Поздно говорящий
Поздно говорящий | |
---|---|
Другие имена | синдром Эйнштейна [1] |
Специальность | Психология развития |
Симптомы | Языковая задержка |
Факторы риска | Плохие языковые способности |
Уход | Языковые вмешательства: общая языковая стимуляция, целенаправленная языковая стимуляция, обучение в среде. |
Частота | Прибл. 13% двухлетних детей |
Поздно говорящий – это малыш, у которого наблюдается позднее развитие речи (LLE). [2] [3] которые также могут быть ранним или вторичным признаком расстройства аутистического спектра или других нарушений развития, таких как расстройство алкогольного спектра плода , синдром дефицита внимания с гиперактивностью , умственная отсталость , неспособность к обучению , расстройство социального общения или специфические речевые нарушения . [1] [4] [5] [6] Отсутствие развития речи, навыков понимания и проблемы с навыками грамотности представляют собой потенциальные риски по мере того, как люди поздно начинают говорить. [3] Перспективы для тех, кто поздно заговорил, с вмешательством или без него, в целом благоприятны. [7] Малыши имеют высокую вероятность догнать типичных малышей, если будут приняты ранние языковые вмешательства. [8] [2] Языковые вмешательства включают общую языковую стимуляцию, целенаправленную языковую стимуляцию и обучение в среде. [9] [10] [11] [12] [13] [14]
Логопеды — это специалисты, которые работают с поздно говорящими людьми и обеспечивают индивидуальную поддержку в соответствии с уникальными потребностями каждого ребенка. [9]
Развитие речи [ править ]
языка Ожидаемое появление
Малыши в возрасте 1–2 лет начинают использовать и понимать разные типы слов. Первоначально наиболее распространенными типами являются существительные , а со временем они переходят к другим типам слов, таким как глаголы и прилагательные . [15] Как только малыши произнесли свое первое слово, они начинают усваивать новые слова примерно по одному в неделю. [16] Слова связаны с вещами, окружающими малыша, такими как части тела, игрушки, одежда и т. д. Они часто используют одно слово для обозначения множества разных вещей; [15] например, они могут называть все виды транспорта «автомобилем».
Примерно к 15-месячному возрасту малыши знают в среднем шесть слов. [17] и начинают замечать и интересоваться вещами, которые находятся немного за пределами их окружения. [15] По достижении 18 месяцев они называют себя по имени и со временем начинают использовать местоимение I. [15] На этом этапе они также повторяют части предложений, которые слышат. [17] Когда малыши приближаются к двум годам, они начинают складывать два слова вместе. [15] Они начинают учиться употреблять слово «нет» и просят взрослых называть им названия людей и новых предметов. [17] В среднем двухлетний ребенок знает 50 слов. [17] а затем начинает учить новые слова примерно по одному в день. [16] С 2 до 3 лет их словарный запас быстро растет. [17] Ожидается, что в 30 месяцев они будут знать около 200 слов, а к 3 годам смогут участвовать в очень простых разговорах. [17]
говорящего Появление позднего языка
Позднее появление речи (LLE) происходит, когда малыши не производят или не понимают речь с ожидаемой для их возраста скоростью. [3] Около 13% двухлетних детей испытывают задержку развития речи. [18] Лица, поздно говорящие, отличаются от малышей с нарушениями и нарушениями речевого развития в том смысле, что их единственной характеристикой является ограниченный для их возраста выразительный словарный запас, в отличие от отсутствия рецептивных речевых или когнитивных способностей . [6] LLE может быть индикатором других видов расстройств или инвалидности. [19] Если поздно говорящие люди не догоняют типичных говорящих к 4 годам, у них могут возникнуть определенные речевые нарушения. [20] Экспрессивный языковой скрининг в возрасте от 18 до 35 месяцев помогает определить, является ли LLE «вторичным по отношению к расстройству аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениям слуха, задержке рецептивной речи или демографическому риску». [19]
По сравнению с типичными говорящими, 24-месячные дети, поздно говорящие, похоже, не испытывают проблем с глаголами и их образованием, которые являются важной частью грамматического развития ребенка. [20] Им сложнее справляться с существительными, чем обычным говорящим, и им трудно сочетать слова. [20] У тех, кто поздно говорит, показатели когнитивных функций и рецептивных языковых навыков ниже, чем у типичных говорящих. [21]
Признаки и симптомы [ править ]
