Псевданор
Псевданор ( греч . Ψευδάνωρ pseudo- + anēr «ложный человек», метафорически «женоподобный мужчина») — македонский эпитет , применяемый к Дионису . Другими македонскими именами бога были Агриос (Ἄγριος). [ 1 ] «дикий» (как бог сельской местности) и Эриккриптос (Ἐρίκρυπτος) «полностью скрытый» (как бог, скрытый от бешеных женщин, бродящих по сельской местности куротрофосом Кала Теа , Прекрасной Богиней, и воспитанный девочкой: переход к псевдонор ).
Все приведенные выше имена Диониса засвидетельствованы в четырех надписях из Берои ок. 248–264 гг. н.э. [ 2 ] Однако история Псевданора , безусловно, была намного старше. Македонский Полиэн историк : рассказывает об мифе этиологическом
Во время правления Аргея иллирийские под предводительством Галавра вторглись в таулантии Македонию. Аргей, силы которого были очень малы, приказал македонским девам (партеноям) по мере продвижения врага показать себя с горы Эребея (Ἐρέβοια). Соответственно, они так и сделали; и многочисленной толпой они посыпались вниз, покрытые венками и размахивая тирсами вместо копий. Галавр, устрашенный количеством тех, кого вместо женщин он считал мужчинами, подал сигнал отступления; после чего таулантийцы, бросив свое оружие и все, что могло задержать их бегство, бросились в поспешное бегство. Аргей, одержав таким образом победу без опасности сражения, воздвиг храм Диониса Псевданора; и приказал жрицам бога, которых раньше называли Клодонес [ 3 ] македонянами, которые впоследствии навсегда получили титул мималлонов . [ 4 ]
Клодоны . и мималлоны также упоминаются Плутархом в его биографии Александра Великого , одном из его жизнеописаний параллельных Этиологический миф у Полиэна, возможно, зародился или был адаптирован в Аитии («Причины») Каллимаха , но Полиен упоминает оба важных момента: амбивалентную сексуальность Диониса и мужские качества менад . Этот трансвеститский ритуал женщина-мужчина-женщина (это было вполне естественным, что им руководил Дионис) [ 5 ] Клодоны-Мималлоны, вероятно, ознаменовали переход македонских девочек во взрослую жизнь.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См Агрионию Беотии . и Агр(и)анию Аргоса .
- ^ [1] [2] [3] Эпиграфическая база данных
- ^ Вероятно, «прядильщики» из клото. См. Хацопулос (1994), с. 75-81. Некоторые учёные связывали это с клозо «гохочением» от звуков бешеных менад.
- ^ Μιμαλλόνες "подражатели людям" Этим. Маг. (587.53) см. Исихий « мимелазеин . мимеистхай» « мимелон . гомоион»
- ^ Нередко и в других частях Греции: Спарта, Аргос, Тегея и т. д.
Библиография
[ редактировать ]- Диллон, Мэтью, «Девочки и женщины в классической греческой религии»
- Хацопулос, Мильтиад Б., «Македонские культы» (как «Культы и обряды перехода в Македуане»), Афины и Париж, 1994 г.
- Дивайн, А.М., «Обзор: македонские культы» , The Classical Review , New Series, Vol. 46, № 2 (1996), стр. 279–281, издательство Кембриджского университета от имени Классической ассоциации.
- Макерди, Грейс Харриет, «Клодоны, мималлоны и Дионис Псевданор» , The Classical Review , Vol. 27, № 6 (сентябрь 1913 г.), стр. 191–192, издательство Кембриджского университета от имени Классической ассоциации.
- Падилья, Марк Уильям (редактор), «Обряды перехода в Древней Греции: литература, религия, общество» , Bucknell University Press, 1999. ISBN 0-8387-5418-X
- Полиэна Стратагем Книга 4.1 Греческий текст