Гипотеза о двойном пути чтения вслух

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Теория двойного маршрута чтения вслух была впервые описана в начале 1970-х годов. [1] вслух задействованы два отдельных психических механизма, или когнитивных пути, Эта теория предполагает, что в чтении причем результаты обоих механизмов способствуют произношению письменного стимула. [1] [2] [3]

Маршруты [ править ]

Лексический маршрут [ править ]

Лексический путь — это процесс, посредством которого опытные читатели могут распознавать известные слова только по виду, с помощью процедуры поиска в «словаре». [1] [4] Согласно этой модели, каждое слово, которое выучил читатель, представлено в мысленной базе данных слов и их произношения, которая напоминает словарь или внутренний лексикон. [3] [4] Когда опытный читатель видит и визуально распознает написанное слово, он/она может получить доступ к словарной статье этого слова и получить информацию о его произношении. [2] [5] Внутренний лексикон охватывает все выученные слова, даже слова-исключения, такие как «полковник» или «пинта», которые не соответствуют правилам преобразования букв в звуки. Этот маршрут не позволяет читать неслова (например, «зуче»), хотя некоторый фонологический вывод все же может быть получен путем сопоставления слова с приближением в лексиконе (например, «саре», активирующим визуально похожие известные слова, такие как «забота» или «забота» или «забота»). больной'). [1] [5] До сих пор нет убедительных доказательств того, функционирует ли лексический путь как прямой путь, ведущий от визуального распознавания слов непосредственно к производству речи , или менее прямой путь, ведущий от визуального распознавания слов к семантической обработке и, наконец, к производству речи. [2]

Нелексический или сублексический маршрут [ править ]

С другой стороны, нелексический — это процесс , или сублексический путь посредством которого читатель может «озвучить» написанное слово. Это делается путем определения составных частей слова (букв, фонем , графем ), а затем применения знаний о том, как эти части связаны друг с другом, например, как звучит вместе строка соседних букв. [1] [4] [5] Этот механизм можно рассматривать как систему правил «буква-звук», которая позволяет читателю активно строить фонологическое представление и читать слово вслух. [2] [3] Нелексический путь позволяет правильно читать неслова, а также обычные слова, которые следуют правилам правописания и звука, но не слова-исключения. Гипотеза двойного маршрута чтения помогла исследователям объяснить и понять различные факты о нормальном и ненормальном чтении. [2] [4] [5] [6]

Механизмы, участвующие в двухмаршрутной обработке, переходя от распознавания письменного слова к производству речи.

фонологических Прозрачность правил

Согласно исследованиям, количество времени, необходимое для освоения чтения, зависит от соблюдения языком фонологических правил. [7] Письменный язык считается прозрачным, если он строго придерживается правил правописания и звука и содержит мало слов-исключений. Из-за этого английский язык (низкая прозрачность) считается менее прозрачным, чем французский (средняя прозрачность) и испанский (высокая прозрачность), которые содержат более последовательные сопоставления графем и фонем. Эта разница объясняет, почему детям требуется больше времени, чтобы научиться читать по-английски из-за частой неправильной орфографии , по сравнению с французским и испанским языками. [7] Зависимость испанского языка от фонологических правил может объяснить тот факт, что испаноязычные дети демонстрируют более высокий уровень успеваемости в чтении без слов по сравнению с англо- и франкоязычными детьми. Точно так же у испанцев с поверхностной дислексией в целом наблюдаются меньшие нарушения при чтении, поскольку они могут полагаться на последовательные правила произношения вместо того, чтобы обрабатывать множество слов-исключений целиком во внутреннем лексиконе. [7] Таким образом, система двойного маршрута объясняет различия в показателях навыков чтения, а также в показателях дислексии между разными языками. [7]

Скорость чтения [ править ]

