Надя Чомин
Надя Чомин | |
---|---|
Рожденный | Ноттингем , Англия | 24 октября 1967 г.
Умер | 28 октября 2015 г. | ( 48 лет
Национальность | Британский |
Занятие | Ящик |
Надя Чомин (24 октября 1967 — 28 октября 2015) — британская художница- аутистка , родившаяся в Ноттингеме . Считающаяся серьезной инвалидностью как умственно, она наиболее известна своими реалистичными рисунками так и двигательно, в детстве , изображающими в основном лошадей и петухов . Мастерство Нади в перспективе и ее чрезвычайно быстрое и точное рисование линий с трех с половиной лет принесли ей титул « ученого-аутиста ». Она вызвала интерес к англоязычным СМИ, публикациям по психиатрии и арт-терапии в конце 1970-х и начале 1980-х годов, особенно в отношении вопроса о том, могут ли вмешательства в отношении детей-аутистов привести к параллельной утрате других навыков.
Надя никогда не использовала обычную разговорную речь и не могла жить самостоятельно. Она была помещена в специализированный институт в раннем взрослом возрасте и умерла от непродолжительной болезни в возрасте 48 лет в относительной анонимности. Ее рисунки сейчас выставлены в Королевском архиве и музее Бетлема в Бекенхэме , который управляет правами на воспроизведение. Их относят к аутсайдерскому искусству .
История
[ редактировать ]Раннее детство
[ редактировать ]Все сведения о Наде в возрасте до пяти лет и трех месяцев взяты из показаний ее матери. [ 1 ] Надя Чомин родилась в Ноттингеме . 24 октября 1967 года [ 2 ] [ 3 ] после неосложненной беременности и родов. [ 1 ] Она была второй из трех братьев и сестер, [ 4 ] с младшей сестрой Таней и старшим братом Андреем. [ 5 ] [ 2 ]
Ее родители, Михаил и Анеила Чомины, были украинскими беженцами с научными степенями; Михаило по электротехнике, Анеила по химии. [ 4 ] Бежав из СССР после войны , [ 2 ] они начали работать за границей. [ 3 ] Анейла была лаборанткой, [ 1 ] и вернулась на работу, когда ее дочери исполнился год. [ 6 ] Родители обычно говорили на своем родном языке – украинском . дома [ 7 ] Анейла вскоре заметила, что Надя развивается не как типичный ребенок, с большой пассивностью и слабым мышечным тонусом. [ 2 ] Она произнесла несколько слов в возрасте девяти месяцев, но потом перестала говорить. [ 2 ] Она стояла прямо в один год, [ 6 ] но ходить научился только в два года, [ 2 ] заболел тяжелой корью . и в том же году [ 8 ] С тех пор, как Анеила вернулась на работу, за Надей регулярно ухаживала бабушка по отцовской линии. [ 6 ] описывается как «глубоко интровертный», [ 9 ] [ 8 ] и который говорил мало, если вообще говорил. [ 3 ] Психиатр Лорна Селфе отметила, что в младенчестве Надя получала очень мало речевой стимуляции. [ 6 ] но ее брат и сестра развивались нейротипично и стали двуязычными. [ 6 ] [ 2 ]
Бабушка Нади по отцовской линии заботилась о ней, пока Анейла была госпитализирована на три месяца с раком груди, когда ей было три года. [ 9 ] [ 8 ] [ 10 ] Она начала рисовать примерно в три с половиной года, после того как ее мать вернулась домой на период выздоровления. [ 11 ] [ 8 ] [ 3 ] Анеила была очень впечатлена этими достижениями. [ 12 ] Когда ей было четыре с половиной года, врач посоветовал родителям отдать ее в специальную школу для «отстающих учеников». [ 4 ] Они заметили, что их попытки учиться в школе сопровождались прогрессом дочери. [ 4 ] Она заинтересовалась головоломками и чертежными досками и стала достаточно независимой, чтобы ходить в туалет и есть с ложки. [ 12 ] Используя всего дюжину слов, она иногда подолгу сидела одна в комнате, иногда устраивая истерики , и была очень медлительна в движениях. [ 13 ] Она отказывалась играть в энергичные игры других детей, [ 3 ] но ее навыки рисования были впечатляющими. [ 12 ]
