Денверская модель раннего старта
Денверская модель раннего начала ( ESDM ) – это форма вмешательства, направленная на маленьких детей с ранними признаками аутистического спектра , предложенная американскими психиатрами Салли Дж. Роджерс и Джеральдин Доусон . Он предназначен для того, чтобы помочь детям как можно раньше улучшить характеристики развития , чтобы сузить или закрыть разрыв в способностях между человеком и его сверстниками.
Разработка
[ редактировать ]Американские психиатры Салли Дж. Роджерс и Джеральдин Доусон начали разработку Денверской модели раннего старта в 1980-х годах. [1] Работая в Университете Колорадо в Денвере , Роджерс разработал так называемую «модель игровой школы», которая применялась к детям в дошкольных учреждениях во время их обычных игровых занятий. [2] Модель была основана на теории когнитивного развития Пиаже. [2] и была описана Роджерсом и Доусоном как Денверская модель . [3]
В 2010 году оба исследователя опубликовали « Денверскую модель раннего старта для детей младшего возраста с аутизмом: продвижение языка, обучения и взаимодействия» . [4] в котором ESDM подробно описан и описан. Обычно считается, что он предназначен для детей в возрасте от 12 до 48 месяцев. [5] и тесно связан с прикладным анализом поведения , влияя на эту область работы и находясь под ее влиянием. [2] [6]
Описание
[ редактировать ]ESDM направлен на использование «программ совместной деятельности», которые изучают естественные интересы ребенка для изучения его потенциала обучения, формирования повседневной деятельности между ребенком и его опекунами, чтобы максимизировать потенциал их развития в соответствии с оценкой ребенка. [6]
Роджерс и Доусон описывают основные особенности ESDM следующим образом: [4]
- междисциплинарная команда, реализующая развивающую программу, охватывающую все области;
- сосредоточиться на межличностном взаимодействии;
- развитие беглой, взаимной и спонтанной имитации жестов, мимики и мимики, использования предметов;
- упор на развитие как невербального, так и вербального общения;
- сосредоточить внимание на когнитивных аспектах игры, осуществляемой в рамках диадических игровых процедур;
- партнерство с родителями.
Оценка
[ редактировать ]Вмешательство начинается с измерения уровня языковых навыков ребенка, социальных навыков, подражания, познания, игры, а также двигательных навыков и навыков самопомощи. Оценка служит основой для будущих повторных оценок, которые проводятся каждые 12 недель. [7] и ее модель представлена в книге Роджерса и Доусона 2010 года. [1] называется Контрольным списком учебной программы ESDM. [8]
План вмешательства
[ редактировать ]Результаты первой оценки используются для составления плана вмешательства, в котором описываются действия, которые должны выполняться с ребенком родителями и терапевтами. Междисциплинарная группа наблюдает за прогрессом и корректирует план с каждой новой 12-недельной оценкой. [4] Родители также проходят обучение (или «тренинг») и играют свою роль в программе, беря на себя некоторые действия из плана вмешательства ребенка или, в некоторых случаях, проводя все это вместе. [9]
Среди областей, на которые направлен план вмешательства, особое значение имеют: имитация, невербальное общение (включая совместное внимание), вербальное общение, социальное развитие (включая разделение эмоций) и игра. [4]
Эффективность
[ редактировать ]Было опубликовано несколько исследований с целью оценить его эффективность в смягчении задержек в развитии у маленьких детей с диагнозом аутизм. Исследования такого рода по своей сути сложны, поскольку они включают сравнение групп, получающих различные виды лечения, и с этической точки зрения сомнительно выделять контрольную группу , которая не получала бы никакого лечения; поэтому сложно провести объективное измерение эффектов лечения. [1]
Роджерс и Доусон провели различные испытания своих методов. Совместно с шестью другими авторами они опубликовали рандомизированное контролируемое исследование в 2012 году, в котором показано, что более молодой возраст и более продолжительные часы еженедельного вмешательства положительно коррелируют с улучшением большинства переменных, измеряемых с помощью этого метода. [10] Они продолжили исследование, опубликованное в 2015 году, в котором попытались оценить долгосрочную эффективность метода, обследуя детей в возрасте 6 лет, через 2 года после окончания ESDM. Сравнивая одну группу, получавшую традиционные методы лечения, с другой группой, получавшей лечение ESDM, начиная с возраста 18–30 месяцев, они не обнаружили существенных различий между группами по основным симптомам аутизма сразу после окончания лечения (в возрасте 4 лет). ); Однако группа ESDM продемонстрировала значительное улучшение основных симптомов аутизма через 2 года, подразумевая, что польза от лечения в более молодом возрасте влияет на черты развития, которые становятся заметными только на более поздних стадиях развития. Это было первое исследование, в котором анализировалась эффективность лечения ESDM, начиная с возраста младше 30 месяцев. [11]
