Часть речи
В грамматике — часть речи или часть речи ( сокращенно . POS или PoS , также известная как класс слов) [ 1 ] или грамматическая категория [ 2 ] ) — категория слов (или, в более общем плане, лексических единиц ), имеющих схожие грамматические свойства. Слова, относящиеся к одной и той же части речи, обычно демонстрируют сходное синтаксическое поведение (они играют схожие роли в грамматической структуре предложений), иногда схожее морфологическое поведение, поскольку они подвергаются флексии для получения схожих свойств и даже схожего семантического поведения. Обычно перечисленными английскими частями речи являются существительное , глагол , прилагательное , наречие , местоимение , предлог , союз , междометие , числительное , артикль и определитель .
Другие термины, помимо части речи, — особенно в современных лингвистических классификациях, которые часто проводят более точные различия, чем это делает традиционная схема, — включают класс слов , лексический класс и лексическую категорию . Некоторые авторы ограничивают термин «лексическая категория» для обозначения только определенного типа синтаксической категории ; для них термин исключает те части речи, которые считаются служебными словами , например местоимения. термин «класс формы» , хотя он имеет различные противоречивые определения. Также используется [ 3 ] Классы слов можно классифицировать как открытые и закрытые : открытые классы (обычно включающие существительные, глаголы и прилагательные) постоянно приобретают новых членов, тогда как закрытые классы (такие как местоимения и союзы) приобретают новых членов нечасто, если вообще приобретают.
Почти во всех языках есть классы слов существительное и глагол, но помимо этих двух в разных языках существуют значительные различия. [ 4 ] Например:
- В японском языке есть целых три класса прилагательных , а в английском — один.
- В китайском , корейском , японском и вьетнамском языках есть класс именных классификаторов .
- Во многих языках не делается различия между прилагательными и наречиями или между прилагательными и глаголами (см. глагол в состоянии ).
Из-за такого разнообразия количества категорий и их идентифицирующих свойств анализ частей речи необходимо проводить для каждого отдельного языка. Тем не менее, ярлыки каждой категории присваиваются на основе универсальных критериев. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Классификация слов по лексическим категориям встречается с самых ранних моментов истории языкознания . [ 5 ]
Индия
[ редактировать ]В «Нирукте» , написанной в VI или V веке до нашей эры, санскритский грамматик Яска определил четыре основные категории слов: [ 6 ]
- नाम нама – существительное (включая прилагательное)
- Ахьята ахьята - глагол
- Префикс упасарга - предглагол или префикс
- निपात нипата – частица , неизменяемое слово (возможно, предлог )
Эти четыре были сгруппированы в два больших класса: изменяемые (существительные и глаголы) и неизменяемые (предглаголы и частицы).
что древняя работа по грамматике тамильского языка Утверждается , «Толкаппиям» была написана примерно во 2 веке нашей эры. [ 7 ] классифицирует тамильские слова как пеяр (பெயர்; существительное), винаи (வினை; глагол), идай (часть речи, которая изменяет отношения между глаголами и существительными) и ури (слово, которое дополнительно уточняет существительное или глагол). [ 8 ]
Западная традиция
[ редактировать ]Спустя столетие или два после работы Яски греческий ученый Платон написал в своем «Кратил» диалоге : «Я полагаю, что предложения представляют собой комбинацию глаголов [ rhêma ] и существительных [ onoma ]». [ 9 ] Аристотель добавил еще один класс, «союз» [ sýndesmos ], в который вошли не только слова, известные сегодня как союзы , но и другие части (толкования различаются; в одной интерпретации это местоимения , предлоги и артикль ). [ 10 ]
К концу 2-го века до нашей эры грамматисты расширили эту классификационную схему на восемь категорий, представленных в «Искусстве грамматики» , приписываемом Дионисию Фраксу : [ 11 ]
- «Имя» ( ónoma ) переводится как « Существительное »: часть речи, склоняющаяся по падежу , обозначающая конкретную или абстрактную сущность. Он включает в себя различные виды, такие как существительные , прилагательные , имена собственные, наименования, собирательные, порядковые, числительные и многое другое. [ 12 ]
- Глагол ( rhêma ): часть речи без падежного изменения, но склоняющаяся по времени , лицу и числу , обозначающая действие или процесс, выполняемый или претерпеваемый.
