Расстройство социального (прагматического) общения
Расстройство социального (прагматического) общения | |
---|---|
Другие имена | SPCD |
Специальность | Речево-языковая патология |
Симптомы | Нарушение социальных связей, навыков вербального и невербального общения, а также семантических языковых навыков. |
Социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство ( SPCD ), также известное как прагматическое языковое нарушение ( PLI ), представляет собой расстройство нервного развития, характеризующееся трудностями в социальном использовании вербального и невербального общения . Лица, которых характеризует аббревиатура «SPCD», изо всех сил пытаются эффективно участвовать в социальных взаимодействиях, интерпретировать социальные сигналы и могут с трудом использовать слова соответствующим образом в социальных контекстах.
Это расстройство может оказать глубокое влияние на способность человека устанавливать и поддерживать отношения, ориентироваться в социальных ситуациях и участвовать в академической и профессиональной деятельности.
Хотя SPCD имеет сходство с другими коммуникативными расстройствами , такими как расстройства аутистического спектра (РАС), оно признано отдельной диагностической категорией со своим собственным набором диагностических критериев и особенностей.
Лишь с 2013 года SPCD стал отдельной категорией в DSM-5 . [1] Создавая эту новую категорию, это позволило считать людей страдающими формой коммуникативного расстройства, отличной от PLI и расстройства аутистического спектра (РАС). [2] В SPCD отсутствует поведение, связанное с ограничениями и повторением , которые наблюдаются при РАС. [3]
Симптомы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2019 г. ) |
Людям с расстройством социального общения особенно трудно понять смысл того, что говорят другие. У детей с этим расстройством часто наблюдаются: [ Этот абзац требует цитирования ]
- Задержка развития речи
- Языковые расстройства (похожие на приобретенное расстройство афазии ), такие как паузы в поиске слов, жаргонизм , ошибки порядка слов, ошибки категорий слов и ошибки времени глаголов .
- Заикание или сбивчивость речи
- Повторение слов или фраз
- Склонность к конкретике или предпочтение фактам историям.
- Трудности с:
- Местоимения или перестановка местоимений
- Понимание вопросов
- Понимание выбора и принятие решений
- Следование за разговорами или историями (разговоры «не по теме» или «односторонние»)
- Извлечение ключевых моментов из разговора или истории; они склонны теряться в деталях
- Времена глагола
- Объяснение или описание события
- Понимание сатиры , шуток и контекстуальных подсказок
- Понимание прочитанного
- Чтение языка тела
- Завязывание и поддержание дружеских отношений и отношений из-за задержки речевого развития.
- Отличительные оскорбительные высказывания
По данным Бишопа и Норбери (2002), дети с семантико-прагматическим расстройством могут иметь беглую, сложно артикулированную выразительную речь, но имеют проблемы с тем, как используется их язык. Эти дети обычно многословны . Однако у них обычно возникают проблемы с пониманием и созданием связного дискурса, вместо этого они дают разговорные ответы, которые являются социально неуместными , косвенными и стереотипными . У них часто развиваются эксцентричные интересы, но они не такие сильные и навязчивые, как у людей с расстройствами аутистического спектра . [4]
В настоящее время считается, что расстройство больше связано с общением и обработкой информации, чем с языком. Например, дети с семантико-прагматическими расстройствами часто не могут уловить центральный смысл или значимость событий. Это приводит к чрезмерному предпочтению рутины и « однообразия » (что наблюдается при расстройствах аутистического спектра). Люди часто предполагают буквальное общение. Это будет означать, что очевидные, конкретные инструкции четко поняты и выполняются, тогда как простые, но небуквальные выражения, такие как шутки , сарказм и общие беседы в социальных сетях, сложны и могут привести к неправильному толкованию. Ложь также является сбивающей с толку концепцией для детей с СКА, поскольку она предполагает знание смысла, выходящего за рамки буквального толкования. [ Этот абзац требует цитирования ]
Диагностика
[ редактировать ]Поскольку SPCD классифицируется только с 2013 года, диагноз еще полностью не установлен. В DSM-5 ребенку ставится диагноз SPCD, если ребенок не соответствует критериям других расстройств, таких как РАС и PDD-NOS . [1]
DSM -5 классифицирует SPCD как коммуникативное расстройство в области нарушений нервно-психического развития , включенное в список наряду с другими нарушениями речи и языка, которые обычно проявляются в раннем детстве. Диагностические критерии расстройства социальной коммуникации DSM-5 следующие:
- А. Постоянные трудности в социальном использовании вербальной и невербальной коммуникации, проявляющиеся всеми следующими признаками:
- Недостатки в использовании общения в социальных целях, таких как приветствие и обмен информацией, способом, соответствующим социальному контексту.