Опытные читатели демонстрируют более длительное время реакции при чтении вслух неправильных слов, которые не соответствуют правилам правописания и звука, по сравнению с обычными словами. [8] Когда представлено неправильное слово, активируются как лексические, так и нелексические пути, но они генерируют противоречивую информацию, для разрешения которой требуется время. Судя по всему, происходящий процесс принятия решений указывает на то, что эти два маршрута не являются полностью независимыми друг от друга. [8] Эти данные также объясняют, почему обычные слова, которые следуют правилам правописания и звука и хранятся в долговременной памяти, читаются быстрее, поскольку оба пути «согласованы» в вопросе произношения. [5] [8]

Требования к вниманию на каждом маршруте [ править ]

Согласно текущей модели двойной обработки информации, каждый из двух путей потребляет разное количество ограниченных ресурсов внимания. [8] Нелексический путь считается более активным и конструктивным, поскольку он собирает и выбирает правильные единицы подслова из различных потенциальных комбинаций. Например, читая слово «лист» о том, что его написание соответствует звуковым правилам, читатель должен собрать и распознать двухбуквенную графему «еа», чтобы образовать соответствующий ей звук «ее». Он участвует в контролируемой обработке и, следовательно, требует большей концентрации внимания, объем которой может варьироваться в зависимости от сложности собираемых слов. [8] С другой стороны, обработка, происходящая в лексическом пути, оказывается более автоматической, поскольку словесно-звуковые единицы в нем предварительно собраны. Таким образом, лексическая обработка считается более пассивной и требует меньше ресурсов внимания. [8]

Нарушения чтения

Гипотеза двойного пути к чтению может помочь объяснить закономерности данных, связанных с определенными типами нарушения чтения , как развивающегося , так и приобретенного . [9]

Нарушение путей при поверхностной и фонологической дислексии

Дети с нарушениями чтения во время чтения полагаются в первую очередь на сублексический путь. [10] Исследования показывают, что дети могут расшифровывать неслова, буква за буквой, точно, но с медленной скоростью. Однако при выполнении задач по принятию решений им трудно различать слова и псевдоомофоны (не слова, которые звучат как настоящие слова, но пишутся неправильно), тем самым показывая, что у них нарушен внутренний словарный запас. [10] Поскольку у детей с нарушениями чтения (РЧ) наблюдается как медленная скорость чтения, так и нарушение лексических маршрутов, есть предположения, что одни и те же процессы участвуют в лексическом маршруте и быстром названии слов. [10] Другие исследования также подтвердили идею о том, что быстрое называние слов сильнее коррелирует с орфографическими знаниями (лексический путь), чем с фонологическими представлениями (сублексический путь). Аналогичные результаты наблюдались у пациентов с СДВГ . [10] Исследования пришли к выводу, что расстройства чтения и СДВГ имеют общие свойства: дефицит обработки лексических маршрутов, быстрое чтение, а также дефицит обработки сублексических маршрутов. [10]

поверхностная дислексия Приобретенная

Поверхностная дислексия , впервые описанная Маршаллом и Ньюкомбом, характеризуется неспособностью читать слова, которые не следуют традиционным правилам произношения. Английский также является примером языка, который имеет многочисленные исключения из правил произношения и, таким образом, представляет собой особую проблему для людей с поверхностной дислексией. Пациенты с поверхностной дислексией могут не читать, например, такие слова, как «яхта» или «остров», потому что они не соблюдают предписанные правила произношения. Слова обычно озвучиваются с использованием «регуляризации», например, при произнесении слова «полковник» как «Коллонель». [11] Такие слова, как «состояние» и «брюшной», являются примерами слов, с произношением которых у людей с поверхностной дислексией не возникнет проблем, поскольку они следуют запрещенным правилам произношения. [12] Лица с поверхностной дислексией будут правильно читать некоторые неправильные слова, если это часто встречающиеся слова, такие как «иметь» и «некоторые». [11] Было высказано предположение, что люди с поверхностной дислексией способны читать обычные слова, восстанавливая произношение с помощью семантических средств. [12]