Диагностика и последующее наблюдение в Ноттингемском университете
[ редактировать ]
поставила Наде диагноз «задержка умственного развития, с признаками аутизма и тяжелой речевой задержкой». Психиатр Элизабет Ньюсон из Ноттингемского университета исследовательского отдела [ 9 ] когда ей было пять лет и три месяца, в 1972 году. [ 1 ] [ 13 ] Она соответствовала четырем диагностическим критериям того времени. [ 1 ] Диагноз включал эхолалию , тяжелое нарушение координации движений , задержку когнитивных функций и аутистические нарушения. [ 14 ] [ 15 ] Ньюсон доверил Надю одной из своих студенток-психиатров, Лорне Селфе, которая следила за ней в течение пяти лет, в том числе в рамках получения степени магистра. [ 9 ] в то время как она была интегрирована в Отдел исследований детского развития (CDRU). [ 13 ] Лорна Селфе отметила, что Надя избегала зрительного контакта, была очень медлительной и пассивной, казалась «находящейся в своем собственном мире», и что привлечь ее внимание было чрезвычайно сложно. [ 13 ] Хотя ей было доступно множество игрушек, большую часть времени она проводила, стоя посреди комнаты и глядя в пространство. [ 13 ] Селфе предположила, что она была ребенком с серьезной задержкой развития, и показала, что поначалу она крайне скептически относилась к рисункам, представленным ее матерью. [ 16 ] Однако она стала свидетельницей живой демонстрации и сравнила рисунки Нади с рисунками Леонардо да Винчи . [ 16 ] Затем Элизабет Ньюсон поставила под сомнение ее диагноз аутизма, назвав ситуацию Нади ненормальной. [ 17 ]
Надя не смогла пройти большинство тестов. Селфе хотел, чтобы она прошла тесты на IQ, языковые тесты и т. д., освоив, по ее словам, только дюжину слов на английском языке, меньше на украинском и эхолалическом. [ 18 ] По словам Селфе, ее способность обобщать и формировать категории объектов была «чрезвычайно ограничена». [ 19 ] Ее понимание разговорной речи было оценено как эквивалентное пониманию шестимесячного ребенка. С другой стороны, она хорошо разбиралась в визуальных элементах и умела решать головоломки. [ 1 ] [ 18 ] Ее результат по рисуночному тесту Bonhomme был эквивалентен IQ 160. [ 20 ]
Она стала известна своими очень реалистичными рисунками, созданными в возрасте от 3 до 9 лет, в том числе в книгах, на стенах ее дома. [ 21 ] на пакетах с хлопьями и на любом листе бумаги. [ 17 ] На протяжении всего клинического обследования ее родители приносили с собой рисунки, сделанные ею в Ноттингемском университете и отличавшиеся исключительной степенью мастерства для ребенка ее возраста. [ 21 ] В первые годы работы в CDRU она также рисовала пеликанов и обувь . [ 17 ] Ее случай представлял загадку для психиатров, поскольку ее мастерство рисования намного превосходило достижения типично развитых детей. [ 21 ] и ни одна из исследовательских публикаций того времени, основанных по существу на психологических теориях аутизма, не давала никакого ключа к тому, как аутичный ребенок мог иметь такие способности к рисованию. [ 22 ] В случае Нади ситуация тяжелой инвалидности сосуществовала с выдающимися творческими способностями. [ 23 ]
Набор в специализированные школы и освещение в СМИ
[ редактировать ]