- Причастие ( метох ): часть речи, разделяющая черты глагола и существительного.
- Артикль ( árthron ): склоняемая часть речи, включающая не только определенный артикль, но и основное относительное местоимение.
- Местоимение ( антонимия ): часть речи, заменяющая существительное и обозначающая человека.
- Предлог ( протез ): часть речи, стоящая перед другими словами по составу и синтаксису.
- Наречие ( epírrēma ): часть речи без изменения, в модификации или в дополнение к глаголу, прилагательному, пункту, предложению или другому наречию.
- Союз ( sýndesmos ): часть речи, связывающая речь и заполняющая пробелы в ее интерпретации.
Видно, что эти части речи определяются по морфологическим , синтаксическим и семантическим критериям.
Латинский латинском грамматист Присциан ( ок. 500 г. н. э.) модифицировал вышеуказанную восьмичленную систему, исключив «артикль» (поскольку в языке , в отличие от греческого, нет артиклей), но добавив « междометие ». [ 13 ] [ 14 ]
Латинскими названиями частей речи, от которых произошли соответствующие современные английские термины, были nomen , verbum , participium , pronomen , praepositio , adverbium , conjunctio и interjectio . Категория номен включала существительные ( nomen substantivum , соответствующие тому, что сегодня в английском языке называется существительными), прилагательные (nomen adjectivum) и числительные (nomen numerale) . Это отражено в старой английской терминологии: существительное существительное , существительное прилагательное и существительное числительное . Позже [ 15 ] прилагательные стали отдельным классом, как это часто бывает с числительными, а английское слово существительное стало применяться только к существительным.
Классификация
[ редактировать ]Работы по английской грамматике в целом следуют образцу европейской традиции, описанному выше, за исключением того, что причастия теперь обычно рассматриваются как формы глаголов, а не как отдельная часть речи, а числительные часто объединяются с другими частями речи: существительными ( кардинальный числительные , например, «один», и собирательные числительные , например, «дюжина»), прилагательные ( порядковые числительные , например, «первый», и множитель числительные , например, «одиночный») и наречия ( мультипликативные числительные , например, «однажды», и распределительные числительные , например, «единственно»). Обычно выделяют восемь или девять частей речи:
- существительное
- глагол
- прилагательное
- наречие
- местоимение
- предлог
- соединение
- междометие
- определитель
Некоторые традиционные классификации считают артикли прилагательными, образуя восемь частей речи, а не девять. В некоторых современных классификациях помимо этих определяются и другие классы. Для обсуждения см. разделы ниже.
Кроме того, существуют и другие части речи, включая частицы ( да , нет ). [ а ] и послелоги ( несмотря ) , на это хотя в этих категориях гораздо меньше слов.
Приведенная ниже классификация или ее небольшие расширения до сих пор используются в большинстве словарей :
- Существительное (имена)
- слово или лексический элемент, обозначающий любую абстрактную (абстрактное существительное: например, дом ) или конкретную сущность (конкретное существительное: например, дом ); человек ( полицейский , Майкл ), место ( береговая линия , Лондон ), вещь ( галстук , телевизор ), идея ( счастье ) или качество ( храбрость ). Существительные также можно классифицировать как исчисляемые и неисчисляемые существительные ; некоторые могут принадлежать к любой категории. Самая распространенная часть речи; их называют называющими словами.
- Местоимение (заменяет или ставит заново)
- заменитель существительного или именной группы ( их, он ). Местоимения делают предложения короче и понятнее, поскольку заменяют существительные.
- Прилагательное (описывает, ограничивает)
- модификатор существительного или местоимения ( большой, храбрый ). Прилагательные уточняют значение другого слова (существительного).
- Глагол (указывает действие или бытие)
- слово, обозначающее действие ( прогулка ), явление ( случиться ) или состояние бытия ( быть ). Без глагола группа слов не может быть предложением или предложением.
- Наречие (описывает, ограничивает)
- модификатор прилагательного, глагола или другого наречия ( очень, вполне ). Наречия делают речь более точной.