- Нарушение способности изменять общение в соответствии с контекстом или потребностями слушателя, например, говорить в классе иначе, чем на игровой площадке, говорить с ребенком иначе, чем со взрослым, и избегать использования слишком формального языка.
- Трудности в соблюдении правил разговора и рассказывания историй, например, в разговоре по очереди, перефразировании, если его неправильно поняли, и умении использовать вербальные и невербальные сигналы для регулирования взаимодействия.
- Трудности с пониманием того, что не указано явно (например, делать выводы), а также небуквальных или двусмысленных значений языка (например, идиом , юмора, метафор , множественных значений, которые зависят от контекста интерпретации).
- Б. Дефицит приводит к функциональным ограничениям в эффективном общении, социальном участии, социальных отношениях, академической успеваемости или профессиональной деятельности, индивидуально или в сочетании.
- C. Симптомы появляются на раннем этапе развития (но дефицит может не проявляться полностью до тех пор, пока потребности в социальном общении не превысят ограниченные возможности).
- D. Симптомы не могут быть связаны с другим медицинским или неврологическим заболеванием или низкими способностями в области структуры слов и грамматики и не могут быть лучше объяснены расстройством аутистического спектра , умственной отсталостью (нарушение интеллектуального развития), общей задержкой развития или другим психическим расстройством. . [ нужна ссылка ]
Оценки и тесты
[ редактировать ]Общие оценки, используемые для выявления SPCD:
- Развивающее, размерное и диагностическое интервью (3Di) [5]
- Контрольный список общения с ребенком (CCC) [5]
- Анкета сильных и слабых сторон (SDQ) [5]
- Естественное наблюдение
- Целевое наблюдение прагматики в детских разговорах (TOPICC) [5]
- Анализ разговорной речи детей с языковыми нарушениями (ALICC) [5]
- Структурированное наблюдение [5]
- Тест на языковую компетентность [5]
- Оценка понимания и выражения (ACE 6-11) [5]
- Тест прагматического языка [5]
- Автобусная история [5]
- Выражение, восприятие и запоминание повествовательного инструмента (ERRNI) [5]
Хотя для выявления SPCD можно провести несколько тестов, некоторые тесты лучше подходят для диагностики SPCD, чем другие. Кроме того, не существует специального обследования или теста, позволяющего диагностировать SPCD, в отличие от других расстройств, таких как РАС, ДЛП и PLI.
Уход
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2019 г. ) |
Методы лечения SPCD менее изучены, чем методы лечения других расстройств, таких как аутизм. [6] Сходство между SPCD и некоторыми аспектами аутизма побудило некоторых исследователей попробовать некоторые методы лечения аутизма у людей с SPCD. [7]
Логопедия может помочь людям с нарушениями общения. Речевая и языковая терапия фокусируется на общении и социальном взаимодействии. [8] Логопеды могут работать с клиентами над общением в различных условиях. [9]
Подобные или родственные расстройства
[ редактировать ]Гиперлексия — похожее, но другое расстройство, основными характеристиками которого являются способность читать выше среднего и способность понимать устную или письменную речь ниже среднего. В 2002 году Джоан Волден написала статью, в которой сравнивала лингвистические слабости детей с нарушением невербальной обучаемости и PLI. [10]
Различия между SPCD и аутизмом
[ редактировать ]Проблемы с общением также являются частью расстройства аутистического спектра (аутизма); однако, по мнению поведенческих психологов, люди с аутизмом также демонстрируют ограниченный образец поведения. Диагноз SPCD может быть поставлен только в том случае, если исключен аутизм. [11] Предполагается, что люди с аутизмом испытывают трудности с пониманием смысла сказанного из-за разных способов реагирования на социальные ситуации.
