Леонард Сеппала
Леонард Сеппала | |
---|---|
![]() Леонард Сеппала со своими собаками после пробега сыворотки в 1925 году. Собаки слева направо – Того, Каринский, Джафет, Пит, Зевс, Фриц. | |
Рожденный | |
Умер | 28 января 1967 г. | ( 89 лет
Род занятий | Заводчик ездовых собак, гонщик |
Известный | 1925 год. Сыворотка переправляется в Ном. |
Супруг | Констанс Сеппала |
Дети | 1 |
Леонхард « Сепп » Сеппала ( / ˈ l ɛ n ər d ˈ s ɛ p ə l ə / ; 14 сентября 1877 - 28 января 1967) был норвежско- квено -американским заводчиком ездовых собак , дрессировщиком и погонщиком, который со своими собаками сыграл ключевую роль в переправке сыворотки в Ном в 1925 году . [ 1 ] и участвовал в зимних Олимпийских играх 1932 года . Сеппала представил американской публике рабочих собак, которых использовали в то время коренные сибиряки; порода стала известна как сибирский хаски в англоязычном мире . В его честь названа Гуманитарная премия Леонарда Сеппалы, присуждаемая за выдающиеся достижения в уходе за ездовыми собаками. [ 1 ] : 64 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Сеппала родился в муниципалитете Люнген в графстве Тромс , Северная Норвегия . [ 5 ] [ 6 ] Он был старшим ребенком Исака Исаксена Сеппяля ( Торнедалян, родившегося в Швеции) и Анны Хенрикке Хенриксдаттер. [ 7 ] [ 8 ] Фамилия его отца имеет финское происхождение. Сеппяля происходит от финского слова seppä , что означает кузнец. [ 8 ] [ 9 ] Леонард считается Квеном . [ 4 ] [ 10 ] Когда Сеппале было два года, его семья переехала в округ Тромс на соседний остров Скьервёй в муниципалитете Скьервёй . Находясь в Скьервое, его отец работал кузнецом и рыбаком, построив относительно большое поместье. Первоначально Сеппала пошел по стопам своего отца как кузнец и рыбак. Однако в 1900 году он эмигрировал на Аляску во время золотой лихорадки в Номе . Его друг Джафет Линдеберг вернулся с Аляски и убедил Сеппалу приехать работать в его горнодобывающую компанию в Номе. [ 11 ] Он стал натурализованным гражданином в 1906 году. [ 12 ]
Во время своей первой зимы на Аляске Сеппала стал водителем собачьих упряжек в компании Линдеберга. Ему понравилось это задание с первого захода, и он отчетливо помнил это задание на всю оставшуюся жизнь. Он выражал удовольствие в ритмичном топоте собак и ощущении скольжения саней по снегу. В то время как большинство водителей считали 30 миль (48 км) длинной дистанцией, Сеппала большую часть дней проезжал от 50 миль (80 км) до 100 миль (160 км). Это также означало, что он работал по 12 часов в день. Летом он поддерживал своих собак в форме, заставляя их тянуть телегу на колесах вместо саней. В то время было необычно держать ездовых собак на работе, когда тает снег, или проводить с ними столько времени, сколько он. [ 1 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]В 1914 году Сеппала случайно унаследовал свою первую упряжку ездовых собак. Линдеберг, его друг и руководитель в горнодобывающей компании «Пионер», привез щенков из Сибири в подарок исследователю Руальду Амундсену , который, как он надеялся, использует их для своей предстоящей экспедиции на Северный полюс . Сеппале поручили дрессировать собак. «Я буквально влюбился в них с самого начала», вспоминал он; «Я с трудом дождался катания на снежных санках, чтобы начать тренировки». Когда Амундсен отменил поездку через несколько недель после прибытия щенков в Ном, Линдеберг отдал их Сеппале. [ 1 ] : 68
Сеппала принял решение принять участие в своей первой гонке, Тотализаторе Всех Аляски 1914 года , в последнюю минуту. Ни он, ни его грузовой собачий руководитель Сугген не знали об опасной тропе, и когда во время забега на этот район внезапно обрушилась метель, Сеппала понял, что его молодые собаки потеряли тропу, и все они подвергались большому риску смерти из-за близлежащей трассы. выход в Берингово море . Действительно, когда условия внезапно исчезли, Сеппала обнаружил, что он и его команда находятся у подножия холма, мчась к скалам вдоль моря. К счастью, ему удалось остановиться в 20 футах от места падения, спасая им жизни. Однако подушечки лап многих его собак были разорваны, а когти сломаны обледеневшим снегом, когда они пробирались обратно на вершину холма. Некоторые также получили обморожения . Сеппала почувствовал, что злоупотребил преданностью собак, подвергнув их опасности смерти и травм, и с позором отказался от участия в забеге. Он вылечил их большую часть оставшегося года; они не были готовы снова тренироваться до осени. [ 1 ] : 70–71
Гоночная карьера Сеппалы началась в следующем году, на Всеобщем лотерее Аляски 1915 года. После тесной конкуренции между ним и опытным гонщиком Скотти Алланом Сеппала победил его на четвертый день гонки и финишировал на два часа впереди Аллана и выиграл лотерею. [ 1 ] : 72–75 [ 13 ] Он продолжал выигрывать гонку и в последующие два года, после чего Тотализатор Всех Аляски был приостановлен до 1983 года. [ 14 ]
Роль в «Великой гонке милосердия» 1925 года.