- Предлог (относится)
- слово, которое связывает слова друг с другом во фразе или предложении и помогает в синтаксическом контексте ( в, из ). Предлоги показывают связь существительного или местоимения с другим словом в предложении.
- Союз (соединяет)
- синтаксический соединитель; связывает слова, фразы или предложения ( и, но ). Союзы соединяют слова или группы слов.
- Междометие (выражает чувства и эмоции)
- эмоциональное приветствие или восклицание ( Увы, увы ). Междометия выражают сильные чувства и эмоции.
- Статья (описывает, ограничивает)
- грамматический признак определенности ( the ) или неопределенности ( a, an ). Артикль не всегда указывается отдельно как собственная часть речи. Некоторые грамматики считают его разновидностью прилагательного. [ 16 ] термин « определитель » (более широкий класс). или иногда используется
Английские слова обычно не помечаются как принадлежащие к той или иной части речи; это контрастирует со многими другими европейскими языками, в которых словоизменение используется более широко, а это означает, что данную словоформу часто можно идентифицировать как принадлежащую к определенной части речи и имеющую определенные дополнительные грамматические свойства . В английском языке большинство слов не склоняются, а существующие изменяемые окончания в основном неоднозначны: -ed может обозначать глагольное прошедшее время, причастие или полностью прилагательную форму; -s может обозначать существительное во множественном числе, притяжательное существительное или форму глагола в настоящем времени; -ing может обозначать причастие, герундий , чистое прилагательное или существительное. Хотя -ly является частым маркером наречия, некоторые наречия (например , завтра , быстро , очень ) не имеют этого окончания, в то время как многие прилагательные его имеют (например , дружелюбный , уродливый , милый ), как и случайные слова в других частях речи ( например , желе , летать , полагаться ).
Многие английские слова могут принадлежать более чем к одной части речи. Такие слова, как «ржать» , «перерыв », «преступник» , «лазер» , «микроволновая печь » и «телефон» могут быть либо глаголами, либо существительными. В определенных обстоятельствах даже слова с преимущественно грамматическими функциями могут использоваться как глаголы или существительные, например: «Мы должны смотреть на то, как , а не только на то, почему ». Процесс, в результате которого слово начинает использоваться как другая часть речи, называется конверсией или нулевой деривацией.
Функциональная классификация
[ редактировать ]Лингвисты признают, что приведенный выше список из восьми или девяти классов слов радикально упрощен. [ 17 ] Например, «наречие» — это в некоторой степени универсальный класс, включающий слова с множеством различных функций. Некоторые даже утверждают, что самые основные различия между категориями существительных и глаголов необоснованны. [ 18 ] или неприменимо к определенным языкам. [ 19 ] [ 20 ] Современные лингвисты предложили множество различных схем, согласно которым слова английского или других языков помещаются в более конкретные категории и подкатегории на основе более точного понимания их грамматических функций.
Общий набор лексических категорий, определяемый функцией, может включать следующее (не все из них обязательно будут применимы к данному языку):
- Категории, которые обычно являются открытыми занятиями :
- прилагательные
- наречия
- существительные
- глаголы (кроме вспомогательных глаголов)
- междометия
- Категории, которые обычно являются закрытыми занятиями:
- вспомогательные глаголы
- обложки
- союзы
- определители ( артикли , кванторы , указательные и притяжательные падежи )
- измерять слова или классификаторы
- присоединения (предлоги, послелоги и придатки)
- предглаголы
- местоимения
- кардинальные числительные
- частицы
Внутри данной категории подгруппы слов могут быть идентифицированы на основе более точных грамматических свойств. Например, глаголы могут быть определены в соответствии с количеством и типом дополнений или других дополнений , которые они принимают. Это называется субкатегоризацией .
Многие современные описания грамматики включают не только лексические категории или классы слов, но и фразовые категории , используемые для классификации словосочетаний , в смысле групп слов, образующих единицы, имеющие определенные грамматические функции. Фразовые категории могут включать именные фразы (NP), глагольные фразы (VP) и так далее. Лексические и фразовые категории вместе называются синтаксическими категориями .