Малыши рискуют начать поздно говорить, если:
- Они производили аномальное лепетание в возрасте от 9 до 21 месяца. [22] [3]
- К 15 месяцам они не произносят шесть и более слов. [17]
- К 18 месяцам они, похоже, не понимают больше слов, чем могут произнести. [17]
- В 18 месяцев они используют менее 20 слов и плохо знают разные типы слов. [8]
- В возрасте 24 месяцев они используют менее 50 слов и не объединяют слова из разных классов слов. [8] [2]
- После произнесения своего первого слова они демонстрируют отсутствие «сложных слоговых структур, меньший процент правильных согласных и меньший набор согласных и гласных ». [3]
- Они демонстрируют непонимание и настаивают на общении с помощью жестов . [3]
- В возрасте от 2 до 3 лет они используют короткие предложения с очень простой грамматикой. [3]
Диагностика [ править ]
LLE может быть признаком других типов языковых расстройств или умственной отсталости . [19] поэтому существует риск неправильно диагностировать ребенка как просто поздно заговорившего. Этот симптом может быть вторичным по отношению к проблемам с голосовым трактом или слухом, аутизму, пренебрежению или жестокому обращению. [19] Чтобы у малышей был диагностирован поздний разговор, им необходимо обратиться к врачу и логопеду. Врач проведет полное медицинское обследование [23] и логопед проведет полный осмотр и всестороннюю оценку. [3] Опрос по языковому развитию (LDS) — распространенный метод скрининга, используемый для детей ясельного возраста в возрасте 18–35 месяцев. [2] ребенка Это позволяет проверить, развиваются ли выразительный словарный запас и синтаксис стандартным образом. [2] LDS состоит из родителя или опекуна ребенка, который сообщает о языковом развитии ребенка в отношении словосочетаний. [24] Этот просмотр занимает в общей сложности 10 минут. [24] При этом также учитываются факторы риска, такие как демографические данные и история ребенка. [24] Этот тест в сочетании с другими формами оценки позволяет определить, поздно ли дети начинают говорить или же их задержка речи связана с другим типом языкового расстройства или умственной отсталостью. [23]
Виды оценки [ править ]
Оценки проводятся для определения речевых и языковых способностей ребенка. [25] Логопед работает с родителем или опекуном ребенка, чтобы выбрать наиболее подходящую оценку. [25]
Этнографическое интервью [ править ]
Этнографическое интервью, стиль оценки, состоит из бесед один на один между оценщиком и оцениваемым. [25] Это требует, чтобы эксперт задавал ребенку открытые вопросы, чтобы найти информацию об окружающей среде ребенка. [25] [26]
Языковая выборка [ править ]
Языковая выборка используется для получения случайных образцов языка ребенка во время игры, разговора или повествования. [25] Языковая выборка должна использоваться со стандартизированными оценками для сравнения и диагностики того, что ребенок поздно начинает говорить. [25]
Динамическая оценка [ править ]
Динамическая оценка включает в себя тестирование, обучение и повторное тестирование ребенка. [25] Во-первых, проверяются знания ребенка. Затем ребенка учат слову. Наконец, ребенка повторно проверяют, выучил ли он целевой язык. Этот тип оценки полезен для определения того, поздно ли ребенок начинает говорить или его задержка речи является фактором другого вида расстройства. [25]
оценки Стандартизированные
Нормативное испытание [ править ]
Тест на соответствие нормам состоит в сравнении и ранжировании результатов ребенка относительно других. [25] Это позволяет сравнивать результаты ребенка со статистическим стандартом. Ребенок рискует начать поздно говорить, если его результаты теста находятся на нижнем конце шкалы по сравнению с результатами других участников теста. [25]
Критериальный тест [ править ]
Тест , основанный на критериях, состоит в сравнении результатов ребенка с заранее установленным стандартом. [25] Оценки ребенка берутся и анализируются, чтобы определить, соответствуют ли они критериям типично развивающегося ребенка. Этот тест может проводиться формально или неофициально. [25]
Методы наблюдения [ править ]
Аналоговые задачи [ править ]
Аналоговые задания заключаются в том, что эксперт наблюдает за тем, как ребенок участвует в игре в постановочной среде, имитирующей реальную ситуацию. [25] Эксперт может принять во внимание поведение ребенка и его речевые способности и использовать их для диагностики ребенка. [25]
Натуралистическое наблюдение [ править ]
