Jump to content

синдром Саванта

(Перенаправлено с «Ученый-аутист» )

синдром Саванта
Другие имена Аутист-ученый, синдром саванта (исторический) [1]
Ким Пик , ученый, вдохновивший главного героя фильма « Человек дождя».
Специальность Психиатрия , неврология
Симптомы Общая умственная отсталость с определенными способностями, значительно превышающими средний уровень [1] [2]
Типы Врожденный , приобретенный [3]
Причины Расстройства нервного развития, такие как расстройства аутистического спектра , черепно-мозговая травма. [1]
Частота ~1 на миллион человек [4]

Саванта (/ˈsævənt, sæˈvɑːnt/ SAV-ənt, sə-VAHNTСиндром В США также / s ə ˈ v ɑː n t / sav- AHNT ) — явление, когда кто-то демонстрирует исключительные способности в одной области, например, в искусстве или математике, несмотря на значительные социальные или интеллектуальные нарушения. [1]

Люди с этим заболеванием обычно имеют нарушения нервного развития , такие как аутизм , или пережили черепно-мозговую травму . [1] Около половины случаев связаны с аутизмом, и таких людей можно назвать аутичными учеными. [ фр ] . [1] Другая половина часто страдает той или иной формой повреждения или заболевания центральной нервной системы . [1] Хотя это состояние обычно становится очевидным в детстве, некоторые случаи развиваются в более позднем возрасте. [1] (DSM-5), оно не признано психическим расстройством В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, пятое издание или реструктуризацией частей мозга , поскольку оно связано с исцелением . [5]

По оценкам, синдром Саванта поражает примерно одного человека на миллион. [4] Это заболевание поражает больше мужчин, чем женщин, в соотношении 6:1. [1] Первое медицинское описание этого состояния было сделано в 1783 году. [1] По оценкам, от 0,5% до 10% людей с аутизмом обладают той или иной формой научных способностей. [1] [6] [7] По оценкам, в настоящее время насчитывается менее сотни выдающихся ученых, обладающих настолько выдающимися навыками, что их можно было бы считать впечатляющими даже для здорового человека. [1]

Признаки и симптомы

[ редактировать ]
Венеция британского художника Стивена Уилтшира

Навыки саванта обычно обнаруживаются в одной или нескольких из пяти основных областей: искусство, память, арифметика, музыкальные способности и пространственные навыки . [1] Наиболее распространенными видами савантов являются календарные саванты, [8] [9] «человеческие календари», которые могут рассчитать день недели быстро и точно для любой заданной даты или вызвать личные воспоминания о любой заданной дате . Развитая память — ключевая «суперсила» способностей саванта. [8]

Календарные ученые

[ редактировать ]

А календарный ученый (или Calendar Savant ) — это тот, кто, несмотря на наличие умственной отсталости , может назвать день недели определенной даты или наоборот в ограниченном диапазоне десятилетий или определенных тысячелетий. [9] [10] Редкость человеческих календарных калькуляторов, возможно, связана с отсутствием мотивации к развитию таких навыков среди населения в целом, хотя математики разработали формулы, которые позволяют им получить аналогичные навыки. [10] С другой стороны, календарные ученые, возможно, не склонны инвестировать в социально привлекательные навыки. [11]

Механизм

[ редактировать ]

Психологический

[ редактировать ]

Ни одна широко принятая когнитивная теория не объясняет сочетание таланта и недостатков у ученых. [12] Было высказано предположение, что люди с аутизмом склонны к обработке информации, ориентированной на детали, и что этот когнитивный стиль предрасполагает людей с аутизмом или без него к выдающимся талантам. [13] Другая гипотеза состоит в том, что ученые гиперсистематизируют, тем самым создавая впечатление таланта. Гиперсистематизация — это крайнее состояние теории сопереживания-систематизации , которая классифицирует людей на основе их навыков сопереживания другим и систематизации фактов о внешнем мире . [14] Кроме того, внимание ученых к деталям является следствием усиленного восприятия или сенсорной гиперчувствительности этих уникальных личностей. [14] [15] Также была выдвинута гипотеза, что некоторые ученые действуют, используя прямой доступ к глубокой, нефильтрованной информации, которая существует во всех человеческих мозгах и обычно не доступна сознательному пониманию. [16]

Неврологический

[ редактировать ]

В некоторых случаях синдром Саванта может возникнуть после тяжелой травмы головы левой передней височной доли . [1] Синдром Саванта был искусственно воспроизведен с помощью низкочастотной транскраниальной магнитной стимуляции, чтобы временно отключить эту область мозга. [17]

Эпидемиология

[ редактировать ]

Не существует объективно точных статистических данных о том, сколько людей обладают научными навыками. Оценки варьируются от «чрезвычайно редко». [18] каждый десятый человек с аутизмом обладает в той или иной степени научными навыками. [1] Британское исследование 2009 года среди 137 родителей детей-аутистов показало, что 28% считают, что их дети соответствуют критериям умственных способностей, определяемых как навыки или способности «на уровне, который был бы необычен даже для «нормальных» людей». [19] Сообщалось о 50 случаях внезапного или приобретенного синдрома Саванта. [20] [21]

