синдром Саванта
синдром Саванта | |
---|---|
Другие имена | Аутист-ученый, синдром саванта (исторический) [1] |
Ким Пик , ученый, вдохновивший главного героя фильма « Человек дождя». | |
Специальность | Психиатрия , неврология |
Симптомы | Общая умственная отсталость с определенными способностями, значительно превышающими средний уровень [1] [2] |
Типы | Врожденный , приобретенный [3] |
Причины | Расстройства нервного развития, такие как расстройства аутистического спектра , черепно-мозговая травма. [1] |
Частота | ~1 на миллион человек [4] |
Саванта (/ˈsævənt, sæˈvɑːnt/ SAV-ənt, sə-VAHNTСиндром В США также / s ə ˈ v ɑː n t / sav- AHNT ) — явление, когда кто-то демонстрирует исключительные способности в одной области, например, в искусстве или математике, несмотря на значительные социальные или интеллектуальные нарушения. [1]
Люди с этим заболеванием обычно имеют нарушения нервного развития , такие как аутизм , или пережили черепно-мозговую травму . [1] Около половины случаев связаны с аутизмом, и таких людей можно назвать аутичными учеными. [ фр ] . [1] Другая половина часто страдает той или иной формой повреждения или заболевания центральной нервной системы . [1] Хотя это состояние обычно становится очевидным в детстве, некоторые случаи развиваются в более позднем возрасте. [1] (DSM-5), оно не признано психическим расстройством В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, пятое издание или реструктуризацией частей мозга , поскольку оно связано с исцелением . [5]
По оценкам, синдром Саванта поражает примерно одного человека на миллион. [4] Это заболевание поражает больше мужчин, чем женщин, в соотношении 6:1. [1] Первое медицинское описание этого состояния было сделано в 1783 году. [1] По оценкам, от 0,5% до 10% людей с аутизмом обладают той или иной формой научных способностей. [1] [6] [7] По оценкам, в настоящее время насчитывается менее сотни выдающихся ученых, обладающих настолько выдающимися навыками, что их можно было бы считать впечатляющими даже для здорового человека. [1]
Признаки и симптомы
[ редактировать ]Навыки саванта обычно обнаруживаются в одной или нескольких из пяти основных областей: искусство, память, арифметика, музыкальные способности и пространственные навыки . [1] Наиболее распространенными видами савантов являются календарные саванты, [8] [9] «человеческие календари», которые могут рассчитать день недели быстро и точно для любой заданной даты или вызвать личные воспоминания о любой заданной дате . Развитая память — ключевая «суперсила» способностей саванта. [8]
Календарные ученые
[ редактировать ]А календарный ученый (или Calendar Savant ) — это тот, кто, несмотря на наличие умственной отсталости , может назвать день недели определенной даты или наоборот в ограниченном диапазоне десятилетий или определенных тысячелетий. [9] [10] Редкость человеческих календарных калькуляторов, возможно, связана с отсутствием мотивации к развитию таких навыков среди населения в целом, хотя математики разработали формулы, которые позволяют им получить аналогичные навыки. [10] С другой стороны, календарные ученые, возможно, не склонны инвестировать в социально привлекательные навыки. [11]
Механизм
[ редактировать ]Психологический
[ редактировать ]Ни одна широко принятая когнитивная теория не объясняет сочетание таланта и недостатков у ученых. [12] Было высказано предположение, что люди с аутизмом склонны к обработке информации, ориентированной на детали, и что этот когнитивный стиль предрасполагает людей с аутизмом или без него к выдающимся талантам. [13] Другая гипотеза состоит в том, что ученые гиперсистематизируют, тем самым создавая впечатление таланта. Гиперсистематизация — это крайнее состояние теории сопереживания-систематизации , которая классифицирует людей на основе их навыков сопереживания другим и систематизации фактов о внешнем мире . [14] Кроме того, внимание ученых к деталям является следствием усиленного восприятия или сенсорной гиперчувствительности этих уникальных личностей. [14] [15] Также была выдвинута гипотеза, что некоторые ученые действуют, используя прямой доступ к глубокой, нефильтрованной информации, которая существует во всех человеческих мозгах и обычно не доступна сознательному пониманию. [16]
