Анри Демаре
Анри Демаре | |
---|---|
Рожденный | Февраль 1661 г. |
Умер | 7 сентября 1741 г. | (80 лет)
Эра | Барокко |
Анри Демаре [1] (февраль 1661 – 7 сентября 1741) был французским композитором периода барокко , прежде всего известным своими сценическими произведениями, хотя он также сочинял духовную музыку , а также светские кантаты , песни и инструментальные произведения.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы и первые успехи
[ редактировать ]Анри Демаре родился в скромной парижской семье в феврале 1661 года. Его мать, Мадлен , урожденная Фроттье, происходила из буржуазной парижской семьи. Его отец, Хьюг Демаре, был гуасиром кавалерии в Гранд Шатле . Детство Демаре было отмечено смертью его отца, когда ему было восемь лет, последующим повторным браком его матери в 1670 году и смертью двух его братьев и сестер. В 1674 году он поступил на службу к королю Людовику XIV в качестве пажа и певца хора в Королевской капелле (Chapelle Royale). По словам Дюрона и Ферратона, он, возможно, ранее пел в хоре в Сен-Жермен-л'Осерруа , приходской церкви королей Франции. [2] Находясь на службе у короля, он получил общее образование, а также музыкальное образование у Пьера Робера и Анри Дю Мона . Считается также, что он получил образование у придворного композитора Жана-Батиста Люлли , который использовал страниц капеллы в качестве исполнителей в своих операх. [3] К 1680 году он стал « ordinaire de la musique du roi » (придворным музыкантом) и сочинил первый из своих великих мотетов ( Te Deum 1678). Идиллия -балет , который он сочинил в августе 1682 года в честь рождения внука короля, герцога Бургундского , нашел большое одобрение при дворе, и в следующем году он принял участие в конкурсе на выбор четырех мэтров (мастеров) Королевской капеллы. В то время ему было всего 22 года, и, по некоторым сведениям, король наложил вето на его выбор после того, как он прошел первый тур, из-за своей молодости. [4]
После конкурса Демаре обратился к королю с просьбой разрешить ему покинуть Францию для обучения у итальянских композиторов, но Люлли возражал на том основании, что это уменьшит его владение французским стилем. Демаре остался при дворе и зарабатывал деньги, «сочиняя» произведения для одного из композиторов, победивших в конкурсе, Николя Гупиле . [5] Гупийе был уволен со своего поста десять лет спустя, когда обман раскрылся. Тем временем Демаре продолжал пользоваться популярностью благодаря своим собственным сочинениям, в первую очередь своему мотету Beati quorum (1683); его дивертисмент « «Диана Фонтенбло» (1686) и его первая полнометражная опера Эндимион» (1686). Первое исполнение «Эндимиона» состоялось в личных покоях короля в Версале и исполнялось частями в течение шести дней. Дофина была так довольна ею, что по ее просьбе через десять дней ее снова целиком поставили в придворном театре. [3] Демаре все больше тяготел к сценическим произведениям, но король предоставил Люлли монополию на выступления в Королевской академии музыки в Париже, так что оперы других композиторов не исполнялись там до самой смерти Люлли в 1687 году.
Оперы на парижской сцене и скандал в Санлисе
[ редактировать ]» Демаре « Te Deum было исполнено в оратории Лувра в феврале 1687 года в честь выздоровления Людовика XIV от болезни, а позже в том же году король назначил ему пенсию в размере 900 ливров . Демаре женился на Элизабет Депре, дочери парижского производителя ножей, в 1689 году, а в следующем году у них родилась дочь Элизабет-Мадлен. Он стал капеллой иезуитского колледжа Луи-ле-Гран в 1693 году, а состоялась премьера его оперы «Дидон» в июне того же года . Это было первое его сценическое произведение, исполненное в Королевской академии музыки. В течение следующих двух лет здесь состоялись премьеры еще трех его опер: «Цирсе» (1694), «Теажена и Карикле» (1695) и «Любовь Момуса» (1695).
Летом 1696 года Элизабет Демаре умерла, оставив ему на попечение шестилетнюю Элизабет-Мадлен. Демаре стал частым гостем в семье Сен-Гоберов в Санлисе , которая предлагала ему помощь в уходе за Элизабет-Мадлен. Обе семьи дружили с 1689 года, и Демаре давал уроки пения Мари-Маргарите де Сен-Гобер, когда ей было пятнадцать. Во время этих визитов Демаре и восемнадцатилетняя Мари-Маргарита полюбили друг друга и через шесть месяцев после смерти его жены попросили у ее отца, Жака де Сен-Гобера, разрешения на брак. Он наотрез отказался и отдал дочь в монастырь, когда обнаружил, что она беременна. В разгар всего этого Демаре готовил свою оперу «Венера и Адонис» к премьере 1697 года. Влюбленные сбежали в Париж, и в феврале 1698 года Мария-Маргарита родила сына.
