Елка Юреша
Елка Юреша | |
---|---|
Рожденный | Желько Юреша 9 мая 1937 г. Загреб , Хорватия |
Умер | [ 1 ] | 8 июля 2020 г.
Национальность | хорватский |
Гражданство | Британский |
Альма-матер | Наследие школы балета |
Род занятий | Танцор Хореограф Художник по костюмам Художник |
Годы активности | 1958–1987 |
Партнер | Белинда Райт (1961–2007) |
Желко Юреша (9 мая 1937 — 8 июля 2020) — британский артист балета и хореограф. Он и его жена, балерина Белинда Райт , гастролировали по всему миру в качестве «Послов танца» Соединенного Королевства с 1966 по 1977 год. [ 2 ]
В 1959 году он впервые выступил партнером Райта на представлении Королевского командования перед королевой Елизаветой, королевой-матерью .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Желько Юреша родился Желько Юреша в Загребе, Хорватия . Его отчим Андрия был сапожником, а мать Славица - швеей. Во время Второй мировой войны его семья была вынуждена жить в подземных бункерах из-за оккупации немецкой армией . В период с 1944 по 1945 год Загреб подвергался постоянным бомбардировкам союзников , и его семья едва сводила концы с концами. Несмотря на эти трудности, Юреша в шесть лет начал выступать в детском театре Загребской художественной школы. Он учился танцу у хореографа Миле Йованович в Загребе. В 1945 году, когда ему исполнилось восемь лет, югославские партизаны освободили его родной город.
Он учился танцу у Миле Йованович в Загребе и вскоре после этого был принят в Международную балетную школу в Каштеле Камбеловаце недалеко от Сплита в конце 1952 года, где он попал под опеку Аны Рое , прима-балерины хорватского балета. Юреша быстро продвигался по службе в кордебалете и стал солистом с выдающимися партиями. [ 3 ]
Профессиональная карьера в Лондоне
[ редактировать ]В 1958 году в возрасте 20 лет Желко Юреша эмигрировал в Англию, позже получив гражданство Соединенного Королевства. [ 4 ] Он учился в Кенте в балетной школе Легат, которая сегодня является частью Школьного треста Св. Беды . Юреша был учеником российской прима-балерины Надин Николаевой-Легат .
Юреша дебютировал в качестве первого приглашенного артиста в недавно созданном Ирландском театре балета в Дублине. На Гастингском музыкальном фестивале 1959 года , проходившем в театре Уайт-Рок в Гастингсе, Англия, он исполнил свою собственную хореографию в па-де-де . Ему была вручена первая премия фестиваля. [ 5 ]
Он присоединился к Лондонскому фестивальному балету (сегодня Английский национальный балет ) в 1959 году. 23 июня 1959 года Юреша выступил партнером Белинды Райт на представлении Королевского командного состава перед королевой Елизаветой, королевой-матерью в Манчестере. Он танцевал в постановке BBC «Евровидение» «Спящая красавица» с легендарной прима-балериной дамой Марго Фонтейн в главной роли 20 декабря 1959 года.
Юреша присоединился к Королевскому балету в 1962 году, в том же месяце, когда к труппе присоединился другой восточноевропейский эмигрант, Рудольф Нуриев . Райт последовал за Юрешей в Королевский балет, и пара продолжила свое танцевальное сотрудничество в десятках представлений. Юреша танцевал в Королевском балете до 1965 года. Он работал с некоторыми из ведущих хореографов и режиссеров того времени, в том числе сэром Фредериком Эштоном , Владимиром Бурмейстером , Сержем Лифарем , Леонидом Мясиным и Брониславой Нижинской .
