Братья Киралфи
Имре Киралфи | |
---|---|
![]() Имре Киральфи в 1891 году | |
Рожденный | Имре Кенигсбаум 1 января 1845 г. |
Умер | 27 апреля 1919 г. | (74 года)
Род занятий | Танцор, продюсер |
Годы активности | 1849–1908 |
Супруг | Мари Грэм (1851–1942) |
Дети | Эдгар Киралфи |
Bolossy Kiralfy | |
---|---|
![]() Карикатура на Болосси Киралфи | |
Рожденный | Балаж Кенигсбаум Январь 1848 г. |
Умер | 1932 (83–84 года) |
Род занятий | Танцор, режиссер, продюсер |
Имре Киралфи и Болосси Киралфи были очень влиятельными продюсерами бурлеска и зрелищ в Европе и США в конце XIX века. Братья проложили путь ко многим современным зрелищам. [ нужна ссылка ] Имея опыт работы в музыке и танцах, эти исполнители превратились в продюсеров, поразивших Нью-Йорк театральными чудесами. У братьев было долгое и успешное партнерство, и они даже продолжали добиваться успеха в индивидуальной карьере. От народных танцев в Европе до режиссуры и продюсирования в Соединенных Штатах, Киралфи провели свою жизнь, поражая публику невиданными визуальными явлениями, и никогда не боялись раздвигать границы, заработав им особое место в истории развлечений.
Семейная жизнь
[ редактировать ]
Братья Киралфи, Имре (1845–1919) и Болосси (1848–1932), были старшими из семи братьев и сестер, родившихся в 1840-х годах в Пеште (с 1873 года включенном в состав Буды и Обуда в Будапешт ) во время Венгерской революции , в ходе которой их отец, Якоб Кенигсбаум, разорился. Когда Имре и Болосси были маленькими детьми, они начали учиться танцевать. Они продолжали это делать годами, пока отец не поймал их и не записал в танцевальные классы. [ 1 ] Вскоре они танцевали на больших площадках, таких как Венгерский цирк. Там братья впервые выступили под именем «Киралфи» вместо своей фамилии Кенигсбаум; отец мальчиков сменил имя, чтобы их не признали сыновьями революционера. [ 2 ] Их так и не узнали, хотя за прошедшие годы произошел ряд близких столкновений с австрийской полицией, во время многих из которых их отца чуть не арестовали. Якоб Кенигсбаум и их мать Анна (Роза) Вайсбергер очень поддерживали карьеру своих сыновей. Они отказались от швейного бизнеса, чтобы взять братьев в турне по Европе . [ 3 ] В течение многих лет семья продолжала путешествовать, гастролируя по Восточной и Западной Европе , в то время как трое из четырех младших братьев и сестер ходили в школу и учились танцам. Девизом семьи Киралфи было «Весь мир — сцена». [ 4 ] В конце концов, их сестры Ханиола, Эмиль и Кэти, а также младший брат Арнольд присоединились к Имре и Болосси в танцевальной индустрии. Только их брат Рональд не интересовался танцами. [ 5 ]
Ранняя карьера и образование
[ редактировать ]Будучи подростками в 1860-х годах, Болосси и Имре отправились в Париж , где их сразу же увлекли театральными зрелищами. [ 6 ] Болосси считает, что впервые разработал свою теорию театра в городе:
Настоящий музыкальный театр должен был быть народным театром, привлекающим публику из всех слоев общества. Он должен был воплотить в логической форме все аспекты театра – музыку, лирику, танец и драму – в постановке, которая обычно превосходила сумму его частей. У него должна была быть содержательная история с универсальной темой, и должен был быть герой или героиня, которым зрители могли бы сочувствовать. [ 7 ]

Имре и Болосси оба обучались в Оперном балете, но отказались стать постоянными артистами. [ 8 ] Болосси размышляет о своем обучении в Париже :