Изгнание
[ редактировать ]После побега последовали почти три года сложных судебных дел, в которых отец Мари-Маргариты обвинил ее мать, Мари-Шарлотту де Сен-Гобер, в соучастии в этом деле. Она, в свою очередь, обвинила мужа в попытке ее отравить. Сен-Гобер лишил наследства свою дочь и предъявил Демаре обвинение в совращении и похищении. Демаре и Мария-Магерит бежали в Брюссель, прежде чем его удалось арестовать, оставив его оперу «Ифигения в Таврии» незавершенной. В конце концов он был заочно приговорен к смертной казни в мае 1700 года. Не имея возможности вернуться во Францию, Демаре занял должность в Испании в качестве придворного композитора V. Филиппа Там он и Маргарита официально поженились. Он покинул Испанию в 1707 году, чтобы стать мастером музыки при дворе Леопольда , герцога Лотарингского, в замке Люневиль . (В то время Лотарингия официально не была частью Франции.) Пока он находился в изгнании, его друзья Жан-Батист Мато и Анн Даникан Филидор поддерживали его творческую репутацию во Франции, обеспечивая, чтобы его произведения продолжали исполняться и публиковаться там. Андре Кампра завершил для него «Ифигению в Таврической» , премьера которой состоялась в Париже в 1704 году.
Последние годы
[ редактировать ]Демаре был наконец помилован французским регентом в 1720 году, и его второй брак был официально признан. Он подал заявку на должность мастера Королевской капеллы при дворе Людовика XV в 1726 году, но безуспешно и остался в Лотарингии до конца своих дней. Демаре умер в Люневиле 7 сентября 1741 года на 80-м году жизни и был похоронен там в монастырской церкви сестер Святой Елизаветы. Мари-Маргарита умерла четырнадцатью годами ранее. Их пережили только двое из их многочисленных детей: Франсуа-Антуан (1711–1786), ставший высокопоставленным чиновником в Санлисе , и Леопольд (1708–1747), ставший кавалерийским офицером и долгие годы увлекавшийся романистами и романистами. драматург Франсуаза де Граффиньи . Элизабет-Мадлен заботилась о нем в старости и умерла через несколько месяцев после своего отца.
Работает
[ редактировать ]И музыка, и текст некоторых перечисленных здесь произведений утеряны. В остальных случаях остается только либретто . [6]
Сценические работы
[ редактировать ]- Идиллия по случаю рождения герцога Бургундского , идиллия -балет, текст Антуанетты Дешульер , 1682 (музыка утеряна)
- Эндимион , опера ( tragédie en musique ) в 5 действиях и прологе, впервые исполненная в Версале отдельными частями между 16 и 23 февраля 1686 года (утеряна)
- Диана де Фонтенбло , [7] дивертисмент , либретто Антуана Мореля, впервые исполнено в Фонтенбло 2 ноября 1686 года.
- Дидона , [8] опера ( трагедия в музыке ) в 5 действиях и прологе, либретто Луизы-Женевьевы Жилло де Сентонж , впервые исполнено в Королевской академии музыки 5 июня 1693 года (повторно 11 сентября в присутствии Людовика, Великого Дофина )
- Цирсе , опера ( трагедия в музыке ) в 5 действиях и прологе, либретто Луизы-Женевьевы Жилло де Сентонж, впервые исполнено в Королевской академии музыки 1 октября 1694 года.
- «Теажен и Шарикле» , опера ( трагедия в музыке ) в 5 действиях и прологе, либретто Жозефа-Франсуа Дюше де Ванси , впервые исполненная в Королевской академии музыки 12 апреля 1695 года.
- Les Amours de Momus , опера-балет в 3-х действиях и прологе по рассказу герцога де Ванси, впервые исполненная в Королевской академии музыки 12 июня 1695 года.
- Венера и Адонис [9] опера ( трагедия в музыке ) в 5 действиях и прологе, либретто Жана-Батиста Руссо , впервые исполненная в Королевской академии музыки 28 июля 1697 года. [10]
- Les festes galantes , опера-балет в 3-х действиях и прологе по рассказу герцога Ванси, впервые исполненная в Королевской академии музыки 10 мая 1698 года.
- Дивертисмент в честь свадьбы Филиппа V Испанского и Марии Луизы Савойской , либретто Луизы-Женевьевы Жилло де Сентонж, впервые исполнено в Барселоне в октябре 1701 года (утеряно)
- «Ифигения в Таврии» , опера ( трагедия в музыке ) в 5 действиях и прологе (завершена Кампра ), либретто герцога де Ванси и Антуана Данше , впервые исполнено в Королевской академии музыки 6 мая 1704 года.
- Рено, или Сюита д'Армида , опера ( трагедия в музыке ) в 5 действиях и прологе, либретто Симона-Жозефа Пеллегрена , впервые исполнено 5 марта 1722 года.