[ редактировать ]Вспышка дифтерии поразила город Ном в Сеппале , Аляска, зимой 1925 года. Ранее не подвергавшиеся воздействию инфекции дети, а также взрослые подвергались риску умереть от инфекции. Единственный ребенок Сеппалы — восьмилетняя дочь по имени Сигрид — также подвергалась риску. Единственным лечением, доступным в 1925 году, была противодифтерийная антитоксиновая сыворотка. Однако городское снабжение было не только недостаточным, но и, по-видимому, имело низкую эффективность, поскольку срок его годности уже истек. Без антитоксина уровень смертности оценивался в пределах от 75% до 99,99%, что стало практически смертельным ударом для Нома. Единственным практическим способом доставить больше сыворотки в Ном в разгар самой холодной зимы за последние 20 лет были собачьи упряжки. Для ускорения доставки была организована эстафета уважаемых погонщиков, и Сеппала (с вожаком Того ). для самой неприступной части маршрута была выбрана [ 1 ] Сыворотку нужно было доставить поездом в Ненану , а оттуда эстафетные команды отправятся из Нома и Ненаны, встретившись посередине в Нулато . Весь маршрут составлял 674 мили от Ненаны до Нома, и первоначально Сеппала была выбрана для покрытия более 400 миль от Нома до Нулато и обратно. Участок тропы Сеппалы представлял собой опасный короткий путь через Нортон-Саунд , что могло сэкономить целый день пути. Было решено, что он был наиболее квалифицированным из гонщиков эстафеты, чтобы попытаться срезать путь. Лед на Нортон-Саунде находился в постоянном движении из-за морских течений и непрекращающегося ветра. Он варьировался от грубых холмов из разбитого льда до скользкого «блестящего льда», отполированного ветром, где собакам было трудно закрепиться. Небольшие трещины во льду могли внезапно расшириться, и водитель и команда могли погрузиться в ледяную воду. Если бы ветер дул с востока, он мог бы достигать скорости 110 миль в час (180 км/ч) (холод — это потеря тепла телом, вызванная температурой 25 ° F (-4 ° C) и скоростью не менее 1 мили в час ( ветер со скоростью 1,6 км/ч), переворачивает сани, сбивает собак с курса и вызывает холод до -116,5 °F (-82,5 °C). Длительный восточный ветер также может вытолкнуть лед в море, и команда, оказавшаяся на дрейфующей льдине, может оказаться на мели в открытой воде. За свою карьеру Сеппала несколько раз пересекал Саунд коротким путем; менее опытный погонщик с большей вероятностью потеряет не только свою жизнь и жизни своих собак, но и остро необходимую сыворотку. Сеппала пересекал пролив во всех направлениях в гонке за доставкой сыворотки. [ 1 ]
Сеппала отправился из Нома 28 января — за несколько дней до того, как он должен был встретить эстафету, направлявшуюся в Нулато. Он пересек Нортон-Саунд без происшествий. Тем временем число случаев дифтерии в Номе продолжало расти. Чтобы ускорить доставку сыворотки, к эстафете добавили еще погонщиков. Однако было слишком поздно сообщать Сеппале, что он встретит эстафету ближе к Ному, чем планировалось изначально. Через 3 дня и 170 миль (270 км) он увидел другого гонщика эстафеты, Генри Иванова, но не заметил этого. Сеппала видел, как погонщик остановился на тропе и у него возникли проблемы с собаками, но не собирался останавливаться и задерживаться. Иванову пришлось бежать за Сеппалой, когда он проносился мимо, крича: «Сыворотка! Сыворотка! Она у меня здесь!». [ 1 ]
