Jump to content

Надя Чомин

Надя Чомин
Рожденный ( 1967-10-24 ) 24 октября 1967 г.
Ноттингем , Англия
Умер 28 октября 2015 г. ) ( 2015-10-28 ) ( 48 лет
Национальность Британский
Занятие Ящик

Надя Чомин (24 октября 1967 — 28 октября 2015) — британская художница- аутистка , родившаяся в Ноттингеме . Считающаяся серьезной инвалидностью как умственно, она наиболее известна своими реалистичными рисунками так и двигательно, в детстве , изображающими в основном лошадей и петухов . Мастерство Нади в перспективе и ее чрезвычайно быстрое и точное рисование линий с трех с половиной лет принесли ей титул « ученого-аутиста ». Она вызвала интерес к англоязычным СМИ, публикациям по психиатрии и арт-терапии в конце 1970-х и начале 1980-х годов, особенно в отношении вопроса о том, могут ли вмешательства в отношении детей-аутистов привести к параллельной утрате других навыков.

Надя никогда не использовала обычную разговорную речь и не могла жить самостоятельно. Она была помещена в специализированный институт в раннем взрослом возрасте и умерла от непродолжительной болезни в возрасте 48 лет в относительной анонимности. Ее рисунки сейчас выставлены в Королевском архиве и музее Бетлема в Бекенхэме , который управляет правами на воспроизведение. Их относят к аутсайдерскому искусству .

Раннее детство

[ редактировать ]

Все сведения о Наде в возрасте до пяти лет и трех месяцев взяты из показаний ее матери. [ 1 ] Надя Чомин родилась в Ноттингеме . 24 октября 1967 года [ 2 ] [ 3 ] после неосложненной беременности и родов. [ 1 ] Она была второй из трех братьев и сестер, [ 4 ] с младшей сестрой Таней и старшим братом Андреем. [ 5 ] [ 2 ]

Ее родители, Михаил и Анеила Чомины, были украинскими беженцами с научными степенями; Михаило по электротехнике, Анеила по химии. [ 4 ] Бежав из СССР после войны , [ 2 ] они начали работать за границей. [ 3 ] Анейла была лаборанткой, [ 1 ] и вернулась на работу, когда ее дочери исполнился год. [ 6 ] Родители обычно говорили на своем родном языке – украинском . дома [ 7 ] Анейла вскоре заметила, что Надя развивается не как типичный ребенок, с большой пассивностью и слабым мышечным тонусом. [ 2 ] Она произнесла несколько слов в возрасте девяти месяцев, но потом перестала говорить. [ 2 ] Она стояла прямо в один год, [ 6 ] но ходить научился только в два года, [ 2 ] заболел тяжелой корью . и в том же году [ 8 ] С тех пор, как Анеила вернулась на работу, за Надей регулярно ухаживала бабушка по отцовской линии. [ 6 ] описывается как «глубоко интровертный», [ 9 ] [ 8 ] и который говорил мало, если вообще говорил. [ 3 ] Психиатр Лорна Селфе отметила, что в младенчестве Надя получала очень мало речевой стимуляции. [ 6 ] но ее брат и сестра развивались нейротипично и стали двуязычными. [ 6 ] [ 2 ]

Бабушка Нади по отцовской линии заботилась о ней, пока Анейла была госпитализирована на три месяца с раком груди, когда ей было три года. [ 9 ] [ 8 ] [ 10 ] Она начала рисовать примерно в три с половиной года, после того как ее мать вернулась домой на период выздоровления. [ 11 ] [ 8 ] [ 3 ] Анеила была очень впечатлена этими достижениями. [ 12 ] Когда ей было четыре с половиной года, врач посоветовал родителям отдать ее в специальную школу для «отстающих учеников». [ 4 ] Они заметили, что их попытки учиться в школе сопровождались прогрессом дочери. [ 4 ] Она заинтересовалась головоломками и чертежными досками и стала достаточно независимой, чтобы ходить в туалет и есть с ложки. [ 12 ] Используя всего дюжину слов, она иногда подолгу сидела одна в комнате, иногда устраивая истерики , и была очень медлительна в движениях. [ 13 ] Она отказывалась играть в энергичные игры других детей, [ 3 ] но ее навыки рисования были впечатляющими. [ 12 ]