Неврологический
[ редактировать ]В некоторых случаях синдром Саванта может возникнуть после тяжелой травмы головы левой передней височной доли . [1] Синдром Саванта был искусственно воспроизведен с помощью низкочастотной транскраниальной магнитной стимуляции, чтобы временно отключить эту область мозга. [17]
Эпидемиология
[ редактировать ]Не существует объективно точных статистических данных о том, сколько людей обладают научными навыками. Оценки варьируются от «чрезвычайно редко». [18] каждый десятый человек с аутизмом обладает в той или иной степени научными навыками. [1] Британское исследование 2009 года среди 137 родителей детей-аутистов показало, что 28% считают, что их дети соответствуют критериям умственных способностей, определяемых как навыки или способности «на уровне, который был бы необычен даже для «нормальных» людей». [19] Сообщалось о 50 случаях внезапного или приобретенного синдрома Саванта. [20] [21]
Число мужчин с диагнозом синдрома Саванта превышает число женщин примерно в 6:1 (в Финляндии ). [22] немного выше, чем неравенство в соотношении полов при расстройствах аутистического спектра, составляющее 4,3:1. [23]
История
[ редактировать ]Термин «идиот-ученый» ( по-французски «ученый идиот») впервые был использован для описания этого состояния в 1887 году. [24] , Джон Лэнгдон Даун известный своим описанием синдрома Дауна . Даун описал примерно десять известных ему случаев юности с необычными умственными способностями, такими как «вербальная адгезия» (например, запоминание однажды прочитанных книг), фотографическая память для художественного рисования, построения моделей или музыки, автобиографическая память, арифметические и календарные вычисления и всегда зная текущее время с точностью до минуты. Даун отметил, что все они были мужчинами, ни у кого из семей не было подобных талантов, и что исключительная память обычно ассоциировалась с «очень большим недостатком мыслительного процесса».
Термин «ученый-идиот» позже был назван неправильным, поскольку не все зарегистрированные случаи соответствуют определению идиота, первоначально использовавшемуся для человека с очень тяжелой умственной отсталостью . Термин аутичный ученый [ фр ] также использовался в качестве описания расстройства. Как и «идиот-ученый» , этот термин стал считаться неправильным, потому что только половина из тех, у кого был диагностирован синдром саванта, были аутистами. После осознания необходимости точности диагноза и уважения к личности термин « синдром саванта» стал широко распространенной терминологией. [1] [18]
Общество и культура
[ редактировать ]Известные случаи
[ редактировать ]- Дэниел Таммет , британский писатель и полиглот.
- Дерек Паравичини , британский слепой музыкальный вундеркинд и пианист.
- Генриетт Сет Ф. , венгерский писатель и художник, страдающий аутизмом.
- Надя Чомин , британская художница-аутистка
- Ким Пик , американский «мегасавант»
- Лесли Лемке , американский музыкант
- Рекс Льюис-Клэк , американский пианист и музыкальный учёный.
- Мэтт Сэвидж , американский музыкант
- Стивен Уилтшир , британский художник-архитектор.
- Темпл Грандин , [25] Американский профессор зоотехники
- Том Виггинс , американский слепой пианист и композитор. [26]
- Томми МакХью , британский художник и поэт
- Коди Ли , победитель конкурса America's Got Talent 2019 (музыкант)
Приобретенные случаи
[ редактировать ]- Алонзо Клемонс , американский скульптор.
- Энтони Сикория , американский пианист и врач.
- Дерек Амато , американский композитор и пианист.
- Патрик Фагерберг , американский художник, изобретатель и бывший юрист.
- Орландо Серрелл , американский ученый
- Джейсон Пэджетт , американский ученый и художник.
Вымышленные дела
[ редактировать ]- Шон Мерфи , ученый-аутист, в американском медицинском драматическом телесериале 2017 года «Хороший доктор» .
- Рэймонд Бэббит , ученый-аутист в фильме 1988 года « Человек дождя» (по мотивам Ким Пик )
- Пак Ши-он , ученый-аутист из южнокорейской медицинской драмы 2013 года « Хороший доктор».
- Казань , ученый-аутист в фильме «Куб» 1997 года.
- Кадзуо Кирияма , главный антагонист японского романа 1999 года «Королевская битва».