Мета-анализ и систематические обзоры показали, что ESDM является многообещающим. [12] Метаанализ 12 отдельных исследований с участием 640 детей, опубликованный в 2020 году, пришел к выводу, что по сравнению с контрольными группами, получавшими традиционные формы лечения, дети, получавшие ESDM, показали значительные улучшения в когнитивных и языковых способностях ( показатели G-теста 0,412 и 0,408 соответственно). [13] В отдельном метаанализе с использованием 11 исследований, описанных как рандомизированные контролируемые исследования высокого качества, были проанализированы результаты в четырех основных областях, связанных с РАС (симптомы аутизма, речь, познание и социальное общение). Исследование показало, что у детей, получавших ESDM, наблюдались значительные улучшения в когнитивной сфере ( g = 0,28), симптомах аутизма ( g = 0,27) и речи ( g = 0,29). [14]
Использование в странах
[ редактировать ]Диагностика аутизма за последние десятилетия претерпела существенные изменения, а значит, изменились и формы лечения. [15] Таким образом, страны включили варианты лечения по-разному, а это означает, что Денверская модель была принята с разной интенсивностью во всем мире. В списке ниже представлено краткое описание того, как система здравоохранения каждой страны (государственная или частная) справляется с этой формой лечения:
Австралия
[ редактировать ]Национальная схема страхования по инвалидности австралийского правительства признает ESDM как форму «натуралистического поведенческого вмешательства в развитие» с достаточным количеством научных доказательств, подтверждающих это. [16] и покроет расходы на лечение и обучение родителей, если ребенок имеет право на этот тип лечения. [17]
Бразилия
[ редактировать ]Агентство Nacional de Saúde Supplementar (ANS), бразильский орган, регулирующий деятельность частных поставщиков медицинских услуг, признает различные формы РАС в рамках распространенных нарушений развития . В нем ESDM указан как одна из форм лечения, которую должны принимать во внимание медицинские работники для детей с нарушениями развития. С 1 июля 2022 года медицинские учреждения обязаны предоставлять ребенку форму лечения, назначенную врачом, в том числе и ЭСДМ. [18]
Франция
[ редактировать ]С 2012 года Haute Autorité de Santé Франции . признает эффективность ESDM и рекомендует государственным учреждениям здравоохранения рассматривать его как один из вариантов лечения детей с РАС [19]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Во всех 50 штатах США действует законодательство, требующее покрытия расходов на лечение аутистического спектра частными страховыми компаниями . [20] Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) включают ESDM в качестве развивающего подхода к лечению РАС. [21]
Исследование применения ESDM в раннем возрасте было проведено с целью оценить экономическую эффективность применения ESDM в раннем возрасте вместо использования традиционных методов лечения на более поздних стадиях. Исследование показывает, что средняя увеличенная стоимость лечения в более молодом возрасте была значительно меньше, чем общая экономия на лечении в более старшем возрасте, поскольку детям требовалось меньше сеансов ABA/EIBI, а также услуг профессиональной, физической и логопедической терапии. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Есть ли за этим наука?: Денверская модель раннего старта» . Ассоциация науки в области лечения аутизма . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакГи, Гейл (23 октября 2008 г.). «Что такое Денверская модель?» . Новости АВС . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Роджерс, Салли Дж. (2013), «Денверская модель раннего начала», в книге Фолькмар, Фред Р. (редактор), Энциклопедия расстройств аутистического спектра , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 1034–1042, doi : 10.1007/ 978-1-4419-1698-3_1821 , ISBN 978-1-4419-1698-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роджерс, Салли Дж.; Доусон, Джеральдин (2010). Денверская модель раннего старта для маленьких детей с аутизмом: развитие языка, обучения и участия . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN 978-1-60623-631-4 . OCLC 406124029 .
- ^ «Денверская модель раннего старта (ESDM)» . Аутизм говорит . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виванти, Джакомо; Штамер, Обин К. (март 2021 г.). «Можно ли считать денверскую модель раннего старта практикой ABA?» . Анализ поведения на практике . 14 (1): 230–239. дои : 10.1007/s40617-020-00474-3 . ISSN 1998-1929 гг . ПМК 7900312 . ПМИД 33732593 .
- ^ Роджерс, Салли Дж. (2010). Контрольный список учебной программы «Ранний старт Денверской модели» для маленьких детей с аутизмом . Джеральдин Доусон. Нью-Йорк: Гилфорд. ISBN 978-1-60623-633-8 . OCLC 502315907 .
- ^ Роджерс, Салли Дж. (2010). Контрольный список учебной программы «Ранний старт Денверской модели» для маленьких детей с аутизмом . Гилфорд. ISBN 978-1-60623-633-8 . OCLC 502315907 .
