Поверхностная дислексия
Поверхностная дислексия | |
---|---|
Специальность | Педиатрия |
Симптомы | не может распознать слово целиком и восстановить его произношение по памяти. |
Причины | повреждение левой теменной или височной доли. |
Поверхностная дислексия — это разновидность дислексии или расстройства чтения. [1] [2] По данным исследования Marshall & Newcombe (1973) и McCarthy & Warrington (1990), пациенты с такого рода расстройствами не могут распознавать слово целиком из-за поражения левой теменной или височной доли . Люди с поверхностной дислексией не могут распознавать слово целиком и восстанавливать его произношение из памяти. Скорее, люди с поверхностной дислексией полагаются на правила произношения. Таким образом, пациенты с этим конкретным типом расстройства чтения бегло читают не слова, например «ятчет», но испытывают затруднения со словами, которые игнорируют правила произношения (т. е. слова-исключения). Например, пациент с поверхностной дислексией может правильно прочитать обычные слова, такие как «мята», но не сможет прочитать слово, которое не подчиняется типичным правилам произношения, например «пинта». Часто семантические знания сохраняются у лиц с поверхностной дислексией. [3] [4]
Теория двойного маршрута чтения
[ редактировать ]Теория двойного пути чтения предполагает, что опытные читатели используют два механизма преобразования письменной речи в устную: прямой лексический путь и косвенный нелексический путь. Согласно теории двойного пути чтения, у лиц с поверхностной дислексией сохраняется непрямой (нелексический) путь. Однако прямого (лексического) пути чтения нет. Косвенный путь чтения позволяет людям с поверхностной дислексией читать обычные слова, которые следуют за преобразованием буквы в звук или графемы в фонему. Отсутствие неповрежденного прямого пути чтения приводит к тому, что люди с поверхностной дислексией неправильно определяют и произносят неправильные слова. [3] [4]
Уход
[ редактировать ]Некоторые исследования [ который? ] продемонстрировали улучшение навыков чтения и правописания у отдельных детей с поверхностной дислексией. Многие из существующих вмешательств основаны на модели двойного маршрута чтения и используют целевой подход, основанный на результатах индивидуальной оценки.
Тематические исследования, проведенные Лоу и Капплс (2015), рекомендуют сначала выявить конкретные трудности устного чтения, с которыми сталкивается человек с поверхностной дислексией, и на основе выявленных моделей чтения разработать теоретически мотивированную и целенаправленную программу лечения. Одно из вмешательств включало в себя улучшение визуально-орфографической обработки за счет повышения эффективности, с помощью которой люди с поверхностной дислексией идентифицировали неслова. Второе вмешательство включало обучение распознаванию и расшифровке распространенных букв в неправильных словах. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карлсон, Нил (2010). Психология - наука о поведении [4-е канадское изд.] . Торонто, Онтарио. Канада: Pearson Canada Inc., стр. 310 . ISBN 978-0-205-64524-4 .
- ^ Черный Л.Р. (2004). «Афазия, алексия и устное чтение». Реабилитация после инсульта . 11 (1): 22–36. doi : 10.1310/VUPX-WDX7-J1EU-00TB . ПМИД 14872397 . S2CID 218644618 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плейфут, Д. (2014). «Именование сокращений: влияние контекста чтения на умелое чтение и поверхностную дислексию» (PDF) . Афазиология . 28 (12): 1448–1463. дои : 10.1080/02687038.2014.939517 . S2CID 145403689 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван, ХК (2015). «Орфографическое обучение на поверхности развития и фонологической дислексии». Когнитивная нейропсихология . 32 (2): 58–79. дои : 10.1080/02643294.2014.1003536 . ПМИД 25639641 . S2CID 22107257 .
- ^ Закон, Кэролайн; Капплс, Линда (18 августа 2015 г.). «Нестандартное мышление: использование современных моделей чтения для оценки и лечения поверхностной дислексии развития». Нейропсихологическая реабилитация . 27 (2): 149–195. дои : 10.1080/09602011.2015.1064453 . ПМИД 26282550 . S2CID 22436956 .