- Чон Джэ Хи , ученый-аутист из южнокорейской психологической драмы 2021 года «Мышь».
- Патрик Объедков стал ученым в эпизоде американской медицинской драмы « Доктор Хаус» в 2007 году .
- У Ён У , ученый-аутист из южнокорейской юридической драмы 2022 года «Чрезвычайный прокурор Ву» .
- Масиро Сиина , ученый из аниме-сериала 2012 года «Любимая девочка Сакурасо» .
- Форрест Гамп — ученый из романа «Форрест Гамп» Уинстона Грума 1986 года .
- Шерлока Холмса Дедуктивные способности сэра Артура Конан Дойля неразрывно связаны с тем, что он является ученым-аутистом. в романах [27]
- Уилл Хантинг из фильма « Добрый Уилл Хантинг» — математический гений и учёный. [28]
- Шелдон Купер — ученый-аутист ( с синдромом Аспергера ) с эйдетической памятью и исключительными математическими способностями. [29]
- Элизабет Хармон из «Ферзевого гамбита» — учёный, интересующийся шахматами. [30]
- Доктор Хаус из House MD — ученый-медик. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Трефферт Д.А. (май 2009 г.). «Синдром саванта: необычное состояние. Краткое содержание: прошлое, настоящее, будущее» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1351–7. дои : 10.1098/rstb.2008.0326 . ПМЦ 2677584 . ПМИД 19528017 .
- ^ Миллер Л.К. (январь 1999 г.). «Синдром саванта: интеллектуальные нарушения и исключительные навыки». Психологический вестник . 125 (1): 31–46. дои : 10.1037/0033-2909.125.1.31 . ПМИД 9990844 .
- ^ Хьюз-младший (2012). «Синдром Саванта и его возможная связь с эпилепсией». Нейродегенеративные заболевания . Достижения экспериментальной медицины и биологии. Том. 724. стр. 332–43. дои : 10.1007/978-1-4614-0653-2_25 . ISBN 978-1-4614-0652-5 . ПМИД 22411254 .
- ^ Jump up to: а б Хилтенстам, Кеннет (2016). Продвинутое знание и исключительные способности во втором языке . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 258. ИСБН 9781614515173 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Сперри, Лен (2015). Психическое здоровье и психические расстройства: Энциклопедия состояний, методов лечения и благополучия [3 тома]: Энциклопедия состояний, методов лечения и благополучия . АВС-КЛИО. п. 969. ИСБН 9781440803833 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Трефферт Д.А. «Ученый-аутист» . Медицинское общество штата Висконсин . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ «Статистика синдрома Саванта» . Финансирование медицинских исследований . 12 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Саловийта Т., Руусила Л., Руусила У. (август 2000 г.). «Распространенность синдрома Саванта в Финляндии». Перцептивные и моторные навыки . 91 (1): 120–2. дои : 10.2466/pms.2000.91.1.120 . ПМИД 11011882 . S2CID 20306664 .
- ^ Jump up to: а б Кеннеди Д.П., Сквайр Л.Р. (август 2007 г.). «Анализ работы календаря у двух аутистов-календаристов» . Обучение и память . 14 (8): 533–8. дои : 10.1101/lm.653607 . ЧВК 1951792 . ПМИД 17686947 .
- ^ Jump up to: а б Коуэн, Ричард; Карни, Дэниел П.Дж. (июнь 2006 г.). «Календарные ученые: исключительность и практика» . Познание . 100 (2): В1–В9. дои : 10.1016/j.cognition.2005.08.001 . ПМИД 16157326 . S2CID 34912923 . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Коуэн Р., Фрит С. (май 2009 г.). «Используют ли ученые-календарики расчеты, чтобы ответить на вопросы о дате? Исследование функциональной магнитно-резонансной томографии» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1417–24. дои : 10.1098/rstb.2008.0323 . ПМЦ 2677581 . ПМИД 19528025 .
- ^ Принг, Линда (2005). «Ученый талант» . Медицина развития и детская неврология . 47 (7): 500–503. дои : 10.1111/j.1469-8749.2005.tb01180.x . ПМИД 15991873 .