Диагностика и последующее наблюдение в Ноттингемском университете

[ редактировать ]
Белое здание с башней на вершине в конце цветущей подъездной дорожки.
лечилась у психиатра Ноттингемского университета . Надя Чомин с пяти лет

поставила Наде диагноз «задержка умственного развития, с признаками аутизма и тяжелой речевой задержкой». Психиатр Элизабет Ньюсон из Ноттингемского университета исследовательского отдела [ 9 ] когда ей было пять лет и три месяца, в 1972 году. [ 1 ] [ 13 ] Она соответствовала четырем диагностическим критериям того времени. [ 1 ] Диагноз включал эхолалию , тяжелое нарушение координации движений , задержку когнитивных функций и аутистические нарушения. [ 14 ] [ 15 ] Ньюсон доверил Надю одной из своих студенток-психиатров, Лорне Селфе, которая следила за ней в течение пяти лет, в том числе в рамках получения степени магистра. [ 9 ] в то время как она была интегрирована в Отдел исследований детского развития (CDRU). [ 13 ] Лорна Селфе отметила, что Надя избегала зрительного контакта, была очень медлительной и пассивной, казалась «находящейся в своем собственном мире», и что привлечь ее внимание было чрезвычайно сложно. [ 13 ] Хотя ей было доступно множество игрушек, большую часть времени она проводила, стоя посреди комнаты и глядя в пространство. [ 13 ] Селфе предположила, что она была ребенком с серьезной задержкой развития, и показала, что поначалу она крайне скептически относилась к рисункам, представленным ее матерью. [ 16 ] Однако она стала свидетельницей живой демонстрации и сравнила рисунки Нади с рисунками Леонардо да Винчи . [ 16 ] Затем Элизабет Ньюсон поставила под сомнение ее диагноз аутизма, назвав ситуацию Нади ненормальной. [ 17 ]

Надя не смогла пройти большинство тестов. Селфе хотел, чтобы она прошла тесты на IQ, языковые тесты и т. д., освоив, по ее словам, только дюжину слов на английском языке, меньше на украинском и эхолалическом. [ 18 ] По словам Селфе, ее способность обобщать и формировать категории объектов была «чрезвычайно ограничена». [ 19 ] Ее понимание разговорной речи было оценено как эквивалентное пониманию шестимесячного ребенка. С другой стороны, она хорошо разбиралась в визуальных элементах и ​​умела решать головоломки. [ 1 ] [ 18 ] Ее результат по рисуночному тесту Bonhomme был эквивалентен IQ 160. [ 20 ]

Она стала известна своими очень реалистичными рисунками, созданными в возрасте от 3 до 9 лет, в том числе в книгах, на стенах ее дома. [ 21 ] на пакетах с хлопьями и на любом листе бумаги. [ 17 ] На протяжении всего клинического обследования ее родители приносили с собой рисунки, сделанные ею в Ноттингемском университете и отличавшиеся исключительной степенью мастерства для ребенка ее возраста. [ 21 ] В первые годы работы в CDRU она также рисовала пеликанов и обувь . [ 17 ] Ее случай представлял загадку для психиатров, поскольку ее мастерство рисования намного превосходило достижения типично развитых детей. [ 21 ] и ни одна из исследовательских публикаций того времени, основанных по существу на психологических теориях аутизма, не давала никакого ключа к тому, как аутичный ребенок мог иметь такие способности к рисованию. [ 22 ] В случае Нади ситуация тяжелой инвалидности сосуществовала с выдающимися творческими способностями. [ 23 ]

Набор в специализированные школы и освещение в СМИ

[ редактировать ]
Вид наездника сзади
» Анри де Тулуз-Лотрека , «Жокей одно из произведений, выученных наизусть и воспроизведенных Надей Шомин, 11 лет. [ 24 ]

Когда Лорна Селфе покинула CDRU, ее преемники сделали обучение речи приоритетом для Нади. [ 25 ] В семь с половиной лет, [ 26 ] ее поместили в Сазерленд-Хаус, специализированную школу для детей-аутистов. [ 25 ] где интенсивная терапия применялась . Ее языковые навыки улучшились, и она смогла выражать свои потребности короткими предложениями. [ 25 ] Она проявляла больше социальной взаимности и имела меньше истерик. [ 26 ] Однако она оставалась крайне невербальной и не общалась обычными способами. [ 27 ] Команда Sutherland House какое-то время полагалась на ее интерес к рисованию. [ 25 ] но она начала копировать рисунки других детей в своей школе и создавала работы, более типичные для ее возраста. [ 28 ] лишенный художественных качеств. [ 29 ]