Открытые и закрытые занятия
[ редактировать ]Классы слов могут быть открытыми или закрытыми. Открытый класс — это тот, который обычно допускает добавление новых слов, тогда как закрытый класс — это тот, в который новые элементы добавляются очень редко. Открытые классы обычно содержат большое количество слов, тогда как закрытые классы намного меньше. Типичными открытыми классами, встречающимися в английском и многих других языках, являются существительные , глаголы (за исключением вспомогательных глаголов , если они рассматриваются как отдельный класс), прилагательные , наречия и междометия . Идеофоны часто представляют собой открытый класс, хотя и менее знакомый англоговорящим. [ 21 ] [ 22 ] [ б ] и часто открыты для одноразовых слов . Типичными закрытыми классами являются предлоги (или послелоги), определители , союзы и местоимения . [ 24 ]
Различие между открытым и закрытым связано с различием между лексическими и функциональными категориями , а также с различием между содержательными и служебными словами , и некоторые авторы считают их тождественными, но связь не является строгой. Открытые классы обычно представляют собой лексические категории в более строгом смысле слова, содержащие слова с большим семантическим содержанием. [ 25 ] тогда как закрытые классы обычно представляют собой функциональные категории, состоящие из слов, выполняющих по существу грамматические функции. Это не универсально: во многих языках глаголы и прилагательные [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Это закрытые классы, обычно состоящие из небольшого числа членов, и в японском языке образование новых местоимений из существующих существительных относительно распространено, хотя в какой степени они образуют отдельный класс слов, обсуждается.
Слова добавляются в открытые классы посредством таких процессов, как соединение , деривация , чеканка и заимствование . Когда в результате такого процесса добавляется новое слово, его впоследствии можно использовать в предложениях грамматически так же, как и другие слова этого класса. [ 29 ] Закрытый класс может получать новые предметы посредством тех же процессов, но такие изменения происходят гораздо реже и занимают гораздо больше времени. Закрытый класс обычно рассматривается как часть основного языка и не подлежит изменению. В английском языке, например, в язык постоянно добавляются новые существительные, глаголы и т. д. (в том числе в результате обычного процесса глаголизации и других типов преобразования , когда существующее слово используется в другой части речи). Однако очень необычно, например, чтобы новое местоимение было принято в языке, даже в тех случаях, когда может возникнуть потребность в нем, как в случае с гендерно-нейтральными местоимениями .
Открытый или закрытый статус классов слов варьируется в зависимости от языка, даже если предположить, что соответствующие классы слов существуют. Наиболее заметно то, что во многих языках глаголы и прилагательные образуют закрытые классы содержательных слов. Крайний пример можно найти в джингулу , в котором всего три глагола, в то время как даже в современном индоевропейском персидском языке имеется не более нескольких сотен простых глаголов, значительная часть которых архаична. (Около двадцати персидских глаголов используются в качестве легких глаголов для образования сложных слов; отсутствие лексических глаголов характерно и для других иранских языков.) Японский язык аналогичен, в нем мало лексических глаголов. [ 30 ] Баскские глаголы также представляют собой закрытый класс, в котором подавляющее большинство глагольных значений выражено иносказательно.
В японском языке глаголы и прилагательные представляют собой закрытые классы. [ 31 ] хотя они довольно большие, около 700 прилагательных, [ 32 ] [ 33 ] и глаголы в последние годы немного открылись. Японские прилагательные тесно связаны с глаголами (например, они могут предсказывать предложение). Новые глагольные значения почти всегда выражаются иносказательно путем добавления суру ( する ) к существительному, как в ундо суру ( 運動する , (делать) упражнения делать , ) с суффиксом -на ( 〜な ), когда прилагательное существительное изменяет именное словосочетание, как в hen-na ojisan ( 変なおじさん , странный человек ) Закрытость глаголов в последние годы ослабла, и в некоторых случаях новые глаголы создаются путем добавления -ru ( 〜る ) к существительному или использования его для замены конца слова. В основном это заимствованные слова в повседневной речи, причем наиболее устоявшимся примером является сабо-ру ( сабо-ру , вырезать класс; играть на прогулке) , от sabotāju ( саботаж , саботаж ). [ 34 ] Помимо этого недавнего нововведения, огромный вклад китайско-японской лексики был почти полностью заимствован в виде существительных (часто отглагольных существительных или прилагательных). Другие языки, в которых прилагательные относятся к закрытому классу, включают суахили, [ 28 ] Бемба и английский
Напротив, японские местоимения представляют собой открытый класс, и существительные с некоторой частотой используются в качестве местоимений; недавний пример — джибун ( 自分 , «сам») , который сейчас используется некоторыми как местоимение первого лица. Статус японских местоимений как отдельного класса оспаривается, однако некоторые считают, что это всего лишь использование существительных, а не отдельный класс. Похожая ситуация обстоит и в языках Юго-Восточной Азии, включая тайский и лаосский, в которых, как и в японском, местоимения и обращения значительно различаются в зависимости от относительного социального положения и уважения. [ 35 ]
Однако некоторые классы слов универсально закрыты, включая указательные и вопросительные слова. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Да и нет иногда классифицируются как междометия.
