Девушка Сильва
Франциска да Силва де Оливейра ( ок. 1732–1796 ), известная в истории под именем Чика да Силва. [ 1 ] [ 2 ] и чья романтизированная версия/персонаж также известна под названием Xica da Silva , [ 2 ] Бразильянка, прославившаяся тем, что стала богатой и влиятельной, несмотря на то, что родилась в рабстве . Ее жизнь стала источником вдохновения для многих работ на телевидении , в кино , музыке , театре и литературе . Она широко известна как рабыня, ставшая королевой . [ 3 ] Миф о Чика да Силва часто смешивают с историческими рассказами Франциски да Силва де Оливейра.
Биография
[ редактировать ]Франсиска да Силва де Оливейра была женщиной- парда , родившейся в Вила-ду-Принсипи (ныне Серро ), на севере штата Минас-Жерайс , в Бразилии, между 1730 и 1735 годами. белые с большим отрывом. [ 4 ] Жители города зарабатывали на жизнь добычей золота или алмазов. Франциска жила в основном в Арраял-ду-Тижуко (ныне известном как Диамантина) и была дочерью португальца Антониу Каэтано де Са и порабощенной африканской женщины Марии да Коста, которая, вероятно, была родом из Гвинейского залива или Баии . Регион Минас-Жерайс был уникален тем, что в нем проживало довольно разнообразное население по сравнению с другими рабовладельческими регионами на бразильском побережье, в Карибском бассейне и в Соединенных Штатах.
В период рабства Франсиска была известна как «Франсиска Парда». Первым владельцем Франциски был Домингуш да Кошта, родом из Милью-Верде. После Косты Франциска была продана сержанту Мануэлю Пирешу Сардинья, от которого у нее родился первый сын Симау Пиреш Сардинья. [ 5 ] Хотя Сардинья включил Симау в число своих наследников, Сардинья никогда официально не заявлял об отцовстве Симау. [ 5 ] Третьим хозяином Франциски был Жоао Фернандес де Оливейра , владелец алмазного рудника и губернатор горнодобывающей промышленности Арраял-ду-Тижуко, один из самых богатых людей колониальной Бразилии . Поскольку позже Франциска добавила к фамилии «да Силва», часто ошибочно делают вывод, что когда-то она принадлежала Хосе да Силва де Оливейра. Однако это имя было (и остается) очень распространенным среди португальцев и давало возможность начать все сначала. [ 5 ]
Источники предполагают, что Франциска получила свободу либо от Жозе да Силва де Оливейра по просьбе Жоау Фернандеша, либо что она получила свободу непосредственно от Жоау Фернандеша, когда он купил ее у Пиреса Сардинья в 1753 году. [ 6 ] Получив свободу, Чика официально сменила имя на Франциска да Силва де Оливейра, чтобы стереть свою историю рабства. Это было чрезвычайно полезно для ее сына Симау Пиреша Сардинии, который позже в жизни смог скрыть рабское происхождение своей матери и свой статус незаконнорожденного сына , чтобы получить престижный португальский титул рыцаря Ордена Христа . [ 7 ]
Франциска и Жуан вскоре завязали отношения. Несмотря на то, что они не были официально женаты, они прожили вместе несколько лет и родили 13 детей: Франциска де Паула (1755 г.); Жоау Фернандес (1756 г.); Рита (1757 г.); Хоаким (1759 г.); Антонио Каэтано (1761 г.); Ана (1762 г.); Елена (1763 г.); Луиза (1764 г.); Антония (1765 г.); Мария (1766 г.); Китерия Рита (1767 г.); Мариана (1769 г.); Хосе Агостиньо Фернандес (1770). Вскоре после этого Чика стал независимым владельцем дома в Теджуко на улице Опера. Дом был украшен множеством предметов роскоши, включая обширный сад, ее личную часовню и такую мебель, как ванны, шкафы, зеркала и кровати с балдахином, которые были редкостью в домах того времени. Чика также была владелицей множества рабов, которые помогали ей по дому и работали на местных шахтах. Чика также подавала себя в очень показной манере, чтобы отличить себя от других смешанных персонажей. [ нужны разъяснения ] люди в обществе. Люди часто демонстрировали свой статус через свои материальные ценности, которые для Чики включали ее одежду, дом, рабов и смену имени. К концу жизни она также включила Дону в начало своего имени для более престижного титула. [ 8 ]
В 1770 году Жоау Фернандешу пришлось вернуться в Португалию и взять с собой четырех сыновей, которые у него были от Чики, а также двух других сыновей Чики Пласида Пиреша Сардинья и Симау Пиреша Сардинья, которым предоставил дворянские португальский двор титулы. Их дочери остались с Чикой в Бразилии и были отправлены в знаменитый тогда монастырь Макаубас. Даже после отъезда Жуана в Португалию Чика сохранила свой престиж. Она была членом Братства Сан-Франциско-ду-Карму (только для белых), Братства Мерсес (только для мулатов) и Братства Росарио (только для африканцев).