Поверхностная дислексия также семантически опосредована. Это означает, что существует связь между словом и его значением, а не только механизмами его произношения. Люди с поверхностной дислексией также обладают способностью читать как слова, так и не слова. Это означает, что поверхностная дислексия не влияет на физическое производство фонологических звуков. [12]

Считается, что механизм поверхностной дислексии связан с фонологическим выводом лексики, а также часто объясняется нарушением семантики. Также предполагается, что три дефицита вызывают поверхностную дислексию. Первый недостаток связан с визуальным уровнем распознавания и обработки неправильного слова. Второй дефицит может располагаться на уровне выходной лексики. Это связано с тем, что пациенты способны распознавать семантическое значение неправильных слов, даже если они произносят их неправильно в устной речи. Это говорит о том, что зрительная система словоформ и семантика относительно сохранены. Третий дефицит, вероятно, связан с семантической потерей. [11]

Хотя поверхностная дислексия может наблюдаться у пациентов с поражениями височной доли , она в первую очередь связана с пациентами, страдающими деменцией . Например, болезнь Альцгеймера или лобно-височная деменция . Поверхностная дислексия также является характеристикой семантической деменции, при которой субъекты теряют знания об окружающем мире. [12]

Лечение поверхностной дислексии включает нейропсихологическую реабилитацию. Целью лечения является улучшение работы сублексического маршрута чтения или способности пациента произносить новые слова. А также работа системы визуального распознавания слов для повышения узнаваемости слов. На более микроуровне лечение также может быть сосредоточено на способности произносить отдельные буквы, прежде чем пациент перейдет к увеличению способности произносить вслух целые слова. [13]

фонологическая дислексия Приобретенная

Приобретенная фонологическая дислексия — это тип дислексии, который приводит к неспособности читать вслух неслова и распознавать звуки отдельных букв. Однако пациенты с этой инвалидностью могут целостно читать и правильно произносить слова, независимо от их длины, значения или распространенности, если они хранятся в памяти. [2] [4] Считается, что этот тип дислексии вызван повреждением нелексического пути, в то время как лексический путь, позволяющий читать знакомые слова, остается нетронутым. [2]

Компьютерное моделирование двухмаршрутного процесса [ править ]

Вычислительная модель когнитивной задачи — это, по сути, компьютерная программа, цель которой имитировать когнитивные процессы человека. [5] [14] Этот тип модели помогает выявить точные части теории и игнорирует неоднозначные разделы, поскольку только четко понятные части теории могут быть преобразованы в компьютерную программу. Конечная цель вычислительной модели — как можно ближе напоминать поведение человека, чтобы факторы, влияющие на функционирование программы, аналогичным образом влияли на поведение человека, и наоборот. [14] Чтение — это область, которая тщательно изучается с помощью системы вычислительных моделей. Каскадная модель двойного маршрута (DRC) была разработана для понимания двойного пути к чтению у людей. [14] Некоторые общие черты между человеческим чтением и моделью ДРК: [5]

  • Часто встречающиеся слова читаются вслух быстрее, чем нечасто встречающиеся.
  • Реальные слова читаются быстрее, чем не слова.
  • Слова со стандартным звучанием читаются вслух быстрее, чем слова с неправильным звучанием.