В 1977 году Лорна Селфе опубликовала свою книгу, содержащую рисунки Нади ( «Надя: случай выдающихся способностей к рисованию у ребенка-аутиста »). [ 30 ] Ее учеба была прервана периодом пристального внимания средств массовой информации, во время которого американский журналист Уолтер Кронкайт поехал в Ноттингем, чтобы снять о ней фильм. [ 5 ] Живое выступление Нади на канале CBS также способствовало ее популярности. [ 31 ] Ее приглашали сняться в нескольких телешоу, и Кронкайт пытался уговорить ее появиться на съемочной площадке в США. [ 30 ]

В подростковом возрасте ее рисунки стали менее примечательными, менее частыми и более детскими. [ 30 ]

Взрослая жизнь

[ редактировать ]

В 1987 году, когда Наде было 20 лет, американский учитель арт-терапии Дэвид Р. Хенли предложил семье наблюдать за ней и поддерживать ее с целью «пробуждения» ее художественных способностей. [ 23 ] Он отметил, что ее отец Михаил был застенчивым человеком, который не терпел вторжений в свой дом. [ 9 ] Надя, которая в то время много смотрела телевизор, [ 32 ] сначала отказалась использовать материалы для рисования, которые он ей предоставил, [ 33 ] а потом не последовал его предложению нарисовать лошадь. [ 34 ] Она изображала предметы из своего окружения в упрощенной форме, а также автопортрет, который по качеству значительно уступал ее детским рисункам. [ 34 ] Когда Хенли подарила ей книгу собственных рисунков в возрасте 5 и 6 лет, она снова создала менее сложную репродукцию, чем ее детские достижения. [ 35 ] хотя она узнала свои ранние рисунки. [ 35 ] Другие ее попытки воспроизведения также были менее динамичными и мастерскими. [ 36 ] Хенли отметила, что Надя не добилась какого-либо существенного прогресса в плане языка или самостоятельности, что делает теорию о потере ее навыков рисования наряду с приобретением других навыков едва ли правдоподобной. [ 37 ]

Всю оставшуюся жизнь она не могла самостоятельно завязать шнурки. [ 31 ] и выполнить ряд задач, считающихся базовыми. Из-за проблем с самостоятельностью и преклонного возраста отца Надя в раннем взрослом возрасте была помещена в специализированное учреждение под наблюдением отделения аутизма Ист-Мидлендс. [ 5 ]

Она умерла в возрасте 48 лет 28 октября 2015 года после непродолжительной болезни. [ 5 ] Ее отец уже скончался, но ее брат и сестра в то время были еще живы. [ 5 ]

Художественный анализ

[ редактировать ]

Рисунки Нади выполнены очень быстро, уверенно и грамотно, с очень точными линиями. [ 21 ] [ 38 ] [ 39 ] Обычно они занимали от минуты до часа, чередуясь с моментами проверки ее работы, которые могли длиться несколько минут, прежде чем были внесены какие-либо исправления. [ 21 ] Она могла нарисовать голову лошади за две минуты. [ 40 ] Казалось, что она рисовала главным образом в минуты радости и что это занятие приносило ей сильное благополучие. [ 21 ] Похоже, она не искала взамен славы или гордости, очень стесняясь показывать свои рисунки. [ 41 ] Семья не поощряла ее рисовать, [ 14 ] в котором также не было известных художников. [ 20 ] Более того, ее мастерство рисования контрастировало с ее двигательными трудностями, такими как самостоятельное кормление. [ 12 ]

Надя не копировала все подряд без разбора: у нее были любимые предметы, которые, несомненно, приносили ей удовольствие. [ 38 ] Лошади всегда были ее любимым предметом, будь то настоящие или карусельные лошади . [ 42 ] [ 21 ] [ 8 ] Однако у нее было очень мало опыта внешнего мира, и, вероятно, в детстве она видела карусель всего один или два раза в парке. [ 8 ] Также она изображала птиц (петухов), поезда, [ 21 ] ступни и обувь , изолированно от остальных элементов, присутствующих в первоначальном источнике вдохновения. [ 43 ]