Нет сомнений в том, что в Париже я получил образование не только в лучших балетных техниках у месье Барреса, но и в области производства и управления. Спектакли в Театре Франсэ научили меня драматической постановке. Мой опыт работы в Театре Порт-Сен-Мартен и в Шатле дал мне возможность ставить большие зрелищные номера. В Опере я изучил хореографию, которая помогла мне планировать мои роскошные музыкальные постановки. И именно там мои встречи с артистами доказали, насколько увлекательной и сложной может быть работа продюсеров и режиссеров. [ 9 ]
Болосси Киралфи было 26 лет, когда он завершил карьеру артиста и начал второй этап своей карьеры, сосредоточившись на продюсировании и постановке хореографии. Он адаптировал европейские постановки к Соединенным Штатам. У братьев Киралфи было 13-летнее продюсерское партнерство. По словам Болосси Киралфи, «американская публика не только узнала о наших больших танцевальных феериях, но и требовала их во всех музыкальных постановках». [ 10 ]
Когда братья Киралфи отправились в Нью-Йорк в мае 1869 года, возможно, они уже представляли, как воплотить свои идеи зрелища на сцене. [ 11 ] В течение четырех лет семья продолжала гастролировать в качестве танцоров, пока в конечном итоге не заключила контракт с Niblo's Garden , сразу после огромного успеха театра с «Черным мошенником» . [ 12 ] Их первый набег на постановочную сторону театра произошел в 1871 году с пантомимой «Шалтай-Болтай» на Олимпийском стадионе, в которой выступала «Труппа Киралфи», как их стали называть. Рецензенты спектакля высоко оценили и танцы, и декорации, назвав последние «исключительной красоты». [ 13 ] Эта «исключительная красота» станет общей темой в обзорах постановок братьев Киралфи.
Черный Жулик

В августе 1873 года братья впервые поставили собственный музыкальный спектакль — возрождение «Черного мошенника» в саду Нибло . Добавили музыкальные номера, улучшили костюмы (не только оголяя ноги актрис), усилили танцевальные номера. По словам Болосси Киралфи, их возрождение имело огромный успех: они отыграли более ста выступлений перед туром и побили рекорд Niblo's Garden по количеству выступлений возрождения. [ 14 ] Их постановка с участием таких актеров, как Джордж Аткинс , Э. К. Коллиер и У. Мартин, а также танцевальных талантов сестер Киралфи была позже возрождена с ноября 1874 года по январь 1875 года. [ 15 ] Благодаря этой постановке братья достигли своей цели - сделать театр популярным и приложили немало усилий, чтобы поднять «Черного мошенника» в театр несколько более высокого класса.
Потоп, или Потерянный рай
В следующем году они импортировали французский спектакль «Потоп» в сад Нибло и были известны тем, что вызывали дождь на сцене. [ 16 ] «Потоп» , также известный как «Потерянный рай», открыл сезон «Сада Нибло » 1874–1875 годов 4 сентября 1874 года. Историк Джордж Оделл назвал эту постановку «восхитительной». В его состав входили актрисы Джулия Симен, Лилли Макдональд и Кэти Нью, а также сестры Киралфи в качестве танцовщиц. «Потоп» конкурирующая театральная труппа « Менестрели Брайанта » открыла свой собственный «Потоп» . длился до 14 ноября 1874 года, и в тот же день [ 17 ] Оделл сказал, что это принесло «настоящую волну успеха». [ 18 ] была представлена одна из многих возрожденных постановок братьев Киралфи Когда в апреле 1879 года в театре Уолнат-Стрит в Филадельфии , рецензенты хвалили балет и декорации, по существу игнорируя игру. Один рецензент отмечает, что декорации «Пандемониум, Эдемский сад и Храм Еноха были чудесны на вид и представляли собой шедевры сценической живописи», и далее отмечает, что, поскольку произведение было создано под руководством Киральфис, он «несомненно соберет полные залы». [ 19 ] «Потоп » — прекрасный пример владения Киралфи ключевыми понятиями бурлеска ; сюжет был слабым, но великолепные декорации, потрясающие спецэффекты и красивые девушки хорошо это скрыли.