Кантаты
[ редактировать ]- Коронация королевы богиней Флорой , текст Маршала, 1724 г. (музыка утеряна)
- Клити , 1724 г. (музыка утеряна)
- Счастливый муж, лилия , текст Маршала, 1724 г. (музыка утеряна)
- «Туалет Венеры» , текст Шарля-Жана-Франсуа Эно (дата неизвестна, музыка утеряна)
Гимны
[ редактировать ]- Из глубин
- Те Деум из Парижа [11]
- Те Деум из Лиона [12]
- Приходите, Создатель
- Когда я позвонил
- Боже, помоги нам
- Он жаждет этого
- Блаженны все
- Кроме Господа
- Пусть Господь услышит тебя
- До сих пор Лорд из Лиона [12]
- До сих пор Лорд из Парижа [13]
- Хвалите Иерусалим [13]
- Domine ne in fuore [13]
- Я исповедуюсь Тебе, Господь [13]
- Господь царствовал [13]
- Месса для двойного хора и двойного оркестра [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Имя часто пишется как Генри ; фамилия по-разному: Десмарест , Демарец , Демарэ . См. Вуд (2001).
- ^ Дюрон и Ферратон (2006), с. 173
- ^ Jump up to: а б Вуд (2001)
- ^ См. Фетис (1836), с. 294; Сэди (1998) с. 117; и Грин (1986/2007), с. 187.
- ^ Сэди (1998) с. 117
- ^ Список работ составлен в основном из Варшавского (2004 г.), Дюрона и Ферратона (2006 г.) и Кастиль-Блейза (1855 г.).
- ^ Жан Дюрон, Натали Бертон. «Маленькие оперы, Диана Фонтенбло» . бутик.cmbv.fr .
- ^ Жан Дюрон и Жеральдин Годфруа-Демомбин. «Лирические трагедии, т.1: Дидона» . бутик.cmbv.fr .
- ^ Дюрон, Жан. «Лирические трагедии, т.4: Венера и Адонис» . бутик.cmbv.fr .
- ^ Дюрон и Ферратон (2006), с. 7. Обратите внимание, что некоторые более старые ссылки, например, Casaglia (2005) и Girdlestone (1972), p. 340, указать дату премьеры 17 марта.
- ^ ЦМВВ. «Te Deum de Paris »
- ^ Jump up to: а б Сесак, Кэтрин. «Великие песнопения Лионской академии изящных искусств» . бутик.cmbv.fr .
- ^ Jump up to: а б с д и Дюрон, Жан. «Великие Лотарингские песнопения Людовику XIV» . бутик.cmbv.fr .
- ^ Жан Дюрон и Ксавье Жано. «Месса для двух хоров и двух оркестров» . бутик.cmbv.fr .
Источники
[ редактировать ]- Мишель Антуан (1965), Анри Демарест, критическая биография, Paris Éditions A. et J. Picard & Cie (на французском языке)
- Энтони, Джеймс Р. и Хейер, Джон Хайду (1989). Жан-Батист Люлли и музыка французского барокко . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35263-0
- Казалья, Герардо (2005). « Десмаре » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Castil-Blaze (1855) Императорская музыкальная академия: литературная, музыкальная, политическая и галантная история этого театра с 1645 по 1855 год, том I и том II (на французском языке)
- Дюрон, Жан и Ферратон, Ив (2005). Анри Демарест (1661-1741): Ссыльный музыкант в Европу великого столетия . Издания Мардаги. ISBN 2-87009-886-3 (на французском языке)
- Дюрон, Жан и Ферратон, Ив (2006). Венера и Адонис (1697): Трагедия в музыке Анри Десмареста: либретто, этюды и комментарии . Издания Мардаги. ISBN 2-87009-920-7 (на французском языке)
- Фетис, Франсуа-Жозеф (1836). «Десмаре, Анри» , Универсальная биография музыкантов и общая библиография музыки , Том 3. Леру (на французском языке)
- Гердлстоун, Катберт (1972). Трагедия в музыке (1673–1750 . Librairie Droz. ISBN 2-600-03520-6 (на французском языке)
- Грин, Дэвид Мейсон (1986/2007). «Десмаре, Анри» , Биографическая энциклопедия композиторов Грина , стр. 186–187. Reproducing Piano Roll Foundation, 2007 г. (первоначально опубликовано Коллинзом, 1986 г.). ISBN 0-385-14278-1
- Сэди, Джули Энн (1998). «Десмаре, Анри» . Компаньон музыки барокко . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21414-5
- Варшавский, Жан-Марк (2004). «Десмаре, Анри» . musicologie.org. По состоянию на 5 февраля 2011 г. (на французском языке).
- Вуд, Кэролайн (2001) «Десмаре [Десмарест, Демарец, Демарэ], Анри». Гроув Музыка онлайн . По состоянию на 5 февраля 2011 г. (требуется подписка) . (Онлайн-версия Словаря музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание. ISBN 978-0-19-517067-2 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Композиторы из Парижа
- 1661 рождений
- 1741 смертей
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские композиторы духовной музыки
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы XVIII века.
- Французские музыканты-мужчины XVIII века
- Музыканты-мужчины 17 века