Число мужчин с диагнозом синдрома Саванта превышает число женщин примерно в 6:1 (в Финляндии ). [22] немного выше, чем неравенство в соотношении полов при расстройствах аутистического спектра, составляющее 4,3:1. [23]

Термин «идиот-ученый» ( по-французски «ученый идиот») впервые был использован для описания этого состояния в 1887 году. [24] , Джон Лэнгдон Даун известный своим описанием синдрома Дауна . Даун описал примерно десять известных ему случаев юности с необычными умственными способностями, такими как «вербальная адгезия» (например, запоминание однажды прочитанных книг), фотографическая память для художественного рисования, построения моделей или музыки, автобиографическая память, арифметические и календарные вычисления и всегда зная текущее время с точностью до минуты. Даун отметил, что все они были мужчинами, ни у кого из семей не было подобных талантов, и что исключительная память обычно ассоциировалась с «очень большим недостатком мыслительного процесса».

Термин «ученый-идиот» позже был назван неправильным, поскольку не все зарегистрированные случаи соответствуют определению идиота, первоначально использовавшемуся для человека с очень тяжелой умственной отсталостью . Термин аутичный ученый [ фр ] также использовался в качестве описания расстройства. Как и «идиот-ученый» , этот термин стал считаться неправильным, потому что только половина из тех, у кого был диагностирован синдром саванта, были аутистами. После осознания необходимости точности диагноза и уважения к личности термин « синдром саванта» стал широко распространенной терминологией. [1] [18]

Общество и культура

[ редактировать ]

Известные случаи

[ редактировать ]

Приобретенные случаи

[ редактировать ]

