Филипп Базирон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2012 г. ) |
Филипп Базирон ( Филиппон де Бурж ) (ок. 1449 — незадолго до 31 мая 1491) — французский композитор, певец и органист эпохи Возрождения . Он был выдающимся композитором-новатором конца 15 века, получившим высокую оценку многих современников.
Жизнь
[ редактировать ]Вероятно, он родился в Бурже и получил там свое раннее образование, став певчим в Сент-Шапель де Бурж при королевском дворце (ныне Отель префектуры дю Шер ) в октябре 1458 года вместе с его брат Пьеррон. В период с октября 1458 года по 31 марта 1459 года братья были переданы на попечение Жана Годье , а в 1462 году композитор Гийом Фог на короткое время стал magister puerorum (руководителем певчих); возможно, он оказал формирующее влияние на молодого Филиппа. Музыкальные способности мальчика были настолько выдающимися, что в 1462 году ему купили клавикорд , что является чрезвычайно редким явлением для певчего 12–13 лет. Окегем также посетил Бурж в том же году, но неизвестно, познакомился ли мальчик с ним; однако влияние и, возможно, дружба композитора старшего возраста стала очевидна позже.
В 1464 году он уже занимал авторитетное положение, поскольку на него была возложена ответственность за музыкальное обучение других мальчиков. В 1466 году он стал хоральным викарием, а 5 февраля 1469 года сам стал magister puerorum .
Его пребывание на посту руководителя певчих было непростым; несколько раз руководство часовни делало ему выговор за то, что он не смог уберечь своих подопечных от неприятностей. Однако он был первым человеком, занявшим эту должность в течение пяти лет; за предыдущие три года не менее пяти отдельных человек пытались, но не смогли сохранить неуправляемый хор. В 1474 году он покинул Сент-Шапель, но обстоятельства неизвестны. Его преемником стал Франсуа Можи .
Где-то до 1490 года он вернулся в Сент-Шапель, но поскольку все записи из часовни между 1476 и 1486 годами утеряны, точную дату определить невозможно. Басирон был викарием соседней церкви в 1490 году и должен был умереть незадолго до 31 мая 1491 года, поскольку в этот день его бенефициар перешел к брату.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Музыка Базирона получила широкое распространение в Европе и получила высокую оценку современников. Кроме того, он был не по годам развитым: многие из его шансонов были написаны еще подростком, и, вероятно, большая часть его ранней музыки была утеряна. Всего сохранилось четыре мессы, три мотета и шесть шансонов, а также одна месса, авторство которой неизвестно.
Стилистически музыка Basiron напоминает музыку Окегема и во многих отношениях является новаторской. Он использовал последовательное повторение и, возможно, был первым композитором, написавшим произведение, в котором имитация была основным структурным приемом от начала до конца ( Regin celi ). Он также был способен создавать длинные движения, сопоставляя фрагменты различной текстуры, но без разобщения; его Месса де Франца - самый известный пример. Эрколе I д'Эсте , герцог Феррары , услышал о славе Базирона и попросил, чтобы его Missa l'homme Armé ему прислали .
Элой д'Амерваль упомянул Базирона в 1508 году как среди «20 великих композиторов 15 века»; и Пьер Мулю , и теоретик Гаффуриус высоко оценили его; и, что наиболее известно, поэт Гийом Кретен в своей книге «Скорбь о трепе Жана Окегема » включил Базирона в число сладко поющих ангелов на небесах, приветствующих Окегема присоединиться к ним.
Работает
[ редактировать ]Массы
[ редактировать ]- Месса Франции (4вв);
- Мисса Вооруженный (упоминается как новый состав 24 марта 1484 г. в Ферраре) (4вв);
- Мисса Царица Небесная (4вв);
- Missa тетради pladis (утеряна; описана Франхином Гаффуриусом ) (озвучка неизвестна)
Масса (приписывается)
[ редактировать ]- Missa D'un другой биттер (4вв)
Противоположное
[ редактировать ]- Неприкосновенный целый и целомудренный (4вв);
- Regina celi (4vv);
- Salve Regina (4vv) (также ошибочно приписывается Иоганнесу Окегему ).
Песни
[ редактировать ]- У меня больше нет сил радоваться (3вв) (Рондо);
- D'ung aultre amer I (4vv) (использует в теноре "L'homme Armé");
- Еще одна горькая нота II (4vv);
- Я это хорошо знаю (3вв) (Рондо);
- Nul ne l'a tele (3vv) (Бержеретта, по мотивам «Je ne viz onques la pareille» Гийома Дюфе , Жиля Беншуа или Антуана Бюснуа );
- Я так сильно хочу (3вв) (Рондо).
Запись
[ редактировать ]- 1996 — О, Фландрия, свободная. Музыка фламандского Возрождения: Окегем , Жокен , Сусато , Де ла Рю . Капилла Фламенка . Аламир LUB 03, Наксос 8.554516.
Ссылки
[ редактировать ]- Джеффри Дин: «Филипп Базирон», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 13 сентября 2005 г.), (доступ по подписке)
- Хиггинс, Паула (январь – апрель 1990 г.). «Прослеживание карьеры композиторов позднего средневековья: случай Филиппа Базирона Буржского». Acta Musicologica . 62 (Класс. 1): 1–28. дои : 10.2307/932825 . JSTOR 932825 .
- Мартин Пикер, «Филипп Базирон», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4