Jump to content

Поверхностная дислексия

Поверхностная дислексия
Специальность Педиатрия
Симптомы не может распознать слово целиком и восстановить его произношение по памяти.
Причины повреждение левой теменной или височной доли.

Поверхностная дислексия — это разновидность дислексии или расстройства чтения. [1] [2] По данным исследования Marshall & Newcombe (1973) и McCarthy & Warrington (1990), пациенты с такого рода расстройствами не могут распознавать слово целиком из-за поражения левой теменной или височной доли . Люди с поверхностной дислексией не могут распознавать слово целиком и восстанавливать его произношение из памяти. Скорее, люди с поверхностной дислексией полагаются на правила произношения. Таким образом, пациенты с этим конкретным типом расстройства чтения бегло читают не слова, например «ятчет», но испытывают затруднения со словами, которые игнорируют правила произношения (т. е. слова-исключения). Например, пациент с поверхностной дислексией может правильно прочитать обычные слова, такие как «мята», но не сможет прочитать слово, которое не подчиняется типичным правилам произношения, например «пинта». Часто семантические знания сохраняются у лиц с поверхностной дислексией. [3] [4]

Теория двойного маршрута чтения

[ редактировать ]

Теория двойного пути чтения предполагает, что опытные читатели используют два механизма преобразования письменной речи в устную: прямой лексический путь и косвенный нелексический путь. Согласно теории двойного пути чтения, у лиц с поверхностной дислексией сохраняется непрямой (нелексический) путь. Однако прямого (лексического) пути чтения нет. Косвенный путь чтения позволяет людям с поверхностной дислексией читать обычные слова, которые следуют за преобразованием буквы в звук или графемы в фонему. Отсутствие неповрежденного прямого пути чтения приводит к тому, что люди с поверхностной дислексией неправильно определяют и произносят неправильные слова. [3] [4]

Некоторые исследования [ который? ] продемонстрировали улучшение навыков чтения и правописания у отдельных детей с поверхностной дислексией. Многие из существующих вмешательств основаны на модели двойного маршрута чтения и используют целевой подход, основанный на результатах индивидуальной оценки.

Тематические исследования, проведенные Лоу и Капплс (2015), рекомендуют сначала выявить конкретные трудности устного чтения, с которыми сталкивается человек с поверхностной дислексией, и на основе выявленных моделей чтения разработать теоретически мотивированную и целенаправленную программу лечения. Одно из вмешательств включало в себя улучшение визуально-орфографической обработки за счет повышения эффективности, с помощью которой люди с поверхностной дислексией идентифицировали неслова. Второе вмешательство включало обучение распознаванию и расшифровке распространенных букв в неправильных словах. [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Карлсон, Нил (2010). Психология - наука о поведении [4-е канадское изд.] . Торонто, Онтарио. Канада: Pearson Canada Inc., стр. 310 . ISBN  978-0-205-64524-4 .
  2. ^ Черный Л.Р. (2004). «Афазия, алексия и устное чтение». Реабилитация после инсульта . 11 (1): 22–36. doi : 10.1310/VUPX-WDX7-J1EU-00TB . ПМИД   14872397 . S2CID   218644618 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плейфут, Д. (2014). «Именование сокращений: влияние контекста чтения на умелое чтение и поверхностную дислексию» (PDF) . Афазиология . 28 (12): 1448–1463. дои : 10.1080/02687038.2014.939517 . S2CID   145403689 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван, ХК (2015). «Орфографическое обучение на поверхности развития и фонологической дислексии». Когнитивная нейропсихология . 32 (2): 58–79. дои : 10.1080/02643294.2014.1003536 . ПМИД   25639641 . S2CID   22107257 .
  5. ^ Закон, Кэролайн; Капплс, Линда (18 августа 2015 г.). «Нестандартное мышление: использование современных моделей чтения для оценки и лечения поверхностной дислексии развития». Нейропсихологическая реабилитация . 27 (2): 149–195. дои : 10.1080/09602011.2015.1064453 . ПМИД   26282550 . S2CID   22436956 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9711e64a625d668c52f9142fcddac879__1719933840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/79/9711e64a625d668c52f9142fcddac879.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Surface dyslexia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)