Подавляющее большинство ее работ представляли собой копии с различной степенью изменений и пропусков других иллюстраций, которые она видела. [ 44 ] В частности, она черпала вдохновение из коллекции книг о сельскохозяйственных животных с изображением лошадей и петухов, нарисованных во взрослом стиле по фотографиям. [ 8 ] Работала она в основном шариковой ручкой , [ 9 ] [ 45 ] не проявляя интереса к цвету. [ 46 ] Селфе отметила, что иногда она забывала элементы оригинала, которые ее вдохновляли, но если бы она показала ей оригинал, Надя дополнила бы рисунок недостающими элементами. [ 38 ] Поэтому она рисовала по памяти: [ 14 ] [ 47 ] обычно без какого-либо обращения к своему источнику вдохновения. [ 12 ] В детстве Надя редко видела лошадей. [ 10 ]

Художественное образование Нади

[ редактировать ]

Вопреки утверждению Паризера, [ 44 ] по словам Селфе, Надя Чомин не научилась рисовать «чрезвычайно быстро», а скорее развила художественные навыки, которые по своей сути отличались от навыков других детей. [ 48 ] без следования классическим известным этапам. [ 8 ] Научению рисовать теоретически предшествует фаза рисования , затем интеллектуализация в двух измерениях, прежде чем проявляется способность создавать реалистичные изображения; [ 49 ] поэтому нереалистичные представления обычно предшествуют более реалистичным в трех измерениях . [ 38 ]

Надя внедряла в свои творения законы перспективы , пропорций и движения с 3-х лет. [ 50 ] без предварительного чертежа в двух измерениях. [ 44 ]

Анализ и прием ее рисунков

[ редактировать ]

Рисунки Нади противоречили теории взаимосвязи между речевыми навыками и зрительной концептуализацией, а также подрывали исследования Ф.Л. Гуденафа (« Детские рисунки» , 1931) и Д.Б. Харриса ( «Руководство по тестированию рисования Харриса» , 1961), согласно которым не существовало бы умения реалистично рисовать. без вербального интеллекта . [ 45 ] Они также противоречили теориям гештальт-психологии , согласно которым ментальное представление всегда начиналось с глобального восприятия, а не с восприятия деталей. [ 45 ] В целом они противоречили всем предыдущим обобщениям о детских рисунках. [ 1 ] Лорна Селфе считала, что талант к рисованию у Нади был не «несмотря на ее инвалидность», а из-за ее аутизма. [ 20 ]

Дэвид Паризер предположил, что рисунки Нади представляют собой «гипертрофию стадии каракулей », и отметил, что в ее изображениях нет аналитической организации. [ 51 ] Он пришел к выводу, что она строго представляла свою визуальную вселенную, не анализируя ее. [ 26 ] Однако она была способна корректировать свои представления, например, повернув влево рисунок, первоначальный источник вдохновения которого был повернут вправо. [ 29 ]

Хенли полагала, что рисование было для нее способом поделиться своим эмоциональным состоянием. [ 52 ] Дэвид Паризер связал эту способность с отказом или неспособностью Нади концептуализировать то, что она рисовала. [ 3 ] Тони Чарман и Саймон Барон-Коэн исследовали, способны ли все дети-аутисты освоить реалистичное рисование без фазы интеллектуализации, но это было не так. [ 49 ]

Американский археолог Николас Хамфри сравнил свои детские рисунки с наскальными рисунками , особенно с наскальными рисунками в пещере Шове , отметив, что его современники имели естественную склонность думать, что доисторический человек обладал таким же умственным мышлением, как и они сами. [ 53 ] Он предположил, что атипичное психическое функционирование без языка могло быть предпосылкой для создания такого рода представлений. [ 53 ]

Рисунки Нади также сравнивали с рисунками Леонардо да Винчи . [ 54 ] Feliks Topolski , [ 45 ] и другие аутичные люди, которых называют учеными, такие как Стивен Уилтшир . [ 55 ] Была подчеркнута глубина взгляда ее творений, с глазами, «отражающими душу». [ 11 ] как и ее огромная оптическая чувствительность к деталям. [ 38 ]

Причины потери навыков

[ редактировать ]

Точная причина, по которой Надя «потеряла» свои артистические способности, остается открытой для множества интерпретаций. [ 31 ] Большую часть своих навыков она приобрела в возрасте от трех с половиной до шести лет, ее рисунки в девять лет не имели технических качеств, превосходящих ее шестилетние, с потерей «юношеской виртуозности». [ 44 ]