Натуралистическое наблюдение предполагает наблюдение за взаимодействием ребенка с другими людьми в тривиальной социальной среде. [25] Его часто используют с оценками, основанными на критериях, для диагностики ребенка. [25]
Систематическое наблюдение контекстуальный анализ и
Систематическое наблюдение и контекстуальный анализ заключаются в наблюдении за ребенком в различных контекстах. [25] За ребенком наблюдают во время выполнения задания, игры или взаимодействия с другими людьми. Затем делаются выводы о его языковой функции и выявляются проблемы, если они имеются. [25]
и оценка Культура
При выборе тестов и оценок для ребенка культура учитывается . Оценки, проводимые с ребенком, должны соответствовать его культурной среде. [25] Тесты нельзя переводить, так как это влияет на данные и может привести к тому, что ребенку будет поставлен неправильный диагноз. [25] Для детей, говорящих более чем на одном языке, оценки должны учитывать это. [3] Стандартизированного теста недостаточно для диагностики двуязычного ребенка . [3] Двуязычных детей необходимо оценивать с использованием комбинации этнографического интервью, языковой выборки, динамической оценки, стандартизированных тестов и методов наблюдения, чтобы точно диагностировать, что они поздно начинают говорить. [3]
Лечение [ править ]
Чем раньше будут приняты меры, чтобы помочь малышу преодолеть LLE, тем лучше результат. [8] Необходимы языковые вмешательства (с помощью логопедов), чтобы поздно говорящие в конечном итоге наверстывали упущенное. [3] Некоторые распространенные подходы — это мониторинг, а также косвенная и прямая языковая стимуляция. [9]
У тех, кто поздно говорит, возникают проблемы с изучением словарного запаса и фонологическим усвоением. [6] Нацеливание на словарный запас и увеличение словарного запаса одновременно улучшает их фонологическое развитие . [6]
При принятии решения о том, какой подход использовать в лечении малыша, следует учитывать культурные особенности. [9] Некоторые виды вмешательства могут работать для одних культур, но могут не работать и не подходить для других. [14]
Языковое вмешательство
С теми, кто поздно начинает говорить, можно бороться с помощью различных методов языкового вмешательства. [27] Чем раньше ребенку будет поставлен диагноз и начато лечение, тем лучше будут развиваться его языковые навыки в процессе взросления. [28]
Общая языковая стимуляция [ править ]
Общая языковая стимуляция предполагает предоставление ребенку среды, полной языковой стимуляции. [10] [11] Это включает в себя предоставление ребенку возможности участвовать в чтении книг, играх, приготовлении пищи и других повседневных занятиях, которые интересуют ребенка. [10] Ключ к этому вмешательству – следовать примеру опоздавшего говорящего. [10] Как только ребенок проявляет интерес к определенному объекту, родитель или опекун принимает участие в параллельном разговоре, то есть говорит об объекте, а не непосредственно моделирует слово. [10] ребенка Затем родитель или опекун должен повторить высказывание , независимо от того, насколько оно неправильное, и дополнить его смысловыми и грамматическими подробностями. [10]
языковая Целенаправленная стимуляция
Целенаправленная языковая стимуляция требует, чтобы у родителя или опекуна был список целевых слов, которые ребенок должен выучить и произнести. [10] [12] Среднее количество целевых слов — 10, но это количество варьируется от ребенка к ребенку. [14] [10] Родитель или опекун должен позволять ребенку как можно больше знакомиться с целевым языком. [10] Взрослый должен воспроизводить целевой язык в значимом и функциональном контексте, например, в форме предложения или вопроса. [12] Затем ребенку предлагается (а не указание) повторить заданное слово. [10] Если целевое слово создано неправильно, родительское слово следует за ним с помощью recast . [10] Как только ребенок выучит эти слова, взрослый заменяет их новыми, и процесс повторяется. [14]
Обучение среде [ править ]
Обучение в среде предполагает изменение окружающей среды ребенка, чтобы дать ему как можно больше возможностей говорить и произносить целевой язык. [10] [29] В этом методе вмешательства необходимо иметь набор языковых целей, которых ребенок должен достичь. [10] Неправильное воспроизведение целевого языка происходит из-за того, что взрослый моделирует слово, которое ребенок должен подражать. [10] [29] Правильное воспроизведение целевого языка следует за тем, как взрослый переделывает его. [10] [29]
и лечение Культура