Вокруг света за восемьдесят дней

28 августа 1875 года братья Киралфи «в эффектном стиле» представили « Вокруг света за восемьдесят дней » в Нью-Йоркской музыкальной академии . [ 20 ] По словам Болосси Киралфи, их целью в постановке было «превратить американскую театральную публику в энтузиастов французского стиля музыкального спектакля», который так вдохновил братьев. [ 21 ] Еще одним парижским импортом стал спектакль «Вокруг света за восемьдесят дней», основанный на романе Жюля Верна и адаптированный для сцены Майклом д'Эннери. [ 22 ] Для постановки спектакля в США воссоздали декорации и костюмы парижской постановки братья максимально точно , а всех актеров и членов съемочной группы, кроме главных говорящих ролей, наняли из Театра де ла Порт-Сент. -Мартин , где исполнялась оригинальная постановка. [ 23 ] Что касается спецэффектов, братья арендовали слона за 150 долларов в неделю, привезли из Европы паровой двигатель для автоматизации и создали новую сценическую площадку для Музыкальной академии для размещения тонущего парохода. [ 24 ] Зрителям нравились изображения иностранных достопримечательностей, таких как Суэцкий канал , Калькутта и Тадж-Махал . Киралфи сразу же похвалили за использование пастельного фона, который радует глаз, но не отвлекает от выступления. Они также были одними из первых американских продюсеров, применивших реалистичный дизайн декораций. Например, их деревья выглядели как настоящие деревья, а не как театральные изображения деревьев. [ 25 ] Они убедили Жюля Верна добавить к и без того обширным приключениям Филеаса Фогга и его товарищей немного о воздушном шаре, чтобы Киральфи могли поставить на сцене настоящий гелиевый шар, управляемый по проводам. [ 26 ] Помимо добавления спецэффектов, в парижскую постановку было внесено несколько изменений. Они добавили вальс вокруг света и занавес для смены сцен в форме веера. Спектакль Киралфи был крупнее парижского: в нем участвовали 35 главных актеров, балетный труппа и более 200 участников ансамбля. [ 27 ]
«Вокруг света за восемьдесят дней» открылся в Музыкальной академии после судебного разбирательства, связанного с тем, что другая нью-йоркская труппа пыталась поставить ту же парижскую постановку, и она имела большой успех. Спецэффекты и захватывающий сюжет неизменно привлекали большую аудиторию. Оно стало настолько популярным, что президент США на представлении присутствовал . Президент Улисс С. Грант , посетивший представление 17 сентября 1875 года вместе с секретарем Джорджем М. Робсоном , генералом Орвиллом Э. Бэбкоком и бывшим генеральным прокурором Джорджем Генри Уильямсом , «похоже, был очень доволен блестящим зрелищем». [ 28 ] После закрытия постановки в октябре в Музыкальной академии, она отправилась в турне по отдаленным районам на две недели, пока не достигла Бруклинской музыкальной академии во время рождественской недели 1875 года. [ 29 ] Тем не менее, как и «Потоп» , постановка братьев Киралфи на этом не закончилась.
Первое из длинной череды масштабных возрождений « Вокруг света за восемьдесят дней» снова открылось в саду Нибло 22 января 1877 года. Оно было представлено в саду Нибло девять раз вместе с серией очень успешных туров и возрождений в период с 1881 по 1892 год. по всему Нью-Йорку и Соединенным Штатам. Некоторые из домов «Вокруг света» включали Театр Хаверли в Бруклине, Театр Новелти в Бруклине, Большой оперный театр , Виндзорский театр и Академию Амфион . [ 30 ] Для зрителей и продюсеров большая часть привлекательности таких частых постановок заключалась в плавности сюжета, что давало множество возможностей для дополнений к истории, декорациям и танцам. [ 31 ] Фантастические ситуации, в которые попадают Филеас Фогг и компания во время кругосветного путешествия, допускают вставки и интерпретации. Благодаря успеху в этой работе братья купили недвижимость на Вашингтон-сквер , 39 , которую они использовали под офисы и место жительства до 1921 года. [ 32 ]
Эксельсиор

Когда примерно в 1880 году электрическая лампочка стала коммерциализироваться, братья Киралфи в полной мере воспользовались этим преимуществом. Они быстро запустили в работу постановку «Эксельсиора» , планируя использовать электрическое освещение для сцен со спецэффектами. Спектакль был представлен в саду Нибло в 1883 году. Все еще использовалось газовое освещение, и они не были первыми, кто применил электрическое освещение (они сами ранее использовали электрический свет в возрождении « Черного мошенника »), но они были первая и единственная постановка, поставленная под личным руководством Томаса Эдисона . В их производстве изобретение лампы накаливания прославлялось наряду с изобретением телеграфа , включенного в танец телеграфистов. Во время постановки не было произнесено ни слова, и «Эксельсиор» широко известен как самая важная работа Киральфис, демонстрирующая опыт Киралфи в танцах и зрелищах. [ 33 ]