Чика да Силва умерла в 1796 году. Она была похоронена в церкви Сан-Франсиско-де-Ассис - привилегия, которой пользовались только богатые белые.
Гендер в колониальной Бразилии
[ редактировать ]В Бразилии восемнадцатого века и колонизаторами, и рабами в подавляющем большинстве были мужчины. Португальские мужчины ездили в Бразилию в одиночку в поисках богатства, поскольку португальским женщинам часто запрещали мигрировать. [ 9 ] Отчасти из-за любовных связей и детей, рожденных между португальскими мужчинами и африканскими рабынями и / или мулатками, освобожденными бывшими рабами были преимущественно женщины. [ 10 ] Стереотипы о небелых женщинах были распространены в колониальный период, и хотя пол, раса и цвет кожи работали вместе, чтобы поставить чернокожих женщин в системное положение, некоторые люди, такие как Чика, использовали свою воспринимаемую сверхчувственность, чтобы перевернуть гендерные и властные отношения. [ 5 ] Когда-то эти женщины были социально мобильными, но теперь их считали даже более доминирующими, чем их хозяева. [ 5 ]
Секс имел решающее значение для того, чтобы родственник облегчил доступ к свободе, а сожительство с белыми мужчинами давало преимущества чернокожим женщинам, потому что, став свободными, они уменьшали клеймо цвета кожи и рабства для них самих и для их потомков. [ 11 ]
Миф
[ редактировать ]Наследие Чики часто неправильно использовалось, чтобы символизировать так называемую « расовую демократию » Бразилии. [ 5 ] Однако в настоящее время ученые утверждают, что она использовала смешанные браки и свои связи как инструмент для достижения более высокого социального статуса, как и другие африканские бразильцы того времени. Историк Джуния Феррейра Фуртадо утверждает, что сожительство и брак между белым мужчиной и чернокожей женщиной в колониальном бразильском обществе были способом, найденным порабощенными для изменения своего социального положения. [ 12 ]
Освобождение, а не начало формирования позитивной черной идентичности, было началом процесса принятия ценностей элиты с целью включения их (бывших рабов), а также их потомков в это общество. [ 11 ]
Отношения Жоау Фернандеса и Чики да Силвы вызвали скандал в колониальном бразильском обществе. Чика да Силва, бывшая рабыня, стала одной из самых влиятельных женщин в колониальной Америке. [ нужна ссылка ] . Чику изгнали из приходской церкви, предназначенной только для кавказцев. Чтобы показать местным жителям силу Чики, Жуан Фернандес построила роскошную церковь, которую посещала только она сама. Однако, как раскрывает Фуртадо, Чика посещала братства, предназначенные исключительно для белых, чтобы попытаться вписаться в статус-кво и быть в курсе его планов против нее и ее народа.
Вопреки тому, что пропагандировалось, [ нужна ссылка ] Чика также владела рабами и, как известно, освободила только одного из них. Историки рассматривают это как главное отличие опыта африканцев в Бразилии от их коллег в США. [ нужна ссылка ] . В то время как в США бывшие рабы-афроамериканцы имели более сплоченное движение, в Бразилии они пытались интегрироваться в белое общество, поскольку представители смешанной расы видели, что « отбеливание » себя — это способ уйти от своего рабского прошлого. [ нужна ссылка ] Хотя у рабов не было выбора, если хозяин или хозяйка решали использовать их в качестве сексуальных объектов, некоторые могли воспользоваться ситуацией, особенно в отношении своих потомков, которые были наполовину европейцами. Колониальный португальский менталитет также был более терпимым, чем англосаксонский менталитет США, в отношении расы, когда дело касалось их потомков смешанной расы. В то время как англосаксонские рабовладельцы заставляли в рабство своих собственных расово-смешанных потомков и продавали их другим хозяевам, получая от них прибыль, португальцы-бразильцы, как правило, освобождали [ нужна ссылка ] своих собственных детей от смешанной расы и часто давали им дворянские титулы. Возможно, это произошло из-за отсутствия португальских женщин, мигрировавших в Бразилию. [ нужна ссылка ] .
