Иоганн Хаслер
Иоганн Хаслер (родился в 1548 году, умер после 1602 года), также известный как Хаслерус , был швейцарским теологом и врачом 16-го века. Он известен своим сотрудничеством с группой антитринитаристов , включая Иоганна Сильвана и Адама Нойзера , а также развитием концепции Галена о тепле и холоде в идею шкалы температуры .
Биография
[ редактировать ]Иоганн Хаслер родился в декабре 1548 года Обердисбахе в кантоне Берн в . После посещения муниципальной школы он учился в Базельском университете (1565–1568), а затем в Гейдельбергском университете , куда прибыл летом 1568 года. Находясь в Гейдельберге, он общался с Томасом Эрастом и Иоганном Сильваном . Его помощь Сильвану, в том числе работа курьером и расшифровка рукописей, привела к его аресту и заключению в тюрьму в 1570 году по подозрению в соучастии. Поскольку было установлено, что он действовал по незнанию, его отозвали в Берн, где он дал письменное признание и получил предупреждение. Позже Сильван был казнен за ересь.
Хаслер продолжил учебу в Лозанне и Лейпциге , куда он поступил в 1571 году. Во время его пребывания в Лейпциге поступали сообщения о том, что он путешествовал в Польшу с группой студентов. Это привело к подозрению, что он планировал бежать в Трансильванию , где базировалось множество радикалов. Однако он вернулся в Лейпциг, а затем заявил о своем намерении перейти от теологии к медицине. он перешел в Страсбургский университет Летом 1574 года . Находясь в Страсбурге, Хаслер выпустил свою первую опубликованную работу Aphorismi Thetici Aristotelei , диссертацию, в которой была предпринята попытка синтеза философии и теологии, разума и откровения. Хотя вскоре после этого он получил ученую степень, были высказаны сомнения относительно богословских взглядов, выраженных в работе. Хаслер ответил в письменной форме, защищая свою работу, в результате чего его допросили в тюрьме в августе 1575 года, хотя частью его преступления была публикация работы без разрешения цензора. Хаслер согласился отказаться от любых предположений о том, что Священные Писания не являются единственным источником откровений, и был освобожден из тюрьмы. После этого ему пришлось вернуться в Берн.
В течение следующих нескольких лет он провел время во Фрайбурге , где получил степень доктора медицины, в Литве в качестве семейного наставника и в Аугсбурге , где в 1578 году были опубликованы две его следующие важные работы: De Logistica Medica и Tabula aphoristica. В 1582 году он вернулся в Берне, где он был назначен муниципальным врачом ( Stadtarzt ). Несмотря на медицинское образование, у него, судя по всему, было мало опыта в практической медицине, и он перевелся на должность в университете. Он женился в Берне и в период с 1583 по 1590 год у него было как минимум четверо детей. За этот период он написал несколько работ по практической астрологии. Он покинул Берн в 1593 году после конфликта внутри университета, вероятно, вернувшись в Литву. Обстоятельства и дата его смерти неизвестны. [ 1 ]
Теология и философия
[ редактировать ]Хаслер явно мог быть трудным и спорным человеком. В письме Томаса Эраста в 1574 году отмечается, что «его высокомерие и амбиции давали повод для беспокойства» и что он был «способен защищать любую сторону спора, которая ему нравилась». [ 2 ] Но хотя он несколько раз попадал под подозрение, никогда не было достаточных доказательств серьезных отклонений от ортодоксальности лютеранского истеблишмента в Берне, и в целом он сохранял поддержку отцов города, которые спонсировали его обучение.
Самый важный спор разгорелся по поводу «Афоризмов» 1574–1575 годов, в которых рассматривались аргументы в пользу естественного познания Бога (включая учение о Троице ), основанные на «Метафизике» Аристотеля . Он утверждал, что «комментарии Аристотеля о вечности мира на самом деле были выводом из идеи Перводвигателя как вечной причинности. На этой основе можно было обрисовать атрибуты Бога, все из которых можно было вывести из простых и неделимая природа божественной сущности». [ 3 ] Его критиковали за утверждение, что философию следует использовать для смягчения религии, что подразумевало, что божественное откровение в Священных Писаниях не является достаточной основой для теологии. Это можно было расценить как посягательство на авторитет церкви, и он был вынужден отречься. Его решение сменить сферу деятельности на медицину было принято еще до этого спора, но оно привело его на более безопасную территорию.