Последствия и отдельные карьеры
[ редактировать ]У братьев Киралфи было 13-летнее продюсерское партнерство. В 1887 году Имре и Болосси Киральфи поссорились, и фирма распалась, что вынудило Болосси и Имре заняться производством очков на открытом воздухе. Ни один из них публично не заговорил о расколе, хотя Болосси намекнул, что его брат заключал деловые сделки за его спиной. После их раскола Болосси продолжал работать в жанре фэнтези и басен, в то время как Имре продолжал создавать постановки прогрессивной эпохи, наполненные наукой, технологиями и техникой. [ 34 ]

Имре Киралфи после расставания

Имре Киральфи «Падение Рима» ставилось на Статен-Айленде с участием 2000 исполнителей, что по тем временам было огромным числом. В 1892 году, чтобы отметить 400-летие «основания» Америки Колумбом, он поставил «Колумб и открытие Америки» в театре Мэдисон-Сквер-Гарден . Позже он был показан в Театре Аудиториум на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго . Имре Киралфи также представил премьеру своего спектакля «Америка» на Всемирной выставке в Чикаго, который был принят Метрополитен-опера в 1893 году. Журнал Life цитирует постановку «Киралфи превзошел самого Киралфи». [ 35 ] Затем Имре Киральфи переехал в Англию, где создавал зрелища еще большего размера. [ 36 ] площадью двадцать четыре акра Территория выставочного центра Earl's Court была перестроена в 1894 году Имре Киралфи в стиле Индии Великих Моголов. Выставка «Империя Индии» открылась здесь в 1895 году и стала первой из серии ежегодных выставок, которые в значительной степени опирались на обилие транспортных связей в этом районе для привлечения массовой аудитории. Изюминками этого места были двухэтажный зал Императрицы, построенный для Киралфи в Фулхэме высотой 300 футов, , который мог вместить 6000 зрителей для его зрелищ, а также Большое колесо каждая из сорока карет которого могла вместить тридцать человек. [ 37 ] [ 38 ] Имре Киральфи стал гражданином Великобритании в 1901 году. [ 39 ] Известный продюсер умер 27 апреля 1919 года в возрасте 74 лет в Брайтоне , Англия . [ 40 ] Он похоронен в семейном мавзолее на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке, но есть также семейный мавзолей на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне.

Болосси Киралфи после раскола

В свое время Блосси Киралфи много внимания уделял театру под открытым небом. В Лондоне он создал Венецию , включавшую озеро и водные каналы. Несколько лет спустя в Портленде, штат Орегон , он поставил «Карнавал в Венеции» . По словам Болосси, для постановки в Портленде требовался «огромный театр под открытым небом с особенно широким каналом, соединенным с озером. Сцена в четыреста футов была самой большой из когда-либо построенных на Северо-Западе и позволяла мне разместить двести артистов в одной сцене. Я все еще мог спрятаться и путешествовать по шоу в гондоле, чтобы оценить выступление». [ 41 ] В 1888 году Болосси вернулся из путешествия по Европе и привез в Америку два новых зрелища, «Матиаса Сандорфа» и «Антиопу» . «Матиас Сандорф» — пьеса Жюля Верна . Болосси приобрел сам спектакль вместе с декорациями, костюмами и эффектами, использованными в оригинальной постановке. Киралфи дал несколько интервью Жюлю Верну и Уильяму Буснаху , чтобы улучшить некоторые сцены и адаптировать их для американской аудитории. Киралфи также представил в этой постановке два новых балета; один из них называется «Америка» и требует 120 исполнителей; другой называется «Праздник аистов» и требует не менее 200 исполнителей. В эту постановку Киралфи включил таких исполнителей, как труппа эксцентрических игр Джеймса и братья Александровы, знаменитые русские музыкальные клоуны. [ 42 ]
Другой постановкой, которую привез Киралфи, был новый балет «Антиопа» , который впервые открылся в Лондоне. Киралфи обещал, что этот балет будет более блестящим и эффективным, чем « Эксельсиор» , который считался лучшим балетом того времени. В постановке было использовано 350 великолепных костюмов по эскизам Вильгельма . Киралфи привнес в эту постановку несколько новых особенностей, одной из которых была эксцентричная лодка, движущаяся по реальной воде. [ 43 ] Болосси Киралфи умер в 1932 году в возрасте 84 лет в Нью-Йорке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Создатель великих музыкальных зрелищ: автобиография . Мичиган: UMI Research Press. п. 10.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 11.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 12.