- ^ Идеофоны не всегда образуют единый грамматический класс слов, и их классификация варьируется в зависимости от языка, иногда разделяясь на другие классы слов. Скорее, они представляют собой фоносемантический класс слов, основанный на деривации, но могут считаться частью категории «экспрессивные средства». [ 21 ] которые, таким образом, часто образуют открытый класс из-за производительности идеофонов. Далее, «[в] подавляющем большинстве случаев идеофоны выполняют наречие и тесно связаны с глаголами». [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райкхофф, Январь (2007). «Классы слов». Язык и лингвистический компас . 1 (6). Уайли: 709–726. дои : 10.1111/j.1749-818x.2007.00030.x . ISSN 1749-818X . S2CID 5404720 .
- ^ Пейн, Томас Э. (1997). Описание морфосинтаксиса: руководство для профессиональных лингвистов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511805066 .
- ^ Джон Лайонс, Семантика , CUP 1977, стр. 424.
- ^ Jump up to: а б Крюгер, Пол (2005). Анализ грамматики: введение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 35. ISBN 978-0-521-01653-7 .
- ^ Робинс Р.Х. (1989). Общая лингвистика (4-е изд.). Лондон: Лонгман.
- ^ Бимал Кришна Матилал (1990). Слово и мир: вклад Индии в изучение языка (глава 3) .
- ^ Махадеван, И. (2014). Ранняя тамильская эпиграфика - от древнейших времен до шестого века нашей эры, 2-е издание . п. 271.
- ^ Илаккуванар С (1994). Толкаппиям на английском языке с критическими исследованиями (2-е изд.). Образовательное издательство.
- ^ Кратил 431б
- ^ Риторика, поэтика и Никомахова этика Аристотеля , перевод Томаса Тейлора, Лондон 1811, стр. 179.
- ^ Дионисий Фракс . искусство грамматики (11. О слове). Архивировано 15 марта 2015 г. в Wayback Machine :
- слова являются, по крайней мере, частью синтаксического дискурса.
разум — это также прозаическое словесное произведение самозаявляющего интеллекта.
А частей речи восемь: имя, речь,
причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз. ибо заступничество как вид именуется этим именем. - Слово – это мельчайшая часть организованной речи.
Речь – это сочетание обычного слова для выражения законченной мысли.
Класс слова состоит из восьми категорий: существительное, глагол,
причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз. Имя нарицательное по форме относится к существительным.
- слова являются, по крайней мере, частью синтаксического дискурса.
- ↑ Термин « онома » у Дионисия Фракса , 14. Искусство грамматики, Περὶ ὀνοματος Архивировано 10 сентября 2022 г. в Wayback Machine , перевод Томаса Дэвидсона, О существительном. Архивировано 4 августа 2020 г. в Wayback Machine.
- и такого рода вещи предицируются: во-первых, предложные, прилагательные, к тому, что они имеют, как к тому, что они имеют, омонимичные, синонимические, омонимные, омонимичные, этнические, вопросительные, инфинитивные, референциальные, так называемые сравнительные, указательные и контрфактическое, краткое изложение, причастие, всеобъемлющий, окончательный, общий, действительный, регулярный, арифметический, окончательный, переходный.
