансовых стимулов лейбористского правительства был отменен, а новое коалиционное правительство консерваторов и либералов-демократов осуществило сокращение расходов и увеличение косвенного налогообложения. Дополнительные меры бюджетной консолидации продолжались и при консервативном правительстве, избранном в 2015 году. [31]
Океания
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Первый стимул
[ редактировать ]В октябре 2008 года правительство Радда реализовало пакет стимулирующих мер на сумму 10 миллиардов австралийских долларов при поддержке коллегии Сената . В пакет включено: [32]
- 4,8 миллиарда долларов прямых выплат пенсионерам (одиноким пенсионерам – 1400 долларов, парам пенсионеров – 2100 долларов)
- 3,9 миллиарда долларов для людей с низким и средним доходом; семьи (1000 долларов за ребенка)
- «Повышение числа покупателей жилья» стоимостью 1,5 миллиарда долларов будет направлено на помощь покупателям первого жилья
- 187 миллионов долларов на создание 56 000 новых учебных мест в 2008–2009 годах.
- Ускорить три фонда национального строительства и инвестиции в проекты национального строительства к 2009 году.
Второй стимул
[ редактировать ]В феврале 2009 года правительство Радда снова реализовало пакет стимулов «План национального строительства и создания рабочих мест» на сумму 42 миллиарда австралийских долларов при поддержке коллегии Сената. В пакет включено: [33]
- 12,7 миллиарда долларов на немедленные единовременные выплаты работающим австралийцам, семьям с детьми школьного возраста, фермерам, семьям с одним доходом и тем, кто проходит обучение (900 австралийских долларов для среднего одинокого работника)
- 14,7 миллиарда долларов будут потрачены на программу «Создание революции в образовании», в рамках которой будет построена школьная инфраструктура и техническое обслуживание, а также выделено финансирование для центров профессионального обучения.
- 6,6 миллиарда долларов на увеличение национального фонда государственного и общественного жилья примерно на 20 000 человек.
- 3,9 миллиарда долларов на бесплатную изоляцию 2,7 миллиона домов и скидки на горячую воду от солнечной энергии
- Налоговые льготы для малого и общего бизнеса на сумму 2,7 миллиарда долларов для обеспечения вычетов на покупку некоторого оборудования до конца июня 2009 года.
- 890 миллионов долларов на ремонт региональных дорог и «черных точек», установку железнодорожных шлагбаумов, а также на строительство региональной и местной правительственной инфраструктуры.
Третий стимул (бюджет на 2009–2010 годы)
[ редактировать ]Исход
[ редактировать ]Австралия избежала рецессии, и ее показатели роста были очень высокими на международном уровне, в то время как безработица оставалась сравнительно низкой, несмотря на то, что чистый долг государственного сектора оставался существенно низким. [34] [35] [36] Однако ведутся споры относительно того, действительно ли налогово-бюджетная политика помогла Австралии избежать рецессии: источники ссылаются на высокие темпы роста ВВП. [37] здоровые торговые партнеры, ответственная банковская индустрия, отсутствие жилищного коллапса, быстрое население, [38] и бум горнодобывающей промышленности в Австралии. [39]
Пакеты получили высокую оценку со стороны различных бизнес-групп, экономистов, Международного валютного фонда (МВФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). [40] [41] [42] [43] [44]
Оценки
[ редактировать ]Папа Франциск в своей энциклике Laudato si' 2015 года критически отнесся к национальным реакциям:
Финансовый кризис 2007–2008 годов предоставил возможность развивать новую экономику, более внимательную к этическим принципам, а также новые способы регулирования спекулятивной финансовой практики и виртуального богатства. Но реакция на кризис не включала в себя переосмысление устаревших критериев, которые продолжают править миром. [45]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Группа двадцати: глобальная экономическая политика и перспективы». http://www.imf.org/external/np/g20/pdf/031909a.pdf
- ^ «Буш подписывает законопроект о стимулировании экономики; чеки по льготам ожидаются в мае» . CNN . 13 февраля 2008 года . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ Соглашение о конференции HR 1 . (PDF) . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Фратианни, Микеле; Франческо Маркионне (2009). «Спасение банков от последствий финансового кризиса». Рабочий документ SSRN. ССНН 1476786 .
- ^ Барбоза, Дэвид (10 ноября 2008 г.). «Китай представляет масштабный план развития экономики» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Пол Мейдмент. «Китай объявляет о масштабном пакете стимулирующих мер» . Форбс.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2008 г. Проверено 11 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Может ли Китай управлять своей экономикой?