Когда сыворотка перешла к Сеппале, наступила ночь и мощная система низкого давления двигалась в сторону тропы из залива Аляска. Сеппале пришлось решать, стоит ли рисковать Нортон-Саундом при сильном ветре в темноте, когда он не мог видеть или слышать потенциальные предупреждающие знаки со льда. Однако, поскольку обход льда означал замедление доставки сыворотки на целый день, он решил перейти его. Пока он мчался к придорожному домику в Исаакиевском мысе на противоположном берегу, ураганный ветер довел температуру до -85 ° F (-65 ° C) по сравнению с реальной температурой всего -30 ° F (-34 ° C). . Когда он прибыл туда в 8 часов вечера, его собаки были измотаны; В тот день они пробежали 84 мили (135 км), большую часть времени против ветра и в жестокий холод. Однако они смогли позволить себе лишь короткий отдых и снова выступили в путь в 2 часа ночи. [ 1 ]
На следующий день шторм перерос в сильную метель с ослепляющим снегом и скоростью ветра не менее 65 миль в час (105 км/ч). Сеппала продолжил путь через Нортон-Саунд. Это означало избегать скалистых утесов вдоль берега, но это также подвергало его и его команду опасностям Звука. Условия на льду были опасными: под ногами внезапно появлялись мягкие участки льда, а иногда всего в нескольких футах от них была открытая вода. Всего через несколько часов после того, как они пересекли его, лед совсем раскололся и уплыл в море. [ 1 ]
Оставив за собой Нортон-Саунд, Сеппала и его команда теперь столкнулись с последней задачей маршрута - восхождением на 8-мильный (13-километровый) гребень , который привел к вершине Литл-Мак-Кинли. Тропа здесь была открытой, а крутой подъем был изнурительным для собак, которые были лишены сна и уже пробежали 260 миль (420 км) за предыдущие 4,5 дня. Однако в 15:00 того же дня Сеппала и его команда прибыли к Головину и передали сыворотку следующему гонщику. Сыворотка теперь находилась всего в 78 милях (126 км) от Нома. Действительно, он прибыл туда на следующий день, в понедельник, 2 февраля, примерно в 5:30 утра, а к 11 утра был разморожен и готов к использованию. [ 1 ]
Эта экстренная доставка, также известная как «Великая гонка милосердия», ежегодно отмечается гонками на собачьих упряжках Iditarod Trail . [ 15 ]
После прогона сыворотки
[ редактировать ]После Serum Run Сеппала и около 40 его собак совершили поездку по «нижним 48» с эскимосским проводником. Его тур завершился в январе 1927 года гонкой на собачьих упряжках в Поланд-Спринг, штат Мэн , где он принял вызов на гонку против Артура Уолдена , основателя Клуба ездовых собак Новой Англии и владельца знаменитой ведущей собаки «Чинук». Несмотря на серию неудач на трассе, отнимающих много времени, Сеппала выиграл гонку у более крупных и медленных собак, которыми управлял Уолден и его последователи. Увлечение гонками на собачьих упряжках в Новой Англии, а также реклама Serum Run и победа над Уолденом позволили Сеппале и ее партнерше Элизабет Рикер основать сибирский питомник в Польше Спринг. Это положило начало распространению породы сибирский хаски в США и Канаде. [ 16 ] [ 17 ] Он разводил Того, и потомки собаки внесли свой вклад в создание « Сеппалской сибирской ездовой собаки », востребованной линии ездовых собак, а также в основные выставочные линии сибирских хаски, выведенные в Новой Англии и, в конечном итоге, в других местах.