До выпуска DSM-5 в 2013 году SPCD не отличали от диагноза аутизм. Однако было большое количество случаев, когда дети испытывали трудности с прагматикой, не соответствующие критериям аутизма. Дифференциальный диагноз SPCD позволяет практикующим врачам учитывать социальные и коммуникативные трудности, которые возникают в меньшей степени, чем у детей с аутизмом. [12] Расстройство социальной коммуникации отличается от аутизма отсутствием какой-либо истории (текущей или прошлой) ограниченных или повторяющихся моделей интересов или поведения при SPCD. [13]
История
[ редактировать ]В 1983 году Рэпин и Аллен предложили термин «семантическое прагматическое расстройство» для описания коммуникативного поведения детей с такими чертами, как патологическая болтливость, недостаточный доступ к словарному запасу и пониманию дискурса, нетипичный выбор терминов и неадекватные разговорные навыки. [14] Они обратились к группе детей с легкими аутистическими чертами и специфическими семантически-прагматическими языковыми проблемами. В конце 1990-х годов был предложен термин «прагматическое языковое нарушение» (ПЛИ). [15] [16]
Определение Рэпина и Аллена было расширено и уточнено терапевтами, которые включают коммуникативные расстройства, которые включают трудности в понимании значения слов, грамматики, синтаксиса, просодии, взгляда, языка тела, жестов или социального контекста. Хотя у детей-аутистов наблюдаются прагматические нарушения речи, этот тип коммуникативного расстройства также можно обнаружить у людей с другими типами расстройств, включая нарушения слуховой обработки , невропатии , энцефалопатии и некоторые генетические нарушения. [4]
До выпуска DSM-5 велись дебаты по поводу связи между семантико-прагматическим расстройством и аутистическим расстройством, поскольку клинический профиль семантико-прагматического расстройства часто наблюдается у детей с высокофункциональным аутизмом . [17] До того, как в DSM-5 SPCD был выделен в отдельный диагноз, людям с симптомами SPCD часто ставили диагноз « первазивное нарушение развития, не уточненное иначе» (PDD-NOS). [18]
Как упоминалось во введении, SPCD существует только с 2013 года. До того, как оно появилось как расстройство, SPCD мог относиться к РАС , PLI , DLD и т. д. Причина в том, что некоторые из этих расстройств включают проблемы с социальным общением. [19] Что касается нарушения речевого развития (ДРР), у людей с этим расстройством возникают проблемы с формой и содержанием языка, и, по-видимому, это не связано с развитием. [19] В социальной среде у DLD, похоже, было меньше трудностей, чем у SPCD. [19]
Что касается РАС, поведение РАС обычно включает в себя повторяющееся поведение. [20] которых обычно нет в SPCD. Это не означает, что SPCD не демонстрирует такого поведения. [20]
PLI, как правило, является расстройством, которое более характерно для SPCD, чем для других расстройств, поскольку оба расстройства сосредоточены на прагматических трудностях, с которыми сталкиваются люди с обоими расстройствами в речи. [21] В SPCD элемент социальной коммуникации отсутствует или неразвит, в отличие от PLI. [22]
Что касается конкретных языковых нарушений , между SCPD и PLI, как правило, есть много общего, но SLI занимается семантико-прагматическими проблемами. [22] Это означает, что некоторые проблемы попадают в семантико-прагматические проблемы, такие как необычный выбор слов, громкий и интересный разговор с самим собой, незатронутая фонология и синтаксис. [22]
См. также
[ редактировать ]- Алекситимия
- синдром Аспергера
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
- Высокофункциональный аутизм
- Невербальное расстройство обучения
- PDD не указано иное
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мэнди, Уильям (01 октября 2017 г.). «Оценка расстройства социальной коммуникации» . Журнал детской психологии и психиатрии . 58 (10): 1166–1175. дои : 10.1111/jcpp.12785 . hdl : 1983/7cc49c4c-6e32-4231-929e-b2efc8705b05 . ПМИД 28741680 . S2CID 33830045 .
- ^ Бэрд, Норбери, Г. и К.Ф. (2015). «Расстройства социального (прагматического) общения и расстройства аутистического спектра» . Архив болезней в детстве . 101 (8): 745–751. doi : 10.1136/archdischild-2014-306944 . ПМИД 26699538 . S2CID 10329682 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Норбери, Кортни Ф. (2014). «Обзор практикующего врача: концептуализация расстройств социального (прагматического) общения, доказательства и клинические последствия» . Журнал детской психологии и психиатрии . 55 (3): 204–216. дои : 10.1111/jcpp.12154 . ПМИД 24117874 .
