Гиперлексия

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Вильям-Адольф Бугро , «Трудный урок» (1884)

Гиперлексия синдром характеризующийся способностью ребенка , преждевременной читать . Первоначально оно было идентифицировано Норманом Э. Сильбербергом и Маргарет К. Зильберберг (1967), которые определили его как преждевременную способность читать слова без предварительной подготовки к обучению чтению, обычно в возрасте до пяти лет. Они указали, что дети с гиперлексией имеют значительно более высокие способности к декодированию слов, чем их уровень понимания прочитанного . [1] Дети с гиперлексией также проявляют сильное увлечение письменными материалами в очень раннем возрасте. [2]

Гиперлексические дети характеризуются способностью к чтению слов, значительно превышающей ожидаемую, учитывая их возраст. [3] Впервые названный и научно описанный в 1967 году (Сильверберг и Сильверберг), его можно рассматривать как сверхспособность , при которой способность распознавания слов значительно превосходит ожидаемый уровень навыков. [4] Однако у некоторых гиперлексиков возникают проблемы с пониманием речи. [4] Некоторые эксперты полагают, что большинство детей с гиперлексией, а возможно, даже все из них, принадлежат к аутистическому спектру . [4] [2] Однако один эксперт, Дарольд Трефферт , предполагает, что гиперлексия имеет подтипы, лишь некоторые из которых совпадают с аутизмом . [5] [6] По оценкам, от пяти до двадцати процентов детей-аутистов страдают гиперлексией. [7] [8]

Гиперлексические дети часто очаровываются буквами и цифрами . Они чрезвычайно хороши в расшифровке языка и поэтому часто становятся очень ранними читателями. Некоторые англоговорящие дети с гиперлексией учатся писать длинные слова (например, «слон» ) до того, как им исполнится два года, и учатся читать целые предложения до того, как им исполняется три года.

Этимология [ править ]

Слово «гиперлексия» происходит от греческого слова « гипер » – «сверх, за пределами, сверх меры». [9] и лексика «слово». [10]

Развитие [ править ]

Хотя дети с гиперлексией обычно учатся читать некоммуникативно, некоторые исследования показали, что они могут приобретать понимание прочитанного и коммуникативную речь после начала гиперлексии. [2] Они следуют другой траектории развития по сравнению с нейротипичными индивидуумами, причем вехи достигаются в другом порядке. Несмотря на преждевременные способности к чтению гиперлексических детей, им может быть трудно общаться . Часто у детей с гиперлексией рано развита способность читать, но они учатся говорить только путем зазубривания и частого повторения, а также могут испытывать трудности с изучением правил языка на примерах или методом проб и ошибок , что может привести к социальным проблемам. Их речь может развиваться с использованием эхолалии , частого повторения слов и предложений. Часто ребенок имеет большой словарный запас и может идентифицировать множество предметов и изображений, но не может эффективно использовать свои языковые навыки. Спонтанная речь отсутствует, а речь задерживается прагматичная . Гиперлексические дети часто борются с вопросом «Кто?». Что? Где? Почему? и как? вопросы . В возрасте от четырех до пяти лет многие дети добиваются больших успехов в общении.

Социальные навыки ребенка с гиперлексией часто сильно отстают. Гиперлексические дети часто проявляют гораздо меньший интерес к играм с другими детьми, чем их сверстники.

Виды гиперлексии [ править ]

В одной статье Дарольд Трефферт предлагает три типа гиперлексии. [5] Конкретно:

  • Тип 1: Нейротипичные дети, которые очень рано читают.
  • Тип 2: Дети-аутисты, у которых чтение в раннем возрасте является осколочным навыком .
  • Тип 3: Очень ранние читатели, не принадлежащие к аутистическому спектру, хотя у них проявляются некоторые «аутичные» черты и поведение, которые постепенно исчезают по мере взросления ребенка.

Другая статья Ребекки Уильямсон Браун , OD, предлагает только два типа гиперлексии. [11] Это:

Неанглийские исследования

В исследованиях на кантонском и корейском языках испытуемые могли читать неслова в своей родной орфографии без задержки по сравнению со скоростью, с которой они читали настоящие слова в своей родной орфографии. Отмечается задержка, за исключением слов в английском языке , включая примеры хаос , уникальный и достаточно . Эти исследования также иллюстрируют трудности с пониманием того, что они читают. Результаты показывают, что читатели, не страдающие гиперлексией, в большей степени полагаются на семантику слов , чтобы сделать выводы о значении слова. [12] [13]

Исследование на кантонском диалекте различает омографы и определяет прочтение редко используемых символов. В этом исследовании испытуемый также допустил ошибки фонетической аналогии и регуляризации звука. Авторы исследования предполагают, что модель двух маршрутов чтения китайских иероглифов может быть эффективной для гиперлексиков. Модель двух маршрутов описывает понимание китайских иероглифов в чисто фонетическом смысле и понимание китайских иероглифов в семантическом смысле. [13]

Дефицит семантики также иллюстрируется изучением корейской гиперлексики посредством эксперимента с праймингом. Дети без гиперлексии читают слова с соответствующим изображением быстрее, чем слова без штриха, тогда как дети с гиперлексией читают их в том же темпе. Ли Сонхи и Хван Мина, авторы корейского исследования, также обнаружили, что у гиперлексиков меньше ошибок при чтении без слов, чем у негиперлексиков. Они предполагают, что это может быть связано с дисбалансом в фонологическом , орфографическом и семантическом понимании родного языка и системы письма испытуемых, в данном случае хангыля . Такое сочетание частей лингвистики известно как коннекционизм , при котором неслова отличаются от слов различиями во взаимодействии фонологии, орфографии и семантики. [12]