- также называемые видами : собственный, аппеллятивный, прилагательный, относительный, квазиотносительный, омоним, синоним, фероним, дионим, эпоним, национальный, вопросительный, неопределенный, анафорический (также называемый ассимилятивным, демонстративным и ретрибутивным), коллективный, распределительный, инклюзивный, звукоподражательное, общее, специальное, порядковое, числительное, соучаствующее, самостоятельное.
- ^ Квинтилиана [penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Quintilian/Institutio_Oratoria/1B*.html Этот перевод Institutio Oratoria гласит: «Наш собственный язык (примечание: т.е. латынь) обходится без артиклей (примечание: латынь) не имеет артиклей), которые поэтому распределены по остальным частям речи, но к уже упомянутым необходимо добавить междометия».]
- ^ «Квинтилиан: Institutio Oratoria I» . Архивировано из оригинала 20 января 2012 г. Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ См., например, Бозе, Николя, Grammaire générale, ou exposition raisonnée des éléments necessaire du langage (Париж, 1767 г.), а ранее Якоб Редингер, Comeniana Grammatica Primae Classi Franckenthalensis Latinae Scholae destinata ... (1659 г., на немецком и латыни).
- ^ Оксфордский словарь английской грамматики Баса Аартса, Сильвии Чалкер и Эдмунда Вейна. ОУП Оксфорд, 2014. Стр. 35.
- ^ Цвики, Арнольд (30 марта 2006 г.). «Какая часть речи — «то » ? Языковой журнал . Архивировано из оригинала 27 декабря 2009 года . Проверено 26 декабря 2009 г.
...школьная традиция о частях речи настолько обеднела
- ^ Хоппер, П; Томпсон, С. (1985). «Иконичность универсальных категорий «существительное» и «глаголы» ». В Джоне Хеймане (ред.). Типологические исследования языка: иконичность и синтаксис . Том. 6. Амстердам: Издательство Джона Бенджамина. стр. 151–183.
- ^ Лони, Мишель (1994). Омнипредикативная грамматика: очерк морфосинтаксиса классического науатля . Париж: издания CNRS.
- ^ Брошарт, Юрген (1997). «Почему Тонга делает это по-другому: категориальные различия в языке без существительных и глаголов». Лингвистическая типология . 1 (2): 123–165. дои : 10.1515/лити.1997.1.2.123 . S2CID 121039930 .
- ^ Jump up to: а б Искусство грамматики: Практическое руководство, Александра Ю. Айхенвальд, с. 99
- ^ Г. Такер Чайлдс, «Африканские идеофоны», в «Звуковом символизме», стр. 179
- ^ Г. Такер Чайлдс, «Африканские идеофоны», в «Звуковом символизме», стр. 181
- ^ «Образец записи: Функциональные слова / Энциклопедия лингвистики» . Архивировано из оригинала 30 августа 2018 г. Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Карни, Эндрю (2012). Синтаксис: генеративное введение . Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл. стр. 51–52. ISBN 978-0-470-65531-3 .
- ^ Диксон, Роберт М.В. (1977). «Куда делись все прилагательные?». Исследования по языку . 1 :19–80. дои : 10.1075/sl.1.1.04dix .
- ^ Классы прилагательных: межлингвистическая типология, Роберт М.В. Диксон , Александра Ю. Айхенвальд, ОУП Оксфорд, 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Искусство грамматики: Практическое руководство, Александра Ю. Айхенвальд, с. 97
- ^ Хофф, Эрика (2014). Языковое развитие . Бельмонт, Калифорния: Cengage Learning. п. 171. ИСБН 978-1-133-93909-2 .
- ^ Категориальные особенности: порождающая теория категорий классов слов, Выпуск, Февос (4 декабря 2014 г.). п. 54 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316194638 .
- ^ Диксон 1977 , с. 48.
- ^ Типология прилагательного предикации, Гарри Ветцер, с. 311
- ^ Искусство грамматики: Практическое руководство, Александра Ю. Айхенвальд, с. 96
- ^ Адам (18 июля 2011 г.). «Посвящение る(ru), Волшебному вербификатору» . Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Искусство грамматики: Практическое руководство, Александра Ю. Айхенвальд, с. 98