Когда Лорна Селфе покинула CDRU, ее преемники сделали обучение речи приоритетом для Нади. [ 25 ] В семь с половиной лет, [ 26 ] ее поместили в Сазерленд-Хаус, специализированную школу для детей-аутистов. [ 25 ] где интенсивная терапия применялась . Ее языковые навыки улучшились, и она смогла выражать свои потребности короткими предложениями. [ 25 ] Она проявляла больше социальной взаимности и имела меньше истерик. [ 26 ] Однако она оставалась крайне невербальной и не общалась обычными способами. [ 27 ] Команда Sutherland House какое-то время полагалась на ее интерес к рисованию. [ 25 ] но она начала копировать рисунки других детей в своей школе и создавала работы, более типичные для ее возраста. [ 28 ] лишенный художественных качеств. [ 29 ]
В 1977 году Лорна Селфе опубликовала свою книгу, содержащую рисунки Нади ( «Надя: случай выдающихся способностей к рисованию у ребенка-аутиста »). [ 30 ] Ее учеба была прервана периодом пристального внимания средств массовой информации, во время которого американский журналист Уолтер Кронкайт поехал в Ноттингем, чтобы снять о ней фильм. [ 5 ] Живое выступление Нади на канале CBS также способствовало ее популярности. [ 31 ] Ее приглашали сняться в нескольких телешоу, и Кронкайт пытался уговорить ее появиться на съемочной площадке в США. [ 30 ]
В подростковом возрасте ее рисунки стали менее примечательными, менее частыми и более детскими. [ 30 ]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]В 1987 году, когда Наде было 20 лет, американский учитель арт-терапии Дэвид Р. Хенли предложил семье наблюдать за ней и поддерживать ее с целью «пробуждения» ее художественных способностей. [ 23 ] Он отметил, что ее отец Михаил был застенчивым человеком, который не терпел вторжений в свой дом. [ 9 ] Надя, которая в то время много смотрела телевизор, [ 32 ] сначала отказалась использовать материалы для рисования, которые он ей предоставил, [ 33 ] а потом не последовал его предложению нарисовать лошадь. [ 34 ] Она изображала предметы из своего окружения в упрощенной форме, а также автопортрет, который по качеству значительно уступал ее детским рисункам. [ 34 ] Когда Хенли подарила ей книгу собственных рисунков в возрасте 5 и 6 лет, она снова создала менее сложную репродукцию, чем ее детские достижения. [ 35 ] хотя она узнала свои ранние рисунки. [ 35 ] Другие ее попытки воспроизведения также были менее динамичными и мастерскими. [ 36 ] Хенли отметила, что Надя не добилась какого-либо существенного прогресса в плане языка или самостоятельности, что делает теорию о потере ее навыков рисования наряду с приобретением других навыков едва ли правдоподобной. [ 37 ]
Всю оставшуюся жизнь она не могла самостоятельно завязать шнурки. [ 31 ] и выполнить ряд задач, считающихся базовыми. Из-за проблем с самостоятельностью и преклонного возраста отца Надя в раннем взрослом возрасте была помещена в специализированное учреждение под наблюдением отделения аутизма Ист-Мидлендс. [ 5 ]
Она умерла в возрасте 48 лет 28 октября 2015 года после непродолжительной болезни. [ 5 ] Ее отец уже скончался, но ее брат и сестра в то время были еще живы. [ 5 ]
Художественный анализ
[ редактировать ]Рисунки Нади выполнены очень быстро, уверенно и грамотно, с очень точными линиями. [ 21 ] [ 38 ] [ 39 ] Обычно они занимали от минуты до часа, чередуясь с моментами проверки ее работы, которые могли длиться несколько минут, прежде чем были внесены какие-либо исправления. [ 21 ] Она могла нарисовать голову лошади за две минуты. [ 40 ] Казалось, что она рисовала главным образом в минуты радости и что это занятие приносило ей сильное благополучие. [ 21 ] Похоже, она не искала взамен славы или гордости, очень стесняясь показывать свои рисунки. [ 41 ] Семья не поощряла ее рисовать, [ 14 ] в котором также не было известных художников. [ 20 ] Более того, ее мастерство рисования контрастировало с ее двигательными трудностями, такими как самостоятельное кормление. [ 12 ]