Мясин выбрал Юрешу на главную роль в «Бале воров» (Воровской карнавал) в Ковент-Гардене в 1963 году, где он был партнером Карлы Фраччи . Другие важные роли включали синьора Мидаса в Джона Крэнко «Леди и шут» , Альбрехта в «Жизели » и принца в «Спящей красавице» , которую он танцевал с Белиндой Райт. В 1971 году он работал с Нижинской в постановке « Свадебки » — последний раз, когда она лично руководила этим замечательным балетом. [ 6 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Желко Юреша и Белинда Райт поженились 4 ноября 1961 года в ратуше Челси на Кингс-роуд. Затем последовал грандиозный прием в отеле «Савой» . [ 7 ] Райт (1929–2007) родился в Саутпорте, Англия, и тренировался в Париже у Ольги Преображенской и в Лондоне у Кэтлин Крофтон . После Второй мировой войны она стала солисткой и солисткой ряда известных международных балетных трупп, включая Ballet Rambert , Les Ballets de Paris Ролана Пети , London Festival Ballet (ныне Английский национальный балет ), Le Grand Ballet du Marquis de Cuevas, Компания де Головин, Лондонский театр танца и Королевский балет.
Дочь пары Аннабель Лиза родилась в 1962 году в Лондоне. После короткого декретного отпуска Райт вернулась на сцену. Покинув Королевский балет, Юреша и Райт гастролировали по Англии, Шотландии и Ирландии в качестве приглашенных звезд с балетом Арлекин в 1965–1966 годах. [ 8 ]
В 1967 году Юреша и Райт были приглашены представлять Англию в качестве «послов танца» британского правительства. В течение десяти лет они путешествовали по миру под эгидой Британского Совета , выступая в больших театрах космополитических городов и на скромных площадках развивающихся стран. Они знакомили большую и малую публику с искусством балета. В ходе своих туров они посетили Кубу, Кипр, Грецию, Израиль, Мозамбик, Новую Зеландию, Венесуэлу и многие другие города. Они гастролировали по Европе, Юго-Восточной Азии и Центральной Америке. На Барбадосе танцевали в школьном зале. На больших высотах Боготы и Мехико им приходилось использовать кислородные маски на репетициях и за сценой. Юреша и Райт представили танцы из «Лебединого озера» , «Щелкунчика» , «Спящей красавицы» , «Дон Кихота» . Танцуя па-де-де и другие формы танца, партнеры часто были первыми артистами балета, которых зрители когда-либо видели в живом представлении. [ 9 ]
Партнеры
[ редактировать ]Некоторые из профессиональных балерин Желко Юреша сотрудничали с: [ 10 ]
- Дженнифер Олдертон
- Тесса Бомонт
- Мэрилин Карр
- Дейдра О'Конэйр
- Патрисия Дин-Грэй
- Ольга Ферри
- Карла Фраччи
- Гэй Фултон
- Марго Фонтейн
- Пола Хинтон
- Джанет Кедж
- Мать Линден
- Моника Мейсон
- Жаннетт Минти
- Актеры Мунитик-Марсден
- Нина Новак
- Мерл Парк
- Джорджина Паркинсон
- Джоан Поттер
- Дайан Ричардс
- Ана Роже
- Антуанетта Сибли
- Лидия Сотлар
- Гислен Тесмар
- Анна Траскотт
- Дайан Вестерман
- Белинда Райт
Наставничество сэра Антона Долина
[ редактировать ]Одно из наиболее значительных факторов, повлиявших на карьеру Желко Юреши и Белинды Райт, оказал английский танцор и хореограф сэр Антон Долин (1904–1983). Райт было всего пять лет, когда она встретила Долина на школьном представлении. Юреша и Долин познакомились в 1956 году, когда Долин отправился в Хорватию, чтобы поставить «Жизель» в составе Сплит-балета. Долин основал Лондонский фестивальный балет (сегодня Английский национальный балет ) в 1950 году вместе с балериной Алисией Марковой и импресарио Джулианом Браунсвегом. Юреша присоединился к труппе в 1959 году и стал солисткой. После смерти Долина пара унаследовала права на его хореографию « Жизели» , «Па де катр» и его знаменитый оригинальный балет «Вариации для четырех» . Юреша и Райт танцевали, а позже ставили постановки этих балетов с танцевальными труппами по всему миру, создавая оригинальные костюмы и декорации для этих спектаклей.
Юреша переставил «Вариации для четырех» в 1999 году для Американского театра балета в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С тех пор он ставил его в Театре Елисейских полей в Париже, в балете Тэцуя Кумакава в Японии, а также в школах Европы и США. В октябре 2016 года он поставил балет в Москве на в Большом Кремлевском дворце гала-концерте «Звезды балета XXI века» .