Культурное разнообразие является важным фактором при выборе правильного типа вмешательства для ребенка. [30] Логопеды несут ответственность за выбор лечения, культурно приемлемого для ребенка и его семьи. [14] Такие методы лечения, как общая языковая стимуляция, целенаправленная языковая стимуляция и обучение в среде, разработаны таким образом, чтобы удовлетворить потребности большинства жителей Соединенных Штатов. [14] Эти методы адаптированы для удовлетворения потребностей представителей других культур в обществе, чтобы ребенок имел более высокий уровень успеха. [14]
Характер и контекст социальных взаимодействий наблюдаются при изменении стандартного лечения в соответствии с нормами культуры и происхождения ребенка. [14] Например, в некоторых культурах родители обычно не участвуют в играх со своим ребенком. [30] [14] Затем лечение адаптируется для других членов семьи (братьев и сестер, двоюродных братьев и сверстников) для проведения вмешательства. [14] Обычно такое лечение проводится в доме семьи. Во многих культурах это считается неприемлемым. [30] Методы лечения подобных ситуаций изменяются, и в качестве места для прохождения лечения рассматриваются такие варианты, как школы. [14]
Результаты [ править ]
Как только поздно говорящие дети поступают в детский сад , большинство из них начинают схватываться и демонстрировать языковые способности в пределах типичного диапазона говорящих. [20] [2] Те, кто поздно говорит, как правило, демонстрируют худшие языковые способности и находятся на нижней границе нормального диапазона, чем типичные говорящие. [20] По достижении подросткового возраста те, кто поздно говорит, демонстрируют значительно более низкие показатели по языковым показателям, чем типичные говорящие . [19] Около 50–70% детей, испытывающих LLE, достигают нормального языкового уровня к моменту поступления в школу. [31] Их шансы успешно наверстать упущенное уменьшаются, если к 3 годам задержка в речевом развитии все еще присутствует. [28] Это касается лишь 5–8% детей дошкольного возраста. [19]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Камарата, Стивен (1 октября 2014 г.). «Пять минут со Стивеном Камаратой» . МТИ Пресс . Архивировано из оригинала 01 декабря 2021 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Прелок П.А., Хатчинс Т.Л. (2018). «Понимание тех, кто поздно говорит». В Прелоке, Пенсильвания, Хатчинс Т.Л. (ред.). Клиническое руководство по оценке и лечению коммуникативных расстройств . Передовой опыт в области поведенческого здоровья детей и подростков. Международное издательство Спрингер. стр. 43–51. дои : 10.1007/978-3-319-93203-3_5 . ISBN 978-3-319-93203-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Позднее появление языка: обзор» . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Позднее появление языка: обзор» . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ Санчак К.Е., Томас Калифорния (декабрь 2016 г.). «Расстройство аутистического спектра: принципы первичной медицинской помощи» . Американский семейный врач . 94 (12): 972–979. ПМИД 28075089 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джироламетто Л., Пирс П.С., Вайцман Э. (апрель 1997 г.). «Влияние лексического вмешательства на фонологию поздно говорящих». Журнал исследований речи, языка и слуха . 40 (2): 338–48. дои : 10.1044/jslhr.4002.338 . ПМИД 9130202 .
- ^ Рапин I (февраль 2002 г.). «Легитимность сравнения хрупкого X с аутизмом под вопросом». Журнал аутизма и нарушений развития . 32 (1): 60–1. дои : 10.1023/А:1017956224167 . ПМИД 11916334 . S2CID 142779307 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лоури Л. (2012). «Как определить, что ваш ребенок поздно заговаривает, и что с этим делать» . www.hanen.org . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джироламетто Л., Уигс М., Смит Р., Вайцман Э., Пирс П.С. (ноябрь 2001 г.). «Дети с историей выразительной задержки словарного запаса». Американский журнал патологии речи и языка . 10 (4): 358–369. дои : 10.1044/1058-0360(2001/030) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Finestack L, Рескорла L, Дейл П. (2013). Те, кто поздно говорит: развитие речи, вмешательства и результаты . Балтимор. стр. 283–289. ISBN 978-1-59857-253-7 . OCLC 830646517 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Языковая стимуляция» . Правительство штата Виктория . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ледерер С.Х. (2002). «Подход целенаправленной языковой стимуляции: первый словарный запас для детей с особыми языковыми нарушениями». Юные исключительные дети . 6 (1): 10–17. дои : 10.1177/109625060200600102 . S2CID 145521879 .