Надя не копировала все подряд без разбора: у нее были любимые предметы, которые, несомненно, приносили ей удовольствие. [ 38 ] Лошади всегда были ее любимым предметом, будь то настоящие или карусельные лошади . [ 42 ] [ 21 ] [ 8 ] Однако у нее было очень мало опыта внешнего мира, и, вероятно, в детстве она видела карусель всего один или два раза в парке. [ 8 ] Также она изображала птиц (петухов), поезда, [ 21 ] ступни и обувь , изолированно от остальных элементов, присутствующих в первоначальном источнике вдохновения. [ 43 ]
Подавляющее большинство ее работ представляли собой копии с различной степенью изменений и пропусков других иллюстраций, которые она видела. [ 44 ] В частности, она черпала вдохновение из коллекции книг о сельскохозяйственных животных с изображением лошадей и петухов, нарисованных во взрослом стиле по фотографиям. [ 8 ] Работала она в основном шариковой ручкой , [ 9 ] [ 45 ] не проявляя интереса к цвету. [ 46 ] Селфе отметила, что иногда она забывала элементы оригинала, которые ее вдохновляли, но если бы она показала ей оригинал, Надя дополнила бы рисунок недостающими элементами. [ 38 ] Поэтому она рисовала по памяти: [ 14 ] [ 47 ] обычно без какого-либо обращения к своему источнику вдохновения. [ 12 ] В детстве Надя редко видела лошадей. [ 10 ]
Художественное образование Нади
[ редактировать ]Вопреки утверждению Паризера, [ 44 ] по словам Селфе, Надя Чомин не научилась рисовать «чрезвычайно быстро», а скорее развила художественные навыки, которые по своей сути отличались от навыков других детей. [ 48 ] без следования классическим известным этапам. [ 8 ] Научению рисовать теоретически предшествует фаза рисования , затем интеллектуализация в двух измерениях, прежде чем проявляется способность создавать реалистичные изображения; [ 49 ] поэтому нереалистичные представления обычно предшествуют более реалистичным в трех измерениях . [ 38 ]
Надя внедряла в свои творения законы перспективы , пропорций и движения с 3-х лет. [ 50 ] без предварительного чертежа в двух измерениях. [ 44 ]
Анализ и прием ее рисунков
[ редактировать ]Рисунки Нади противоречили теории взаимосвязи между речевыми навыками и зрительной концептуализацией, а также подрывали исследования Ф.Л. Гуденафа (« Детские рисунки» , 1931) и Д.Б. Харриса ( «Руководство по тестированию рисования Харриса» , 1961), согласно которым не существовало бы умения реалистично рисовать. без вербального интеллекта . [ 45 ] Они также противоречили теориям гештальт-психологии , согласно которым ментальное представление всегда начиналось с глобального восприятия, а не с восприятия деталей. [ 45 ] В целом они противоречили всем предыдущим обобщениям о детских рисунках. [ 1 ] Лорна Селфе считала, что талант к рисованию у Нади был не «несмотря на ее инвалидность», а из-за ее аутизма. [ 20 ]
Дэвид Паризер предположил, что рисунки Нади представляют собой «гипертрофию стадии каракулей », и отметил, что в ее изображениях нет аналитической организации. [ 51 ] Он пришел к выводу, что она строго представляла свою визуальную вселенную, не анализируя ее. [ 26 ] Однако она была способна корректировать свои представления, например, повернув влево рисунок, первоначальный источник вдохновения которого был повернут вправо. [ 29 ]
Хенли полагала, что рисование было для нее способом поделиться своим эмоциональным состоянием. [ 52 ] Дэвид Паризер связал эту способность с отказом или неспособностью Нади концептуализировать то, что она рисовала. [ 3 ] Тони Чарман и Саймон Барон-Коэн исследовали, способны ли все дети-аутисты освоить реалистичное рисование без фазы интеллектуализации, но это было не так. [ 49 ]