Преподавание и хореография
[ редактировать ]Юреша начал преподавать в 1977 году в качестве приглашенного преподавателя на мастер-классах в Лондоне. [ 11 ] Он преподавал балет в Dance Works, Танцевальном центре Лондона, в Лондонском центре-студии , а также был приглашенным преподавателем в балетных школах Куала-Лумпура, Милана и Цюриха. Юреша также был судьей на стипендиальных конкурсах в школе Легат и Королевской академии танца .
В 1984 году он продолжил по совместительству хореографическую работу с «Золушкой» на музыку Прокофьева для Исландского национального балета. Его хореографическая карьера привела его в Австрию, Китай и Новую Зеландию, где он поставил «Па де Сильфида» , «Пери» и «Жизель» . В 1994 году Юреша начал работать с Национальным балетом Панамы и часто ездит в Панама-Сити. В 2013 году поставил «Пери» и работал над постановкой «Коппелии» Василия Медведева , а также других произведений.
Был судьей и консультантом Международного конкурса артистов балета имени Валентины Козловой (ВКИБЦ). Соревнования, в которых участвовал Юреша, проходили в Брюсселе, Нью-Йорке и Новом Орлеане.
Выход на пенсию
[ редактировать ]В 1987 году Желко Юреша ушел из танцев в возрасте 50 лет из-за длительной боли из-за травмы спины. Он занимался живописью, дизайном костюмов и декораций, писательством и коллекционированием произведений искусства. Юреша и Райт переехали в Нью-Йорк в 1983 году и во второй дом в Швейцарии в 1989 году.
Как писатель Юреша сотрудничал с Dancing Times , Ballet Today UK , The Dance Chronicle USA , London Evening Standard и другими изданиями.
Бумаги Желко Юреши и Белинды Райт были переданы в дар Танцевальному отделу Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки в 2007 году. [ 12 ] Сюда входит переписка, программы, статьи, эскизы костюмов и декораций, эскизы и фотографии. Его переписка также включена в «Документы Энн Барзел» Чикагской исследовательской библиотеки Ньюберри . Юреша подарил костюмы и оригинальные произведения искусства пары Загребскому музею искусств и ремесел.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ jutarnji.hr
- ^ Шопф, Давор (2011). Юреша - Видения и мечты . Загреб: Иларион. п. 8. ISBN 978-953-56634-0-9 .
- ^ «Записки Желко Юреши» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Балет сегодня» . Ньюман Вулси Лимитед. 1969 год . Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ Шопф, Давор (2011). Юреша - Видения и мечты . Загреб: Иларион. п. 11. ISBN 978-953-56634-0-9 .
- ^ Шопф, Давор (2011). Юреша - Видения и мечты . Загреб: Иларион. п. 24. ISBN 978-953-56634-0-9 .
- ^ Морелл, Бит (2015). Время Райта — Наследие Белинды Райт . Цюрих: Доминик Галлопер. п. 4.
- ^ Морелл, Бит (2015). Время Райта — Наследие Белинды Райт . Цюрих: Доминик Галлопер. п. 29.
- ^ Морелл, Бит (2015). Время Райта — Наследие Белинды Райт . Цюрих: Доминик Галлопер. п. 35.
- ^ Шопф, Давор (2011). Юреша - Видения и мечты . Загреб: Иларион. п. 45. ИСБН 978-953-56634-0-9 .
- ^ «Записки Желко Юреши» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Записки Желко Юреши» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 24 июня 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Заголовок | Авторы | Издатель | Год |
---|---|---|---|
Словарь балета | ГБЛ Уилсон | Кассель и Компания ЛТД, Лондон | 1961 |
Танцевальная энциклопедия | Анатоль Чуджой, PW Manchester | Саймон и Шустер, Нью-Йорк | 1967 |
Энциклопедия танца (переработанная версия) | Анатоль Чуджой, PW Manchester | Саймон и Шустер, Нью-Йорк | 1968 |
Лексикон балета Фридриха фон A – Z | Хорст Кеглер | Фридрих Верлаг, Ганновер | 1972 |
Краткий Оксфордский словарь балета | Хорст Кеглер | Издательство Оксфордского университета, Оксфорд | 1977 |
Словарь балета | Фердинанд Рейна | IRO Вук Караджич, Белград | 1980 |