- ^ Хаппе Ф., Виталь П. (май 2009 г.). «Какие аспекты аутизма предрасполагают к таланту?» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522). Экономист: 1369–75. дои : 10.1098/rstb.2008.0332 . ПМЦ 2677590 . ПМИД 19528019 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Барон-Коэн С., Эшвин Э., Эшвин С., Тавассоли Т., Чакрабарти Б. (май 2009 г.). «Талант при аутизме: гиперсистематизация, гипервнимание к деталям и сенсорная гиперчувствительность» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1377–83. дои : 10.1098/rstb.2008.0337 . ПМЦ 2677592 . ПМИД 19528020 .
- ^ Моттрон Л., Доусон М., Сульер I (май 2009 г.). «Улучшенное восприятие при синдроме саванта: закономерности, структура и креативность» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1385–91. дои : 10.1098/rstb.2008.0333 . ПМЦ 2677591 . ПМИД 19528021 .
- ^ Снайдер А. (май 2009 г.). «Объяснение и стимулирование навыков саванта: привилегированный доступ к менее обработанной информации более низкого уровня» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522). Экономист: 1399–405. дои : 10.1098/rstb.2008.0290 . ПМЦ 2677578 . ПМИД 19528023 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Снайдер А. (май 2009 г.). «Объяснение и стимулирование научных навыков: привилегированный доступ к менее обработанной информации более низкого уровня» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522): 1399–405. дои : 10.1098/rstb.2008.0290 . ПМЦ 2677578 . ПМИД 19528023 .
- ^ Jump up to: а б Хайлз, Дэйв (2001). «Синдром Саванта» . Университет Де Монфор. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Хаулин П., Гуд С., Хаттон Дж., Раттер М. (май 2009 г.). «Навыки ученых при аутизме: психометрические подходы и отчеты родителей» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 364 (1522). Экономист: 1359–67. дои : 10.1098/rstb.2008.0328 . ПМЦ 2677586 . ПМИД 19528018 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Янт-Кинни М. (20 августа 2012 г.). «Художник рождается после автокатастрофы» . Спрашивающий . Филадельфия. Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
- ^ « Несчастный случай на лыжах подарил мне развитые умственные способности»: женщина из США рассказывает свою необыкновенную историю» . Дейли Телеграф . 17 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ Трефферт, Дарольд. Визуальный праздник. Архивировано 25 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Ньюшаффер С.Дж., Кроен Л.А., Дэниэлс Дж., Джарелли Э., Гретер Дж.К., Леви С.Е., Манделл Д.С., Миллер Л.А., Пинто-Мартин Дж., Ривен Дж., Рейнольдс А.М., Райс CE, Шендел Д., Виндхэм Г.К. (2007). «Эпидемиология расстройств аутистического спектра» . Ежегодный обзор общественного здравоохранения . 28 : 235–58. doi : 10.1146/annurev.publhealth.28.021406.144007 . ПМИД 17367287 .
- ^ лекция 3 книги «О некоторых психических заболеваниях в детстве и юности» , Даун, 1887 г.
- ^ Макгоуэн, Кэт (13 марта 2013 г.). «Исследование мозга Темпл Грандин» . Откройте для себя журнал . Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 года . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Бэдкок, Кристофер (2009). Импринтированный мозг: как гены устанавливают баланс между аутизмом и психозом . Лондон: Джессика Кингсли. п. 29. ISBN 9781849050234 . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Лофтис, Соня Фриман (6 декабря 2014 г.). «Детектив-аутист: Шерлок Холмс и его наследие» . Ежеквартальные исследования инвалидности . 34 (4). дои : 10.18061/dsq.v34i4.3728 . ISSN 2159-8371 .
- ^ «Гуд Уилл Хантинг: «Не заражайте его идеей, что быть неудачником – это нормально, потому что это не так». Как Гуд Уилл Хантинг исследует успех, страх неудачи и удовлетворение жизнью. | Практика адаптации – Сидней» . www.adaptabilitypractice.com.au . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ «Шелдон Купер. Пример из практики» . A – это идея, а не аутизм . 11 мая 2018 года . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Дэвидсон, Дилан. « Обзор «Ферзевого гамбита»: борьба ученого» . Опыт . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Пелуси, Нандо (29 января 2009 г.). «Психолог Пелуси анализирует Хауса» . Разнообразие . Проверено 16 июня 2024 г.