Американский археолог Николас Хамфри сравнил свои детские рисунки с наскальными рисунками , особенно с наскальными рисунками в пещере Шове , отметив, что его современники имели естественную склонность думать, что доисторический человек обладал таким же умственным мышлением, как и они сами. [ 53 ] Он предположил, что атипичное психическое функционирование без языка могло быть предпосылкой для создания такого рода представлений. [ 53 ]
Рисунки Нади также сравнивали с рисунками Леонардо да Винчи . [ 54 ] Feliks Topolski , [ 45 ] и другие аутичные люди, которых называют учеными, такие как Стивен Уилтшир . [ 55 ] Была подчеркнута глубина взгляда ее творений, с глазами, «отражающими душу». [ 11 ] как и ее огромная оптическая чувствительность к деталям. [ 38 ]
Причины потери навыков
[ редактировать ]Точная причина, по которой Надя «потеряла» свои артистические способности, остается открытой для множества интерпретаций. [ 31 ] Большую часть своих навыков она приобрела в возрасте от трех с половиной до шести лет, ее рисунки в девять лет не имели технических качеств, превосходящих ее шестилетние, с потерей «юношеской виртуозности». [ 44 ]
Американский преподаватель арт-терапии Дэвид Хенли проанализировал это как случай «регрессии в савантский аутизм ». [ 14 ] Эта «регрессия» считается загадочной и сенсационной. [ 14 ] Хенли предположил, что на Надю могла повлиять смерть матери. [ 56 ] что произошло, когда ей было 8 [ 31 ] или 9 [ 30 ] лет. Лорна Селфе опровергла эту теорию, отметив, что качество рисунков уже заранее ухудшилось. [ 30 ]
Она предположила, что отсутствие языка позволило Наде развивать и поддерживать форму визуальных мысленных образов, служащих средством общения и представления мира. [ 21 ] Дэвид Паризер отметил, что снижение ее навыков рисования примерно в возрасте девяти лет сопровождалось изучением ею элементов языка и социальных навыков. [ 44 ] В литературе преобладает теория, согласно которой поведенческое вмешательство, направленное, среди прочего, на подавление повторяющегося поведения и ограничения интересов Нади, в то же время уничтожило ее качества концентрации и сосредоточенности, необходимые для рисования. [ 7 ] В комментарии к книге 1977 года, содержащей ее рисунки, журналист New York Review of Books Н. Деннис резко критиковал психиатров, психологов и социальных работников, окружавших Надю, считая, что они «уничтожили» ее художественный гений. [ 57 ] Он провел параллель между увечьем кастратов , чтобы сохранить их вокальный талант, и попыткой Нади принудительной « нормализации ». [ 57 ]
Дарольд Трефферт не согласился с теорией о том, что обучение и овладение языком приводят к потере «ученых» навыков у аутичных людей, приводя менее громкие контрпримеры. [ 50 ] Доктор Фил Кристи также выступил против того, что он назвал «опасно романтической идеей». [ 58 ]
Потомство
[ редактировать ]Надя Чомин вызвала большой интерес в области психиатрии , как один из немногих известных случаев «аутистического ученого» от младенчества до взрослой жизни. [ 5 ] Дарольд Трефферт отметил, что она была одной из очень немногих женщин, которых называли «учеными-аутистами». [ 59 ] Ее достижения вдохновили публикации, направленные на характеристику аутистического рисования: К. Парк определила в качестве общих характеристик первоначальное отсутствие интереса к цвету, предпочтение стереотипных и производных предметов, использование рисования линий, необычную способность к работе с памятью и способность передать то, что воспринимается строго зрением. [ 60 ]