В исследовании Ли и Хванга испытуемые набрали более низкие баллы по общим языковым тестам и тестам на словарный запас, чем в среднем для их возрастных групп. Обучение грамоте в Южной Корее предполагает обучение учащихся целым словам, а не начинать с изучения взаимоотношений между фонемами и буквами в хангыле, несмотря на доказательства того, что знание названий букв полезно для обучения чтению слов, которым не учили. Результаты показывают, что гиперлексики способны определять отношения между буквами (или наименьшей единицей письменности) и их фонемами, не зная названий. [12] [14]

Трудности с пониманием также могут быть результатом гиперлексии. Семантика и понимание связаны со значением. Семантика связана со значением определенного слова, а понимание — это понимание более длинного текста. В обоих исследованиях тесты, основанные на интерпретации и значении, оказались трудными для гиперлексических испытуемых. В исследовании Уикса испытуемый не смог идентифицировать символы на основе логографического аспекта системы письма, а в исследовании Ли и Хванга прайминг оказался неэффективным для сокращения времени чтения для гиперлексиков. [12] [13] [14]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ричман, Линн, К.; Вуд, К.М. (2002). «Подтипы неспособности к обучению: классификация высокофункциональной гиперлексии». Мозг и язык . 82 (1): 10–21. дои : 10.1016/S0093-934X(02)00007-X . ПМИД   12174811 . S2CID   23218407 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б с Остроленк, Алексия (май 2017 г.). «Гиперлексия: систематический обзор, нейрокогнитивное моделирование и результат» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 79 : 134–149. doi : 10.1016/j.neubiorev.2017.04.029 . ПМИД   28478182 .
  3. ^ Ньюман, Тина М.; Макомбер, Донна; Неаполь, Адам Дж.; Бабиц, Тэмми; Фолькмар, Фред; Григоренко, Елена Львовна (19 сентября 2006 г.). «Гиперлексия у детей с расстройствами аутистического спектра» (PDF) . Журнал аутизма и нарушений развития . 37 (4): 760–774. дои : 10.1007/s10803-006-0206-y . ПМИД   17048093 . S2CID   23401685 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2015 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Григоренко Елена Львовна; Клин, Ами; Фолькмар, Фред (ноябрь 2003 г.). «Аннотация: Гиперлексия: инвалидность или сверхспособность?». Журнал детской психологии и психиатрии . 44 (8): 1079–1091. CiteSeerX   10.1.1.456.6283 . дои : 10.1111/1469-7610.00193 . ПМИД   14626452 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Трефферт, Дарольд А. (2011). «Гиперлексия: раннее развитие чтения или навыки саванта? Отличие аутистического поведения от аутистического расстройства» . Медицинское общество штата Висконсин . Архивировано из оригинала 23 августа 2015 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
  6. ^ Трефферт, Дарольд А. (декабрь 2011 г.). «Гиперлексия III: отделение «аутистического» поведения от аутистического расстройства; оценка детей, которые рано читают или поздно говорят» (PDF) . ВМЖ . 110 (6): 281–287. ПМИД   22324205 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2019 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
  7. ^ Берд, Ларри; Кербешян, Джейкоб (июнь 1985 г.). «Гиперлексия и вариант гиперграфии». Перцептивные и моторные навыки . 60 (3): 940–2. дои : 10.2466/pms.1985.60.3.940 . ПМИД   3927257 . S2CID   6158584 .
  8. ^ Григоренко Елена Львовна; Клин, Ами; Паулс, Дэвид Л.; Сенфт, Райли; Хупер, Каталина; Фолькмар, Фред (1 февраля 2002 г.). «Описательное исследование гиперлексии на клинически направленной выборке детей с задержкой развития». Журнал аутизма и нарушений развития . 32 (1): 3–12. дои : 10.1023/А:1017995805511 . ISSN   0162-3257 . ПМИД   11916330 . S2CID   20220209 .
  9. ^ Харпер, Дуглас. «гипер-» . Этимология Проверено 25 мая 2020 г.
  10. ^ Харпер, Дуглас. «дислексия» . Этимология Проверено 25 мая 2020 г.
  11. ^ Браун, Ребекка Уильямсон. «Гиперлексия: связана с проблемами зрения и языка» . НЛДлайн . Архивировано из оригинала 28 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Ли, Сон Хи; Хван, Мина (1 августа 2014 г.). «Обработка слов и нетекстовая обработка без смысловой поддержки у корейскоязычных детей с гиперлексией и без нее». Чтение и запись . 28 (2): 217–238. дои : 10.1007/s11145-014-9522-3 . S2CID   143655030 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Вонг, В.; Уикс, Б.; Иао, Л.; То, К.; Су, И. (октябрь 2013 г.). «Является ли чтение вслух семантически опосредованным при китайской гиперлексии?» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 94 : 153–154. дои : 10.1016/j.sbspro.2013.09.075 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Ким, Ён Сук (29 июня 2008 г.). «Основы навыков грамотности на корейском языке: взаимосвязь между знанием букв и фонологической осведомленностью и их относительный вклад в навыки грамотности». Чтение и запись . 22 (8): 907–931. дои : 10.1007/s11145-008-9131-0 . S2CID   146180409 .

Дальнейшее чтение [ править ]