- ^ Гилберт К. (01 октября 2008 г.). «Тренинг общения в среде для тех, кто поздно говорит». Перспективы изучения языков и образования . 15 (3): 112–118. дои : 10.1044/lle15.3.112 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Винг C, Конерт К., Фам Дж., Кордеро К.Н., Эберт К.Д., Кан П.Ф., Блейзер К. (2007). «Культурно соответствующее обращение с теми, кто поздно говорит» . Коммуникативные расстройства Ежеквартально . 29 (1): 20–27. дои : 10.1177/1525740108314862 . S2CID 145181719 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Развитие языка: 1-2 года» . Сеть «Воспитание детей» . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тамис-Лемонда К.С., Борнштейн М.Х., Кахана-Калман Р., Баумвелл Л., Сайферс Л. (октябрь 1998 г.). «Прогнозирование изменений в сроках языковых вех на втором году обучения: подход на основе истории событий». Журнал детского языка . 25 (3): 675–700. дои : 10.1017/S0305000998003572 . ПМИД 10095330 . S2CID 23145624 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Шарма А., Кокерил Х (2002). Мэри Шеридан от рождения до пяти лет. Развитие детей (Четвертое изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-83354-7 . OCLC 856623146 .
- ^ «Смешанные результаты для малышей, поздно говорящих» . ScienceDaily . 2008 год . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Рескорла Л (2013). «Поздно говорящие: существуют ли хорошие предсказатели исхода?». Обзоры исследований нарушений развития . 17 (2): 141–50. дои : 10.1002/ddrr.1108 . ПМИД 23362033 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пол Р., изд. (сентябрь 2017 г.). Языковые расстройства с точки зрения развития: очерки в честь Робина С. Чепмена (1-е изд.). Психология Пресс. дои : 10.4324/9781315092041 . ISBN 978-1-315-09204-1 .
- ^ Вейсмер С.Е., Мюррей-Бранч Дж., Миллер Дж.Ф. (август 1994 г.). «Проспективное продольное исследование языкового развития у тех, кто поздно говорит». Журнал исследований речи и слуха . 37 (4): 852–867. дои : 10.1044/jshr.3704.852 . ПМИД 7967571 .
- ^ Стул-Гаммон С (1989). «Предречевое и раннее речевое развитие двух поздно говорящих». Первый язык . 9 (6): 207–223. дои : 10.1177/014272378900900607 . ISSN 0142-7237 . S2CID 144042944 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Камарата СМ (2014). Поздно говорящие дети: симптом или стадия? . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-31933-1 . OCLC 890146450 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рескорла Л., Аллея А (апрель 2001 г.). «Подтверждение опроса о языковом развитии (LDS): инструмент отчета родителей для выявления задержки речевого развития у малышей». Журнал исследований речи, языка и слуха . 44 (2): 434–45. дои : 10.1044/1092-4388(2001/035) . ПМИД 11324663 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Инструменты, методы и источники данных оценки» . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Вестби С., Бурда А., Мехта З. (2003). «Правильные вопросы правильным образом: стратегии этнографического интервьюирования». Лидер АША . 8 (8): 4–17. дои : 10.1044/leader.FTR3.08082003.4 . ISSN 1085-9586 .
- ^ Робертсон С.Б., Эллис Вейсмер С. (октябрь 1999 г.). «Влияние лечения на языковые и социальные навыки малышей с задержкой речевого развития». Журнал исследований речи, языка и слуха . 42 (5): 1234–48. дои : 10.1044/jslhr.4205.1234 . ПМИД 10515518 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол Р. (1993). «Модели развития поздно говорящих: дошкольные годы». Журнал детских коммуникативных расстройств . 15 (1): 7–14. дои : 10.1177/152574019301500103 . S2CID 145537272 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилберт К. (2008). «Тренинг общения в среде для тех, кто поздно говорит». Перспективы изучения языков и образования . 15 (3): 112–118. дои : 10.1044/lle15.3.112 . ISSN 1940-7742 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Культурная компетентность: обзор» . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Дейл П.С., Прайс Т.С., Бишоп Д.В., Пломин Р. (июнь 2003 г.). «Результаты ранней задержки речи: I. Прогнозирование постоянных и преходящих языковых трудностей в возрасте 3 и 4 лет». Журнал исследований речи, языка и слуха . 46 (3): 544–60. дои : 10.1044/1092-4388(2003/044) . ПМИД 14696985 .