Ее рисунки сейчас хранятся в Королевском архиве и музее Бетлема в Бекенхэме . [ 5 ] которому принадлежит около 200 из них [ 61 ] и управляет их лицензированием. [ 62 ] Их считают аутсайдерским искусством .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Парк (1978) , с. 458
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Селфе (2012) , с. 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж Паризер (1981) , с. 20
- ^ Jump up to: а б с д Голомб, Клэр (2004). Л. Эрльбаум Ассошиэйтс (ред.). Создание ребенком живописного мира . п. 262. ИСБН 1-4106-0925-1 . OCLC 53482696 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Селфе, Лорна (9 декабря 2015 г.). Гардиан (ред.). « Некролог Нади Чомин » . TheGuardian.com . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Парк (1978) , с. 459
- ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 45
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Селфе (2012) , с. 20
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хенли (1989) , с. 46
- ^ Jump up to: а б Парк (1978) , с. 460
- ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 52
- ^ Jump up to: а б с д и Селфе (2012) , с. 22
- ^ Jump up to: а б с д и Селфе (2012) , с. 23
- ^ Jump up to: а б с д и Хенли (1989) , с. 43
- ^ Селфе (1977e) , с. 7
- ^ Jump up to: а б Селфе (2012) , с. 24
- ^ Jump up to: а б с Селфе (2012) , с. 27
- ^ Jump up to: а б Селфе (2012) , с. 28
- ^ Селфе (1977d) , с. 124
- ^ Jump up to: а б с Парк (1978) , стр. 464–465.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Селфе (1977b) , стр. 31–48.
- ^ Селфе (1977c) , с. 21
- ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 44
- ^ Селфе (2012) , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с д Селфе (2012) , с. 30
- ^ Jump up to: а б с Паризер (1981) , с. 26
- ^ Седжвик, Фред (2013). Тейлор и Фрэнсис (ред.). Обеспечение обучения детей посредством рисования . Рутледж. п. 99. ИСБН 978-1-134-14198-2 . OCLC 862049477 .
- ^ Селфе (2012) , с. 32-33
- ^ Jump up to: а б Парк (1978) , с. 457
- ^ Jump up to: а б с д и Селфе (2012) , с. 34
- ^ Jump up to: а б с д Хенли, Дэвид Р. (2017). Творческие мероприятия для детей с расстройствами спектра: терапевтические и образовательные мемуары . Рутледж. ISBN 978-1-134-87474-3 . OCLC 1005843020 .
- ^ Хенли (1989) , с. 55
- ^ Хенли (1989) , с. 47
- ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 48
- ^ Jump up to: а б Хенли (1989) , с. 49
- ^ Хенли (1989) , с. 50
- ^ Хенли (1989) , с. 51
- ^ Jump up to: а б с д и Паризер (1981) , с. 23
- ^ Парк (1978) , с. 463
- ^ Парк (1978) , с. 464
- ^ Милбрат, Констанс; Сигел, Брина (1996). « Перспективный взгляд на рисунки талантливого ребенка-аутиста » . Исследования визуальных искусств . 22 (2): 56–75. JSTOR 20715882 .
- ^ Кокс, Морин В. (2004). Издательство Кембриджского университета (ред.). Живописный мир ребенка . Издательство Кембриджского университета. п. 194. ИСБН 978-0-521-82500-9 . OCLC 60794228 .
- ^ Паризер (1981) , с. 24
- ^ Jump up to: а б с д и Паризер (1981) , с. 22
- ^ Jump up to: а б с д Паризер (1981) , с. 21
- ^ Парк (1978) , с. 467-468
- ^ Селфе (2012) , с. 26
- ^ Селфе (1977f) , с. 127
- ^ Jump up to: а б Чарман, Тони; Барон-Коэн, Саймон (июнь 1993 г.). « Развитие рисования при аутизме: переход от интеллектуального к визуальному реализму » . Британский журнал психологии развития . 11 (2): 171–185. дои : 10.1111/j.2044-835x.1993.tb00596.x . ISSN 0261-510X .