Американский преподаватель арт-терапии Дэвид Хенли проанализировал это как случай «регрессии в савантский аутизм ». [ 14 ] Эта «регрессия» считается загадочной и сенсационной. [ 14 ] Хенли предположил, что на Надю могла повлиять смерть матери. [ 56 ] что произошло, когда ей было 8 [ 31 ] или 9 [ 30 ] лет. Лорна Селфе опровергла эту теорию, отметив, что качество рисунков уже заранее ухудшилось. [ 30 ]

Она предположила, что отсутствие языка позволило Наде развивать и поддерживать форму визуальных мысленных образов, служащих средством общения и представления мира. [ 21 ] Дэвид Паризер отметил, что снижение ее навыков рисования примерно в возрасте девяти лет сопровождалось изучением ею элементов языка и социальных навыков. [ 44 ] В литературе преобладает теория, согласно которой поведенческое вмешательство, направленное, среди прочего, на подавление повторяющегося поведения и ограничения интересов Нади, в то же время уничтожило ее качества концентрации и сосредоточенности, необходимые для рисования. [ 7 ] В комментарии к книге 1977 года, содержащей ее рисунки, журналист New York Review of Books Н. Деннис резко критиковал психиатров, психологов и социальных работников, окружавших Надю, считая, что они «уничтожили» ее художественный гений. [ 57 ] Он провел параллель между увечьем кастратов , чтобы сохранить их вокальный талант, и попыткой Нади принудительной « нормализации ». [ 57 ]

Дарольд Трефферт не согласился с теорией о том, что обучение и овладение языком приводят к потере «ученых» навыков у аутичных людей, приводя менее громкие контрпримеры. [ 50 ] Доктор Фил Кристи также выступил против того, что он назвал «опасно романтической идеей». [ 58 ]

Потомство

[ редактировать ]

Надя Чомин вызвала большой интерес в области психиатрии , как один из немногих известных случаев «аутистического ученого» от младенчества до взрослой жизни. [ 5 ] Дарольд Трефферт отметил, что она была одной из очень немногих женщин, которых называли «учеными-аутистами». [ 59 ] Ее достижения вдохновили публикации, направленные на характеристику аутистического рисования: К. Парк определила в качестве общих характеристик первоначальное отсутствие интереса к цвету, предпочтение стереотипных и производных предметов, использование рисования линий, необычную способность к работе с памятью и способность передать то, что воспринимается строго зрением. [ 60 ]

Ее рисунки сейчас хранятся в Королевском архиве и музее Бетлема в Бекенхэме . [ 5 ] которому принадлежит около 200 из них [ 61 ] и управляет их лицензированием. [ 62 ] Их считают аутсайдерским искусством .

