Алтарь мертвых
![]() Прекращение , 1895 г., первое американское издание «Алтаря мёртвых». | |
Автор | Генри Джеймс |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Новелла |
Издатель | Уильям Хайнеманн, Лондон Харпер и братья, Нью-Йорк |
Дата публикации | Хайнеманн: 15 мая 1895 г. Харпер: 18 июня 1895 г. |
Место публикации | Великобритания , США |
Тип носителя | Распечатать Опубликовано как часть сборника рассказов «Прекращение». |
«Алтарь мертвых» — это рассказ Генри Джеймса , впервые опубликованный в его сборнике «Прекращение» в 1895 году. Басня , имеющая буквально значение жизни и смерти , рассказывает о том, как главный герой пытается сохранить память о своих умерших друзьях, чтобы спасти их от полного забвения в суете повседневных событий. Он встречает женщину, которая разделяет его идеалы, но обнаруживает, что прошлое воздвигает между ними непреодолимый барьер. Хотя Джеймс не был религиозным человеком в традиционном смысле этого слова, эта история демонстрирует глубокую духовность в подходе к смертности и трансцендентной силе бескорыстной любви .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Стареющий Джордж Стрэнсом свято хранит память о величайшей любви всей своей жизни, Мэри Антрим, которая умерла до того, как они смогли пожениться. Однажды Стрэнсом узнает о смерти Эктона Хейга, бывшего друга, который причинил ему ужасный вред. Странсом начинает вспоминать многих друзей и знакомых, которых он сейчас теряет насмерть. Он начинает зажигать свечи у бокового алтаря католической церкви, по одной за каждого из своих Мертвых, кроме Гааги.
Позже он замечает женщину, которая регулярно появляется в церкви и сидит перед его алтарем. Он интуитивно понимает, что она тоже чтит своих Мертвых, и они очень постепенно становятся друзьями. Однако позже Странсом обнаруживает, что ее мертвый номер только один: Эктон Хейг. Хейг тоже обидел ее, но она его простила. Когда его подруга понимает чувства Странсома к Гааге, она заявляет, что больше не может чтить Гаагу у алтаря Странсома. Странсом не может заставить себя решить проблему, простив Хейга и поставив ему свечу. Это разногласие разъединяет двух друзей. Друг Странсома перестает посещать алтарь, и сам Странсом не может найти там покоя.
Несколько месяцев спустя Странсом, умирающий, в последний раз посещает свой алтарь. Рухнув перед алтарем, он видит Мэри Антрим, и кажется, что Мэри Антрим просит его простить Гаагу: «[Он] почувствовал, как его зарытое лицо вспыхнуло, как будто от какого-то сообщенного знания, имевшего силу упрека. Это внезапно заставило его противопоставить этот самый восторг блаженству, в котором он отказал другому. Это дыхание бессмертной страсти было всем, о чем просил другой, снисхождение Мэри Антрим открыло его душу с великим сострадательным трепетом для него; происхождение Актона Хейга».
Он оборачивается и видит свою подругу, которая, наконец, примирилась с ним, решив посетить алтарь, чтобы почтить не своего Мертвого, а Стрэнсома. Умирая, Странсом пытается сказать ей, что готов поставить свечу за Гаагу, но может только сказать: «Еще одну, еще одну». История заканчивается тем, что на его лице изображена «белизна смерти». Таким образом, последние слова Странсома кажутся двусмысленными.
Ключевые темы
[ редактировать ]Когда Джеймс сам стал старше, смерть его родственников и друзей — особенно его сестры Элис Джеймс и коллеги-писателя Констанс Фенимор Вулсон — начала наводить его мысли на то, как «волны ужасно накатываются на мертвых — они выпадают, и их имена невысказанный». В его «Записных книжках» эта идея кристаллизуется в историю человека, который создал настоящую частную религию в память о своих умерших.
Но эта история далека от болезненного, навязчивого эссе о смерти. Отношения между Странсомом и его единоверцем показывают, как прощение и любовь могут преодолеть ошибки прошлого. Эта история — скорее притча для живых, чем дань уважения мертвым.
Критическая оценка
[ редактировать ]Критики в целом высоко оценили эту сказку среди произведений Джеймса, а некоторые назвали ее «великолепной басней», «великолепно написанной» и «одной из лучших его работ». Сам Джеймс с гордостью поместил эту историю во главе 17 тома нью-йоркского издания (1907–09) своей художественной литературы, даже раньше, чем « Чудовище в джунглях ». Сказка появилась в ряде более поздних антологий.
Поэтому немного странно, что в своих «Записных книжках» Джеймс выглядел недовольным историей после того, как начал над ней работать. Некоторые предполагают, что Джеймс еще не представлял себе предысторию Эктона Хейга и неназванной подруги Стрэнсома, когда выразил свое нетерпение по поводу этой истории. Джеймс не смог опубликовать эту историю ни в одном журнале, что многие критики сочли почти смешным для работы такого качества.
Адаптации
[ редактировать ]Франсуа Трюффо снял в 1978 году фильм La Chambre verte ( «Зеленая комната ») по мотивам «Алтаря мертвых». Главного героя сыграл сам режиссер, а Натали Бай женщиной, с которой он дружит, - .
Ссылки
[ редактировать ]- Введение в Генри Джеймс: Истории сверхъестественного» (Нью-Йорк: Taplinger Publishing Company, 1970) книгу Леона Эделя « ISBN 0-8008-3829-7
- Записные книжки Генри Джеймса под редакцией Ф. О. Маттиссена и Кеннета Мердока (Чикаго: The University of Chicago Press, 1981) ISBN 0-226-51104-9
- Сказки Генри Джеймса Эдварда Вагенкнехта (Нью-Йорк: Frederick Ungar Publishing Co., 1984) ISBN 0-8044-2957-X
- Энциклопедия Генри Джеймса Роберта Л. Гейла (Нью-Йорк: Greenwood Press, 1989) ISBN 0-313-25846-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Дональд Р. Берлесон. «Симметрия в «Алтаре мертвых» Генри Джеймса». Исследования странной фантастики , 1 № 1 (лето 1986 г.), 29–32.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Прекращение , книга, являющаяся общественным достоянием, в One More Library
- Примечание к текстам «Алтаря мертвых» на Библиотеки Америки . веб-сайте
Аудиокнига в общественном достоянии «Алтарь мертвых» на LibriVox
- Зеленая комната на IMDb