Медицина и наука
[ редактировать ]
Медицинская теория Галена использовала идею четырех жидкостей (земля, воздух, огонь и вода), характеризующихся четырьмя качествами (влажность, сухость, теплота, холод), связанных как земля: сухость, холод; воздух: влажный, теплый; огонь: сухой, теплый; вода: влажная, холодная. Хаслер вслед за Галеном рассматривал темперамент (ср. температуру) как важную характеристику как человека, так и лекарств. Гален экспериментировал со смешиванием кипящей воды и льда, чтобы установить «нейтральную» температуру, и установил четыре градуса холода и четыре градуса тепла по обе стороны от этой нейтральной нулевой точки. Эта формулировка по-прежнему рассматривала тепло и холод как отдельные, противоположные сущности. Хаслер увидел, что девять точек модели Галена можно объединить в единую шкалу от 1 (самый холодный) до 9 (самый жаркий).

Термометр со шкалой 1–9 был описан в 1624 году. [ 4 ]
Он также выровнял свою температурную шкалу 1–9 с широтой: один конец шкалы соответствовал горячему экватору, а другой конец — холодной Арктике, как показано на репродукции справа. [ 5 ] На диаграмме показано, что аналогичный масштаб применяется и к влажности. Похоже, что Хаслер рассматривал основные шкалы как непрерывные - это подразумевается как отображением широты, так и представлением более подробных, разделенных на части версий шкал.
Работы Хаслера также включали подробные каталоги медицинских веществ, классифицированных по их свойствам температуры и влажности, а также астрологические календари.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Биографические подробности Иоганна Хаслера приведены в статье Берчилля 1989 года, где он цитирует первоисточники (в основном в архивах Берна), а также более ранние публикации о жизни Хаслера. Дополнительные подробности, в частности о споре в Страсбурге, можно найти у Берчилла (1988). Петшик и Генни (1993) дают отчет с точки зрения польских и литовских связей.
- ^ Томас ЭРАСТУС. письмо Генриху Буллингеру, Гейдельберг, 10 мая 1574 г. Цитируется Берчиллем (1989), стр. 197.
- ^ См. Берчилль (1989), стр. 213.
- ^ См. Лерешон (1629), стр. 116; Тейлор (1942) Рис. 12, стр. 151; Хеффер (2004). Первое издание книги Лерешона датируется 1624 годом.
- ^ См. Тейлор (1942); Кантровитц и Моран (2012 г.); Райт и Маковяк (2016)
Ссылки
[ редактировать ]- Лерешон, Жан (1629), Математический отдых , Пон-а-Муссон : Жан Аппье Ханзеле
- Тейлор, Шервуд Ф. (1942), «Происхождение термометра», Annals of Science , 5 (2): 129–156, doi : 10.1080/00033794200201401.
- Берчилл, Кристофер Дж. (1988), «Аристотель и Троица: Дело Иоганна Хаслера в Страсбурге 1574–1575» , Archiv für Reformationsgeschichte , 79 : 282–310, doi : 10.14315/arg-1988 , SjCID4 170412159
- Берчилл, Кристофер Дж. (1989), Гейдельбергские антитринитаристы: Иоганн Сильван, Адам Нойзер, Маттиас Ве, Джейкоб Сутер, Иоганн Хаслер (PDF) , Баден-Баден : Валентин Кернер
- Кантровитц, Джозеф; Моран, Джеффри Б. (1989), Открытие термодинамики , Нью-Йорк : Розен
- Петршик, Здислав; Генни, Чарльз А. (1993), «Антитринитарии Королевства Польского и Великого Княжества Литовского; Страсбург в 1538–1621 годах», Бюллетень Общества истории французского протестантизма , 139 : 235–354, JSTOR 24297120
- Хеффер, Альбрехт (2004). «Récréations Mathématiques (1624 г.) Исследование его авторства, источников и влияния» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 ноября 2017 г. Проверено 7 ноября 2017 г.
- Райт, Уильям Ф.; Маковиак, Филип А. (2016), «Происхождение, эволюция и клиническое применение термометра», Американский журнал медицинских наук , 351 (5): 526–534, doi : 10.1016/j.amjms.2015.11.019 , ПМИД 27140714 , S2CID 10718829
Работы Иоганна Хаслера
[ редактировать ]- Aphorismi Thetici Aristotelei (Страсбург. 1575).
- De Logistica Medica Проблематис Новем (Аугсбург, 1578 г.).
- Tabula aphoristica (Аугсбург, 1578 г.).
- Счастливая практика 1588 года (Клуж, 1588).
- Астрологическая практика 1590-х годов (Базель, 1590).
- Парадокс лет мира от сотворения мира до Иисуса Христа (Вильнюс, 1596 г.).
- О бегстве и предотвращении мора (Вильнюс, 1602 г.).
- Декларация в «Тетических афоризмах» Аристотеля, Archives du Chapitre Saint-Thomas, Страсбург 354/38, 245–395.
- Две таблицы астрологических тезисов, Stadtbibliothek Bern, MS Inc. В. 174
- Апологетическое исповедание Пресвятой Троицы. Archives du Chapitre Saint-Thomas, Страсбург 354/48, 419–422.