- ^ Jump up to: а б Трефферт (2010) , стр. 26–27
- ^ Паризер (1981) , с. 25
- ^ Хенли (1989) , с. 53
- ^ Jump up to: а б Хамфри, Николас (октябрь 1998 г.). « Пещерное искусство, аутизм и эволюция человеческого разума » . Кембриджский археологический журнал . 8 (2): 165–191. дои : 10.1017/S0959774300001827 . ISSN 1474-0540 . S2CID 5377414 .
- ^ Брукс Платт, Кэрол (2015). Эндрюс Великобритания (ред.). В здравом уме: жизнь и совместные практики поэтических гениев . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 978-1-84540-838-1 . ОСЛК 941700318 .
- ^ Киндлер, Анна (1997). Национальная ассоциация художественного образования (ред.). Развитие ребенка в искусстве . Национальная ассоциация художественного образования. ISBN 0-937652-77-6 . ОСЛК 37815960 .
- ^ Хенли (1989) , с. 54
- ^ Jump up to: а б Деннис, Н. (4 мая 1978 г.). « Портрет художника ». Нью-Йоркское обозрение книг (25): 8–15.
- ^ Файнштейн, Адам (2011). Джон Уайли и сыновья (ред.). История аутизма: беседы с пионерами . Джон Уайли и сыновья. п. 92. ИСБН 978-1-4443-5167-5 . OCLC 897591678 .
- ^ Трефферт, Дарольд (2005). « Синдром Саванта при аутистическом расстройстве ». В издательстве Nova (ред.). Последние достижения в исследованиях аутизма . Издательство Нова. п. 36. ISBN 1594544972 .
- ^ Парк (1978) , с. 470
- ^ « В кадре за январь 2013: Надя Чомин » . Бетлемский музей разума . 3 января 2013 г.
- ^ « Надя Чомин – Галерея » . Бетлемский музей разума . Проверено 3 мая 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хенли, Дэвид Р. (1 июля 1989 г.). « Возвращение к Наде: исследование природы регрессии при синдроме аутистического саванта » . Арт-терапия . 6 (2): 43–56. дои : 10.1080/07421656.1989.10758866 . ISSN 0742-1656 .
- Паризер, Дэвид (1981). « Рисунки Нади: теории о феноменальных способностях ребенка-аутиста » . Исследования в области художественного образования . 22 (2): 20–31. дои : 10.2307/1319831 . JSTOR 1319831 .
- Парк, К. (1978). « Рецензия на книгу Нади » . Журнал аутизма и детской шизофрении . 8 (4): 457–472. дои : 10.1007/BF01538050 . S2CID 198201413 .
- Пейн, Шейла (1981). Шестеро детей рисуют . Сан-Диего: Академическая пресса . ISBN 0-12-543950-4 .
- Селфе, Лорна (21 ноября 1977a). Надя: Случай выдающихся способностей к рисованию у ребенка-аутиста . Академическая пресса. ISBN 0-12-635750-1 .
- Селфе, Лорна (1977b). «Особый случай ребенка-аутиста с исключительными способностями к рисованию» . У Джорджа Баттерворта (ред.). Представление ребенка о мире . Бостон, Массачусетс: Спрингер. стр. 31–48. дои : 10.1007/978-1-4684-2349-5_2 . ISBN 978-1-4684-2351-8 .
- Селфе, Лорна (2012). Психологическая пресса (ред.). Возвращение к Наде: продольное исследование ученого-аутиста . Психология Пресс. ISBN 978-1-136-78932-8 .
- Трефферт, Дарольд А. (2010). Кингсли, Джессика (ред.). Острова гения: богатый разум аутиста, приобретенного и неожиданного ученого . Издательство Джессики Кингсли. ISBN 978-0-85700-318-8 . OCLC 699506917 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Рисунок всадника Нади Чомин, 5 лет» .
- « Надя Чомин – Галерея » . Бетлемский музей разума .