Винчестерский Псалтырь
Винчестерская Псалтирь — английский иллюминированный рукописный псалтырь XII века ( Британская библиотека , Коттон MS Nero C.iv), также иногда известный как Псалтирь Генриха Блуа , и ранее известный как Псалтырь Святого Свитуна . Вероятно, он был сделан для использования в Винчестере , большинство ученых сходятся во мнении, что наиболее вероятным покровителем был Генрих Блуа , брат Стефана, короля Англии и епископа Винчестера с 1129 года до своей смерти в 1171 году. малоизученный шедевр английской романской живописи», [1] но это стало предметом нескольких недавних исследований.
В настоящее время рукопись состоит из 142 пергаментных листов размером 32 х 22,25 см, которые после пожара 1731 года были вырезаны, смонтированы по отдельности и переплетены.
Миниатюры
[ редактировать ]Все тридцать восемь полностраничных миниатюр сгруппированы в начале рукописи. Почти все они разделены по горизонтали на два или три отделения с разными сценами, образуя необычайно расширенный повествовательный цикл из более чем восьмидесяти сцен, охватывающих Ветхий Завет (6 страниц), Жизнь Богородицы и Жизнь Христа (23 страницы) и несколько сцены, посвященные Второму пришествию и Страшному суду ряд несюжетных сюжетов, таких как Дерево Иессея , Христос в величии (9 страниц) - в эти фигуры включен и Дева на троне. Вместе они образуют «один из самых необычных и новаторских циклов миниатюр двенадцатого века». [2]
Большинство миниатюр представляют собой рисунки, окрашенные цветными красками на полностью окрашенный фон. Это распространенная английская техника, по крайней мере, с 11 по 13 век. Две миниатюры, «Смерть Богородицы» и « Богоматерь на троне» , полностью написаны в разной технике и стиле и следуют византийским иконографическим моделям , хотя формы драпировки английские по стилю. [3] Все остальные миниатюры тесно связаны друг с другом по стилю, хотя некоторые из них значительно более высокого качества, чем другие. По мнению Хеслопа, это сделано намеренно, чтобы отразить социальный статус изображенных субъектов; [4] Хейни считает, что это может быть результатом тесного сотрудничества художника с менее опытным помощником. [5] За исключением двух «византийских» миниатюр, все остальные имеют границы геометрического орнамента, на который иногда затрагивается центральное изображение. Многие сцены или части сцен просто нарисованы тушью, предположительно незавершенные, особенно ближе к концу цикла. Немного краски было нанесено на участки менее опытным художником, вероятно, через несколько десятилетий после оригинальной работы. [6] Многие миниатюры имеют названия на нормандском французском языке, написанные рукой, отличной от основного текста, вероятно, добавленные позже, в XII веке. [6] Исходная последовательность миниатюр неизвестна.
цикла, проведенный Хейни, Анализ иконографии предполагает, что в нем были задействованы различные источники и влияния. Некоторые детали можно найти в раннехристианских произведениях, таких как « Хлопковое Бытие», но их нет в произведениях более поздних периодов. Другие детали демонстрируют осведомленность о традициях Каролингов и Оттонов , а многое другое продолжает англосаксонскую и английскую романскую иконографию. [7]
Содержание
[ редактировать ]Рукопись содержит:
- (листы 2–39 справа) 38 полностраничных миниатюр.
- (листы 40r–45v) Календарь с указанием подвигов по месяцам и зодиака. знакам
- (листы 46r–123v) Псалмы 1–150, параллельные латинская и французская версии, с украшенными или историческими инициалами в основных разделах.
- (листы 123v–132r) Песнь , Глория , Молитва Господня и Символы веры
- (fol 132r–v) Litany
- (листы 133v–134r) Четырнадцать коллекций
- (листы 134р–142в) Тридцать шесть молитв.
- (л. 142v) Рубрика, вводящая текст, которого сейчас нет в томе.
Покровитель
[ редактировать ]Несколько свидетельств позволяют предположить, что покровителем был Генрих Блуа, епископ Винчестерский с 1129 по 1171 год:
- Праздники в календаре позволяют предположить, что он был создан для Винчестера.