Чика, как и другие освобожденные рабыни, добилась свободы, полюбила, родила детей и воспитала их социально, стремясь уменьшить влияние, которое состояние Парды (коричневой) и бывшей рабыни имело для себя и своих потомков. [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]- Шика да Силва (фильм): фильм Кака Дьега, выпущенный в 1976 году, с Зезе Моттой в главной роли в роли Чики да Силва. [ 13 ]
- Шика да Силва (теленовелла) : теленовелла , выпущенная в 1996 году по сценарию Вальсира Карраско и режиссера Уолтера Аванчини . Он имел успех в нескольких странах мира. Актриса Таис Араужо , сыгравшая роль Шики да Силвы, стала первой чернокожей бразильянкой, ставшей главной героиней мыльной оперы . Она по-прежнему единственная чернокожая актриса, сыгравшая главную роль в теленовелле «История бразильского телевидения». Она также снова сыграла главную героиню в Rede Globo фильме « Da Cor do Pecado» . [ 14 ]
- "Xica da Silva", песня Хорхе Бена из его альбома 1976 года África Brasil , показанная в фильме 1976 года Xica.
- «Chica da Silva», песня Boney M из альбома Eye Dance 1985 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Девушка Сильва
- ^ Jump up to: а б http://dicionarioegramatica.com/2015/12/06/chica-ou-xica-da-silva-o-certo-e-xica-ou-chica-da-silva/ Архивировано 5 июня 2020 г. в Wayback Machine. Чика или Шика да Силва? в: DictionarioeGramatica.com
- ↑ Para Conhecer Chica da Silva. Архивировано 21 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Роберт Эдвард Конрад, «Дети Божьего огня»
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хуния Феррера Фуртадо, «Чика да Силва: бразильская рабыня восемнадцатого века».
- ^ ПЕРЕЙРА, Мария Анжелика Алвес; ГИКО, Ваня; Стромквист, Нелли П. (2005). «Чика да Силва: миф и реальность в крайнем случае социальной мобильности». Ибероамериканец (2001-) . 5 (17): 7–28. JSTOR 41675671 .
- ^ Фуртадо, Хуния Феррейра (2009). Шик да Силва: бразильский раб восемнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 52.
- ^ «Чика да Силва» . Энциклопедия афроамериканской культуры . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Эдвард Э. Теллес, «Гонка в другой Америке», Princeton University Press (2004).
- ^ Джуния Феррейра Фуртадо, «Чика да Силва: бразильская рабыня восемнадцатого века», Cambridge University Press (2009), 15
- ^ Jump up to: а б с «Чика да Силва без Х». Fapesp Research (на бразильском португальском языке). Нет. 93. 2003 . Проверено 27 июля 2022 г. Чика да Силва без X
- ^ Гейтс-младший, Генри Луи (2011). Черный в Латинской Америке . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 34. ISBN 978-0-8147-3298-4 .
- ^ Шика да Силва и символическая борьба против диктатуры. Архивировано 20 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Интервью: Таис Араужо — новый персонаж на маленьком экране. Архивировано 20 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Феррейра Фуртадо, Хуния. Чика да Силва и алмазный подрядчик: другая сторона мифа ( Сан-Паулу: Companhia das Letras, 2003).
- Феррейра Фуртадо, Хуния. Чика да Силва: бразильский раб восемнадцатого века (издательство Кембриджского университета, 2009). (Перевод Чики да Силвы и алмазного подрядчика.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на португальском языке) Шика да Силва
- (на португальском языке) Филья да Дувида, Jornal O Estado de Minas [ мертвая ссылка ]