Модель DRC оказалась полезной, поскольку она также была создана для имитации дислексии. Поверхностная дислексия имитировалась путем повреждения орфографической лексики, так что программа делала больше ошибок в неправильных словах, чем в обычных или не-словах, как это наблюдается при поверхностной дислексии. [6] Фонологическая дислексия была смоделирована аналогичным образом путем избирательного повреждения нелексического маршрута, в результате чего программа неправильно произносила не слова. Как и любая модель, модель DRC имеет некоторые ограничения, и в настоящее время разрабатывается более новая версия. [14]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Это Притчард СК, Колтхарт М, Пэлторп С, Каслс А (октябрь 2012 г.). «Несловесное чтение: сравнение каскадных моделей двойного маршрута и коннекционистских моделей двойного процесса с человеческими данными». J Exp Psychol Hum Percept Performance . 38 (5): 1268–88. дои : 10.1037/a0026703 . ПМИД   22309087 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г Колтхарт, Макс; Кертис, Брент; Аткинс, Пол; Халлер, Майкл (1 января 1993 г.). «Модели чтения вслух: подходы с двойным маршрутом и параллельной распределенной обработкой». Психологический обзор . 100 (4): 589–608. дои : 10.1037/0033-295X.100.4.589 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Ямада Дж., Имаи Х., Икебе Ю. (июль 1990 г.). «Использование орфографической лексики при чтении слов кана». J Gen Psychol . 117 (3): 311–23. ПМИД   2213002 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Это Зорзи, Марко; Хоутон, Джордж; Баттерворт, Брайан (1998). «Два маршрута или один при чтении вслух? Коннекционистская модель двойного процесса». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 24 (4): 1131–1161. дои : 10.1037/0096-1523.24.4.1131 . ISSN   1939-1277 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г Колтхарт, Макс (2005). Маргарет Дж. Сноулинг; Чарльз Хьюм (ред.). Процессы распознавания слов при чтении. Чтение по моделированию: подход двойного маршрута (PDF) . Молден, Массачусетс: Паб Blackwell. стр. 6–23. ISBN  9781405114882 . OCLC   57579252 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  6. ^ Перейти обратно: а б Берманн, М.; Буб, Д. (1992). «Поверхностная дислексия и дисграфия: двойные пути, единый лексикон». Когнитивная нейропсихология . 9 (3): 209–251. дои : 10.1080/02643299208252059 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Шпренгер-Шарол, Лилиан; Сигел, Линда С .; Хименес, Хуан Э.; Зиглер, Йоханнес К. (2011). «Распространенность и надежность фонологических, поверхностных и смешанных профилей при дислексии: обзор исследований, проведенных на языках с различной орфографической глубиной» (PDF) . Научные исследования чтения . 15 (6): 498–521. дои : 10.1080/10888438.2010.524463 . S2CID   15227374 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 20 июля 2013 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Паап, Кеннет Р.; Ноэль, Рональд В. (1991). «Двухмаршрутные модели печати для звука: все еще хорошие скачки». Психологические исследования . 53 (1): 13–24. дои : 10.1007/BF00867328 . S2CID   143907894 .
  9. ^ Мэтью Трэкслер (2011). Введение в психолингвистику: понимание науки о языке . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4051-9862-2 . OCLC   707263897 . [ нужна страница ]
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Это де Йонг К.Г., Лихт Р., сержант Дж.А., Остерлаан Дж. (2012 г.). «РЗ, СДВГ и их сопутствующие заболевания с точки зрения двойного маршрута». Детская нейропсихология . 18 (5): 467–86. дои : 10.1080/09297049.2011.625354 . ПМИД   21999484 . S2CID   5326165 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Кослетт, HB; Шафран, EM; Швебель, Дж. (2002). «Знание человеческого тела: отдельная семантическая область». Неврология . 59 (3): 357–363. дои : 10.1212/WNL.59.3.357 . ПМИД   12177368 . S2CID   19647839 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Кослетт, Х. Бранч; Туркельтауб, Питер (2016). «Приобретенная дислексия». Нейробиология языка . стр. 791–803. дои : 10.1016/B978-0-12-407794-2.00063-8 . ISBN  9780124077942 .
  13. ^ Брансдон и Кольтхарт. (2005). Оценка и лечение нарушений чтения: когнитивная нейропсихологическая перспектива. Лекция прочитана в Университете Маккуори. [ нужна проверка ]
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Колтхарт, Макс; Рэстл, Кэтлин; Перри, Конрад; Лэнгдон, Робин; Зиглер, Йоханнес (1 января 2001 г.). «DRC: каскадная модель с двойным маршрутом визуального распознавания слов и чтения вслух». Психологический обзор . 108 (1): 204–256. дои : 10.1037/0033-295X.108.1.204 . ПМИД   11212628 .