- Два праздника в календаре предполагают связь с аббатством Клюни ; Генрих Блуаский прежде был монахом Клюни.
- Наличие и отсутствие праздников в календаре позволяют предположить, что он был составлен между 1120 и 1173 годами или до 1161 года по Уормолду и Хейни, поскольку в календаре отсутствует праздник Эдуарда Исповедника , канонизированного в этом году. [8]
- Одна из латинских молитв адресована святому Свитуну , покровителю Винчестерского собора которого , мощи находились в соборе; в молитве упоминаются «sanctis quorum corpora in hac iuxta te requiescunt aula» (святые, чьи тела покоятся в этой церкви рядом с вами)
Некоторые свидетельства вместо этого позволяют предположить, что рукопись не была создана для Генриха Блуа, а, возможно, была написана для женщины, хотя в личных латинских молитвах используются мужские формы: [9]
- Большинство псалтырей XII века с сериями полностраничных изображений, очевидно, были созданы для женщин. [ нужна ссылка ]
- Литания не является обычной ектенией Винчестера, но тесно связана с ектенией Абингдонского аббатства.
- В ектении есть несколько святых женщин, которых нельзя было бы ожидать в ектении Абингдона, трое из которых являются главными святыми женского монастыря аббатства Баркинг.
- Примерно к середине XIII века рукопись находилась в женском монастыре аббатства Шефтсбери , судя по ряду дополнений, внесенных в календарь.
История
[ редактировать ]Неизвестно, где находилась рукопись между XIII веком и 1638 годом, когда она появилась в каталоге коллекции, составленной антикваром сэром Робертом Коттоном примерно между 1588 и 1629 годами и пополненной его сыном и внуком. [10] Рукопись была повреждена во время пожара в 1731 году в Эшбернем-хаусе, в результате которого были повреждены многие рукописи Коттона. В результате двулистные растения были разделены на отдельные листья, и существует некоторая неопределенность относительно их первоначальной последовательности, которая была частично разрешена недавним открытием отростков ярь-медянки , которые подтверждают, какие миниатюры изначально были обращены друг к другу. [11] Библиотека Коттона сформировала одну из основных коллекций Британского музея , из которого в 1973 году была сформирована Британская библиотека. Рукопись находилась на полупостоянной выставке в Британском музее, но сейчас редко выставляется на в Сент-Панкрас территории Британской библиотеки . .
Примечания
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
- Эванс, Хелен К. и Уиксом, Уильям Д., Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг . Н. Э., вып. 312, 1997, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780810965072 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
- Хейни, Кристин Эдмондсон, Винчестерский Псалтырь; иконографическое исследование , 1986, издательство Лестерского университета, ISBN 0-7185-1260-X . Все миниатюры воспроизведены.
- Хеслоп, Томас Александр, «Романская живопись и социальные различия: волхвы и пастухи», в Англии в двенадцатом веке, Труды Харлакстонского симпозиума 1988 года , изд. Дэниел Уильямс (1990), стр. 137–52.
- К. М. Кауфман, романские рукописи: 1066–1190. ред. автор JJG Александр (Лондон, 1975), вып. 78.
- Фрэнсис Вормолд, Винчестерская Псалтырь (Лондон, 1973). В этой книге воспроизведены все основные украшения и распечатано или подробно описано все текстовое содержание.
- Мара Р. Витцлинг, «Археологическая реконструкция предыдущего состояния Винчестерской Псалтири», Gesta , XVII (1978), 29–31.
- Мара Р. Витцлинг, «Винчестерская Псалтырь: изменение порядка вступительных миниатюр в соответствии с библейской последовательностью», Gesta , XXIII (1984), 17–25.
Старые работы
[ редактировать ]- Эдвард Маунде Томпсон , английские иллюминированные рукописи (Лондон, 1895), стр. 29–33, табл. 9.
- Г. Ф. Уорнер, Иллюминированные рукописи в Британском музее (Лондон, 1903 г.), табл. 12.