- ^ «Китай планирует предпринять 10 основных шагов, чтобы стимулировать экономический рост по мере смягчения фискальной и денежно-кредитной политики» . Новости.xinhuanet.com. Архивировано из оригинала 13 ноября 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Ли, Дон (10 ноября 2008 г.). «План стимулирования Китая стоимостью 586 миллиардов долларов может стимулировать мировую экономику» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «Азиатские акции растут благодаря плану стимулирования Японии и китайскому кредитованию» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 г. Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Япония в рамках стимулирования в 10 триллионов иен» . 6 апреля 2009 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Асо обнародует план стимулирования Японии на сумму 15,4 триллиона иен (обновление 3) - Bloomberg» . Новости Блумберга . 24 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 г. Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Эсвар Прасад и Исаак Соркин. «Оценка планов стимулирования G-20: более глубокий взгляд». Брукингский институт . Март 2009 года. «Оценка планов стимулирования G-20: более глубокий взгляд - Брукингский институт» . Архивировано из оригинала 9 октября 2009 г. Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с 1906–1911 : Уильямсон Дж. (1999), Данные о номинальной заработной плате, стоимости жизни, реальной заработной плате и арендной плате за землю в Корее в 1906–1939 годах. 1912–1939 годы : Мидзогучи, Т. (1972). Потребительские цены и реальная заработная плата на Тайване и в Корее под властью Японии . Экономический журнал Хитоцубаши, 13 (1), 40–56. Получено 21 мая 2021 года. Далее индекс потребительских цен Статистического управления Кореи . Индекс потребительских цен по годам . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Южная Корея планирует стимулировать экономику на сумму 14 триллионов вон в 2009 году (обновление 3) – Bloomberg» . Новости Блумберга . 24 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 г. Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Южная Корея предлагает налоговые льготы на старые автомобили в рамках стимулирующих мер». Агентство Франс-Пресс. 13 апреля 2009 г. http://www.etaiwannews.com/etn/news_content.php?id=918384&lang=eng_news.
- ^ «Акции Hyundai Motor и Kia выросли из-за налоговых льгот» . корейские времена . 13 апреля 2009 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Сейюн Ким. «Южная Корея планирует потратить рекордные 17,7 триллиона вон». Блумберг . 24 марта 2009 г. https://www.bloomberg.com/apps/news?pid=20601068&sid=a1nA3nYgmEdA&refer=home .
- ^ Перейти обратно: а б с «Главная | ЦЭПР» . cepr.org . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Бюджетная консолидация ЕС после финансового кризиса: уроки прошлого опыта» . Политический портал VOX CEPR. 2 октября 2010 г. Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «Главная | ЦЭПР» . cepr.org . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Германия согласна на стимулирование экономики на 50 миллиардов евро» . Новости Би-би-си . 13 января 2009 г.
- ^ «Решение автомобильных проблем в Германии: выбросьте этот драндулет!» . Время . 12 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ «Федеральное правительство сообщает | Домашняя страница» . Федеральное правительство сообщает | Домашняя страница (на немецком языке). 21 мая 2023 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ 2 – Венгрия планирует стимулировать экономику на сумму 7 миллиардов долларов для борьбы с замедлением экономического роста – Forbes.com» . Форбс . 08 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Голландия продвигает программу спасения стоимостью 10 миллиардов долларов - CNN.com» . CNN . 21 ноября 2008 года . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ «План кредитования малого бизнеса представлен» . Новости Би-би-си . 14 января 2009 года . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ «Дорогая раскрывает риск с заимствованием» . Новости Би-би-си . 24 ноября 2008 года . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кратко: Бюджет 2009 года» . Новости Би-би-си . 22 апреля 2009 года . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ страница 28. Архивировано 10 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сокращение дефицита: три года осталось, осталось пять?» . Институт финансовых исследований. 8 мая 2013 года . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «Золотой гусь Радда за 10 миллиардов долларов — National — smh.com.au» . www.smh.com.au. 14 октября 2008 г.
- ↑ 42 миллиарда долларов потрачено на запуск экономики, при этом бюджет находится в дефиците и раздачах для многих: News.com.au, 3 февраля 2009 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года.
- ^ «Австралии удалось избежать рецессии» . 3 июня 2009 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ «Ошибка BER Кевина Радда, возможно, спасла австралийскую экономику: News.com.au, 3 июня 2010 г.» .
- ^ «Повестка дня - журнал политического анализа и реформ: том 17, номер 2, 2010 г.» .
- ^ «Как Австралия избежала кризиса» . www.cbsnews.com . 26 октября 2009 г. Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ http://www.theaustralian.com.au/business/opinion/how-mining-helped-australia-avoid-recession/story-e6frg9if-1225877644676 Как горнодобывающая промышленность помогла Австралии избежать рецессии
- ^ Первоначальная похвала правительственному пакету стимулов — ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация) . Abc.net.au (3 февраля 2009 г.). Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Пакеты стимулов могут спасти Австралию: МВФ – Национальный . Брисбен Таймс (20 марта 2009 г.). Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ ОЭСР похвалила пакет стимулирующих мер Канберры . Theage.com.au (17 сентября 2009 г.). Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Мировые новости Австралии — Пакет стимулов получает одобрение . Sbs.com.au. Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Экономисты хвалят пакет стимулирующих мер . Businessday.com.au (3 февраля 2009 г.). Проверено 20 июля 2010 г.
- ↑ Папа Франциск, Laudato si' , параграф 189, опубликовано 24 мая 2015 г., по состоянию на 3 мая 2024 г.