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп, Дороти В.М.; Норбери, Кортни Фрейзер (октябрь 2002 г.). «Изучение границ аутистического расстройства и конкретных языковых нарушений: исследование с использованием стандартизированных диагностических инструментов» . Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин . 43 (7): 917–29. дои : 10.1111/1469-7610.00114 . ISSN 0021-9630 . ПМИД 12405479 . S2CID 21279403 – через APA PsycNet.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Норбери, Кортни (9 октября 2013 г.). «Обзор практикующего врача: концептуализация расстройств социального (прагматического) общения, доказательства и клинические последствия» . Журнал детской психологии и психиатрии . 55 (3): 204–16. дои : 10.1111/jcpp.12154 . ПМИД 24117874 .
- ^ Доказательная практика и аутизм в школах (2-е изд.). Рэнддольф, Массачусетс: Национальный центр аутизма. 2015. ISBN 978-0-9836494-5-8 .
- ^ Доказательная практика и аутизм в школах (2-е изд.). Рэнддольф, Массачусетс: Национальный центр аутизма. 2015. ISBN 978-0-9836494-5-8 .
- ^ «Расстройство социальных коммуникаций и способы его лечения» . Аутизм говорит . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Расстройство социальных коммуникаций и способы его лечения» . Аутизм говорит . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Волден, Джоан (22 октября 2002 г.). «Невербальная неспособность к обучению: что нужно знать SLP» . Лидер АША . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ «Расстройство социального (прагматического) общения» (PDF) . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ Маш, Эрик. (2016). Аномальная детская психология, 6e, 6-е издание . [Книжная полка VitalSource в Интернете]. Получено с https://cengagebrain.vitalsource.com/#/books/9781305445765/.
- ^ Американская психиатрическая ассоциация, изд. (2013). «Расстройство социального (прагматического) общения, 315,39 (F80,89)». Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание . Американское психиатрическое издание. стр. 47–49.
- ^ Рапин И. и Д. Аллен (1983). «Нарушения развития речи: нозологические соображения», У. Кирк (ред.), Нейропсихология языка, чтения и правописания (стр. 155–184). Академическая пресса.
- ^ Конти-Рамсден Г.; Н. Боттинг (1999). «Классификация детей со специфическими языковыми нарушениями: продольные соображения». Дж. Язык речи. Слышать. Рез . 42 (5): 1195–204. дои : 10.1044/jslhr.4205.1195 . ПМИД 10515515 .
- ^ Бишоп, DVM (2000), «Прагматические языковые нарушения: коррелят SLI, отдельная подгруппа или часть аутистического континуума?» В книге DVM Bishop и LB Leonard (ред.), « Речевые и языковые нарушения у детей: причины, характеристики, вмешательство и результат» (стр. 99–113). Хоув, Великобритания: Psychology Press.
- ^ Бишоп, DVM и Норбери, CF (2002). «Изучение границ аутистического расстройства и конкретных языковых нарушений: исследование с использованием стандартизированных диагностических инструментов» Журнал детской психиатрии, 43: 917–929. дои: 10.1111/1469-7610.00114 . [Онлайн-библиотека Уайли]. Получено с http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1469-7610.00114/full.
- ^ «Первазивное расстройство развития, не уточненное иначе (PDD NOS)» , Энциклопедия расстройств аутистического спектра , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer New York, 2013, стр. 2209, номер домена : 10.1007/978-1-4419-1698-3_101030 , ISBN 978-1-4419-1697-6 , получено 27 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Адамс, Кэтрин (2018). «Метапрагматическая эксплицитация и социальная атрибуция при расстройствах социальной коммуникации и нарушениях языкового развития: сравнительное исследование» . Журнал исследований речи, языка и слуха . 61 (3): 604–618. doi : 10.1044/2017_JSLHR-L-17-0026 . ПМИД 29471463 .
- ^ Суайнфорд, Лорен Б; Турм, Одри; Бэрд, Джиллиан; Уэтерби, Эми М; Сведо, Сьюзен (2014). «Расстройство социального (прагматического) общения: обзор исследований этой новой диагностической категории DSM-5» . Журнал расстройств нервного развития . 6 (1): 41. дои : 10.1186/1866-1955-6-41 . ПМЦ 4258293 . ПМИД 25484991 .
- ^ Перейти обратно: а б с Норбери, Кортни Ф (01 марта 2014 г.). «Обзор практикующего врача: концептуализация расстройств социальной коммуникации, доказательства и клинические последствия» . Журнал детской психологии и психиатрии . 55 (3): 204–216. дои : 10.1111/jcpp.12154 . ПМИД 24117874 .