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Парк (1978) , с. 458
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Селфе (2012) , с. 19
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Паризер (1981) , с. 20
  4. ^ Jump up to: а б с д Голомб, Клэр (2004). Л. Эрльбаум Ассошиэйтс (ред.). Создание ребенком живописного мира . п. 262. ИСБН  1-4106-0925-1 . OCLC   53482696 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Селфе, Лорна (9 декабря 2015 г.). Гардиан (ред.). « Некролог Нади Чомин » . TheGuardian.com . Проверено 3 мая 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Парк (1978) , с. 459
  7. ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 45
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Селфе (2012) , с. 20
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Хенли (1989) , с. 46
  10. ^ Jump up to: а б Парк (1978) , с. 460
  11. ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 52
  12. ^ Jump up to: а б с д и Селфе (2012) , с. 22
  13. ^ Jump up to: а б с д и Селфе (2012) , с. 23
  14. ^ Jump up to: а б с д и Хенли (1989) , с. 43
  15. ^ Селфе (1977e) , с. 7
  16. ^ Jump up to: а б Селфе (2012) , с. 24
  17. ^ Jump up to: а б с Селфе (2012) , с. 27
  18. ^ Jump up to: а б Селфе (2012) , с. 28
  19. ^ Селфе (1977d) , с. 124
  20. ^ Jump up to: а б с Парк (1978) , стр. 464–465.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Селфе (1977b) , стр. 31–48.
  22. ^ Селфе (1977c) , с. 21
  23. ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 44
  24. ^ Селфе (2012) , стр. 31–32.
  25. ^ Jump up to: а б с д Селфе (2012) , с. 30
  26. ^ Jump up to: а б с Паризер (1981) , с. 26
  27. ^ Седжвик, Фред (2013). Тейлор и Фрэнсис (ред.). Обеспечение обучения детей посредством рисования . Рутледж. п. 99. ИСБН  978-1-134-14198-2 . OCLC   862049477 .
  28. ^ Селфе (2012) , с. 32-33
  29. ^ Jump up to: а б Парк (1978) , с. 457
  30. ^ Jump up to: а б с д и Селфе (2012) , с. 34
  31. ^ Jump up to: а б с д Хенли, Дэвид Р. (2017). Творческие мероприятия для детей с расстройствами спектра: терапевтические и образовательные мемуары . Рутледж. ISBN  978-1-134-87474-3 . OCLC   1005843020 .
  32. ^ Хенли (1989) , с. 55
  33. ^ Хенли (1989) , с. 47
  34. ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 48
  35. ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 49
  36. ^ Хенли (1989) , с. 50
  37. ^ Хенли (1989) , с. 51
  38. ^ Jump up to: а б с д и Паризер (1981) , с. 23
  39. ^ Парк (1978) , с. 463
  40. ^ Парк (1978) , с. 464
  41. ^ Милбрат, Констанс; Сигел, Брина (1996). « Перспективный взгляд на рисунки талантливого ребенка-аутиста » . Исследования визуальных искусств . 22 (2): 56–75. JSTOR   20715882 .
  42. ^ Кокс, Морин В. (2004). Издательство Кембриджского университета (ред.). Живописный мир ребенка . Издательство Кембриджского университета. п. 194. ИСБН  978-0-521-82500-9 . OCLC   60794228 .
  43. ^ Паризер (1981) , с. 24
  44. ^ Jump up to: а б с д и Паризер (1981) , с. 22
  45. ^ Jump up to: а б с д Паризер (1981) , с. 21
  46. ^ Парк (1978) , с. 467-468
  47. ^ Селфе (2012) , с. 26
  48. ^ Селфе (1977f) , с. 127
  49. ^ Jump up to: а б Чарман, Тони; Барон-Коэн, Саймон (июнь 1993 г.). « Развитие рисования при аутизме: переход от интеллектуального к визуальному реализму » . Британский журнал психологии развития . 11 (2): 171–185. дои : 10.1111/j.2044-835x.1993.tb00596.x . ISSN   0261-510X .
  50. ^ Jump up to: а б Трефферт (2010) , стр. 26–27
  51. ^ Паризер (1981) , с. 25
  52. ^ Хенли (1989) , с. 53
  53. ^ Jump up to: а б Хамфри, Николас (октябрь 1998 г.). « Пещерное искусство, аутизм и эволюция человеческого разума » . Кембриджский археологический журнал . 8 (2): 165–191. дои : 10.1017/S0959774300001827 . ISSN   1474-0540 . S2CID   5377414 .
  54. ^ Брукс Платт, Кэрол (2015). Эндрюс Великобритания (ред.). В здравом уме: жизнь и совместные практики поэтических гениев . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN  978-1-84540-838-1 . ОСЛК   941700318 .
  55. ^ Киндлер, Анна (1997). Национальная ассоциация художественного образования (ред.). Развитие ребенка в искусстве . Национальная ассоциация художественного образования. ISBN  0-937652-77-6 . ОСЛК   37815960 .
  56. ^ Хенли (1989) , с. 54
  57. ^ Jump up to: а б Деннис, Н. (4 мая 1978 г.). « Портрет художника ». Нью-Йоркское обозрение книг (25): 8–15.
  58. ^ Файнштейн, Адам (2011). Джон Уайли и сыновья (ред.). История аутизма: беседы с пионерами . Джон Уайли и сыновья. п. 92. ИСБН  978-1-4443-5167-5 . OCLC   897591678 .
  59. ^ Трефферт, Дарольд (2005). « Синдром Саванта при аутистическом расстройстве ». В издательстве Nova (ред.). Последние достижения в исследованиях аутизма . Издательство Нова. п. 36. ISBN  1594544972 .
  60. ^ Парк (1978) , с. 470
  61. ^ « В кадре за январь 2013: Надя Чомин » . Бетлемский музей разума . 3 января 2013 г.
  62. ^ « Надя Чомин – Галерея » . Бетлемский музей разума . Проверено 3 мая 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6e74aa7928a48883ba8d0a6d136a2d6__1716881640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/d6/c6e74aa7928a48883ba8d0a6d136a2d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nadia Chomyn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)