В 1928 году Сеппала перенес свой постоянный дом недалеко от Фэрбенкса на Аляске . В 1931 году партнерство Сеппалы и Рикера закончилось. Гонки на собачьих упряжках были показательным мероприятием на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде в 1932 году, где Сеппала завоевал серебро . В 1946 году он и его жена Констанс переехали в Сиэтл , штат Вашингтон . В 1961 году Сеппала вновь посетил Фэрбенкс и другие места Аляски по приглашению американского журналиста Лоуэлла Томаса , получив теплый прием со стороны жителей Аляски. Он и его жена жили в Сиэтле до своей смерти в возрасте 89 лет. Его жена Констанс умерла несколько лет спустя в возрасте 85 лет. Оба похоронены в Номе, Аляска. У них осталась дочь Сигрид Хэнкс.
Улица в Номе под названием Сеппала Драйв соединяет город с аэропортом. Авиакомпания Alaska Airlines учредила Гуманитарную премию Леонарда Сеппалы. В июне 1999 года ему был установлен мемориал в Шиботне , Норвегия . [ 18 ] В 2019 году Дисней выпустил фильм, основанный на подвигах Сеппалы в сывороточном путешествии в Ном 1925 года, под названием «Того» с Уиллемом Дефо в главной роли в роли Сеппалы. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Солсбери, Гей; Лэни Солсбери (2003). Самые жестокие мили: героическая история собак и людей в гонке против эпидемии . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-01962-9 .
- ^ Аляска Эйрлайнз (3 марта 2010 г.). «Alaska Airlines выступит официальным спонсором авиакомпании Iditarod» . Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ «Леонард Сеппала» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Леонард Сеппала (Правдивая история Балто)
- ^ Заявления на получение паспорта США, 1795–1925 гг.
- ^ США, Призывные регистрационные карточки времен Второй мировой войны, 1942 г.
- ^ Норвегия, Избранные крещения, 1634–1927 гг.
- ^ Jump up to: а б «Леонард Сеппала, человек, который прославил катание на собачьих упряжках | UiT» . uit.no (на норвежском букмоле) . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Перепись населения Норвегии 1891 года
- ^ Бергквист, Элизабет. «Тур по Крайнему Северу 2021: «Я пошел в школу, чтобы выучить квен» » . www.highnorthnews.com . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ «Леонард Сеппала» . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ «Леонхард Сеппала, Аляска, Государственный архив (Джуно), записи о натурализации, 1900–1972» . Семейный поиск . Проверено 19 октября 2021 г.
- ↑ Фото: Победители восьмого лотереи на Аляске из цифровых архивов Аляски.
- ^ Клуб собаководов Нома (2008). «Путеводитель для СМИ по лотереям на Аляске 2008» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 года . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ Последняя великая гонка на Земле (Iditarod Trail Committee, Inc.). Архивировано 10 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сибирский хаски: краткая история породы в Америке» . Американский клуб сибирских хаски . Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ "СеппалаВики / ЭлизабетМРикер " Получено 16 июня.
- ^ «Alaska Airlines продолжает давнюю поддержку гонок на собачьих упряжках Iditarod Trail» . alaskasworld.com . 22 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2006 г. Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ «Первый взгляд на оригинальный фильм Disney+ Того » . Что есть на Disney Plus. 24 октября 2019 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Бейер, Рик, Величайшие никогда не рассказанные истории (Харпер, 2003) ISBN 0-06-001401-6
- Рикер, Элизабет Миллер, Сеппала: погонщик собак с Аляски (Бостон: Литтл, Браун и компания. 1930)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Леонардом Сеппалой, на Викискладе?
- 1877 рождений
- 1967 смертей
- Норвежцы шведского происхождения
- Норвежцы финского происхождения
- Американские исследователи
- Кто люди
- Транспортные средства, работающие на животных
- Погонщики собак с Аляски
- Норвежские погонщики собак
- Норвежские эмигранты в США
- Люди из Нома, Аляска
- Люди из Люнгена
- Люди с территории Аляски
- Гонщики на собачьих упряжках на зимних Олимпийских играх 1932 года.
- Олимпийские гонщики на собачьих упряжках США.
- Спортсмены из Тромса
- Американцы квенского происхождения
- Медалисты зимних Олимпийских игр 1932 года.
- Люди из Сиэтла
- Собаководы
- Белый