- ^ Роджерс, С.Дж.; Эстес, А.; Висмара, Л.; Мансон, Дж.; Зирхут, К.; Гринсон, Дж.; Доусон, Г.; Роча, М.; Сахар, Ц.; Сентурк, Д.; Уилан, Ф.; Тэлботт, М. (10 сентября 2018 г.). «Усиление низкоинтенсивного коучинга среди родителей, реализовавших раннее вмешательство Денверской модели раннего аутизма: рандомизированное сравнительное исследование лечения». Журнал аутизма и нарушений развития . 49 (2): 632–646. дои : 10.1007/s10803-018-3740-5 . ISSN 0162-3257 . ПМИД 30203308 . S2CID 254571081 .
- ^ Роджерс, Салли Дж.; Эстес, Аннетт; Господи, Кэтрин; Висмара, Лори; Зима, Джейми; Фитцпатрик, Аннетт; Го, Мэнъе; Доусон, Джеральдин (октябрь 2012 г.). «Влияние краткого вмешательства родителей на основе Денверской модели раннего начала (ESDM) на малышей, подверженных риску расстройств аутистического спектра: рандомизированное контролируемое исследование» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 51 (10): 1052–1065. дои : 10.1016/j.jaac.2012.08.003 . ISSN 0890-8567 . ПМЦ 3487718 . ПМИД 23021480 .
- ^ Эстес, Аннетт; Мансон, Джеффри; Роджерс, Салли Дж.; Гринсон, Джессика; Зима, Джейми; Доусон, Джеральдин (1 июля 2015 г.). «Отдаленные результаты раннего вмешательства у 6-летних детей с расстройствами аутистического спектра» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 54 (7): 580–587. дои : 10.1016/j.jaac.2015.04.005 . ISSN 0890-8567 . ПМЦ 4475272 . ПМИД 26088663 .
- ^ Уоддингтон, Ханна; ван дер Меер, Лара; Сигафус, Джефф (1 июня 2016 г.). «Эффективность Денверской модели раннего старта: систематический обзор». Обзор журнала аутизма и нарушений развития . 3 (2): 93–106. дои : 10.1007/s40489-015-0068-3 . ISSN 2195-7185 . S2CID 256406831 .
- ^ Фуллер, Элизабет А.; Оливер, Келси; Вейноска, Сара Ф.; Роджерс, Салли Дж. (12 июня 2020 г.). «Эффект Денверской модели раннего старта для детей с расстройством аутистического спектра: метаанализ» . Науки о мозге . 10 (6): 368. doi : 10.3390/brainsci10060368 . ISSN 2076-3425 . ПМЦ 7349854 . ПМИД 32545615 .
- ^ Ван, Чжи; Ло, Сау Чеонг; Тянь, Цзин; Чен, Цянь Цзян (2022). «Метаанализ эффекта Денверской модели раннего старта у детей с расстройствами аутистического спектра» . Международный журнал нарушений развития . 68 (5): 587–597. дои : 10.1080/20473869.2020.1870419 . ISSN 2047-3877 . ПМЦ 9542560 . ПМИД 36210899 .
- ^ Лордан, Ронан; Сторни, Криштиану; Де Бенедиктис, Кьяра Алессия (2021), Грабрукер, Андреас М. (редактор), «Расстройства аутистического спектра: диагностика и лечение» , Расстройства аутистического спектра , Брисбен (Австралия): Exon Publications, ISBN 978-0-6450017-8-5 , PMID 34495618 , получено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Натуралистические поведенческие вмешательства в области развития | NDIS» . www.ndis.gov.au. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «ESDM для родителей и опекунов - Университет Вуллонгонга - UOW» . www.uow.edu.au. Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «ANS расширяет правила покрытия для лечения распространенных нарушений развития» . Национальное агентство дополнительного здравоохранения (на бразильском португальском языке) . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Денверская модель раннего запуска ESDM» . информация (на французском языке) . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Использование медицинского страхования для лечения аутизма» . Центр аутизма Соар . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ CDC (9 марта 2022 г.). «Услуги по лечению и вмешательству при расстройствах аутистического спектра» . Центры по контролю и профилактике заболеваний . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Сидав, Зулейха; Мансон, Джефф; Эстес, Аннетт; Доусон, Джеральдин; Роджерс, Салли; Манделл, Дэвид (сентябрь 2017 г.). «Компенсация затрат, связанная с Денверской моделью раннего старта для детей с аутизмом» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 56 (9): 777–783. дои : 10.1016/j.jaac.2017.06.007 . ISSN 0890-8567 . ПМЦ 7007927 . ПМИД 28838582 .