Вымышленные дела

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Трефферт Д.А. (май 2009 г.). «Синдром саванта: необычное состояние. Краткое содержание: прошлое, настоящее, будущее» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1351–7. дои : 10.1098/rstb.2008.0326 . ПМЦ   2677584 . ПМИД   19528017 .
  2. ^ Миллер Л.К. (январь 1999 г.). «Синдром саванта: интеллектуальные нарушения и исключительные навыки». Психологический вестник . 125 (1): 31–46. дои : 10.1037/0033-2909.125.1.31 . ПМИД   9990844 .
  3. ^ Хьюз-младший (2012). «Синдром Саванта и его возможная связь с эпилепсией». Нейродегенеративные заболевания . Достижения экспериментальной медицины и биологии. Том. 724. стр. 332–43. дои : 10.1007/978-1-4614-0653-2_25 . ISBN  978-1-4614-0652-5 . ПМИД   22411254 .
  4. ^ Jump up to: а б Хилтенстам, Кеннет (2016). Продвинутое знание и исключительные способности во втором языке . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 258. ИСБН  9781614515173 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
  5. ^ Сперри, Лен (2015). Психическое здоровье и психические расстройства: Энциклопедия состояний, методов лечения и благополучия [3 тома]: Энциклопедия состояний, методов лечения и благополучия . АВС-КЛИО. п. 969. ИСБН  9781440803833 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
  6. ^ Трефферт Д.А. «Ученый-аутист» . Медицинское общество штата Висконсин . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2014 г.
  7. ^ «Статистика синдрома Саванта» . Финансирование медицинских исследований . 12 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. . Проверено 24 июля 2014 г.
  8. ^ Jump up to: а б Саловийта Т., Руусила Л., Руусила У. (август 2000 г.). «Распространенность синдрома Саванта в Финляндии». Перцептивные и моторные навыки . 91 (1): 120–2. дои : 10.2466/pms.2000.91.1.120 . ПМИД   11011882 . S2CID   20306664 .
  9. ^ Jump up to: а б Кеннеди Д.П., Сквайр Л.Р. (август 2007 г.). «Анализ работы календаря у двух аутистов-календаристов» . Обучение и память . 14 (8): 533–8. дои : 10.1101/lm.653607 . ЧВК   1951792 . ПМИД   17686947 .
  10. ^ Jump up to: а б Коуэн, Ричард; Карни, Дэниел П.Дж. (июнь 2006 г.). «Календарные ученые: исключительность и практика» . Познание . 100 (2): В1–В9. дои : 10.1016/j.cognition.2005.08.001 . ПМИД   16157326 . S2CID   34912923 . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 24 августа 2021 г.
  11. ^ Коуэн Р., Фрит С. (май 2009 г.). «Используют ли ученые-календарики расчеты, чтобы ответить на вопросы о дате? Исследование функциональной магнитно-резонансной томографии» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1417–24. дои : 10.1098/rstb.2008.0323 . ПМЦ   2677581 . ПМИД   19528025 .
  12. ^ Принг, Линда (2005). «Ученый талант» . Медицина развития и детская неврология . 47 (7): 500–503. дои : 10.1111/j.1469-8749.2005.tb01180.x . ПМИД   15991873 .
  13. ^ Хаппе Ф., Виталь П. (май 2009 г.). «Какие аспекты аутизма предрасполагают к таланту?» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522). Экономист: 1369–75. дои : 10.1098/rstb.2008.0332 . ПМЦ   2677590 . ПМИД   19528019 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
  14. ^ Jump up to: а б Барон-Коэн С., Эшвин Э., Эшвин С., Тавассоли Т., Чакрабарти Б. (май 2009 г.). «Талант при аутизме: гиперсистематизация, гипервнимание к деталям и сенсорная гиперчувствительность» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1377–83. дои : 10.1098/rstb.2008.0337 . ПМЦ   2677592 . ПМИД   19528020 .
  15. ^ Моттрон Л., Доусон М., Сульер I (май 2009 г.). «Улучшенное восприятие при синдроме саванта: закономерности, структура и креативность» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1385–91. дои : 10.1098/rstb.2008.0333 . ПМЦ   2677591 . ПМИД   19528021 .
  16. ^ Снайдер А. (май 2009 г.). «Объяснение и стимулирование навыков саванта: привилегированный доступ к менее обработанной информации более низкого уровня» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522). Экономист: 1399–405. дои : 10.1098/rstb.2008.0290 . ПМЦ   2677578 . ПМИД   19528023 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
  17. ^ Снайдер А. (май 2009 г.). «Объяснение и стимулирование научных навыков: привилегированный доступ к менее обработанной информации более низкого уровня» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1399–405. дои : 10.1098/rstb.2008.0290 . ПМЦ   2677578 . ПМИД   19528023 .
  18. ^ Jump up to: а б Хайлз, Дэйв (2001). «Синдром Саванта» . Университет Де Монфор. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
  19. ^ Хаулин П., Гуд С., Хаттон Дж., Раттер М. (май 2009 г.). «Навыки ученых при аутизме: психометрические подходы и отчеты родителей» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522). Экономист: 1359–67. дои : 10.1098/rstb.2008.0328 . ПМЦ   2677586 . ПМИД   19528018 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
  20. ^ Янт-Кинни М. (20 августа 2012 г.). «Художник рождается после автокатастрофы» . Спрашивающий . Филадельфия. Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
  21. ^ « Несчастный случай на лыжах подарил мне развитые умственные способности»: женщина из США рассказывает свою необыкновенную историю» . Дейли Телеграф . 17 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. . Проверено 5 апреля 2018 г.
  22. ^ Трефферт, Дарольд. Визуальный праздник. Архивировано 25 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Ньюшаффер С.Дж., Кроен Л.А., Дэниэлс Дж., Джарелли Э., Гретер Дж.К., Леви С.Е., Манделл Д.С., Миллер Л.А., Пинто-Мартин Дж., Ривен Дж., Рейнольдс А.М., Райс CE, Шендел Д., Виндхэм Г.К. (2007). «Эпидемиология расстройств аутистического спектра» . Ежегодный обзор общественного здравоохранения . 28 : 235–58. doi : 10.1146/annurev.publhealth.28.021406.144007 . ПМИД   17367287 .
  24. ^ лекция 3 книги «О некоторых психических заболеваниях в детстве и юности» , Даун, 1887 г.
  25. ^ Макгоуэн, Кэт (13 марта 2013 г.). «Исследование мозга Темпл Грандин» . Откройте для себя журнал . Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 года . Проверено 20 июня 2018 г.
  26. ^ Бэдкок, Кристофер (2009). Импринтированный мозг: как гены устанавливают баланс между аутизмом и психозом . Лондон: Джессика Кингсли. п. 29. ISBN  9781849050234 . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
  27. ^ Лофтис, Соня Фриман (6 декабря 2014 г.). «Детектив-аутист: Шерлок Холмс и его наследие» . Ежеквартальные исследования инвалидности . 34 (4). дои : 10.18061/dsq.v34i4.3728 . ISSN   2159-8371 .
  28. ^ «Гуд Уилл Хантинг: «Не заражайте его идеей, что быть неудачником – это нормально, потому что это не так». Как Гуд Уилл Хантинг исследует успех, страх неудачи и удовлетворение жизнью. | Практика адаптации – Сидней» . www.adaptabilitypractice.com.au . Проверено 16 июня 2024 г.
  29. ^ «Шелдон Купер. Пример из практики» . A – это идея, а не аутизм . 11 мая 2018 года . Проверено 16 июня 2024 г.
  30. ^ Дэвидсон, Дилан. « Обзор «Ферзевого гамбита»: борьба ученого» . Опыт . Проверено 16 июня 2024 г.
  31. ^ Пелуси, Нандо (29 января 2009 г.). «Психолог Пелуси анализирует Хауса» . Разнообразие . Проверено 16 июня 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37f2c7e0b05ee6feab7a6170b5c48241__1721497380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/41/37f2c7e0b05ee6feab7a6170b5c48241.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Savant syndrome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)