- ^ Теннериелло, Сьюзен (2013). Зрелищная культура и американская идентичность: 1815–1940 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 101.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 55.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 55.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 61.
- ^ Крейг, Дженифер (1990). «Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных спектаклей: автобиография Барбары М. Баркер; Болосси Киралфи». Журнал танцевальных исследований . 22 (2): 35. дои : 10.2307/1477785 . JSTOR 1477785 . S2CID 191595629 .
- ^ Bolossy Kiralfy
- ^ Крейг, Дженифер (1990). «Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных спектаклей: автобиография Барбары М. Баркер; Болосси Киралфи». Журнал танцевальных исследований . 22 (2): 36. дои : 10.2307/1477785 . JSTOR 1477785 . S2CID 191595629 .
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 81.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 84.
- ^ «Развлечения-Театр-Пантомима на Олимпийском». Нью-Йорк Таймс . Нет. 1 сентября. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 1871.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 94.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (Том IX. Изд. 1870-1875 гг.). Ams Pr Inc., стр. 406, 555.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 94.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (Том IX. Изд. 1870-1875 гг.). Ams Pr Inc. с. 548.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (Том IX. Изд. 1870-1875 гг.). Ams Pr Inc. с. 608.
- ^ Триниски, Томас М. (1880). «Драма в США». Нью-Йоркское зеркало.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (т. X, изд. 1875–1879 гг.). Ams Pr Inc. с. 66.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 93.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (т. X, изд. 1875–1879 гг.). Ams Pr Inc. с. 120.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 97.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 98.
- ^ Смит, Сесил А.; Литтон, Гленн (1987). Музыкальная комедия в Америке: от «Черного мошенника» до южной части Тихого океана, от «Короля и меня» до Суини Тодда . Рутледж. п. 29.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 98.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 230.
- ^ «Президент Грант». Нью-Йорк Таймс . 18 сентября 1875 г.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (т. X, изд. 1875–1879 гг.). Ams Pr Inc. с. 729.
- ^ Оделл, Джордж CD (1970). Анналы нью-йоркской сцены (т. XI.-XIV. 1882-1891 изд.). Амс Пр Инк.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 231.
- ^ Киралфи, Болосси (1988). Баркер, Барбара М. (ред.). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. п. 99.
- ^ Смит, Сесил А.; Литтон, Гленн (1987). Музыкальная комедия в Америке: от «Черного мошенника» до южной части Тихого океана, от «Короля и меня» до Суини Тодда . Рутледж. п. 29.
- ^ Теннериелло, Сьюзен (2013). Зрелищная культура и американская идентичность: 1815-1940 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 97.
- ^ Теннериело, Сьюзен (2013). Зрелищная культура и американская идентичность: 1815-1940 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 102.
- ^ Смит, Сесил А.; Литтон, Гленн (1987). Музыкальная комедия в Америке: от «Черного мошенника» до южной части Тихого океана, от «Короля и меня» до Суини Тодда . Рутледж. п. 30.
- ^ Артур Ллойд. «Императрица Театр/Зал» . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Выставка «Империя Индии», 1895 г.» . Открытый университет . Проверено 13 декабря 2014 г.
- ^ Пес, Хавьер (2004). «Киралфи, Имре (1845–1919)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/53347 . Проверено 27 января 2014 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Имре Киральфи мертв в Англии» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 29 апреля 1919 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
- ^ Баркер, Барбара М. (1988). Болосси Киралфи, создатель великих музыкальных зрелищ: автобиография . UMI Research Press. п. 196.
- ^ «С двумя новыми спектаклями, возвращение из Европы Болосси Киралфи с некоторыми сокровищами» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 25 июня 1888 г.
- ^ «С двумя новыми спектаклями, возвращение из Европы Болосси Киралфи с некоторыми сокровищами» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 25 июня 1888 г.